Совершенствование системы подготовки пловцов в СПКУ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Совершенствование системы подготовки пловцов в СПКУ

Сиротинский А.А. 1
1ФГКОУ Ставропольское ПКУ
Мазаков А.В. 1
1ФГКОУ Ставропольское ПКУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В системе физического воспитания плавание представлено как средство равностороннего физического развития, освоение необходимого практического навыка, закаливания, как вид массового и юношеского спорта, спорта высших достижений. Для многих водных видов спорта умение плавать является обязательным условием для начала занятий.

Системой подготовки пловцов занимаются специалисты многих стран мира: США, Германии, Японии, Австрии, России и др. Среди ведущих специалистов, достигших в этой области наибольших успехов, можно назвать Н.Ж Булгакову, Л.П. Макаренко, Т.Н Абалакова, Авдиенко В.В. и др.

Огромная популярность плавания как вида спорта для детей и подростков объясняется отсутствием риска травматизма на занятиях, гигиеническим оздоровительным воздействием воды. Кроме того, плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких, поэтому юные пловцы физически подготовлены и адаптированы к успешному обучению плаванию и достижению высоких результатов.

Одной из основных задач спортивного плавания является всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование физической подготовленности.

Физическая подготовленность зависит от уровня силы, гибкости, выносливости, быстроты. Достижение высоких скоростей в плавании зависит от уровня развития силовых качеств. Об уровне силовых возможностей пловца можно судить по его телосложению, так, величина длины и массы тела, окружности плеча и бедра прямо пропорциональны силовым возможностям пловца. Пловцу необходима силовая выносливость, для развития которой выполняются физические упражнения на суше на специальных тренажерных устройствах.

Целью исследования является совершенствование методики подготовки пловцов сборной Ставропольского президентского кадетского училища.

Гипотеза исследования состоит в том, что изменение системы тренировок пловцов СПКУ, а именно физической подготовки, позволит достичь более высоких результатов и повысит результативность участия в соревнованиях.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс сборной СПКУ по плаванию.

Предметом является влияние тренировок на суше на результативность подготовки сборной пловцов СПКУ.

Задачи:

1) Разработать методику развития физических качеств пловцов СПКУ

2) Выявить наиболее эффективные средства и методы подготовки пловцов СПКУ

3) Экспериментально подтвердить эффективность разработанной методики.

В исследовании нашли применение следующие методы: измерение, эксперимент, аналогия, анализ, сравнение и противопоставление.

Глава 1. Характеристика плавания как вида спорта, его влияние на физическое развитие и физическую подготовленность пловцов

По справедливому мнению Н.Ж. Булгаковой [2], в наше время плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первого месяца жизни и до старости. Плавание является гармоничной физической нагрузкой. Не перегружая организм, оно тренирует максимальное количество его органов и систем. Кроме того, плавание – очень эффективное средство закаливания против резких температурных колебаний. Оно повышает резистентные свойства организма и его устойчивость к простудным заболеваниям

Для успешного обучения плавательным движениям используются общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые на суше. Выполнение этих упражнений способствует успешному освоению техники плавания в воде. За счёт предварительного ознакомления на суше с упражнениями, имитирующими отдельные элементы плавания, производится последовательное обучение умениям и навыкам плавания, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентации, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, закаливание.

Современное спортивное плавание зародилось на рубеже XV – XVI вв. Первые в России соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком его любителей на реке Славянка. Примерно в это же время построены крытые бассейны в 1891 г. в московских центральных банях.

Плавание – один из наиболее массовых и популярных видов спорта, который является доступным средством физического воспитания различных возрастных групп населения. Это вид спорта, которым можно заниматься практически всю жизнь.

Плавание включено в программу Олимпийских игр в нем разыгрывается 32 комплекта наград. Проводятся соревнования и регистрируются рекорды на дистанциях: вольным стилем – 50, 100, 200, 400, 800 (женщины) и 1500 м (мужчины); брасс – 50, 100, 200 м; кроль на спине – 50, 100, 200 м; баттерфляй – 50, 100, 200 м; комплексное плавание – 100, 200, 400 м; эстафета вольным стилем – 4х100, 4х200 м; комбинированная эстафета – 4х100 м.

Отдельно регистрируются рекорды в бассейнах длиной дорожек 25 и 50м. По плаванию присваиваются юношеские и спортивные разряды, звания мастера спорта и мастера спорта международного класса и ЗМС. Помимо соревнований в спортивных бассейнах проходят состязания по дальним заплывам в естественных водоемах на дистанциях 5, 10 и 25 км.

