Влияние домашнего завтрака на умственную активность младших школьников

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние домашнего завтрака на умственную активность младших школьников

Гаврилова М.К. 1
1ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Новожилова А.А. 1
1ГБОУ ВТорая Санкт-Петербургская Гимна
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Скажу честно: я не очень люблю завтракать. Утром хочется поспать, и нет большого желания наедаться перед школой. Почти каждый день мама прилагает усилия, чтобы я хорошо позавтракала. Иногда ей приходиться убеждать меня довольно серьезными аргументами.

От своих родителей я постоянно слышу, что когда они учились в младшей школе, то мои бабушки мучили их обильными завтраками. Папа часто рассказывает, как его мама заставляла съедать большую тарелку манной каши с бутербродом из бородинского хлеба, намазанного маслом, с толстым куском сыра или докторской колбасы. И всё это запивать сладким чаем. Мама вспоминает, что ее тоже заставляли на завтрак съедать обязательную тарелку каши и выпивать какао.

А еще я часто слышу от взрослых народную мудрость, которая гласит: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». Конечно, это всего лишь шутка, но если ее так часто повторяют, значит, в ней заключена какая-то мудрость?

У меня стали накапливаться вопросы: может быть действительно в моем возрасте перед учебным днем надо плотно позавтракать дома? Конечно, у нас очень хорошая столовая и вкусные школьные завтраки. Но, может быть, в домашнем завтраке скрывается какая-то особенная сила? Ведь еда приготовлена мамиными руками.

Эти вопросы у меня копились еще потому, что в интернете и по телевидению часто можно слышать о здоровом диетическом питании, о модной интуитивной диете, о том, как надо мало есть калорий, чтобы хорошо выглядеть и быть стройной. Приводят таблицы потребления белков, жиров и углеводов, которые надо строго соблюдать в течение дня, особенно на завтрак. Также, я постоянно слышу на тренировках по художественной гимнастике о необходимости правильного питания. А мне лично тренер советует ограничивать себя в еде.

Но мне пока рано думать о том, чтобы хорошо выглядеть. Меня куда больше волнует, чтобы я могла хорошо учиться. Как в этом может помочь или помешать домашний завтрак?

Этот вопрос я обсудила со своим научным руководителем, и она предложила мне провести исследование на своем личном практическом опыте, по примеру русских дореволюционных ученых, докторов Бучинского и Дементьева1, советских ученых проф. Шатерникова, Лаврова, Ярусовой2, которые ставили эксперименты на себе, изучая различные диеты, методы питания, полезные вещества и витамины. Я тоже решила поставить эксперимент на себе, чтобы понять, как именно состав завтрака влияет на мою умственную активность во время учебного дня.

Главная цель исследования:

  • Определить, какой именно завтрак помогает мне в учебном процессе, а какой нет;

  • Проверить миф о том, что ребенок должен съедать «сытный» домашний завтрак;

  • Доказать родителям, что ребенок моего возраста может разумно вносить изменения в меню домашнего завтрака.

В этой работе я хочу изучить на собственном опыте, как домашний завтрак может влиять на мою успеваемость и мое физическое состояние в течение учебного дня.

По результатам исследования я хочу предложить родителям разумно изменить мои домашние завтраки так, чтобы они нравились мне, родители не волновались, что «ребенок идет в школу голодным», и при этом у меня было достаточно сил, чтобы отлично учиться.

Глава 1

Раздел 1.1. Как завтракают школьники и что они об этом думают

Я попросила своего научного руководителя и одноклассников 4Б класса помочь мне в этой работе и заполнить анкету. Товарищи по классу откликнулись на мою просьбу. Мы провели анкетирование, в котором приняли участие 29 обучающихся, включая меня.

В анкете было всего три вопроса и по четыре варианта ответа на каждый:

1. Что чаще всего ты ешь дома на завтрак?

2. Что ты пьешь дома за завтраком?

3. После какого домашнего завтрака тебе легче учиться?

После того как ребята заполнили анкеты, я собрала их и попросила научного руководителя помочь мне проанализировать результаты в процентах, которые я пока не научилась считать.

Оказалось, что чаще всего ученики едят дома на завтрак: 1) Бутерброды и сосиски: 29% (то есть каждый третий); 2) Различные каши: 21% ; 3) Творог, йогурты, сыр: 20% (каждый пятый); 4) Реже всего едят на завтрак яйца: всего 8%.; 5) 6% учеников класса не завтракают дома.

