Исчезнувшие памятники России

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исчезнувшие памятники России

Цыбуля У.А. 1
1МБОУ СОШ № 2
Яломыст И.В. 1
1МБОУ СОШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

 

Введение

О, степь! Колыбель древних мифов.

По рекам спокойным, певучим

Селился народ вольных скифов,

Умелый, отважный, могучий.

Исследование древних могил в мировой и отечественной науке имеет большую историю. Их раскопки дали науке колоссальный археологический, антропологический и палеонтологический материал.

В давние времена по нашим степям кочевали скифские племена. В память о себе они оставили курганы – искусственные насыпи, сооруженные для погребения покойников. Рядом с умершими скифы укладывали те вещи, которыми их соплеменники пользовались при жизни, а также слуг, животных. Женщин хоронили в лучшей одежде, с серьгами, ожерельями, а воинов – в полном боевом снаряжении. На могилах наиболее знатных покойников сооружались большие насыпи почвы, а на захоронениях бедных – маленькие бугорки. За прошедшие с тех пор тысячелетия под воздействием климатических условий курганы претерпели значительные изменения. Низкие в основном сравнялись с почвой, и теперь даже исследователи не всегда смогут их обнаружить.

Курганы, как памятники старины, имеют большое значение для изучения эпохи бронзы, раннего железного века и раннего средневековья степной части Ставрополья. Они включены в объекты культурного наследия и охраняются государством.

Данная работа посвящена степному району на востоке Ставропольского края. Эта земля хранит тайны древних народов, многие из которых по-прежнему не раскрыты. Само название района – загадочное напоминание о временах, когда по бескрайним степям кочевали тюркские племена. Превыше всего кочевники ценили воду. Они нарекли реку в степи «Арзгир», и это имя дошло до нас через века.

Цель исследования: изучение истории родного края на примере курганных могильников эпохи бронзы по материалам археологических исследований

Актуальность исследования состоит в изучении истории родного края и необходимости информирования школьников об археологических памятниках родного края на примере курганных могильников эпохи бронзы, представляющих научную, историческую и культурную ценность, так как, на наш взгляд, для современного поколения характерно незнание истории родного края, исторических фактов, жизни выдающихся людей и событий родного края.

Задачи исследования:

  1. Составление и проведение опроса учащихся МБОУ СОШ№ 2 с. Арзгир.

  2. Изучение литературы по исследуемой проблеме.

  3. Выезд на местность для наглядного изучения археологических памятников.

  4. Проведение работ с целью дальнейшего ознакомления школьников с археологическими исследованиями и памятниками.

Методы используемые для достижения поставленной цели: анализ данных, полученных при изучении литературных источников, статьи, труды археологических экспедиций, анализ интернет-источников, опрос. Анализ литературы показал, что данная тема не достаточно освещена. Требует дополнительного анализа.

Этапы проведения исследования:

  1. Проведение опроса.

  2. Изучение имеющихся источников по археологическим памятникам.

  3. Наглядное ознакомление с археологическими памятниками.

  4. Обобщение полученной информации.

  5. Подготовка и проведение презентации.

  6. Написание заключения.

Объект исследования – археологические памятники курганные могильники «Чограйский-9» и «Чограйский-8» (эпоха бронзы- средневековье).

Предмет исследования – работы ученых об археологических памятниках, археологические находки, хранящиеся в краеведческом музее.

Гипотеза: большинство учащихся МБОУ СОШ№ 2 с. Арзгир не знает об археологических памятниках памятники курганных могильниках «Чограйский-9» и «Чограйский-8» эпохи бронзы – средневековья, находящихся на территории Арзгирского района.

Новизна работы заключается в том, что впервые в рамках школьного обучения предпринято освещение археологических памятников курганных могильников эпохи бронзы.

Теоретическая значимость и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащаяся в работе информация позволит расширить знания школьников об археологических памятниках и познакомиться с работой ученых-археологов. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга школьников, увлекающихся историей и краеведением, и, возможно, кто-то заинтересуется этой темой, и они продолжат исследование по данной проблеме.

1. Обзор литературы

Десятки, а может быть, и сотни тысяч курганов на степных просторах Евразии — безмолвные свидетели прошлого. Сколько их на самом деле — сказать невозможно. Каждый год обнаруживаются все новые и новые курганные памятники. Эти курганы строили, начиная с эпохи энеолита и бронзового века (IV–III тыс. до н. э.) вплоть до раннего средневековья. Однако большая часть сохранившихся на сегодня курганов степи была сооружена древними кочевниками в первом тысячелетии до нашей эры, в раннем железном веке. Основная часть курганов раннего железного века была построена представителями скифо-сакской культурно-исторической общности, существовавшей на территории Евразии с конца IX до начала II вв. до н. э.

