Быть стоматологом - здорово!

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Быть стоматологом - здорово!

Фетисова А.С. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Мойсиевская Н.В. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Многие не только дети, но и взрослые боятся ходить на приём к стоматологу. А я – не боюсь, потому что моя бабушка – стоматолог, и я часто бываю у неё на работе. И поверьте, это не так уж и страшно. Бабушка часто рассказывает о своей работе и пациентах. Мне захотелось рассказать своим одноклассникам о замечательной профессии стоматолога, чтобы все ходили лечить зубы с удовольствием, ведь быть стоматологом – здорово!

Цель моего исследования: исследовать особенности работы врача-стоматолога

Задачи:

  1. Узнать историю появления профессии стоматолог.

  2. Выяснить направления работы стоматологии.

  3. Познакомиться со стоматологическими инструментами.

  4. Исследовать строение зуба.

  5. Посетить стоматологический кабинет и составить правила ухода за зубами.

Гипотеза исследования: работа стоматолога вызывает страх у людей, потому что лечить зубы больно.

Объект исследования: стоматология

Предмет исследования: особенности работы стоматологов

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Наблюдение.

3. Исследование строения зуба.

4. Анкетирование учеников начальных классов.

5. Анализ полученных результатов.

Актуальность исследования: поход к стоматологу всегда вызывает раздражение не только у детей, но и у взрослых. Звуки, доносящиеся из зубного кабинета, вызывают озноб, потому что манипуляции, которые совершаются в кабинете, мы не видим, а только слышим. Знания инструментов, строения зуба, работы стоматолога помогут подготовиться к предстоящему лечению, и избавят от страха неизвестности.

Новизна: исследование рассказывает о работе стоматолога, показывает не только необходимость посещать стоматолога для лечения зубов, но и рассказывает о профилактике и правильном уходе за ротовой полостью.

Практическая значимость: результаты моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах при знакомстве с профессиями, заседаниях клуба «Почемучки».

Исследование проводилось в период с 1 сентября 2022 года по 25 января 2023 года.

2.1. История появления профессии стоматолог

Из энциклопедии «История стоматологии» я узнала, что Гиппократ в своих научных работах первым детально описал виды заболеваний зубов. Он внёс предложение об удалении больных зубов с помощью калёного железа. Такой способ, конечно, вызывал боль у человека. В то время многие люди умирали от простого флюса. Древние люди сильно страдали от зубной боли, поэтому появились сильнодействующие лекарства для обезболивания: мышьяк, опиум и т.д. Первые зубные щётки появились в 500 году нашей эры, щипчики для удаления больных зубов - в 4 веке нашей эры. А в 659 году люди научились делать пломбы для лечения больного участка зуба. До 17 века в медицине не было науки стоматологии. Людям просто делали обезболивание, либо удаляли зуб и цирюльники, и банщики.

В Росси при Петре Первом официально появилась профессия стоматолога. С этого времени в нашей стране начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов, а потом открываются учреждения по всей стране.
Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта. Даже утрата зуба теперь не проблема, ведь существует протезирование, наращивание и многие другие процедуры, направленные на создание идеальной улыбки для каждого человека.

2.2.Специфические направления стоматологии

Стоматолог в настоящее время занимается профилактикой заболеваний зубов, лечит, проводит хирургические операции, протезирует, исправляет прикус и многое другое. Одному это сделать не под силу, поэтому стоматология разделила стоматологов на несколько специфических направлений:

  1. Стоматолог-терапевт. Это самый привычный для каждого из нас специалист. Он проводит первичный осмотр и занимается стандартным лечением зубов – устранением кариеса, воспалительных процессов и инфекционных заболеваний полости рта. Это первый специалист, к которому попадает пациент. В его обязанности входит диагностика, лечение или перенаправление к более узкому специалисту.

  2. Стоматолог-ортопед. Это специалист, который занимается устранением деформаций прикуса и протезированием зубов. Он знает все особенности и нюансы данных процессов. Владеет протезированием (съемным, несъемным, комбинированным) и микропротезированием.