Пьют на завтрак: 1) Чай: 44% ; 2) Какао: 16% ; 3) Молоко: 14% ; 4) Соки: 10%. Таким образом, типичный домашний завтрак учеников нашего класса состоит из бутербродов или сосисок с чаем, каши с чаем, молочных продуктов с чаем, какао или соков.

Но самое интересное, что 48% учеников, то есть почти половина класса, не замечают никакого влияния домашнего завтрака на их успехи в учебе. Но зато 44% учеников чувствуют разницу: из них большая часть лучше учатся после легкого завтрака (26%), а меньшая часть – после обильного завтрака (18%).

Хочу отметить интересный факт: из той половины класса, которая «не видит разницы» в воздействии домашних завтраков на учебу, в основном едят дома каши (30%) , бутерброды и сосиски (26%), запивая чаем (48%). То есть они питаются примерно так же, как другая половина класса, которая замечает влияние завтрака на учебу.

Получив этот результат опроса, я поняла, что однозначного ответа на вопрос: «как влияет домашний завтрак на умственную активность во время учебного дня?», видимо, не существует. Или мои одноклассники об этом не слишком задумываются. Или он индивидуален для каждого ребенка.

Поэтому результаты моего эксперимента будут не универсальными рекомендациями, как надо питаться ученикам, а выводами, которые могут использовать я и мои родители, что я считаю уже немаловажным.

Раздел 1.2. Домашний завтрак в цифрах

Чтобы иметь базу, на которую я могла бы опираться, я попросила научного руководителя найти официальные документы. На сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), она нашла следующие таблицы:

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше:

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп

с 7 до11 лет

с 11 лет и старше

Белки, г

77

90

Жиры, г

79

92

Углеводы, г

335

383

Энергетическая ценность, ккал

2350

2713

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях:

Прием пищи

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %

Завтрак в школе

20 %

Обед в школе

30 %

Полдник в школе

10 %

Итого

60 %

Таким образом, на домашние завтрак и ужин приходится 40% энергии и веществ, которых ребенок моего возраста должен получать из еды. Будем считать, что они делятся пополам. То есть на домашний завтрак должно приходиться 20% дневной нормы. От 2350 калорий – это 470 калорий.

Раздел 1.3. Обоснование методики эксперимента

Для того чтобы мой эксперимент можно было считать достоверным, мы выработали с научным руководителем строгие правила. А именно:

  1. Эксперимент должен проводиться строго в один и тот же школьный день: я выбрала понедельник, так как после выходных не будет дополнительного воздействия других учебных дней и накопившейся усталости. В понедельник по расписанию пять уроков, то есть самое частое количество уроков в день (3 дня из 5 учебных) и самая обычная учебная нагрузка;

  2. В день эксперимента я не буду завтракать в школе, только пить воду или чай без сахара, чтобы не было дополнительного воздействия пищи;

  3. Эксперимент проводится один раз в неделю, в остальные дни я питаюсь по обычному для нашей семьи меню;

  4. Эксперимент будет проводиться после разрешения моего педиатра, который наблюдает меня с раннего детства и знает особенности моего организма. Таким образом, возможный риск для моего здоровья снижается фактически до нуля, а научную чистоту эксперимента можно считать достаточной.

Эксперимент занял у меня семь недель (с перерывом на зимние каникулы), что составляет практически короткую учебную четверть. Я постаралась учитывать важный фактор, который влияет на состояние организма и работоспособность: погоду.

Был выбран зимний сезон. Утром перед завтраком мы с мамой проверяли температуру воздуха: в день эксперимента должно быть от –1 до +1, то есть около нуля градусов. Когда это условие соблюдалось, я проводила следующий этап эксперимента. Снег и ветер в расчет не брались.