Северный Кавказ является одним из древнейших очагов зарождения и развития земледелия и скотоводства. На протяжении тысячелетий он играл роль своеобразного моста между Европой и Азией. С глубокой древности Предкавказье было местом взаимодействия между населением степных и горных районов, земледельческих и кочевых цивилизаций.

Через Северный Кавказ проходили древние торговые пути, связывающие Европу с Ближним Востоком.

Близость к древним очагам цивилизации оставила яркий отпечаток на культуре населения Северного Кавказа. Археологические памятники несут информацию об истории и культуре народов не только Северного Кавказа, но и соседних территорий.

Предкавказье связано с историей племён скифов, сарматов, ранних аланов. Эпоха Великого переселения народов, а также гуннского, булгарского, аварского, хазарского союзов тесно связана с Предкавказьем.

Древняя история большинства народов России недостаточно отражена в письменных источниках. Поэтому основная роль в изучении их древней истории отводится археологическим источникам. Это остатки древних поселений и погребений, мастерских, домов, святилищ, клады, разнообразные предметы быта и вооружения, орудия труда и ювелирные украшения и т.д. Памятники археологии – достояние всех народов России. Долг государства и каждого жителя – сохранить их для будущих поколений.

О развитии культуры людей, их жизненных ценностей, об изменении цивилизации мира на Земле, можно делать выводы на основании археологических раскопок.

Археология - это самостоятельная историческая дисциплина, часть истории и культуры человечества, которая представлена археологическими объектами и предметами прошлого и познается путем изучения этих объектов и предметов прошлого.

Археологические памятники – объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Под археологическим памятником понимают места, связанные с жизнью людей или их захоронениями. Через изучение археологических памятников, ученые воспроизводят историческое прошлое человеческого общества, развитие его мышления, становление его образа жизни, культуры занятий (земледелие, охота, скотоводство, ремесло, промыслы).

Археологические знания о прошлом имеют большое воспитательное, практическое, обучающее, нравственное, историко-географическое и развивающее значение.

2. Место, материал и методика исследования.

Актуальность изучения жизни людей бронзового века через призму ямной культуры очевидна. Достижения этого периода – важный вклад в развитии человечества. Северокавказский регион, в том числе и территория Ставропольского края и в том числе Арзгирского района значительно обогатил знания об этом историческом периоде, а археологические находки стали важными источниками познания истории населявших регион народов.

Арзгирский муниципальный район расположен в северо-восточной части Ставропольского края. Районный центр — село Арзгир, основано в 1876 году.

Граничит: на севере – с Республикой Калмыкия, на востоке – с Левокумским районом, на юге – с Буденовским районом, на юго-западе – с Благодарненским районом, на северо-западе – с Туркменским районом Ставропольского края. (Приложение 1)

По климатическим условиям территория района относится к территории с засушливым климатом.

На западной окраине с. Арзгир, 1,3 км на юго- запад от северо-западной окраины села и 1 км на северо - северо-восток от юго- западной окраины с. Арзгир находится курганный могильник "Арзгир-1" (приказ министра культуры Ставропольского края от 22.02.2008 г. №96).

1,9 км на север от северной окраины с. Арзгир, с запада от автомобильной дороги на Зунда-Толга, напротив отстойника находится курганный могильник "Арзгир-2" (приказ министра культуры Ставропольского края от 22.02.2008 г. №96).

Курганный могильник «Арзгир-3» (5 курганных насыпей). Местоположение: 2,5 км к северо-западу от северо-западной окраины с. Арзгир и 4,9 км на юго-восток от восточной окраины с. Родниковское, к югу от а/д Арзгир-Родниковское в районе км 2,5 данной а/д. (Приложение к приказу министерства культуры Ставропольского края от 15.05.2006 г. № 56)

«Курганный могильник «Чограйский-1» приказ управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 06.03.2020 г. № 136.

«Курганный могильник «Чограйский-8» приказ управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 06.03.2020 г. № 133.

«Курганный могильник «Чограйский-9» приказ управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 06.03.2020 г. № 132.

Курганный могильник «Родниковский-1» управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 17 марта 2023 г. № 188

Данные курганные могильники датируются от III тыс. до н.э. Представляют научную, историческую и культурную ценность, являются объектом археологического наследия. Комплексное изучение данных могильников не проводилось.

