ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Комарова В.А. 1Ежов Г.В. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Митина В.Г. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый из нас в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение не только для самого человека, но и важен для общества. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Представление о профессии начинает формироваться еще в раннем детстве и носит игровой и подражательный характер. Позже интересы могут меняться, ведь ребёнок осознаёт количество возможностей, открывшихся перед ним, и анализирует свои склонности и умения. Важно, что итогом обучения должно стать не только усвоение программы, но и полностью сформировавшееся представление о дальнейшем жизненном пути и сфере профессионального самоопределения.

По мнению Евгения Александровича Климова, который являлся ведущим специалистом в области психологических наук профессиоведения, можно выделить восемь основных мотивов выбора профессии:

• Позиция старших членов семьи

• Позиция друзей

• Личные профессиональные планы

• Способности

• Уровень притязаний на общественное признание

• Информированность

• Склонности

• Позиция учителей[1]

Анализируя данный список, мы обратили внимание на последний пункт, в котором говорилось про позицию учителя. Нас заинтересовала эта тема, и мы принялись к её изучению.

.

Многие произведения русской литературы затрагивают проблему роли учителя в жизни человека. В своих творениях писатели показывают нам героические поступки учителей, их переживания за дальнейшую судьбу своих учеников и их душевную доброту. Именно поэтому мы решили взять за основу нашего исследования образ учителя в произведениях русских писателей.

Цель: изучить, как поменялся образ современного учителя, и поменялся ли он с течением времени по сравнению с образами, показанными нам в произведениях русских писателей.

Задачи:

Проанализировать образ учителя в отобранных нами произведениях;

Выбрать методику проведения исследования:

А) Сформировать опрос

Б) Провести опрос среди выбранной аудитории

В) Проанализировать данные опроса;

Сопоставить образ учителя в литературных произведениях с образом современного учителя по итогам опроса.

Повесть «Обелиск» (Василь Владимирович Быков)

Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. В ней описываются события Великой Отечественной войны. Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе» и относится к направлению героической.

Один из основных персонажей повести, Алесь Иванович Мороз, является обычным сельским учителем начальных классов. Он родился в Могилевщине (Белоруссия). Учился в педагогическом техникуме, а после в течение 5 лет преподавал в основанной им школе в Сельце, которую он открыл в октябре 1939 года.

Обращая внимание на его имя можно понять, что оно является «говорящим». Произошло от древнегреческих слов «Алекс», что означает «защищать», и «Андрос», что означает «мужчина». Если совместить эти имена, то получившееся имя «Алесь» означает «защитник людей». Это имя помогает понять характер этого персонажа.[2]

Мороз был предан своей работе, он искренне любил детей. Для него в приоритете было сделать ребят Людьми. Этого, по его словам, можно было добиться лишь благодаря личному стремлению: «И они, и их учителя, и их родители, и все руководители в районе — все равные в своей стране, ни перед кем не надо унижаться, надо только учиться, постигать то самое главное, что приобщает людей к вершинам национальной и общечеловеческой культуры».

Он учил ребят любить братьев наших меньших и заботиться о них, приучал к ответственности: «А потом появился школьный скворец. Осенью отстал от своей стаи, поймали его на лугу, мокрого доходягу, и Мороз тоже поселил его в школе. Сначала летал по классу, а потом смастерили клетку – больше для того, чтобы не съел кот».

Доброта и отзывчивость учителя проявляются в эпизоде, когда отец Павлика Миклашевича проявляет самую настоящую жестокость по отношению к родному сыну: «Потом Миклашевич снимает одной рукой с кожуха ремень и начинает бить сына. Павлик вырывается, плачет, детвора во дворе шумит. Люди, которые поворачиваются в нашу сторону с упреком в глазах, чего-то ждут от своего учителя. И что ты думаешь? Мороз вдруг срывается с веранды и, хромая, через двор – туда. «Стойте, – кричит, – прекратите избиение!» Миклашевич и впрямь остановился, перестал бить, сопит, зверем смотрит на учителя, а тот подходит, вырывает Павлову руку из отцовской и говорит прерывающимся от волнения голосом: «Вы у меня его не получите! Понятно?»

Во время войны Алесь Иванович продолжил учить детей и активно помогал партизанам: местные жители принесли ему радиоприемник, благодаря которому он слушал сводки и передавал их партизанам. Из-за связи с партизанами весной полицаи нагрянули в школу и устроили всеми любимому учителю допрос: «часа два по разным вопросам гоняли», но все обошлось. После этого происшествия ученики во главе с Колей Бородичем решили устроить диверсию. Подрезав опоры моста, они устроили так, что машина с немецким офицером и одним из полицаев рухнула в воду.