  3. Стоматолог-хирург. Это специалист, который устраняет дефекты путем хирургических вмешательств. Данный врач стандартно занимается имплантацией и удалением зубов. Ему по плечу процедуры, направленные на сохранение зубов, лечение воспалительных процессов и новообразований ротовой полости и небольших опухолей лица. Он занимается подготовкой рта к последующей процедуре протезирования, лечением болезнетворных процессов ВНЧС, тройничного нерва и слюнных желез. В его обязанности входит хирургическая обработка ран лица, рта и шеи, пластика и реконструкция челюсти, диагностика общих тяжелых заболевании на основании их симптоматических проявлений в области лица, ротовой полости и шеи. Также данный специалист проводит операции на поверхностях пародонта.

  4. Челюстно-лицевой хирург. Данный специалист проводит хирургические вмешательства различной сложности. Они более глубокие и сложные, чем у стоматолога-хирурга. Делаются такие оперативные вмешательства под общим наркозом и требуют массы знаний и навыков.

  5. Детский стоматолог. Молочные зубы имеют свою специфику и ряд особенностей. Все об их устройстве и правильных методах лечения знает данный специалист. Помимо этого, он еще и хороший психолог. Ведь не так-то просто посадить ребенка в кресло к стоматологу.

  6. Стоматолог-ортодонт. Это специалист, работающий с зубочелюстными аномалиями, которые возникли в результате естественных процессов: генетическая предрасположенность, возрастные изменения или деформации вследствие потери зубов, либо заболеваний пародонта. В отличие от стоматолога-ортопеда, он не занимается случаями, которые являются следствием травм.

Все данные специализации объединяются под названием профессии «стоматолог». Они включают огромный спектр знаний и навыков.

3.1. Стоматологический инструментарий

Чтобы познакомиться со стоматологическими инструментами, я обратилась за помощью к бабушке. Она рассказала, что для всех стоматологических манипуляций стоматологи используют разнообразные инструменты. (Приложение 1, фото 1-3)

Инструменты, используемые при терапии разных заболеваний и расстройств полости рта, подразделяют на такие группы:

  • Для осматривания ротовой полости.

  • Для лечения зубов.

  • Для устранения зубных отложений.

  • Для протезирования зубов.

  • Для изготовления пломбировочного материала.

  • Для пломбирования.

  • Для обработки пломбы.

  • Для вырывания зубов.

  • Для обработки корневых каналов.

Инструментарий стоматологов ортодонтов, ортопедов, хирургов разнообразен и в зависимости от целей делится на разные группы (Приложение 2)

3.2. Строения зуба

Когда начинает болеть зуб, мы не задумываемся, что болит. А это важно, т к. боль от поражения коронки зуба можно терпеть, а вот при поражении дентина боль терпеть практически невозможно. Если молочные зубы сами выпадают, т.к являются временными и хрупкими, их не лечат, а удаляют, то коренные зубы у человека на всю жизнь и их стараются сохранить как можно дольше, т.к. новые уже не вырастут. Поэтому занимаются пломбированием и лечением практически всех частей зуба. Зуб состоит из корневого канала, пульпы, дентина, эмали и коронки зуба.

Знать строение зуба человеку необходимо, чтобы спокойно ходить к стоматологу, лучше ориентироваться в рекомендациях, которые ему даёт врач, и правильно ухаживать за зубами, потому что зуб – это единственный орган нашего организма, который не может восстанавливаться. (Приложение 1, фото 4-5)

3.3. Посещение стоматологического кабинета

Перед посещением стоматологического кабинета я провела анкетирование среди учащихся 3-х классов. (Приложение 3)

А потом посетила стоматологический кабинет, в котором работала моя бабушка. (Приложение 1, фото 6 -9) Оказывается, кабинет стоматолога имеет сложное оборудование и аппаратуру, которые помогают проводить диагностику и лечение ротовой полости. В кабинете обязательно есть кресло, универсальная стоматологическая установка, рефлектор (светильник) на стоматологической установке, вспомогательный столик и держатели инструментов, фарфоровая плевательница и экран для просматривания рентгеновских снимков.

В кабинете была благоприятная атмосфера, располагающая обстановка, не было медицинских запахов. Но почему же тогда пациенты боятся лечить зубы? Бабушка сказала, что у каждого страх свой. Кому- то рассказали, что это больно, кто-то боится вообще все медицинские процедуры, а кого-то пугает неизвестность. Но главное оружие стоматолога – улыбка, доброжелательность, которые помогут побороть страх. А ещё современные методы обезболивания сделают комфортной самую сложную процедуру.