Методы используемые в работе: анализ данных, полученных при изучении литературных источников, анализ интернет-источников, беседа, наблюдение, опрос.

3. Результаты исследования

На широком пространстве Европы и Азии на рубеже III-II тысячелетий до н.э. создались условия, благоприятствовавшие освоению бронзы.

Успехи скотоводства, которыми отмечена вторая половина  III тысячелетия вели к значительному изменению всей общественной структуры племён. Были созданы возможности для широкого накопления богатств в виде скота. Всё чаще стали возникать межплеменные конфликты из-за пастбищ и водоёмов. Война с целью обогащения становится всё более обычным делом. Появились талантливые военачальники, полномочия которых затем расширялись до управления странами, так начался культ вождя. Бронза способствовала расширению связей между государственными образованиями и обменным отношениям. Так орудия труда и оружие распространились в районы, где не было месторождения металлов.

Уже в IV тысячелетии до н.э. на Кавказе появляются металлические изделия из меди и её сплавов. В науке принято считать, что эпоха ранних металлов начинается с использования меди, отсюда название энеолит, что значит меднокаменный. Люди учились обрабатывать медь   холодной, позже горячей ковкой. Вскоре освоили плавку. А с III тысячелетия вместе с медью стали использовать и сплавы – бронзу.

По сравнению с медью бронза имела ряд преимуществ: отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия. Недра Кавказа богатые полиметаллами. Это явилось одной из причин возникновения на этой территории могущественного очага металлургии.

Эпоха бронзы условно делится на несколько периодов:

1. Эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.).

2. Эпоха средней бронзы (II тыс. до н.э.).

3. Эпоха поздней бронзы (кон. II - нач. I тыс. до н.э.).

Каждая из них представлена археологическими культурами, т. е. группой памятников, имеющих схожие особенности и относящиеся к одному времени. Следует помнить, что археологическую культуру нельзя однозначно отождествлять с конкретным народом. В то же время данные археологии позволяют дополнить сведения об их возникновении и развитии.

Культура ямных племен известна нам преимущественно по раскопкам курганных погребений (около десяти тысяч). Курганы являются важным источником изучения истории древних племён и народов. Они являются разновидностью погребальных памятников, распространённых на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкция погребальной камеры и насыпи. (Приложение 2)

Впервые в 1900 г. археолог В. А. Городцов установил последовательную смену трех археологических культур в бронзовом веке:

Ранняя бронза – ямная (древнеямная) культура (3,2 – 2,7 тыс.лет до н.э.).

Средняя бронза – катакомбная культурно-историческая общность (2,7 – 2 тыс.лет до н.э.).

Поздняя бронза – срубное время (2 тыс.лет до н.э).

Свое название культуры получили по характерным для каждой из них конструкциям могил (грунтовая яма, катакомба-яма с боковой нишей и грунтовая яма с деревянным срубом).

Ямная культура (древнеямная, ямная, курганная, древнеямная культурно-историческая общность) является древней археологической культурой, существовавшей в эпоху позднее медного – раннего бронзового веков.

3.1. Общие сведения о катако́мбной культу́ре

Катако́мбная культу́ра (катакомбная культурно-историческая общность), группа археологических культур среднего периода бронзового века, распространённых от побережья Чёрного и Каспийского морей, Кавказского хребта и Крымских гор на юге до границы лесостепи на севере, от Волги на востоке до р. Прут и устья Дуная на западе. Наибольшая концентрация памятников на Нижнем Днепре, в долинах Дона и Северского Донца, в Приазовье, Предкавказье. Датируется от конца 3-го до сер. 2-го тыс. до н. э. Выделена в 1905 В. А. Городцовым как самостоятельная группа памятников и особый культурно-исторический феномен, названный им по характерной конструкции погребальных сооружений – катакомбе под курганом.

Основной тип памятников – курганные могильники, использовались и насыпи предшествующих культур. Курган — это погребальное сооружение, имеющее обязательно две части: внешнюю, заметную на поверхности, и внутреннюю. Как наружное, так и внутреннее устройство курганов весьма разнообразно.

Курганы в виде холма из земли или камней, сплошь каменные или дерновые, широко распространены в нашей стране. Обычно они встречаются группами. Курганы имеют значительные архитектурные различия. Они могут иметь пологую насыпь, расплывшуюся у основания и крутую в верхней части; асимметричную в профиле: более крутую одну часть и пологую противоположную; высокие и четко выраженные насыпи с рвом вокруг насыпи; насыпи, огороженные кольцевой каменной оградой, прямоугольной оградой из поставленных на ребро камней, с большими каменными столбами по углам.