Развитием плавания на международном уровне занимаются две организации: ФИНА (Международная любительская федерация плавания - образована в 1908 г.) и ЛЕН (Европейская лига плавания - образована в 1924г.). ФИНА разрабатывает и утверждает правила проведения соревнований; правила установления и фиксирования мировых рекордов в плавании; способствует развитию плавания как вида спорта. У нас в стране вопросами развития плавания занимается Всероссийская федерация плавания, которая подчиняется Национальному Олимпийскому комитету.

Основной объем работы по плаванию приходится на ДЮСШ. Они решают задачи: массового обучения плаванию, отбора для дальнейшей спортивной специализации; подготовки высококвалифицированных пловцов для участия в российских и международных соревнованиях.

Плавание успешно применяется как средство общей и специальной физической подготовки для развития отдельных двигательных качеств. Занятия плаванием способствует пропорциональному развитию мускулатуры, повышают функциональную способность органов дыхания и кровообращения, укрепляют нервную систему, улучшают обмен веществ, совершенствуются процессы терморегуляции. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды.

Одной из главных форм подготовки пловца является его физическое развитие. Плавание благоприятно влияет на сердечно – сосудистую систему, увеличивается сила и объем сердечной мышцы, возрастает систолический объем крови. Большая нагрузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при выдохе в воду влияют на укрепление и развитие дыхательных мышц. Находясь в гидростатической невесомости, разгружается опорно-двигательный аппарат от давления на него массы тела, это создает условия для предупреждения нарушений осанки. При плавании работают почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах пловца. Физическую работоспособность организма и уровня его функциональной готовности лучше всего характеризует такой показатель, как объем легких. С возрастом под влиянием занятий плаванием объем легких увеличивается. Систематическое пребывание в воде оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, здоровый сон.

Физическая подготовка в каждом способе плавания проводится с акцентом на развитие определенных мышечных групп. Так же спортсмены работают, над повышением силовых возможностей в воде используя, для этого различный инвентарь: лопатки, тормозные пояса, эластичный шнур. Повышая уровень силовой подготовки, нельзя забывать, что сила и подвижность в суставах – антагонисты. Рост мышечной массы и массы тела под воздействием упражнений на силу ведет к закрепощению суставов и частичной потере гибкости. Поэтому соотношение развития уровня силы и гибкости должно быть оптимальным, так как нарушение этого соотношения неизбежно отражается на качестве техники плавания. Скорость плавания прямо пропорциональна уровню подвижности в суставах. Уровень подвижности в суставах зависит от способа плавания и дистанции. Техника разных способов плавания требует от спортсмена иметь чрезвычайно подвижные и гибкие сочленения, а также подвижность в различных суставах. Выносливость спортсмена – пловца складывается из двух составляющих – умение выполнять длительную интенсивную работу и скоростно-силовую работу максимальной интенсивности в течение короткого отрезка времени. Уровень развития аэробной и анаэробной выносливости тесно связан с особенностями телосложения пловца и скоростью плавания на различных дистанциях.

Уровень развития основных физических качеств – силы, гибкости и выносливости – определяют технику пловца, а особенности его телосложения обуславливают выбор способа плавания.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без мотивации. Особенно высокий уровень мотивации может компенсировать недостаток в развитии физических качеств, поэтому опытные тренеры – преподаватели не отказывают юным спортсменам, которые не могут жить без спорта, даже если они имеют недостаточный уровень физической подготовленности и недостатки в физическом развитии. Часто именно из таких детей вырастают отличные спортсмены.

    1. Сухое плавание

Подготовка профессиональных пловцов предполагает регулярные тренировки не только в водной среде, но и продуманные физические упражнения на суше. Благодаря таким комплексным занятиям поддерживается хорошая физическая форма спортсмена, а также улучшаются и отрабатываются плавательные навыки. С помощью системы тренировок повышается эффективность тренировочного процесса для достижения максимально высокого результата.

Тренерам необходимо включать тренировки по сухому плаванию, чтобы максимизировать мощность пловцов. Цель тренировки по плаванию на суше состоит в том, чтобы улучшить силу пловца, атлетизм и общую скорость в бассейне.

Под сухим плаванием подразумевается выполнение тех или иных движений, имитирующих плавание на суше, в зале или с помощью специальных тренажеров. При выполнении таких упражнений задействуются все мышцы корпуса аналогично тому, как это происходит в воде.

