Компьютерные игры и их влияние на детей и подростков

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютерные игры и их влияние на детей и подростков

Григорьева Ю.В. 1
1МБОУ СОШ №19 корпус 3
Богомолов А.Ю. 1
1МБОУ СОШ №19 корпус 3
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь. Ни один взрослый, а тем более ребенок уже не представляет свою жизнь без компьютера, что откладывает определенный отпечаток на их здоровье. Постепенно реальное пространство вытесняется виртуальным, и это неизбежный ход развития современного  общества.

Актуальность: «Игровая» зависимость волнует сегодня всех.
Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?
Можно много слов сказать о пользе информационных технологий и компьютере в частности: это и помощь в учебе, и развлечение, и хобби. Однако уже давно на западе ученые забили тревогу по поводу вреда виртуального пространства. Данная проблема широко изучается иностранными психологами. В нашей стране дело обстоит немного иначе. Зачастую родители безмятежно относятся к тому, что их ребенок часами посиживает у монитора. Ребенок занят делом и не мешает родителям. Разве это плохо? Давайте посмотрим плохо это или хорошо.

Для ребенка в процессе становления его сознания важным компонентом развития является поиск примера для подражания. Этим примером, в идеале, должна стать сильная личность, способная вызывать уважение окружающих и в первую очередь самого ребенка. Как правило, таким примером служит отец или некий идеальный герой, сконструированный в воображении ребенка. В случае с игрой происходит искажение этого идеала, который в дальнейшем должен служить образцом для поведения ребенка. Игра навязывает героя, которому приходится убивать, сражаться, жестоко себя вести, для того чтобы одержать победу. И ребенок перенимает этот жестокий образец поведения. Поэтому среди подростков резко возросла агрессия и жестокость. Неудивительно, что на улице дети без причины начинают агрессивно себя вести.

Другую опасность составляет сам виртуальный мир игры, который затягивает в себя ребенка. Мир компьютерной игры намного привлекательней, красочней и интереснее, чем окружающая его серая действительность. Тем более если родители обращают минимум внимания к ребенку.

Цели:

1. Формировать грамотное представление о пользе и вреде компьютерных игр

2. Исследовать влияние компьютерных игр на организм человека.

3. Провести анкетирование среди учащихся школы с целью определения использование компьютерных игр и любимых жанров.

Объект исследования: компьютерные игры

Предмет исследования: компьютерные игры и формирование компьютерной зависимости у подростков.

Гипотеза исследования – если много посвящать компьютерным играм, то можно стать зависимым. Мои предположения, что в каждой школе есть такие ребята.

Задачи:

1.  Расширять знания о компьютерных играх;

2. Рассмотреть понятие компьютерной игры, её виды и кибер-зависимости поведение.

В соответствии с задачами использовались следующие методы исследования: теоретический, эмпирический:

• работа с информационным источником: анализ и обобщение информации;

• анкетирование, тестирование.

Глава 1. Назначение компьютерных игр как средство для развития мышления, памяти, внимания человека

1.1. История возникновения компьютерных игр

Самая первая компьютерная игра – драматическая дуэль двух космических кораблей – называлась Spacewar (космические войны). За пару месяцев в свободное от работы время её создали несколько программистов из Массачусетского технологического института. Группой руководили Стив Рассел и Мартин Гретц, они познакомились в университетском туристическом клубе и сошлись на почве увлечения научной фантастикой.

В январе 1962 г. они написали простую программу, а через месяц это была уже простенькая игра с двумя стреляющими друг в друга ракетами.
На круглый катодный дисплей выводилась карта боевых действий – фрагмент ночного неба, копирующий расположение звезд над Кемриджем. Два противника с помощью клавиатуры или джойстика могли перемещать свои шатлы и стрелять. Боекомплектность и количество топлива были ограничены. Чтобы увернуться от выстрела, можно было крутануться вокруг звезды в центре карты, используя ее гравитацию, или совершать «гиперпрыжок»- корабль исчезал и появлялся в случайном месте карты.

1.2. Популярные жанры компьютерных игр 

Аркадные игры

Эти игры отличаются простым и понятным управлением. Герой бегает по экрану, прыгает через пропасти, взбирается по верёвкам, стреляет в противников. Управлять героем обычно очень просто. Он передвигается с помощью курсорных клавиш. Ещё одна или две клавиши используются для стрельбы и прыжков. Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке.

Логические игры

Это головоломки. В таких играх не надо никуда спешить. Можно спокойно думать над каждым ходом. Бывают головоломки по складыванию картинок, передвижению фигурок. Очень часто в логических играх используются лабиринты. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. В них играют с помощью мыши.

Аркадно-логические игры
Примером такой игры является всем известный «Тетрис». В этих играх тоже надо думать, но делать это приходится быстро. Такие игры вызывают сообразительность и скорость реакции.