Всей информацией я поделилась с учениками 3-х классов. Мы вместе рассматривали инструменты, изучали их использование, рассматривали фотографии стоматологического кабинета, провели классный час, на котором вместе составили правила ухода за зубами. (Приложение 1, фото 10-12) Через 2 месяца я повторно провела анкетирование только по вопросам 2-5 и добавила ещё один вопрос: «За последние 2 месяца посещали ли вы стоматолога (если да, то с какой целью)?». Результаты меня обрадовали, т.к. увеличилось количество детей, которые перестали бояться посещать стоматолога и тех, кто посетил стоматолога с целью профилактики.

Диаграмма 1. Сравнение результатов анкетирования

3.4. Правила ухода за зубами

На классных часах в 3-х классах мы вместе с ребятами составили правила по уходу за зубами и правила чистки зубов, которые поместила я в свою памятку «Здоровые зубы» (Приложение 4)

Мы решили, что соблюдение этих правил поможет сохранить зубы здоровыми и крепкими.

Заключение

Таким образом, познакомившись с информацией в энциклопедиях, книгах и сети Интернет о работе стоматолога, проведя исследование, я пришла к выводу, что работа стоматолога вызывает страх у людей не всегда потому, что лечить зубы больно, а чаще всего по незнанию и страху перед неизвестным.

Моя гипотеза подтвердилась частично. Я смогла выяснить направления работы стоматологов, исследовать строение зуба, посетить стоматологический кабинет, составить памятку «Береги зубы»

  1. Узнать историю появления профессии стоматолог.

  2. Выяснить направления работы стоматологии.

  3. Познакомиться со стоматологическими инструментами.

  4. Исследовать строение зуба.

  5. Посетить стоматологический кабинет и составить правила ухода за зубами.

Выводы

  1. Профессия стоматолог появилась в России благодаря Петру I. Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта.

  2. Стоматология разделила стоматологов на несколько специфических направлений: стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, челюстно-лицевой хирург, детский стоматолог, стоматолог-ортодонт.

  3. Стоматологические инструменты разнообразны и их использование зависит от специфики работы врача-стоматолога.

  4. Зуб человека состоит из корневого канала, пульпы, дентина, эмали и коронки зуба.

  5. Посещение зубного кабинета и знакомство с работой стоматолога помогло составить памятку «Берегите зубы»

Изучение темы планирую продолжить в следующем году. А мечта моя – стать стоматологом, как моя бабушка.

Литература

  1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Строение моего тела. Зубы.- /М:Росмен, 2014.- 48 с, ил./

  2. Стоматологическая энциклопедия - -/ М: АСТ, 2007. – 208 с, ил./

  3. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – /М., 2001. – C. 115-122./

  4. Лунёва Н.А., Маслак Е.Е. //Стоматология детского возраста. – 2002. – № 3-4. – С. 42-44.

Интернет ресурсы:

Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям

https://www.irrigator.ru/blog/zdorovye-zuby-detskaya-stomatologiya.html

Стоматологическая энциклопедия http://www.dentalmechanic.ru/fundamentals/history/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Ф отоотчёт

Инструменты для осмотра ротовой полости

Фото 1

И нструменты для лечения зубов

Фото 2

Инструменты для удаления зубов

Фото 3

И зготовленная модель зуба на 3-D принтере

Фото 4

Знакомлю одноклассников со

строением модели зуба

Фото 5

В стоматологическом кресле

Фото 6

Шкаф для стерилизации инструментов

Ф ото 7

У стойки с инструментами для лечения зубов

Фото 8

Провожу осмотр зубной полости бабушки

Фото 9

Рассказываю о стоматологических инструментах

Фото 10

Рассматриваем стоматологические инструменты

Фото 11

Фото 11

Проверяем инструмент в работе

Фото 12

Приложение 2

Врач-ортодонт в своей работе пользуется комплектом специального ортодонтического инструментария. В него входят: щипцы для работ с мультбондинг системами, крампонные щипцы, ножницы по металлу, круглогубцы, щипцы для удаления брекетов, наковальня, зуботехнический молоток, обратный пинцет для установления брекет-систем. Все инструменты подразделяются на последующие виды:

  • Применяемые при стимуляции прорезывания зубов.

  • Корригирующие, используемые при изменении положения нескольких зубов.

  • Ретенционные, применяемые после главного ортодонтического лечения с целью сохранности результата.

  • Аппараты, предназначенные для сужения и расширения зубного ряда.

  • Инструментарий комбинированного типа, позволяющие одновременно сужать или расширять ряды зубов и корректировать аномалии расположения зубного ряда.