За данный поступок фашисты решили казнить детей. Даже когда их повели на казнь, Мороз попытался спасти восьмилетнего Павлика Миклашевича. Мороз отвлек полицаев, и Павлик смог скрыться в лесу, получив выстрел в спину, а впоследствии тяжелое ранение. Мороза за это очень сильно избили: «Избили так, что Алесь Иванович уже не поднялся. Но до смерти забить не решились – учителя надо было доставить живым».

Алесь Иванович был не просто учителем, а настоящим душевным наставником, который всегда был готов помочь своим ученикам, пожертвовать своим собственным комфортом ради них. Он остался героем для жителей села, а благодаря упорству и настойчивости Миклашевича, для которого Мороз стал примером во всём, имя Мороза было реабилитировано и увековечено на обелиске.

Повесть «Первый учитель» (Чингиз Торекулович Айтматов)

Данное произведение - повесть 1962 года киргизского писателя Чингиза Айтматова о становлении образования в дальних аулах Киргизии и борьбе с патриархальными традициями, не дававшими молодёжи учиться и развиваться. [3]

Действие происходит в 1924 году. А что мы знаем об этих временах? Сплошная безграмотность среди деревенского населения. Даже сами учителя были не особо грамотными. В центре событий сюжета оказывается учитель по имени Дюйшен, который решил самостоятельно обучать местных детей.

Всё началось с того, что Дюйшен, не смотря на то, что он был пожилым человеком, принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами, так как жители аила отказали ему в материальной помощи. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили и грубо с ней обращались.

Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей. Им приходилось сидеть на сене, а единственными принадлежностями для учебы были дощечка, которая была за место парты, карандаш и тетрадка. Склоняясь над каждым учеником, он показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял им непонятные слова.

Несмотря на все сложности, дети тянутся к знаниям: им приходится добираться в школу через каменистую речку, которая зимой становится ледяной и обжигает ноги. Учитель на руках переносит малышей через реку.

С приходом весны Алтынай, с которой учитель познакомился во время реставрации «школы», узнала, что дядя решил ее продать одному богатому человеку в качестве жены. Об этом стало известно и Дюйшену. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые безжалостно избили учителя, нанеся ему страшную травму головы. Алтынай отвезли в горы, где в пятнадцать лет она стала женой старого богача. Однако герой-учитель не опустил руки. Он вернулся за своей ученицей вместе с милиционерами, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку начать новую жизнь, забыв обо всех страшных событиях, произошедших с ней. Он отвез Алтынай в город, в котором были наилучшие условия для девочки.

Все эти поступки наталкивают местных жителей на мысль, что их устои уже давно устарели, и нужно идти вперед, что-то менять. Обычный аил преображается под действием всего одного человека, для которого главным в жизни является справедливость.

Алтынай же исполнила просьбу учителя и продолжила свое обучение, а позже и вовсе смогла поступить в институт в Москве. На ее долю выпало немало жизненных испытаний, но она достойно их перенесла, добившись больших высот. Она «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу». [4] Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю, который и был для неё главным стимулом на протяжении не только учебных лет, но и во время её трудовой деятельности.

Из повествования видно, как глубоко затрагивала эта тема самого писателя. Он словно вместе с героями терпел насмешки окружающих, как будто вместе с Дюйшеном защищал достоинство маленькой беззащитной девочки. И хотя устои той системы больно обожгли судьбы обоих героев, но их поступки не были напрасны. Как и не напрасной была «школа Дюйшена».

Драма «Безумная Евдокия» (Анатолий Георгиевич Алексин)

Анатолий Георгиевич Алексин написал данное произведение, вдохновившись историей, которая приключилась в семье его близкой подруги в 1976 году. [5] Произведение написано в жанре реализма и наполнено эмоциями, которые позволяют нам лучше понять поступки и характеры героев.

Данная драма начинается с романтичной истории любви двух молодых людей, которые вместе работали в конструкторском бюро. В их браке царила любовь, поддержка и взаимопонимание. Всё это они пытались дать своей шестнадцатилетней дочке-подростку, Оленьке, которая периодически заставляла родителей волноваться за себя.

В один из тихих вечеров воскресенья в квартире вышеназванных героев раздался стук в дверь. На пороге оказались одноклассники их дочери и её классная руководительница – Евдокия Савельевна, которая, не смотря на свой неопрятный и отталкивающий внешний вид, является женщиной, которая с легкостью могла располагать к себе людей. Она была умна и внимательна по отношению к другим.