Активные игры
Это боевики, связанные со стрельбой, засадами и погонями. Они развивают реакцию и ловкость, но могут утомлять, поэтому школьники младших классов в них обычно не играют. В таких играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Многие активные игры сделаны так, что можно играть не только против компьютера, но и против партнера.

Деловые игры

Эти игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии, например, бизнесменом, следователем, врачом, инженером, архитектором, министром. Играющий управляет городом, фирмой, заводом, больницей, аэродромом. Это довольно сложные игры. Чтобы разобраться, как в них играть приходиться читать специальные книги. Такие игры длятся обычно несколько часов. Управляют компьютером в деловых играх с помощью мыши, как и в стратегические игры, в них охотно играют не только старшеклассники и взрослые, но и младшие школьники. Деловые игры очень полезны. Они помогают познакомиться с интересными профессиями.

Единоборства

Отличительная особенность этих игр – необычайно сложное управление. Сложность этих игр в том, что бойцы могут выполнять много разных ударов и приемов, для которых надо пользоваться разными комбинациями клавиш. Многие из этих комбинаций «секретны», о них не сообщается в инструкции к игре, и их надо обнаружить самому. Игры – единоборства развивают координацию движений, расчётливость и точность.

Симуляторы

Очень интересные, но и очень сложные программы. С их помощью можно учиться управлению самолетами, танками, автомобилями, космическими аппаратами, боевыми роботами. Для управления такой техникой приходится использовать много клавиш клавиатуры. Без подробной инструкции с этими программами разобраться сложно. Из-за сложности симуляторов дети играют в них довольно редко.

Квесты

Так называют очень красивые и интересные игры, в которых герой путешествует по своему компьютерному миру и решает головоломки. Цель игры известна с самого начала, например, спасти, принцессу, похищенную злыми волшебниками. Главная задача - пройти игру до конца. Если решение всех головоломок известно, то игру можно пройти за несколько часов. Но если решения нет, то приходится пробовать разные действия, и игра растягивается на много дней. Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. Управление этими играми несложное и выполняется с помощью мыши.

Ролевые игры

Это очень длинные и неторопливые игры. Обычно ролевые игры построены по сказочному сюжету. Играющий управляет небольшим отрядом (от 3-х до 6-ти) героев, с которыми путешествует по неисследованным землям. Ему приходится одевать, обувать, кормить, поить, вооружать, обучать, воспитывать и лечить своих героев. В этих играх много замков, подземелий, в которых проживают страшные чудовища. В ролевых играх противников называют «монстрами». Управляют ролевыми играми с помощью мыши или клавиатуры.

Спортивные игры

Это футбол, хоккей, баскетбол, бейсбол и др. Они очень сложны для управления. За перемещением игроков по полю и движением мяча или шайбы уследить не просто. Длятся спортивные игры обычно недолго – от нескольких десятков минут, до часа.

Стратегические игры
Это самые любимые игры старшеклассников. Здесь воюют большие армии. Для войны приходится заниматься производством военной техники, а для этого надо строить заводы. Чтобы заводы работали, надо строить шахты и электростанции. В эти игры можно играть день или два. Для управления применяются мышь и клавиатура одновременно.

Традиционные игры

К этим играм относятся шашки, шахматы, нарды и другие настольные игры. Эти игры служат для отдыха.

1.3. Польза и вред компьютерных игр.

С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, пазлы.
Полученные при игре навыки и умение быстро принимать решение, когда на экране появляется совсем не то, что ребенок ожидал, помогут при возникновении более сложных задач, ситуаций.

Именно поэтому прямая обязанность взрослых – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером. Лучше подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» стрелялки определенное количество времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.

Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.
Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн.

Важно найти причину зависимости

Причины возникновения компьютерной зависимости

1. Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких.

4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой совсем другого ребенка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.

6. Поскольку покупка дорогостоящей игрушки — компьютера — связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, то ребенок удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

7. Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами.

8. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно.

9. Задумывались ли родители, есть ли у их ребенка способность преодолевать жизненные трудности? Умеет ли он справиться с простой жизненной задачей? Как устанавливает контакты для общения

10. Подростки точно знают: они хотят быть счастливыми. Только если он не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы.

11. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

12. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

13. Ребенку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.

14. Мама — сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.

15. Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе.

16. Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками.

17. Развод родителей в трудный возрастной период.

18. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.

19. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» другом.

20. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг

Стадии зависимости

1 -я степень — увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

2-я степень — состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.

3-я степень — выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Могут появиться пропуски уроков, обязательно — снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером — полная

4-я степень — клиническая зависимость.

Крайняя степень игровой зависимости – когда у игрока пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей.

В современном обществе одним из факторов, разрушающих здоровье ребенка, является компьютеризация. У многих детей и подростков наблюдается компьютерная зависимость.

Глава 2. Методика исследования влияния компьютерных игр на детей и подростков.