Основная цель раскопок насыпи — изучение ее состава, выяснение устройства и сбор данных для научной реконструкции первоначального вида сооружения.

Погребения, скорченные на боку, реже вытянутые; помещались в камерах катакомб, которые часто располагались кольцом по окружности кургана (вероятно, повторяли структуру стойбищ из поставленных кругом кибиток). Нередко сопровождались жертвенниками (черепа и подложенные под них конечности мелкого и крупного рогатого скота), деревянными повозками на сплошных дисковидных колёсах, богато орнаментированной лепной глиняной посудой, сверлёными каменными топорами и булавами, бронзовыми (ножи, шилья, тёсла, долота) и каменными (песты, тёрочники, скребки) орудиями, бронзовыми и костяными украшениями и культовыми предметами (молоточковидные и стержневидные булавки, височные кольца, бусы и др.). К числу отличительных черт катакомбной культуры также относятся: чаши-курильницы на ножках или подставках, украшенные шнуровым, прочерченным и штампованным орнаментом в виде крестообразных или многолучевых композиций; обычай прижизненной искусственной деформации черепов; вторичные погребения; использование глиняных погребальных масок, формовавшихся на черепах, очищенных от мягких тканей. (Приложение 3,4)

3.2. За тысячи лет до нашей эры

Арзгирский район, единственный среди всех 26 административных районов Ставрополья, который сохранил древнее тюркское название. Корень «гир» известен, как указывающий на любые источники воды – реки, ручьи, родники. А по поводу первой части названия среди учёных по-прежнему нет единого мнения. Наиболее распространённая версия сообщает о том, что «Арз» – имя собственное, а значит и река, и район, возможно, носят имя древнего воителя или знатного человека. Кем он был? Доподлинно неизвестно. Лишь имя сохранилось, пережив и своего хозяина и даже легенды о нём.

На территории Арзгирского района археологи обнаружили артефакты, которые подтверждают: люди жили здесь примерно за 2-2,5 тысячи лет до нашей эры. Во времена, когда на островах в Эгейском море возникали первые древнегреческие поселения, по территории Арзгирского района кочевали племена степной археологической катакомбной культуры.

Об обычаях и верованиях этих племён известно немного. В основном, специалисты опираются на археологические находки, обнаруженные при раскопках древних погребений. Примечательно, что следы катакомбной культуры исследователи встречают по всему югу России. Но именно в Арзгирском районе был найден уникальный артефакт: курильница, украшенная древней росписью.

В 1976 году при раскопках могильника Чограй II Арзгирский отряд Ставропольской экспедиции института археологии Академии наук СССР обнаружил в курганном захоронении рядом с черепом погребённого курильницу (предмет, который использовался в обрядовых целях). Курильница состоит из двух неравных частей, разделённых перегородкой. Одна часть предназначалась для трав и кореньев, другая – для углей. Учёные полагают, что курильницу изготовили для конкретной погребальной церемонии.

Курильница покрыта интересным орнаментом. На ней изображены бараньи рога, дерево с раздвоенной вершиной, четырёхлепестковая розетка, ромб. Это обозначения священных для кочевников-скотоводов понятий: Мирового Древа, бескрайней земли, четырёх частей света. Роспись на курильнице дала историкам и культурологам ценные данные о культуре древних степняков. А сейчас древний артефакт может увидеть каждый в экспозиции Ставропольского музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. (Приложение 5)

3.3. «Курганный могильник «Чограйский-9»

Курганный могильник «Чограйский -9» находился в Арзгирском районе Ставропольского края, в 20 км к югу от Чограйского водохранилища (р. Восточный Маныч). (Приложение 6). По данным топосъемки 1977 г. и археологической разведки 1980 г., могильник состоял из более чем 30 насыпей, образовывавших скопление, вытянутое в направлении СЗ–ЮВ, параллельно линиям рельефа, на возвышенном участке между урочищем Серая Падина и балкой Козьей, по которой проходит трасса Арзгир-Садовое. Вследствие интенсивной распашки часть насыпей оказалась полностью снивелирована, часть — не попала в зону строительства объектов Родниковской оросительной системы, в результате чего охранные археологические раскопки, проведенные Институтом археологии АН СССР в 1986 г., затронули 16 курганов, содержавших захоронения от раннего бронзового века до нового времени. В частности, были открыты 15 погребений эпохи средней бронзы. Среди последних наиболее выделялись инвентарными наборами два: парное погребение № 5 кургана № 5 и индивидуальное погребение № 4 кургана № 9, рассматриваемое ниже.

