Начало.
Здравствуйте, меня зовут Андрей Лукьянчиков. Я учусь в 4-О классе. Моя работа посвящена любимому городу Москве, а точнее, безопасности в нем.
Москва мне кажется безопасным городом. На улицах есть камеры видеонаблюдения, много светофоров, а на дорогах и переходах установлены предупреждающие знаки, да и улицы хорошо освещены. Но когда я гуляю один, то мама мне всегда говорит: будь осторожен!
Я задумался и поставил цель: узнать, какие места в городе наиболее опасны, с точки зрения детей. Мне нужно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
Задачи и методы:
выяснить у одноклассников «какие места в городе они считают опасными для себя»,
показать результаты экспертам, чтобы они дали свою оценку,
сделать выводы по собранной информации,
собрать правила безопасного поведения в опасных городских местах.
Основная часть.
Этапы работы.
Опрос одноклассников.
Я придумал опросный лист для одноклассников. Там были перечислены некоторые места, где гуляю я сам, а также места, где мне кажется, может быть опасно: парки, торговые центры, метро, автодороги, детские площадки, крыши домов, стройка, заброшенные здания.
Вместе с моей учительницей Людмилой Олеговной я раздал анкеты в классе моим друзьям. Попросил отметить два варианта, где может быть опасно по их мнению.
Уже дома я подсчитал количество заполненных анкет – 17 штук. Я изучил ответы и составил диаграмму.
Результаты:
Самый популярный вариант – это метро, 39% голосов.
Заброшенные здания – 2 место по популярности у одноклассников, 19% голосов.
Поровну голосов набрали варианты Стройка и Автодороги – 15% голосов
Крыши домов – это пятый отмеченный вариант, 12% голосов
Варианты торговые центры, детские площадки и парки не отметил никто из одноклассников. Но результаты нужно показать экспертам.
Встреча с экспертами.
Мама мне рассказывала, что лучше всех о безопасности знают волонтеры поисково-спасательного отряда ЛизаАлерт. Они не только ищут потерявшихся людей, но и создали свою школу. Там родителей и детей учат правилам безопасности. Я вместе с родителями посетил встречу с волонтерами #ШколыЛизыАлерт, которая проводилась в Москве на международной книжной выставке NON-FICTION №24.
Я показал волонтеру результаты опроса. Оказалось, что ответили правильно. И неправильно одновременно. Как так получается?
Оказывается, опасности могут поджидать ребенка даже в тех местах, о которых он и не задумывается, в том числе и в парках, и в торговых центрах, и на детских площадках. Правильный ответ – опасно может быть везде.
Волонтер мне посоветовал прочитать серию книг «Опасные приключения Веры и Саши», в которых рассказывается, как себя правильно вести в разных городских местах: в транспорте, среди чужих людей, у воды, на льду, в собственном дворе, подъезде и даже у себя дома.
Книги написала писательница Юлия Иванова при поддержке волонтеров Школы Лизы Алерт.
Я попросил родителей купить эти книги и прочитал их за неделю.
После прочтения я решил пообщаться с писательницей. Мы списались с Юлией Ивановой в ВКонтакте. Я придумал пять вопросов, чтобы уточнить некоторые правила из ее книг.
Например, почему много говорят об опасности от бездомных собак, а о кошках – нет. Или о правиле «Три О».
Но больше всего мне понравилось правило, где рекомендуется носить яркие вещи и всякие светоотражающие наклейки или брелки.
Из интервью Юлии Ивановой мне:«Яркие вещи не только поднимают настроение, но и делают вас заметнее. Одеваясь ярко, вы в какой-то мере делаете вклад в собственную безопасность. Ведь даже злоумышленники побоятся связываться с ребёнком, одетым в яркую одежду, ведь он слишком заметный, на него обязательно обратят внимание. А если вы вдруг потеряетесь, то описать вашу внешность будет гораздо проще, если в одежде есть яркие детали. И найти вас будет тоже проще».
Выводы.Прототип.
Прочитав книги и поговорив с экспертами, я сделал выводы:
Опасности могут подстерегать ребенка везде.
Нужно быть осторожным даже в тех местах, что кажутся нам безопасными.
Только запоминание и повторение правил безопасности помогут детям не оказаться в беде.
И меня посетила идея: я могу сделать свою памятку и собрать туда правила безопасного интернета, которые узнал из книг и от экспертов. Но она будет необычная.
Вместе с родителями и учительницей мы сделали сайт с правилами безопасности.
Например, там есть «Правило Трех О»:
Если ты заблудился в любом людном месте, то: Остановись! Оглянись! Окрикни!
Или есть правило «Пяти НЕЛЬЗЯ»:
• Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру
• Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд
• Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам
• Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
• Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Мои одноклассники посчитали, что метро - самое опасное место. Вот для них я и узнал правила поведения в метро:
Никогда не стой у края платформы.
Находясь на эскалаторе, помни, что он всегда может внезапно остановиться.
Подходи к дверям вагона только тогда, когда поезд остановился и люди вышли.
Если предмет упал на пути, то не пытайся его достать сам - обратись к работнику метро.
Страницу в интернете помогали создавать родители и учительница на бесплатной платформе Tilda: http://project6379881.tilda.ws/
А еще мы изготовили брелки и на них поместили QR-код, который ведет на страницу с правилами. Брелок можно крепить к школьному рюкзаку, а так как он светоотражающий, то он выполняет не только функцию «украшения», но и безопасности в темное время суток.
Я раздал брелки всем одноклассникам. Теперь правила у них всегда под рукой, да и на рюкзаке смотрится красиво.
Список источников для проекта:
Серия книг «Опасные приключения Веры и Саши», издательство Voicebook, 2022
Публичный мастер-класс для детей от экспертов #ШколыЛизыАлерт
Личное интервью с детским писателем Юлией Ивановой