Как составлялось меню завтрака. Научный руководитель помогла мне посчитать калории экспериментального завтрака, чтобы составить «лесенку», увеличивающую калории. Я не стала подсчитывать, сколько конкретно белков, жиров и углеводов будет в завтраке. Эти вещества помогают моему организму расти. Моя задача понять, как энергия (калории), которую я получаю из пищи, воздействуют на мою умственную активность во время уроков. Поэтому отдельно количеством белков, жиров и углеводов я посчитала возможным пренебречь. Таблица калорийности продуктов (на 100 гр.), которые будут использованы в экспериментальных завтраках:

Продукт

Калорийность

Съедено калорий

Вода

0

0

Чай черный б/сахара

0

0

Какао чашка (200 гр)

200

200

Яблоко

46

40

Банан

91

80

Виноград

69

50

Творог

150

120

Масло сливочное

750

75

Батон

235

60

Сыр Маасдам

314

200

Овсяная каша

325

140

Молоко 2,5%

53

53

Сахар-песок

405

80

Колбаса докторская

250

50

Яичница (яйцо куриное)

60

120

Сосиски молочные

241

120

Эклер (масляный крем)

544

540

Шоколадка молочная

574

285

Сгущенное молоко

321

60

Исходя из этих цифр, были составлены семь экспериментальных завтраков:

Эксперимент

Калорийность

1

Нулевой завтрак (стакан воды)

0

2

Фрукты (яблоко, банан, виноград)

170

3

Чашка какао, булка с маслом

335

4

Творог, бутерброд с сыром, стакан молока

388

5

Овсяная каша на молоке, бутерброд с колбасой, чай

458

6

Яичница, сосиска, сыр, булка с маслом, чай

575

7

Эклер, молочная шоколадка, сгущенное молоко, чай

885

Результаты экспериментов я буду оценивать по пятибалльной шкале, где 1 – очень плохо, а 5 – очень хорошо. После экспериментов я сделаю выводы о полученных результатах.

Глава 2.

Раздел 2.1 Эксперимент 1: «Нулевой» завтрак

Этот завтрак состоял из стакана (200 мг) кипяченой теплой воды. Я думала, что такой завтрак как раз то, что нужно с утра: подольше поспала, оделась, выпила стакан воды и пошла в школу. Результат оказался для меня неожиданным.

В начале первого урока (Технология) у меня было много сил и энергии. Но уже ко второму уроку (Работа с текстами и задачами) я вдруг поняла, что могу думать только о еде. Эти мысли я прогнала. Но оказалось, что на третьем уроке (Окружающий мир) мне стало очень трудно слушать учителя и воспринимать изучаемый материал. Чувство голода становилось сильнее. Когда после третьего урока был школьный завтрак, а я имела право выпить только чай без сахара, мне было непросто сидеть и ничего не есть, а потом идти на следующий урок. Ситуация ухудшилась на четвертом уроке (Музыка): я не могла сосредоточиться, плохо слушала и воспринимала информацию.

Хуже всего было на пятом уроке (Русский язык). Мне пришлось заставлять себя вникать в изучаемый материал, который объяснял классный руководитель. Чувство голода настолько мешало учиться, что я думала только о том, как бы скорее прийти домой и поесть. При этом физически я ощущала себя отлично. Итог этого эксперимента я свела в таблицу:

Калорийность

Мои физические силы

Понимание материала на уроке

Потребность завтрака в школе

Моя оценка

эксперимента

0

5

(отличные)

3

(плохое)

5

(оч. высокая)

2

Раздел 2.2. Эксперимент 2: «Фитнес»-завтрак

Через неделю после первого эксперимента, я провела второй эксперимент. Мама на завтрак дала мне тарелку с фруктами: яблоко, банан, виноград. Я слышала, что многие девушки так питаются, чтобы быть красивыми. А я попробую выяснить, как это отразится на учебе.

Завтрак был легкий, я съела его с удовольствием.

На первом уроке (Технология) я была полна сил, слушала с вниманием, выполняла задания, которые нам давал учитель. У меня было отличное настроение и физическое состояние. Второй урок (Работа с текстами и задачами) дался мне легко. Я работала в полную силу. На третьем уроке (Окружающий мир) я сохранила хороший рабочий настрой. Хорошо понимала тему, поднимала руку, отвечала на вопросы учителя. Мне казалось, что у меня еще большой запас энергии. Однако к концу урока я вдруг почувствовала некоторый упадок сил. Пришли мысли о школьном завтраке.

В столовой, на завтраке, я снова пила чай без сахара и с небольшой завистью смотрела на одноклассников, которые ели макароны. Четвертый урок (Музыка) прошел с некоторым трудом: у меня возникло легкое чувство голода, которое немного отвлекало.