Курган № 9 входил в основную цепочку (курганы 1–9), был наиболее крупным в могильнике (размеры насыпи на момент раскопок: высота — 2,6, диаметр — 60 м) и содержал 15 погребений разной степени сохранности, в том числе:

5 — финала ранней — начала средней бронзы (степной северокавказской культуры — погребения №№ 3 (основное), 5, 13; позднеямного облика — погребение № 8; раннекатакомбной культуры — погребение № 12);

4 — эпохи средней бронзы (восточноманычской (предкавказской) катакомбной культуры — погребения №№ 4, 6, 7 и 15);

1 — с широкой датой от раннего железного века до позднекочевнического времени (погребение № 9);

5 — без определенной даты (погребения №№ 1, 2, 10, 11, 14).

Погребение № 4 (рис. 1) находилось на расстоянии 11 м к ЮВ от основного погребения № 5, рядом с восточным фасом восточной бровки. Отметим, что ни в этом в фасе, ни в плане не было выявлено следов выкида из данного погребения, очевидно, впущенного с поверхности насыпи.

Контуры могильной конструкции были выявлены в материке на глубине 2,65 м от 0. Погребение было совершено в яме, имевшей форму квадрата с вогнутыми стенками, ориентированной сторонами по сторонам света. Стенки ямы слегка наклонны, ко дну яма сужалась. Дно ямы находилось на глубине и было неровным: в центре имелось овальное возвышение высотой около 0,2м, на которое был положен погребенный.

Скелет принадлежал взрослой женщине, лежавшей скорченно на левом боку, головой на юг. Ноги согнуты под острым углом к позвоночнику в бедрах и максимально — в коленях так, что пятки были прижаты. Руки вытянуты, кистями протянуты к бедрам.

Находки:

1. В заполнении могилы встречались остатки деревянной конструкции (в виде тлена), вероятно, остатки перекрытия и/или детали повозки. Весь остальной обнаруженный в погребении инвентарь находился на одном уровне: в центре на дне, вокруг возвышения, у стен — в заполнении у дна.

2. На дне, в области лобной части черепа погребенной, найдены две сердоликовые цилиндрические бусины; такая же бусина обнаружена сзади черепа, правого плеча и позвоночника.

3. В заполнении ямы, у дна, между восточной стенкой и возвышением, на котором находился скелет, за спиной погребенной, обнаружены мелкие фаянсовые и бронзовые бусы (бисер). Очевидно, составленное из бус (бисера) небольшое украшение было намеренно положено отдельно от останков.

4. В заполнении ямы, у дна, за спиной погребенной, к СВ от бус, лежали два костяных предмета со сквозными отверстиями в центре (пряслица?), вероятно, изготовленные из эпифизов бедренных костей крупного животного.

5. В заполнении ямы, у дна, в ногах погребенной найден бронзовый копьевидный нож с треугольно-ромбовидным обоюдоострым клинком и длинным черенком.

6. К западу от ножа найден круглый в сечении бронзовый стержень, с обломанным узким (острым?) и целым широким заостренным концом.

Ближе к юго-западному углу, в головах погребенной, перед лицом, в заполнении, но на одном уровне с черепом стояли два лепных сосуда:

7. Приземистый горшок чугунковидной формы, без горла и ручек, с прямым коротким венчиком, «раздутыми» плечиками, подчеркнутыми уступом, и узким, слегка вдавленным дном.

8. Двуручный сосуд с цилиндрическим горлом и туловом чугунковидной формы (так называемая амфора), с подчеркнутыми уступом плечиками и выделенным, скругленным венчиком, с узким, слегка вдавленным дном.

9. Непосредственно перед коленями погребенной найден лепной миниатюрный сосуд — «стаканчик», имевший форму усеченного конуса, с горизонтально-уплощенным краем (венчик не выражен) и плоским дном.