Хирургический инструментарий состоит из специализированных инструментов и инструментов универсального назначения. Среди них выделяют:

  • Для разъединённости тканей: ножницы, ножи, скальпели и пилы, долота, кусачки и прочее.

  • Вспомогательные: различные пинцеты, крючки, зажимы, корнцанги.

  • Для соединения тканей: иглодержатели разнотипных систем с режущими и колющими иглами.

  • Кровоостанавливающие: лигатурные иглы, зажимы разных типов.

Инструментарий для стоматолога-ортопеда необходим для восстановления и протезирования зубного ряда. Также при их помощи реставрируются незначительные дефекты зубов, восстанавливаются все функции, в том числе и жевательная.

Зубные техники при помощи специального инструментария изготавливают разнообразные типы искусственных коронок, мостовидные протезы, протезы съёмного типа и другие челюстно-лицевые конструкции. 

Инструменты для осмотра ротовой полости

Этот набор инструментов считается базовым, универсальным и необходимым каждому стоматологу. Его предназначение заключается в проведении досмотра ротовой полости пациента для ориентировочного выявления существующих проблем. Кроме диагностического предопределения набор инструментов используется для лечения, зубопротезирования и удаления зубов. Набор для осмотра состоит из ниже представленных инструментов:

  • Лоток для самих инструментов.

  • Стоматологическое зеркало, которое даёт увеличенное изображение. Зеркало и его ручка используется для осмотра и простукивания зуба для оценки степени болезненности.

  • Стоматологический пинцет. Конструктивная особенность в виде тонкой изогнутой рабочей части даёт возможность оперировать мельчайшими предметами. Пинцет удобен в обработке труднодоступных областей полости рта, включая задние поверхности зубов. Он необходим для выявления степени подвижности зуба.

  • Стоматологический зонд. Чаще всего используется угловой зонд, инструмент штыковидной формы среди стоматологов менее распространён.

Применяя этот несложный в использовании набор, стоматологи выявляют дефекты на поверхностях зубов, производят оценку их состояния, включая глубину, плотность, размер и уровень болезненности.

Инструменты для лечения зубов

Инструментарий для излечивания разнообразных заболеваний зубов подразделяются на следующие виды:

  • Ручной тип приборов. Используется для устранения размягчённых тканей зуба, пломбирования. Представлен огромным выбором алмазных головок, боров, полировочных дисков.

  • Инструменты для проведения работ в корневых каналах. Бывают ручные и механические. Применяются для диагностирования, расширения и прохождения каналов, вырезания заражённой ткани.

  • Вспомогательные инструменты. Включают в себя различные кисти для смазывания жидкостью поверхность зуба, зажимы, матрицы, пробойники, гладилки, штрипсы.

Для снятия отложений на зубах

Набор инструментов представлен самым обширным ассортиментом:

  • Кюреты. Выполняют их из различных сплавов. Рабочие части имеют разнообразные формы, что способствует их проникновению в труднодоступные места между зубами и зубодесневыми карманами.

  • Насадки для ультразвуковых и пневматических скалеров, которые применяются для устранения наддесневых отложений и чистки межзубных промежутков (нельзя использовать при удалении поддесневых отложений).

  • Экскаваторы. При их помощи врач убирает оставшиеся кусочки еды, пломбы временного назначения, наддесневые и поддесневые отложения.

  • Стоматологические крючки. Они производятся различного размера и формы. Удобны при чистке зубных отложений.

  • Эмалевый нож. Он применяется для окончательного улучшения эмали зуба после удаления отложений. Разработан в виде стамески и обладает рабочей поверхностью до 3 мм.

  • Корневой напильник. Шлифование поверхности корня после устранения минерализованных отложений осуществляют этим прибором.

Для протезирования

Инструментарий, используемый для протезирования, разделяют на последующие группы:

  • Слепочные ложки. Бывают частичные, полные, для снятия слепков с обеих челюстей и другие.

  • Диски и боры, используемые для препарирования зубов.

  • Приборы для надрезания, надпиливания и удаления коронок. Также их применяют для раздвигания краёв надпиленных коронок.

  • Микрометр. Он предназначен для определения толщины коронок.

  • Разнообразные шпатели. Используются для размешивания растворов для фиксации, слепочных материалов.

  • Приборы для выявления центрального смыкания зубов.