Название драмы не является каким-то литературным приемом, а появилось после одного инцидента: Евдокия Савельевна считала, что все дети равны, и нельзя любить какого-то ученика больше других, поэтому старалась уделять внимание каждому. Но эгоистичной Оле, считавшей свою классную руководительницу «посредственностью» это не нравилось, поэтому она прозвала её «безумной Евдокией».

Евдокия Савельевна внимательно следила за жизнью своих бывших учеников, постоянно устраивала с ними встречи и знакомила их с классом Оленьки, стараясь сделать процесс обучения более интересным. За это Оля постоянно подшучивала над этой милой женщиной.

Однажды Евдокия Савельевна планировала поход двух девятых классов по местам боевой деятельности Мити Калягина — её бывшего ученика, который в 1942 доставил все необходимое своему дяде, лечившему спрятанных солдат, причём проявил при этом находчивость — нашёл кратчайший путь к дому дяди. Два девятых класса должны были найти этот путь, причём выигравший класс получил бы приз.

Когда ребята дошли до того места, откуда должен был начинаться их путь, они отправились на ночлег. Спустя буквально несколько часов «Оля куда-то исчезла». [6] Классная руководительница сразу стала что-то предпринимать, не медлила ни секунды. Она стала собирать информацию о пропавшей девочке по всем людям, которые могли видеть ее в эту ночь.

Несмотря на все предпринятые меры, попытки найти девочку оказались тщетными, поэтому Евдокия Савельевна, переживавшая за маленькую девочку, пришла к ее родителям.

В то время, пока запаниковавшие родители не знали, что делать, Евдокия Савельевна обзванивала все отделения милиции, все больницы и даже позвонила дежурному по городу, ведь ей не была безразлична девочка, несмотря на их не сложившиеся взаимоотношения.

Вскоре на пороге объявилась Оля, держа в руке букет цветов, и с гордостью сообщила, что смогла первой обнаружить кратчайший путь, за который полагался приз. Это был опрометчивый поступок, из-за которого мама Оленьки сошла с ума на фоне стресса.

Только в конце произведения рассказчик, который приходился отцом Оли, понимает, что все это время только классная руководительница пыталась воспитать Оленьку и развивать в ней самые лучшие качества.

Из этого следует, что «безумная Евдокия», которая в глазах родителей казалась злобной учительницей, которая явно недолюбливает их дочь, оказалась единственной, кто пыталась воспитать достойную личность и отличного человека.

Рассказ «Простите нас!» (Юрий Васильевич Бондарев)

Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, которые глубоко запали в душу писателя. Таким образом, данный рассказ, написанный в 1953 году, не стал исключением, а является памятью о его любимой учительнице. [7]

Главный герой рассказа – Павел Сафонов, который отправился в крымский санаторий во время летнего отпуска. На обратном пути, когда Павел проезжал мимо тех мест, где прошло его детство, на него нахлынули воспоминания, и он решил навестить своих старых друзей.

Когда Павел бродил по городу, который кардинально изменился за несколько десятилетий, то заметил свою школу, с которой связаны лучшие годы его жизни. Поэтому Павел Георгиевич решил навестить свою любимую учительницу по математике, Марию Петровну.

Как только он оказался на пороге, то сразу расплылся в улыбке, узнав свою учительницу. Именно она всегда в него верила и радовалась его успехам. Она была очень рада своему бывшему ученику и с радостью приняла его у себя дома.

За беседой они вспоминали веселые моменты прошлого: как класс разыгрывал и подшучивал над учительницей, а она просто смеялась вместе со всеми, как Павел устраивал «систему шпаргалок». [8] Но Мария Петровна никогда не ругала детей, а старалась быть на их стороне. Она видела способности ребят, которые позже помогли им реализовать себя во взрослой жизни.

Мария Петровна активно следила за жизнью всех своих бывших учеников, переживала за них. Но, как оказалось, за все года только один Коля Сибирцев навещал свою школьную наставницу, а остальные даже не писали писем.

Несмотря на то, что Мария Петровна ничего не сказала Павлу, ей было очень досадно: она постоянно опускала глаза и старалась избегать этой темы для разговора. Она хотела повидаться и пообщаться со всеми ребятами, которым помогла стать достойными людьми, но никто даже и не вспоминал о своей уже состарившейся учительнице.

Позже, когда Павел осматривал книжный шкаф Марии Петровны, он увидел книгу о самолетостроении, написанную им. В этот момент ему стало стыдно, когда он вспомнил, что два года назад учительница отправила ему телеграмму с поздравлениями по случаю публикации книги, а он ничего ей не ответил.