Сухое плавание – дополнительный комплекс упражнений вне водной среды, с помощью которых развивается выносливость, гибкость, растяжка, мышечная подготовка, а также осваивается и улучшается техника плавания. Идеально начинать знакомство с плаванием именно на суше.

Упражнения на суше представляют собой процесс работы с мышечной массой. Такие физические упражнения помогают спортсмену задействовать и проработать те группы мышц, которые, как правило, не участвуют в тренировках по плаванию. Компенсируя недостаточность развития определенных мышечных групп опорно-двигательного аппарата, устраняется дисбаланс и улучшается координация.

Очень трудно наращивать мышцы исключительно плаванием. Несмотря на повторяющиеся движения и работу всего тела во время тренировок по плаванию, мышцы значительно не развиваются.

Когда на мышцы накладывается нагрузка, например, вес тела или отягощение, мышца сокращается. Силовые упражнения на суше как раз создают эти сокращения. Когда мышцы реагируют на нагрузку, возникают микроразрывы в тканях и вызывают болезненность. По мере того как тело восстанавливает эти микроразрывы, мышцы растут. Плавание в бассейне не может создать такую стимуляцию для роста тканей, как сухое плавание.

Еще одним преимуществом силовых тренировок с отягощениями для пловцов является то, что они повышают плотность костной ткани. Пловцы имеют тенденцию иметь низкую плотность костной ткани, потому что они проводят большую часть своих тренировок в бассейне. Тренировка в зале стимулирует развитие костной ткани.

Повторяющиеся движения в плавании могут привести к хроническим травмам. Сухое плавание изменяет характер движений спортсмена и заставляют его мышцы осваивать новые упражнения. Он может нацеливаться на области, оставшиеся недоразвитыми при плавании, и облегчить нагрузку на более напряженные группы мышц. Более сильные мышцы также помогают правильно распределять силу, уменьшая нагрузку на суставы, сухожилия и связки.

Человеку необходимо понимать, как работает его тело. Особенно спортсмен должен научиться правильному положению тела для различных упражнений. Это требует сосредоточенности, набора мышц и координации.

Сухое плавание развивает силу, не сравнимую ни с одной тренировкой, которую пловец может выполнять в бассейне. Существует бесчисленное множество упражнений и техник их выполнения, поэтому это дает нескончаемые возможности в выработке выносливости.

Тело, мышечный корсет, выносливость имеют решающее значение для плавания. Это все поддерживает правильное горизонтальное положение тела пловца, чтобы минимизировать сопротивление. Чтобы эффективно делать упражнения и достигать высот, спортсмену необходимо сильное, мощное и развитое тело.

Таким образом, занятия на суше позволяют:

  • усовершенствовать технику плавания;

  • развить силу, скорость и выносливость у пловца;

  • растянуть мускулатуру;

  • увеличить гибкость и подвижность суставов;

  • точечно прорабатывать группы мышц;

  • достичь хороших тренировочных и спортивных результатов;

  • поддерживать физическую форму.

Помимо улучшения общих двигательных навыков определенная группа упражнений по сухому плаванию имитирует движения в воде, что помогает спортсмену максимально укрепить и натренировать те целевые группы мышц, которые задействованы в процессе плавания.

При составлении тренировочной программы для занятий на суше учитываются особенности, присущие самой технике плавания.

Так, для пловцов важна вовлеченность и координация всех групп мышц. Поэтому включаются упражнения, направленные на максимальное развитие мышечной ткани всего тела. Также для лучшего баланса в водной среде важно развивать мышцы кора, которые обеспечивают опору пловцу в воде.

Каждая техника плавания предполагает чрезмерное развитие одних групп мышц и ослабление работы других. Поэтому занятия на суше позволяют активизировать незадействованные в процессе водных занятий мышцы, избавляя спортсмена от дисбаланса. И, конечно, каждое упражнение по сухому плаванию помогает развить гибкость и растянуть мышцы, что является своеобразной профилактикой травм и технических ошибок.

Выполнение тренировок возможно как в домашних условиях, так и в специальных залах. Залы для сухого плавания могут использоваться как “разминочные залы” непосредственно перед заходом в воду. Разминка на суше перед плаванием улучшит координацию, подготовит тело и уменьшит нагрузку на суставы. Подводящие упражнения для плавания на суше, должны уделять особое внимание мышцам шеи, плеч и спины. Разминка должна занимать 15-20 минут.

Также в залах могут проводиться полноценные тренировки под руководством тренера с использованием специального оборудования. Тренировки длятся в среднем 30-60 минут и помогают проработать все группы мышц.