По характерным обрядовым особенностям (яма с вогнутыми стенками и «фигурно» оформленным дном; положение погребенной головой на юг) и инвентарю погребение № 4, безусловно, относится к комплексам восточноманычской катакомбной культуры или к восточноманычскому варианту предкавказской катакомбной культуры (около третьей четверти III тыс. до н. э.). Присутствие в могиле набора бронзовых орудий (ножа и стержня), особенно в сочетании с «чугунковидным» горшком, сердоликовыми и бронзовыми бусами, а также следов деревянной конструкции — простого перекрытия или перекрытия из платформы повозки — позволяют отнести погребение к числу престижных. (Приложение 7)

3.4. «Курганный могильник «Чограйский-8»

В погребении могильника «Чограйский-8» на берегу Чограйского водохранилища были обнаружены глиняные модели повозки-кибитки и повозки-люльки, трубчатые кости птиц, булавка из рогов, круглые подвески из кости, бронзовые бусы и подвески.

При раскопках курганной группы Чограй VIII в 1979 г. обнаружена повозка-кибитка. Вещь эта была помещена в погребение ребёнка 9–12 лет среди прочих предметов и являлась важной частью погребального инвентаря. (Приложение 8)

Модель достигает в высоту 26,5 см, имеет сводчатое перекрытие, а также 3 больших отверстия в передней и боковых стенках, обозначающих окна. В первую очередь привлекает внимание богатая орнаментация модели повозки-кибитки: фронтальное окно окружено рядом точек, обрамлено зигзагом, который предположительно является солярным символом, боковые стороны помимо точечного орнамента украшены вертикальными линиями и зигзагами, на крыше изображены длинные линии, параллельные боковым граням, а задняя часть украшена точечным орнаментом, двумя рядами вертикальных линий и дугообразным пояском с зигзагом.

Какое значение для древних людей имел такой предмет и почему его положили в погребальный инвентарь умершего?

Дело в том, что данное погребение относится к культуре кочевников Евразийских степей III тыс. до н. э. Эти люди проживали в засушливом регионе и не могли обеспечить себя необходимыми ресурсами, занимаясь земледелием, поэтому их главным занятием было кочевое скотоводство. Они преодолевали огромные расстояния от Урала до Каспия, предгорий Кавказа, степей Северного Причерноморья и Крыма, перекочёвывая от одного пастбища до другого. Уходя на сотни, а порой и тысячи километров с обжитого места, они не могли оставить ни свои семьи, ни нажитый скарб, ни какие-либо другие значимые вещи. Как они могли сохранить своё имущество и обеспечить безопасность своим близким? Всё приходилось брать с собой. Их фургоны-кибитки являлись не просто транспортным средством, но жилищем, в котором кочевник вёз всё самое важное и дорогое, а также местом, где он находил кров ночью. Такое жилище могло специально покрываться войлоком. Это было необходимо в природных условиях степей, где часто бывает высокая амплитуда температур. Войлок защищал кочевников днём от палящего солнца и сохранял тепло в кибитке холодными ночами.

Интересно, что долгое время лошадь не использовалась в качестве тяглового скота. В повозки запрягали крупный рогатый скот: волов и быков. Естественно, передвигались они не быстро, и перекочёвки могли растягиваться на длительное время.

Нужно отметить, что упомянутая выше модель не единственная, которую удалось обнаружить археологам. В собрании Исторического и других музеев имеются и другие модели, а также сохранившиеся важные конструктивные детали повозок, например, колёса. Все они имеют свои характерные черты, однако любопытно, что их внешний облик часто совпадает с дошедшими до наших дней фрагментами реальных повозок, обнаруженных археологами в погребениях. Например, арочная конструкция модели из могильника Чограй VIII соотносится с арочной конструкцией одной из повозок Элистинского могильника. Такие примеры позволяют делать полноценные реконструкции повозок-кибиток кочевников Евразийских степей эпохи бронзового века и дают возможность намного лучше понять образ их жизни.

4. Опрос учащихся

История нашего края хранит в себе археологические памятники разного времени, от эпохи плиточных захоронений до позднего средневековья. К сожалению, большая часть этой заслуживающей внимания истории неизвестна современным школьникам.

Для выявления уровня информированности школьников по данной проблеме, нами был составлен небольшой опросник, в который мы включили 10 вопросов (Приложение 9). Далее нами был проведен опрос, в котором приняли участие 30 учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №2 с. Арзгир. Обработав ответы, мы получили следующие результаты, а также оформили их в виде диаграмм (Приложение 10).

На первый вопрос «Интересует ли тебя история родного края?» 26 учащихся ответили да, интересует, 2 - нет, не интересует, 2 - затруднились ответить. Большинство моих одноклассников интересует история родного края.

На второй вопрос «Чем занимается наука археология?», 10 опрошенных ответили верно - археология изучает древнейшее прошлое, 4 человека выбрали неверный ответ под номером два - проводит археологические раскопки, 16 человек – затруднились ответить.