А вот на пятом уроке (Русский язык) стало трудно сосредоточиться, я сделала ошибку в тетради, и хотела, чтобы урок скорее закончился. Мои силы на учебу, как оказалось, тоже закончились. Итог этого эксперимента я свела в таблицу:

Калорийность

Мои физические силы

Понимание материала на уроке

Потребность завтрака в школе

Моя оценка

эксперимента

170

5

(отличные)

От 5 до 3

3

(средняя)

3

Раздел 2.3. Эксперимент 3: Завтрак как полдник в детском саду

Я еще не забыла, как в детском саду в середине дня нам давали полдник: какао с булкой и сливочным маслом. Родители сказали, что такой полдник был и в их детстве. Поэтому третий эксперимент был поставлен с участием полдника советского ребенка в качестве завтрака российской школьницы. Завтрак был вкусным и сладким.

Первый урок (Технология) для меня оказался замечательным. Мне было легко думать и выполнять задания учителя.Мое состояние и работоспособность на втором уроке (Работа с текстами и задачами) почти не отличались от первого. Я выполняла задания правильно, не делала ошибок. Третий урок (Окружающий мир) дался мне легко. У меня не было чувства голода, я могла полностью сосредоточиться на новой теме, активно работала и отвечала на вопросы учителя. На школьном завтраке есть мне не хотелось, я выпила чай без сахара и равнодушно смотрела, как едят мои одноклассники. Четвертый урок (Музыка) начался в таком же отлично-рабочем состоянии. Однако ближе к середине урока я вдруг ощутила небольшое чувство голода. К концу урока оно резко усилилось.А вот на пятом уроке (Русский язык) было немного тяжелее: как будто закончилась энергия, мне захотелось есть и пить, приходилось прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на уроке. Было непросто.

Итог этого эксперимента я свела в таблицу:

Калорийность

Мои физические силы

Понимание материала на уроке

Потребность завтрака в школе

Моя оценка

эксперимента

335

От 5 до 3

От 5 до 3

2

(низкая)

3

Раздел 2.4. Эксперимент 4: Молочный завтрак

Четвертый эксперимент состоял из молочных продуктов: половинка упаковки творога (жирность 5%, «Пискаревский»), кусочек молочного батона («Каравай»), намазанного сливочным маслом (82,5%, вологодское сладкосливочное), кусок сыра «Маасдам» и чашка молока. Завтрак я съела с некоторым трудом (не люблю творог), но ради науки пришлось идти на жертвы.

Я думала, что после такого завтрака точно не захочу есть до школьного завтрака, но учиться будет непросто, так как завтрак мне не понравился. Однако результат оказался несколько иным. Первый урок (Технология) и второй урок (Работа над текстами и задачами) прошли отлично. Я была в хорошем рабочем настрое, и учебный материал давался без труда. У меня все получалось. Третий урок (Окружающий мир) не слишком отличался от предыдущих. Я понимала материал, записывала, работала на уроке. На школьный завтрак я пошла не голодная, без мучений отказалась от запеканки, выпила свой стакан чая без сахара.Четвертый урок (Музыка) прошел в таком же хорошем рабочем настроении. Я занималась и не отвлекалась на мысли о еде. Пятый урок (Русский язык) я начала в таком же отличном состоянии, отлично воспринимала материал. Лишь ближе к концу урока я ощутила легкое чувство голода, которое отвлекало, и я чуть не сделала ошибку.

Все же мне хватило сил закончить урок, получив «5» по письменной работе. Если бы я подкрепила силы на школьном завтраке, все было бы отлично.

Итог этого эксперимента я свела в таблицу:

Калорийность

Мои физические силы

Понимание материала на уроке

Потребность завтрака в школе

Моя оценка

эксперимента

388

От 5 до 4

5

2

(низкая)

4

Раздел 2.5. Эксперимент 5: Классический завтрак

Настал черёд завтрака, которым в некоторых вариациях довольно часто кормит меня мама. Он состоит из: овсяной каши, сваренной на молоке 2,5%, с добавлением сливочного масла и сахара, бутерброда с колбасой (московская полукопченая, батон молочный) и чай. Завтрак я съела с обычным выражением на лице «покорности судьбе». То, что делаю важный эксперимент, вдохновляло, но не усиливало аппетит. Было ощущение предельной сытости.