Сухое плавание может быть разминкой перед тренировкой в бассейне и занимать около 15 минут - для разогрева. В то же время сухое плавание бывает и отдельной часовой тренировкой, в которой серьезный акцент делают на тренировку основных физических качеств, разбор технических элементов. В занятие входят:

• Во-первых, дыхательные упражнения с активацией дыхательных мышц. В работу включаются крупные мышцы спины и плечевого пояса, нужен их хороший разогрев.

• Во-вторых, суставная гимнастика - различные вращения в крупных суставах (плечевых, тазобедренных, коленных).

• В-третьих, после разогрева необходима растяжка крупных мышечных групп; речь идет про мышцы плечевого пояса. В одном из упражнений, которые для этого выполняют, в руках перед собой растягивают полотенце и уводят через верх за спину, повторяя это движения несколько раз.

Далее начинается работа на технику: оттачивание гребков, правильной работы ногами. Необходимо и укрепление кора. Элементы для тренировки выбирают разные - в зависимости от того, какой стиль плавания осваивает человек. Так, тот, кто плавает кролем, тренирует три фазы (захвата, подтягивания и отталкивания) гребка в кроле, уделяя внимание положению плеч и правильному развороту корпуса.

Уже в ходе тренировки на суше человек запоминает движение - начинается формирование двигательного навыка, который потом легче перенести в воду. Так как сухое плавание - это по большей части имитация движений в воде, на суше многие движения из-за силы притяжения будут даваться сложнее. Это позволит более эффективно укрепить мышечный каркас. Так что в воде, когда тело практически в невесомости, работать мышцам будет гораздо проще. Кроме того, из-за свойств воды некоторые физические качества крайне сложно натренировать в бассейне. Это касается силы и гибкости. Эффективнее развивать их именно на суше.

Сухое плавание хорошо тем, что тренировку можно проводить без оборудования, работая с весом собственного тела. При желании можно использовать аксессуары, например, эспандер, резину. Натяжение, которое они создают, помогает имитировать сопротивление, которое чувствуют руки при движении в воде, совершая отталкивания.

Итак, сухое плавание имеет решающее значение для развития пловца. Это заставляет спортсмена выполнять новые движения при большей нагрузке, чем в бассейне. Спортсмены используют новые методы на суше, что приводит к более высоким результатам в воде.

Глава 2. Система подготовки пловцов Ставропольского ПКУ

2.1. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок

Объем тренировочных нагрузок повышается за счет увеличения продолжительности или количества тренировок. Согласно результатам исследований, 3-4-часовая тренировка пловцов 5-6 раз в неделю ненамного эффективнее, чем 1-1,5-часовая. Также у пловцов, тренировавшихся два раза в день, не были выявлены дополнительные улучшения каких-либо параметров по сравнению с пловцами, тренировавшимися один раз в день. [5].

Многие исследователи подвергают сомнению необходимость продолжительных тренировочных нагрузок. В некоторых видах спорта объем нагрузки можно значительно сократить, в ряде видов спорта - практически наполовину, что абсолютно не скажется на уровне мышечной деятельности, но значительно сократит степень риска перетренированности спортсменов.

Исследования показывают, что для большинства спортсменов тренировочные интенсивности порядка 50 - 90 % от максимальных показателей - наиболее оптимальны для значительного повышения аэробной производительности.

В результате чрезмерных нагрузок значительно снижается мышечная сила и спринтерская деятельность.

Опираясь на вышесказанное, считаем целесообразным распределить нагрузку пловцов СПКУ на учебный год следующим образом (Диаграмма 1): интенсивность нагрузок постепенно нарастает и выходит на свой максимум к апрелю (Спартакиада общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации по плаванию), в то время как объем достигает своего максимального значения в октябре, затем снижается. В мае тренировки на воде отсутствуют полностью, предполагая отдых для спортсменов, однако сохраняя СФП и ОФП на суше для поддержания физической формы. Также в тренировках на суше идет увеличение СФП до максимального значения к основному старту и потом резкое снижение и рост ОФП.

Диаграмма 1

% от максимального показателя за месяц

2.2. Применение упражнений на суше как элемент подготовки пловцов Ставропольского ПКУ

Силовая подготовка пловцов в значительной степени определяет результат в спортивном плавании, а его силовые возможности представляют собой важнейшую сторону его СФП, повышая скорость плавания и спортивно-технические результаты. Рост мощности мышц и повышение производительности вегетативных систем оказывает положительное влияние на адаптацию к высоким функциональным нагрузкам и обеспечивает высокие темпы прироста спортивного результата.