На вопрос «Знаком ли ты с понятием «Археологические памятники»?» 13 учеников ответили нет, 2 - указали, что где-то читали об этом, 10 человек выбрали вариант - хотелось бы узнать и 5 не смогли дать ответ.

На вопрос «Археологические памятники – это?» большинство учащихся (12 человек) затруднились дать ответ, варианты ответов «б» и «в» выбрали 8 учеников, вариант «а» - 2 человека.

На 5 вопрос «Есть ль курганные могильники в Арзгирском районе?» мы получили следующие результаты: 13 человек не знают, 13 – хотели бы узнать, 4 – затруднились ответить.

На следующий вопрос «Знаком ли ты с информацией о проведенных археологических открытиях при раскопках курганного могильника «Чограйский-9»?», по 14 учеников распределились между ответами «нет» и «хотелось бы узнать», 2 человека ответили вариант - «затрудняюсь ответить».

26 учащихся не знают, кем были открыты археологический памятник курганный могильник «Чограйский-9? 1 – затруднился дать ответ, 1 – верно указал ответ и 2 – указали не верно.

На вопрос «Хочешь ли ты изучать археологические памятники родного края?», 26 опрошенных ответили – да, 4- затруднились дать ответ.

Очень радует почти единогласный положительный ответ одноклассников (28 человек) на вопрос «Как ты думаешь важно знать историю родного края?», вместе с тем 1 ответил – нет, 1 человек – затруднился с ответом.

На 10 вопрос «Знаешь ли ты, где можно узнать информацию об археологических памятниках?», большинство (27) учеников ответили, что не знают. 1 ученик – затруднился дать ответ, 2 – знают.

Таким образом, при обработке данных, полученных в результате опроса, было установлено, что учащиеся 6-х классов МБОУ СОШ№2 с. Арзгир не обладают практически никакой информацией, касающейся археологических памятников, находящихся на территории Арзгирского района. Гипотеза нашего исследования была подтверждена. Вместе с тем, опрошенные проявляли интерес и говорили о своем желании узнать больше об истории своей малой родины.

Выводы.

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что представители ямной культуры раннебронзового века внесли свой вклад в историческом развитии многих культур и народов. Это был обширный мир степных скотоводческих народов, простиравшийся от степного Поволжья и Причерноморья. С ним связан ряд культур и культурно-исторических общностей. И в их ряду особая историческая роль отводится ямной общности.

В процессе написания работы я узнала много нового о том, что такое археология, какие бывают археологические памятники. «Информация о прошлом» не хранится в готовом виде, ни в письменных, ни в археологических памятниках и не просто «извлекается» из них, а создается в процессе их изучения. Я получила новые знания, приобрел навыки работы с археологическими источниками и интернет-источниками. (Приложение 11). Я поняла, что благодаря археологии и исследованиям археологов можно воссоздать реальную жизнь далеких предков. К сожалению, их работы не опубликованы в специальных краеведческих сборниках и методических пособиях для школьников. В связи с этим, нами был проведен опрос учащихся 6-х классов об информированности ими вопросов по заданной проблеме. Результаты опроса показали, что большинство моих одноклассников практически не обладают никакой информацией об археологии, археологических памятниках в целом, и, в частности, об археологических памятниках Арзгирского района.

Проведенная исследовательская работа дала возможность прикоснуться к историческим и культурным ценностям моего родного края. На Ставрополье остается еще много не раскопанных курганов, изучение которых может привести к новым научным открытиям. Особенности памятников позволят отечественным археологам подробно изучать быт древних людей на территории России.

Заключение.

История археологических памятников – это история нашего края. На наш взгляд, знания истории малой родины помогает нам лучше понять историю страны и крепче любить родную землю. По-особенному дороги становятся те места, которые связаны с жизнью наших предков. Мы считаем, что каждый должен знать историю родного края, а также открывать для себя что-то новое, делать что-то доброе и полезное.

При подготовке материала я побывала возле одного из курганов, находящегося вблизи Арзгира. К сожалению, хотя это археологический памятник, люди очень плохо относятся к этому сооружению: кругом грязь, мусор, бутылки. А ведь это могила. (Приложение 12)

Список литературы и источники информации

  1. Край наш Ставрополье: очерки истории. – Ставрополь, 1999.

  2. История Ставрополья.5-6 классы: учебник/М. Е. Колесникова, Т. Н. Плохотнюк и др.- Москва: Просвещение, 2021 – 112с.