К началу первого урока (Технология) ощущение предельной сытости исчезло, и у меня возникло приятное ощущение хорошего настроя на работу и полноты сил. Это настроение и желание учиться не пропали на втором и третьем уроках. У меня было очень комфортное состояние, как будто самое естественное. Задания давались легко, контрольную работу написала на «5». На школьный завтрак я пошла только потому, что это необходимо. Есть не хотелось совсем. Чая без сахара мне вполне хватило.

Четвертый урок (Музыка) и пятый урок (Русский язык) прошли для меня в хорошем рабочем настрое. Притом, что я бегала на переменах, у меня хватило сил активно работать на уроке и не сделать ошибки в тетради. Мне было легко учиться. Как будто это самое обычное состояние.

Только после уроков, я вдруг поняла, что пришло время подкрепиться. Оказалось, самый обычный завтрак, который дает мама, – «золотая» середина: помогает учиться и не нагружает организм лишним. Если бы не эксперимент, я бы так и не заметила, как он полезен для меня в учебе. Вероятно, этого не замечают и 48% одноклассников.

Итог этого эксперимента я свела в таблицу:

Калорийность

Мои физические силы

Понимание материала на уроке

Потребность завтрака в школе

Моя оценка

эксперимента

458

5

5

1

(оч. низкая)

5

Раздел 2.6. Эксперимент 6: «Сытный» завтрак

Настал черёд проверить на себе «обильный» завтрак, о котором мне рассказывал папа. Мама поставила передо мной большую тарелку с яичницей из двух яиц, сосиской, бутербродом с маслом и сыром, чай. Может быть, для взрослого человека это нормальный завтрак, но для меня, девятилетней девочки, это оказалось слишком много. Я с трудом вышла из-за стола.

Первый урок был посвящен не учебе, а тому, чтобы я смогла прийти в себя. Я с трудом понимала, что говорит учитель, я боролась с дурнотой, и думала об одном: только бы не опозориться перед всем классом. К счастью мой организм справился. Но учиться я не могла. На втором и третьем уроках я просто присутствовала. Дурнота прошла, но мозг отказывался включаться в учебный процесс. Я была невнимательна, получила замечание на «Окружающем мире», сделала ошибку в рабочей тетради.

На школьном завтраке я не могла смотреть на еду и жующих друзей. С трудом выпила чай без сахара. На четвертом уроке (Музыка) стало немного легче, но заниматься не было сил.

На последнем, пятом уроке было грустно. Мне не хотелось ни учиться, ни слушать учителя, ни делать задания. Видимо, организм после удара калорий приходил в себя, и ему было не до того, чтобы мозг включился в учебный процесс. Мне было очень стыдно перед моим любимым учителем, но я могла только тихо сидеть за партой, делая вид, что слушаю. Я себя оправдывала, что результат эксперимента мог быть еще хуже.

Не знаю, как родители учились после «обильного» советского завтрака, но, по моему мнению, кроме вреда для учебы такое количество пищи с утра не дает ничего. Итог этого эксперимента я свела в таблицу:

Калорийность

Мои физические силы

Понимание материала на уроке

Потребность завтрака в школе

Моя оценка

эксперимента

575

3

2

0

2

Р

1

2

3

аздел 2.7. Эксперимент 7: Завтрак «Мечта ребенка»

Когда мама поставила передо мной тарелку для эксперимента, она сказала: «Первый и последний раз!». На тарелке был завтрак-мечта любого ребенка: эклер со сливочным кремом, молочная шоколадка, вазочка сгущенки к чаю. Завтрак я съела с большим удовольствием (обожаю сладкое).

В прекрасном настроении я пошла в школу.

На первом уроке у меня было отличное настроение и желание учиться. Но счастье продлилось недолго. Перед началом второго урока со мной что-то случилось: захотелось пить, и я не могла думать ни о чем, кроме стакана воды. Я выпила из кулера два стакана, стало легче, но голова была совершенно пуста. И сил не было.

Такое состояние у меня было на втором и третьем уроках. Я была вялая, пассивная, плохо понимала материал. На школьном завтраке мне не хотелось есть, я выпила два стакана чая. На четвертом уроке (Музыка) я старалась держаться подальше от учителя, и когда все стали петь, просто открывала рот, в результате чего получила замечание.