Для удаления зубов

Комплектация набора для удаления зубов состоит из последующих приборов:

  • Различные анатомические щипцы для устранения зубов и их корней. В свою очередь они подразделяются на инструменты для нижней и верхней челюстей, для постоянных и временных зубов, для определённых групп зубов.

  • Скальпели. Они необходимы при разрезании мягких тканей ротовой полости.

  • Кюретки. Выпускаются они в виде ложки с острыми краями. При их помощи устраняют повреждённую костную ткань, грануляции из пародонтальных карманов.

  • Шприцы для обезболивающих препаратов.

  • Инструменты для отделения десны перед удалением зуба.

  • Зажимы, иглы, иглодержатели.

  • Пинцет хирургический. Необходим при проведении хирургического вмешательства с целью удержания и переноса перевязочного материала.

  • Элеваторы - это приборы для удаления корней. Они представлены разнообразными размерами и формами. Различают 3 главных вида: угловой, прямой, штыковидной формы. Элеваторы прямого типа используют для устранения корней верхней челюсти, реже – на нижней. Для устранения зубов и корней на нижней челюсти используют боковые элеваторы. Специальные элеваторы со штыкообразной формой используют для устранения нижних третьих моляров. С помощью таких приборов врач без усилий может оказывать воздействие на зуб, извлекая его из лунки. По степени ориентированности поверхности лезвия элеваторы разделяют на левый и правый.

Приложение 3

Анкета

проведена 16 ноября

  1. Болели ли у вас зубы хотя бы раз в жизни? Да- ( 50 ч. ) Нет (8 ч.)

  2. Чистите ли вы зубы? Регулярно ( 47 ч. ) Иногда ( 10 ч. ) Нет (1 ч)

  3. Сколько раз в день вы чистите зубы? 2 раза – (32 ч. ) 1 раз – (25 ч.), 0 раз – (1 ч.)

  4. Какой зубной пастой пользуетесь? Детской ( 7 ч. ) Разной ( 50 ч. )

  5. Боитесь ли вы посещать врача–стоматолога? Да ( 47 ч. ) Нет ( 11 ч. )

  6. Сколько раз в год вы посещаете врача-стоматолога?

3 раза ( 2 ч. ) 2 раза ( 18ч. ) о раз ( 38 ч. )

  1. С какой целью вы посещаете врача-стоматолога? С целью профилактики ( 5 ч. ) Когда болит ( 45 ч. )

  2. Почему разрушаются зубы? (запиши ответ в произвольной форме)

Не знаю (18 ч. )

  1. Знаете ли вы о безболезненном лечении зубов? Да ( 13 ч. ) Нет ( 45ч. )

Анкета

проведена 16 января

  1. Чистите ли вы зубы? Регулярно ( 52 ч. ) Иногда ( 6 ч. ) Нет (0 ч)

  2. Сколько раз в день вы чистите зубы? 2 раза – (45 ч. ) 1 раз – (14 ч.)

  3. Какой зубной пастой пользуетесь? Детской ( 25 ч. ) Разной ( 32 ч. )

  4. Боитесь ли вы посещать врача–стоматолога? Да ( 29 ч. ) Нет ( 29 ч. )

  1. Ходили ли вы за последние 2 месяца к стоматологу, (если да, то с какой целью)? Да (23 ч.) , с целью профилактики (18 ч.), болели зубы (5ч.)

  2. Приложение 4

Памятка «Здоровые зубы»

Правила по уходу за зубами

  1. Чисти зубы утром и вечером (перед сном)

  2. Меняй зубную щетку 1 раз в 3 месяца

  3. После принятия пищи прополощи рот водой, либо зубным эликсиром.

  4. Не ешь много сладкого. Не грызи твёрдые предметы.

  5. Чистить зубы нужно только зубной нитью.

  6. 1 раз в 3 месяца посещай стоматолога.


Правила чистки зубов

  1. Снизу вверх нужно чистить внешнюю и внутреннюю поверхность нижних зубов.

  2. Сверху вниз нужно чистить внешнюю и внутреннюю поверхность верхних зубов.

  3. Держи щётки вертикально при чистке внутренней поверхности верхних зубов.

  4. Чисть движением вперёд назад жевательные поверхности.

  5. Заканчивай чистку зубов круговыми движениями щетки.

  6. Очисть зубной щеткой язык от налёта.

  7. Ч исть зубы не менее 3-х минут, выполняя каждое движение 10 раз.

Просмотров работы: 17