  3. Андреева М.В., 1979. Отчет о работах Арзгирского отряда Ставропольской экспедиции. Архив ИА РАН, Р-1, N 8039.

  4. Моргунова Н. Л., Кравцов А. Ю. Памятники древнеямной культуры на Илеке. Екатеринбург, 1994;

  5. Перечень выявленных объектов археологического наследия на территории Ставропольского края http://oknskn.ru/activity/sub-144/

  6. Приказы о включении/отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия http://oknskn.ru/documents/sub-55/

  7. https://www.stav.kp.ru/daily/26394/3271598/

  8. https://arzgir.ru/articles/articles/2015-08-09/arzgirskiy-rayon-kray-drevnih-legend-37856

  9. https://nav.shm.ru/exhibits/2412/

  10. http://budetinteresno.info/akr-stavropol/Arzgirskiy-rayon-.html

  11. https://www.gumilev-center.ru/skify-v-stavropole/

  12. https://vk.com/@-137185265-mozhet-li-dom-puteshestvovat

Приложение

Приложение 1

Географическое положение Арзгирского района

Приложение 2

Территория распространения Ямной культуры

1- Культура Трои; 2- Культура Эеро; 3- трансильваниский очаг; 4- очаг Брно-Лишни-Эвизовице; 5 – ямная культурная общность; 6 - усатовская культура; 7 – Софиевская культура; 8- новотиторовская культура; 9 – майкопская культура; 10- куро-аракская культура.

Приложение 3

Погребальные сооружения и инвентарь памятников ямной общности (схема погребального сооружения под курганом).

Приложение 4

Погребальные сооружения и инвентарь памятников ямной общности:

1 — схема погребального сооружения под курганом; 2 — костяная булавка с молоточковидной головкой; 3, 4 — кремневые кинжалы; 5 — наконечник стрелы; 6 — сосуд; 7 — роговой амулет; 8, 10 — каменные топоры-молоты; 9 — ожерелье из костяных пронизок и подвесок из клыков животных.

Приложение 5

Курильница, обнаруженная в курганном захоронении Чограй II, 1976 г.

Приложение 6

Местоположение курганного могильника «Чограй-9»

Приложение 7

Находки, обнаруженные при вскрытии курганного могильника «Чограйский-9»

Приложение 8

Модель повозки, середина III тыс. до н.э. Россия, Ставропольский край. Арзгирский район, Чограй VIII.

Приложение 9

Опрос «Археологические памятники Арзгирского района»

1. Интересует ли тебя история родного края?

  1. да, интересует,

  2. нет, не интересует,

  3. затрудняюсь ответить.

2. Чем занимается наука археология?

  1. археология изучает древнейшее прошлое,

  2. археологические раскопки,

  3. затрудняюсь ответить.

3. Знаком ли ты с понятием «Археологические памятники»?»

a) хотелось бы узнать;

b) нет;

c) где-то читал об этом;

d) затрудняюсь ответить.

4. Археологические памятники – это?

  1. предметы, найденные в горах

  2. вековые сооружения, башни, замки

  3. объекты материальной культуры, несущие в себе определённый объём информации о прошлом

  4. затрудняюсь ответить.

5. Есть ль курганные могильники в Арзгирском районе?

a)да,

b)нет,

c)затрудняюсь ответить.

6. Знаком ли ты с информацией о проведенных археологических открытиях при раскопках курганного могильника «Чограйский-9»?

a) нет,

b) хотелось бы узнать,

с) затрудняюсь ответить

7. Кем и когда были открыты курганные могильники в Арзгирском районе?

  1. это была случайная находка;

  2. при строительстве гидросооружений

  3. затрудняюсь ответить.

8. Хочешь ли ты изучать археологические памятники родного края?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить

9. Как ты думаешь важно знать историю родного края?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить

10. Знаешь ли ты, где можно узнать информацию об археологических памятниках?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить

Приложение 10

1. Интересует ли тебя история родного края?

2. Чем занимается наука археология?

3. Знаком ли ты с понятием «Археологические памятники»?»

4. Археологические памятники – это?

5. Есть ль курганные могильники в Арзгирском районе?

6. Знаком ли ты с информацией о проведенных археологических открытиях при раскопках курганного могильника «Чограйский-9»?

7. Как были открыты курганные могильники в Арзгирском районе?

8. Хочешь ли ты изучать археологические памятники родного края?

9. Как ты думаешь важно знать историю родного края?

10. Знаешь ли ты, где можно узнать информацию об археологических памятниках?

Приложение 11

Приложение 12

Просмотров работы: 59