Целью силовой подготовки пловца является повышение уровня развития силовых способностей, реализация силовых возможностей в гребковых движениях и совершенствование механизмов динамической работы [1].

Методика силовой подготовки зависит как от этапа и направленности тренировочного процесса, так и от уровня подготовленности и биологического развития пловца. Здесь нужно учитывать неравномерность увеличения силы. У мальчиков она постепенно нарастает с 8 до 14 лет (2-8 класс), затем происходит резкий скачок в 9-11 классе в возрасте 16-18 лет, затем рост силы мышечных групп приостанавливается.

Основная задача построения тренировочного процесса со сборной СПКУ – достичь высокого спортивного результата для выступления в первенстве Вооруженных сил РФ по плаванию среди общеобразовательных организаций МО РФ. Следовательно, необходимо было разработать методику, в которой используются средства и методы, направленные на решение задач технической, физической, и специально-волевой подготовки, которая позволит достичь более высокой результативности участия в соревнованиях.

Тренировки на суше делятся на [3]:

  1. Тренировки на развитие гибкости и подвижности

  2. Тренировки мышц-стабилизаторов и восстанавливающие тренировки

  3. Силовые тренировки

Силовая и функциональная подготовка имеет целью развитие качеств, необходимых пловцу для быстрого плавания, в частности его общую и специальную силу. Под общей силой понимаем силовую основу всего тела, при формировании которой фокус должен быть на развитии выносливости и улучшении устойчивости мышц туловища. Целью ее формирования является построение основы «для наращивания мощности и специальной плавательной силы» [4]. Специальная или функциональная сила используется в воде при плавании всеми стилями. Основой тренировки является развитие общей силы, на которой строится мышечная мощность и специальная плавательная сила.

Педагогическое экспериментальное исследование проводилось на базе Ставропольского ПКУ в 2021–2022 гг. В исследовании приняли участие 22 пловца (5-11 класс). Члены сборной команды были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа занимается четыре раза в неделю в воде, без применения занятий на суше. В экспериментальной группе тренировочные занятия также проходили четыре раза в неделю, однако два из них проводятся с применением упражнений в спортивном зале.

На суше применялись: общеразвивающие упражнения для шеи, рук, туловища, ног; прыжки, пресс, упражнения для спины; ходьба, бег, гребля для развития выносливости; упражнения для развития гибкости и повышения подвижности в суставах.

В воде применялись: плавание с полной координацией движений и различными способами с помощью только рук или только ног, комплексное плавание, ныряние, прыжки в воду, подвижные игры в воде.

По окончании эксперимента, на основании данных таблиц следует сделать соответствующие выводы: в экспериментальной группе, занимающейся по методике с использованием занятий на суше, показатели физической подготовленности значительно выше показателей контрольной группы.

Показатели физической подготовленности спортсменов на начало исследования:

Таблица 1

Тестовые задания

Экспериментальная группа

(количество раз)

Контрольная группа

(количество раз)

Подтягивания

11

13

Отжимания

32

35

Приседания

120

118

Пресс (сгибание туловища на наклонной скамье)

85

83

Спина (гиперэкстензия)

90

93

Показатели скоростной подготовленности спортсменов в воде на начало исследования:

Таблица 2

Дистанция

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кроль на груди (100 м)

1.02.0

1.01.5

Система тренировок сборной по плаванию СПКУ включает 4 тренировки в неделю на воде, следовательно, примерно 16 тренировок в месяц. Мы предлагаем проводить каждую вторую тренировку на суше, где спортсмены смогут вырабатывать физическую силу, а затем переносить ее на воду. Таким образом, у нас получается 8 тренировок на суше и 8 тренировок на воде в месяц. Тренировки на воде направлены на интенсивность и объем, тренировки на суше состоят из специальной и общей физической подготовки.

В Таблице 3 предлагаем соотношение количества тренировок по месяцам и направлениям. Здесь хорошо видно, что количество интенсивных тренировок увеличивается к соревновательному периоду в апреле, однако количество тренировок на объем падет к этому времени. Специальная физическая подготовка также увеличивается к весне – периоду основных соревнований. В мае годичный цикл подготовки пловцов заканчивается, тренировки на воде сводятся к нулю, тренировки на суше увеличиваются в своем количестве, отдавая предпочтению развитию общей физической подготовки спортсменов.