Сафонову было очень тяжело прощаться с учительницей, потому что он испытывал стыд не только за свое безразличие к Марии Петровне, но и за такое же отношение к ней со стороны его одноклассников.

Когда Павел прибыл в Москву, то решил отправить Марии Петровне телеграмму с извинениями на адрес школы. В этой телеграмме было всего лишь два слова: «Простите нас».

Это произведение является ярким примером того, что никогда не нужно забывать людей, которые были частью нашей жизни, в этом же случае, - учительницей, которая внесла огромный вклад в становлении личности многих ребят.

Исследование «Образ современного учителя»

Мы решили провести опрос среди учеников разных возрастов, чтобы узнать, как ученики в разных классах видят образ современного учителя.

Нами было выбрано несколько классов: 6 «Г», 8 «Б» и 9 «Г».

Для данного опроса мы задали ребятам тему для мини-сочинения: «Каким вы видите современного учителя?»

Проверив карточки с этими сочинениями, мы поняли, что для большинства детей, несмотря на разницу в возрасте, в учителе важны именно эти качества:

Умение интересно преподносить информацию;

Справедливо оценивать всех учеников;

Находить индивидуальный подход ко всем ученикам;

Хорошо знать свой предмет;

Отзывчивость и готовность прийти на помощь ученикам в трудную минуту.

Мы составили диаграмму, в которой наглядно показано, сколько учеников считают эти качества самыми важными:

Все ученики положительно отзывались о своих учителях, поэтому мы считаем, что современный образ учителя похож на тот, который нам представлен в литературных произведениях, ведь по результатам опроса современный учитель – настоящий друг и наставник для детей именно так было всегда!

Заключение

«Я считаю, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней – человековедение, когда познание мира начинается с познания человеческой души и на основе этого познания формируются убеждения…» - именно так говорил Василий Александрович Сухомлинский - знаменитый советский педагог-новатор, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка. [9]

Профессия педагога, несомненно, одна из самых благородных, и роль учителя в жизни человека чрезвычайно велика. Этот человек становится для нас проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников ряду предметов, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей.

Настоящий учитель заботится о правильном формировании человеческой личности, с моральными принципами и устоями. Педагог не просто излагает факты, он учит нас анализировать их, иметь свое собственное суждение во всем.

Счастлив тот человек, на пути которого встретился настоящий учитель, способный стать другом и проводником в мир знаний, во взрослую жизнь. Такой педагог – учитель по призванию, от Бога, и он навсегда останется в памяти и сердцах своих учеников.

Современный учитель

Не продавец он услуги бездушной.

Учитель – призвание жить для других.

Учитель – лишь тот, кто готов, если нужно

Отдать свою жизнь за детишек своих.

Учитель заменит и папу, и маму.

За руку проводит во взрослую жизнь.

Разделит с тобой и победу, и драму.

Научит работать, любить и дружить.

Учитель научит любить свою землю,

Научит гордиться своею страной.

Расскажет, что враг за кордоном не дремлет,

Охоту открыв за твоею душой.

Учитель всегда остается таким же –

Для них не бывает законов других!

Ничто не меняется, ведь мы хотим же

Преемственность в детях увидеть своих!

Мы помним фамилии лучших из лучших:

Державин, Макаренко и Сухомлинский,

Сумели из душ даже очень заблудших,

Извлечь и взрастить этот корень российский,

Который от предков своих мы впитали,

Как кровь, что по жилам народа течет.

Наука, прогресс – это в общем детали.

Не главное. Главное – общий подход.

Так кто же он, наш современный учитель?

Конечно же, тот кто внедряет прогресс!

Методики новые, если хотите,

Чтоб к знаниям в детях растить интерес.

Но главное – как сотворения мира,

Из самых глубин, самых дальних веков,

И Януш Корчак, и в Казани – Эльвира

Пошли до конца ради учеников.

В. Митин

Литература

[1] - Евгений Александрович Климов «Как выбрать профессию»

[2] - https://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/bykov-obelisk-analiz.html

[3] - https://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_учитель

[4] - Чингиз Айтматов «Первый учитель»

[5] - https://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/bezumnaya-evdokiya-sochinenie.html

[6] – Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

[7] - Интервью Юрия Васильевича Бондарева в 2017 году (интервью брал Сергей Александрович Шаргунов)

[8] – Юрий Бондарев «Простите нас!»

[9] - https://ria.ru/20220506/sukhomlinskiy-1786112116.html

Просмотров работы: 173