Хуже всего пришлось на пятом уроке (Русский язык). Возникло сильное чувство голода, я не могла сосредоточиться на теме урока, с трудом понимала, что говорит учитель. Кое-как выполнила работу в классе, а потом исправляла ошибки дома. От утренней эйфории не осталось ничего. Я поняла, что сладкое очень коварно: сначала дает большой приток энергии, а потом отнимает силы. Учиться после такого завтрака-мечты крайне трудно. Я больше не стану повторять такой опыт. Можно сказать: эксперимент закончился катастрофой.

Итог этого эксперимента я свела в таблицу:

Калорийность

Мои физические силы

Понимание материала на уроке

Потребность завтрака в школе

Моя оценка

эксперимента

885

2

2

0

1

Заключение

Закончив эксперимент, я могу сделать следующие выводы:

1. Старый миф «ребенку нужен сытный завтрак» – не работает: чем сытнее, калорийнее завтрак, тем тяжелее учиться;

2. «Мечта ребенка» – завтрак из сладостей оказался еще одним мифом: после обильного сладкого учиться очень тяжело;

3. Диетический завтрак (стакан воды), рассчитанный на похудание, не только не помогает в учебе, а действует отрицательно;

4. Завтрак из фруктов, несомненно, полезен, но я бы смогла его применять только раз в неделю с добавкой йогурта и чая;

5. Наиболее оптимально – это «классический» завтрак или молочный завтрак: сохраняется работоспособность и силы. Эти завтраки – «золотая» середина. По калориям они близки рекомендациям Роспотребнадзора. Эксперимент дал мне еще один, косвенный результат: показал важность школьного завтрака и его положительное влияние на учебный процесс. Все оценки экспериментов я свела в график:

Для моих родителей я тоже подготовила выводы после эксперимента: не

все то хорошо для нас, современных детей, что было хорошо в вашем детстве. Другое время, другие нагрузки требуют другого меню домашнего завтрака для школьника. И еще: я думаю, что ребенок в моем возрасте уже может сам подсказать родителям, какой завтрак для него лучше и помогает хорошо учиться в школе. Если он, конечно, хочет хорошо учиться.

Проведя эксперимент, я поняла значение домашнего завтрака: помогать справляться с учебными нагрузками и заставлять серые клеточки моего мозга шевелиться. Во время учебы важно не только получать знания и оценки, но и не навредить развитию организма как лишним, так и недостаточным количеством калорий. Я думаю, что «золотая» середина домашних завтраков может привести в последствии к золотой медали за окончание школы. Если, конечно, не надеяться только на завтраки, а ещё и самому старательно учиться.

Приложение: Проведение экспериментов

 

Эксперимент 1

Эксперимент 2

Эксперимент 3

Эксперимент 4

 

Эксперимент 5

Эксперимент 6

Эксперимент 7

Список литературы

1. Горячие завтраки в земских начальных школах // – Москва : Изд-во С.П. Яковлева, 1913.

2. Здоровое питание. Памятка для школьников // – Москва, : Дрофа, 2018.

3. Здоровое питание в школе и дома. // Учебно-методическое пособие / – Ярославль : МОУ Городской Центр психолого-медико-социального сопровождения, 2011

4. Кемерер В. Питание ребенка // – Санкт-Петербург : Изд-во «Вестник знания» В.В. Битнера, 1911.

5. Кулинария// – Москва: Госторгиздат, 1955.

6. Лядова В.Н. Питание школьника. Книга о том, как правильно кормить школьника, чтобы он вырос здоровым, ловким и сильным // – Москва: Госторгиздат, 1961.

7. Питание и здоровье школьника// URL: https://school-science.ru/7/1/40672 (дата обращения 20.11.2022)

8. Правильное питание – залог здоровья, красоты и долголетия / Библиографический указатель литературы Муницип. бюджет. учреждение культуры «Централиз. библ. система № 2», Информ.-библиогр. сектор / составитель: И. В. Киреева, Л. А. Шамраева. – Троицкий : Централиз. библ. система № 2, 2018.

9. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников. Методические рекомендации. Приложение к письму Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12 апреля 2012 года N 06-731/ –Москва, 2012.

10. Сайт Роспотребнадзора: URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения 20.11.2022)

1 с.21. Горячие завтраки в земских начальных школах. Изд-во С.П. Яковлева, М, 1913.

2 С. 8-12. Кулинария. Министерство торговли СССР. Госторгиздат, М. 1955.

Просмотров работы: 46