Таблица 3

 

ВОДА (8 тренировок)

СУША (8 тренировок)

месяц

Интенсивность

Объем

СФП

ОФП

Сентябрь

2

6

3

5

Октябрь

1

7

2

6

Ноябрь

3

5

5

3

Декабрь

5

3

5

3

Январь

6

2

5

3

Февраль

6

2

5

3

Март

6

2

6

2

Апрель

7

1

7

1

Май

-

-

6

10

При подготовке пловцов во время тренировок на суше применялись следующие упражнения:

ОФП:

  • Бег (челночный, на длинные дистанции)

  • Прыжки (в длину, в высоту)

  • Приседания (сумо, с гантелями)

  • Отжимания (с узкой, средней и широкой постановкой рук)

СФП:

  • Планка (на прямых руках, на локтях, с чередованием)

  • Работа с резиной (имитация работы кролем и дельфин)

  • Выход силой (с резиной)

  • Работа на плавательном тренажере Хютель (имитация работы рук в плавании)

По окончании нашего исследования были выявлены следующие показатели физической подготовленности спортсменов:

Таблица 4

Тестовые задания

Экспериментальная группа

(количество раз)

Контрольная группа

(количество раз)

Подтягивания

16

14

Отжимания

36

36

Приседания

130

125

Пресс (сгибание туловища на наклонной скамье)

87

83

Спина (гиперэкстензия)

97

94

Показатели технической подготовленности спортсменов по окончании исследования:

Таблица 5

Дистанция

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кроль на груди (100 м)

1.00.5

1.01.0

Статистический анализ показателей физической подготовленности пловцов после эксперимента свидетельствует о более высоких темпах прироста уровня развития физических качеств пловцов из экспериментальной группы.

Таким образом, применение вышеописанныхсредств и методов в учебно-тренировочном процессе на суше и в воде способствовало более эффективному формированию физической подготовленности пловцов из экспериментальной группы, а применение дифференцированного подхода в процессе совершенствования техники способствовало формированию более качественного уровня навыков у пловцов этой же группы. Это доказывает эффективность разработанной методики подготовки пловцов Ставропольского ПКУ посредством добавления сухого плавания к классическим тренировкам в воде и развитием общей силы спортсменов в зале, что послужило толчком для увеличения скорости в плавании на дистанции 100м вольным стилем.

Заключение

Физическая подготовка пловца осуществляется как на суше, так и непосредственно на самой плавательной тренировке. На суше подготовка может быть в тренажерном зале, специальная физическая подготовка (СФП) или общая физическая подготовка (ОФП), также используется бег. Для качественной подготовки необходимо четкое разграничение плавательных нагрузок и методов тренировки, воспитание выносливости, скоростных способностей, повышения специальной силовой подготовленности, освоение тактического мастерства.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитию силовых способностей, гибкости, быстроты и ловкости, расслабление мышц, повышению функциональных возможностей организма юного спортсмена.

В процессе подготовки создается фундамент разносторонней подготовленности, на основе которого впоследствии удается добиться высоких уровней развития выносливости, скоростных возможностей и специальной силы пловца.

Нами было предложено включить тренировки на суше в систему подготовки пловцов сборной СПКУ, т.к. именно сухое плавание способствует развитию силы и других качеств спортсмена, которые затем перекладываются на тренировки в воде.

В связи с тем, что наш эксперимент показывает улучшение результатов и повышение качества подготовки, планируем внедрение и проведение тренировок на суше в регулярную систему подготовки всех пловцов сборной СПКУ.

Планируется в дальнейшем варьировать соотношение тренировок на суше и на воде в зависимости от этапа подготовки пловцов СПКУ к основным стартам в сезоне, увеличивая количество тренировок в воде относительно суши накануне старта. И наоборот, уменьшая до минимума тренировки на воде на время отдыха после соревнований.

Литература

  1. Авдиенко В.Б., Солопов И.Н. Искусство тренировки пловца. Книга тренера. – М.: Издательство ИТРК, 2019. – 320 с.

  2. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. - М: «Издательство Астрель», 2002. - 160с, ил.

  3. Ньюсом П., Янг А. Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / Пол Ньюсом, Адам Янг; пер. с англ. Дианы Айше; под ред. Сергея Ленивкина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – С.234

  4. Сало Д., Риуолд С. Совершенная подготовка для плавания. – Москва: Евро-Менеджмент, 2015. – С. 41

  5. Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - К.: Олимпийская литература, 2001 г. - 459 с.

Просмотров работы: 51