Моя практическая работа началась с проведения анкетирования среди школьников.

Мной были опрошены 48 учащихся 6-7 классов.

2.1. Время работы за компьютером.

Анализ полученных результатов показал, что 100% учащихся имеют дома компьютер;

30% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста -

4-6 лет;

12% - с 10 лет;

26% - с 13 лет;

32% - с 14 лет.

Зависимость от компьютера.

Мы выяснили, что 48% учащихся ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры.  Вероятно, эти ученики склонны к игромании.

62% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.

Мы поставила перед выбором ребят: компьютер или прогулка на воздухе -

68% выбрали компьютер, а 32% - прогулку на воздухе.

На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач – 76% учащихся выбрали компьютер, 16% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач.


Заключение

Таким образом, ни для кого не является секретом, что играют почти все! Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры – это наркотики. Они вызывают привыкание. От них сложно отвыкнуть. Не каждый осознает, что такие игры очень вредны.

Что же мы имеем в итоге? Играть можно, но только в меру и учитывая разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями.

Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном.

«В современном мире без знания и владения компьютером не обойтись. Особенно это важно для наших детей, ведь именно им жить и развивать нашу цивилизацию в будущем. Знакомство ребёнка с компьютером возможно с самого раннего детства и проходит оно в процессе компьютерных игр. И здесь на родителей ложится ответственность – принесут эти игры пользу или вред растущему организму. Необходимо учитывать репертуар игр, содержание, образовательные и развивающие возможности. Также надо всегда помнить о возрастных нормах здоровьесбережения. Компьютер и компьютерные игры должны быть помощниками, а не врагами развития детей и подростков».

Литература

1. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: ВАКО, 2007. – 125 с.;

2. Пирогова, Е.А. Окружающая среда и человек / Е.А. Пирогова. Минск: 1989 – 135с.;

3. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. - № 6. - 2002.;

4. Шевнина, О. Если ребёнок интересуется только компьютерными играми, М.: Эксмо, 2003. – 63 с.

5 Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр. / Наука и жизнь. 2006 №5, 6, 8, 9.
6.» Компьютер и здоровье ребенка» Л. А. Леонова, Л. В. Макарова Институт возрастной физиологии РАО

7. Козак Т. Ребенок и компьютер.
8. Полтева С. Около компьютера: ужастики и страшилки, правда и вымысел. / Здоровье. 2003 № 4.

9.Статьи периодической печати: газета «Целитель плюс» Т.В. Рощина, педагог, СПб «Компьютер во благо или во вред?»

Приложение № 1

Анкета

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов

2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не может; б) да; в) не знаю

5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?

а) нет; б) да;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

10. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр

Приложение № 2

Тест на компьютерную зависимость.

1. Как часто ты играешь в компьютер?

а) каждый день - 3 балла

б) день через день - 2 балла

в) когда не чем заняться - 1 балл

2. По сколько часов в день играешь?

а) 2-3 часа и больше -  3 балла

б) час или 2 часа (заигрываюсь) - 2 балла

в) часик максимум - 1 балл

3. Сам ли ты выключаешь компьютер?

а) Пока компьютер. не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать, или пока спина не разболится, вообще  не выключаю - 3 балла

б) когда как, иногда сам выключаю компьютер - 2 балла

в) сам и по своей воле выключаю - 1 балл

4. Когда есть время, ты его тратишь на ...

а) на компьютер. на что же еще - 3 балла

б) всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть) - 2 балла

в) вряд ли сяду за этот ящик - 1 балл

5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?

а) да прогуливал - 3 балла

б) было пару раз да и то не такое важное событие - 2 балла

в) нет - 1 балл

6. Часто ли ты думаешь о самом компьютере или играх на компьютере?

а) да постоянно - 3 балла

б) пару раз на день вспоминаю - 2 балла

в) редко, почти не вспоминаю - 1 балл

7. Какую роль для тебя играет компьютер?

а) всё или почти всё  - 3 балла

б) значит много, но ещё есть много вещей которые для меня значат не меньше - 2 балла в) ни какой роли он для меня не играет - 1 балл

8. Приходя домой ты первым делом...

а) сажусь за компьютер -3 балла

б) всегда по - разному могу и за компьютер сесть -  2 балла

в) ну уж точно не сяду за компьютер -  1 балл

Подсчитайте суммарный балл:

  1. естественный уровень (от 8 до 12 баллов): КИ носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность, редко играют и думают об игре;

От 8 до 12 баллов: норма

От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но стоит обратить пристальное внимание на ребенка и его занятия.

  1. средний (от 12 до 21 баллов): КИ является важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах КИ, но при этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временныʹ ми затратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции.

От 19 до 24 баллов: компьютерная зависимость, необходимо обратиться к психологу.

  1. зависимость (от 22 до 37 баллов): КИ занимает все свободное время; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов.

Просмотров работы: 151