Патриотическая лирика современности

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Патриотическая лирика современности

Колпащикова П.Д. 1
1МАОУ Гимназия г. Нытвы
Шашмурина О.Ж. 1
1МАОУ Гимназия г. Нытвы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Патриотическое воспитание всегда являлось одним из важнейших пунктов в формировании личности каждого. С самого детства человеку прививают любовь к своей стране, Родине, её культуре, природе и тд. Ведь только человек, любящий свою страну, способен испытывать гордость за её достижения и успехи. Это тот, кто придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Патриотизм бок о бок идёт с каждым известным поэтом и автором великих произведений.

Я интересуюсь литературой, моя будущая профессия связана с этой сферой. В дни СВО я стала понимать, что тексты современных патриотических поэтов отзываются в моём сердце, и я решила познакомиться с данной литературой поближе.

Цель: изучить и систематизировать патриотическую лирику современности для понимания истоков патриотизма граждан России в тяжелое для страны время.

Задачи:

- изучить историю патриотической лирики

- найти и выбрать представителей патриотической лирики современности

- познакомиться с основными чертами данного вида лирики

- изучить влияние патриотической лирики на людей в военный период

Гипотеза:

- В тяжелое для народа время появляется потребность в патриотической лирике

Методы исследования:

- Культурно-исторический метод

- Описательный метод

- Биографический метод

- Сравнительно-исторический метод (компаративизм)

Данную работу можно использовать на уроках литературы и истории, а также на внеклассных патриотических мероприятиях среди школьников и студентов

Первая глава

Понятие и история патриотической лирики

Лирика – это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Лирика осваивает не только стихотворные формы, но обращается и к ритмической прозе (стихотворение в прозе).

Формирование и развитие патриотизма в лирических произведениях имеет длительную историю. Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Патриотизм объявляется высшей ценностью»

Известный критик В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому»

Для исследований советского периода характерно разграничение понятий «патриотизм», «социалистический патриотизм», «советский патриотизм», определение их с опорой на марксистско-ленинскую идеологию, ориентацией на социалистический строй, а также изменение социальной сущности понятия «отечество».

Главной отличительной чертой советской патриотической лирики является любовь к родной земле, к своему народу и его культуре, безграничная преданность советских людей советскому общественному строю, своему социалистическому отечеству, делу коммунизма.

Современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик патриотизма. Особую остроту приобретает проблема патриотизма в современном российском обществе. Она становится средоточием государственно-правовых, социально-экономических, культурно-исторических коллизий. Вместо прежнего единомыслия возникают разные подходы к ценностям, образующим основу патриотического сознания.

Принципы патриотической лирики провозгласил русский поэт-гражданин 19 века Николай Алексеевич Некрасов. Его патриотическая лирика представлена стихотворениями «Поэт и гражданин», «Элегия», «Памяти Добролюбова».В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта.

 Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, так как теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:


    «В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать…»

Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

«Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?»


Роль поэта огромна, так как он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые являются ключевыми:


    «Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.»

Подхватывают мотивы гражданственности Некрасова поэты Серебряного века:

1. В. В. Маяковский

Глашатаем гражданственности является В.В. Маяковский. Искусство для него неразрывно связано с идеей партии и пропагандой ее идей. Главная функция искусства - направленность на коммунизм и реализация идей партии.

Например, стихотворение «Товарищу Нетте» - пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте» наиболее ярко реализуют патриотические мотивы. Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

«Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!»

Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника».

«Последние пушки грохочут в кровавых спорах,

последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох.

Мы детям раздарим мячи гранат»

В поэме «Облако в штанах» лирический герой разоблачает буржуазное общество, в котором он, как и миллионы других людей, вынужден жить. Это общество «жирных, «желудков в панаме», которое не имеет ничего святого, не имеет души и сердца.
    Поэма состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой крик лирического героя: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!»
    Лирический герой «крушит» все основы, на которые опирался общественный строй России. В реальности же со старым миром должна покончить революция. Только она, по мнению поэта, может раз и навсегда изменить жизнь людей и страны.

После революции 1917 года патриотическая тема в творчестве Маяковского теснейшим образом была связана с борьбой за новый строй, с недостатками, мешающими наступлению коммунизма:
    Граждане, за ружья!
    К оружию, граждане…

2. А. А. Ахматова

Особое место в творческом наследии А.А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интонацией. Впервые в творчестве Ахматовой появилась тема конца эпохи и зазвучали ноты тягостных предчувствий. Вся образная символика стихотворения (саван, колокола, смертельный сон, мертвенность и немота) свидетельствует о том, что речь идет о событиях философского плана - о времени, трагичности эпохи, судьбе России. В стихотворении «Молитва», поражающем силой самоотречения, она молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России все самое дорогое - свою жизнь и жизнь своих близких:

«Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.»

В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно … » Ахматова обозначила своё отношение к эмиграции. Многие её современники в страхе бежали от революции за границу, опасаясь за свою жизнь. Но поэтесса не покинула Россию. Лирическая героиня А. А. Ахматовой не строит иллюзий по поводу будущего своей Родины. Россия представляется ей несчастной страной, залитой кровью. Образ Родины непривлекателен, Это «край глухой и грешный», гибельный и опасный. Однако поэтесса не мыслит жизни без России. Она предпочитает сострадать и сопереживать своим соотечественникам, оставшись на Родине, а не прятаться в благополучных краях. Стихотворение «Не c теми я, кто бросил землю … » продолжает эту тему. В нём нарисован образ человека, покинувшего Родину. Он «жалок», этот изгнанник, бросивший свою страну, «темна» его дорога. Лирическая героиня Ахматовой разделяет судьбу Отечества, несмотря на лишения, трагедии, смерть.

«А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.»

3. А. А. Блок

Александр Блок - это яркий пример патриота своей страны, своей родины. Он до боли красиво и галантно расписывал стихотворения про Русь матушку. Стихотворение «Русь» пронизано темой патриотизма. С первых его строк читателю становится ясно, что автор (лирический герой) очень любит свою страну. Особенно это заметно по первой и последней строфам, по тому, как трепетно и нежно автор отзывается о своей Родине. Но всё же стихотворение посвящено совсем не государству. Оно посвящено истории России, нашим предкам, тому времени, когда люди жили по большей части обычаями и традициями, верили в чудодейственную силу ритуалов, и всякую нечисть вроде чертей и ведьм.

«Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Её одежды не коснусь…»

Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба - судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:

«Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!..»

4. С. А. Есенин

Для другого советского писателя, С.А. Есенина, родной край, родина - это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914 г. «Гой ты, Русь, моя родная»

Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа.

И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:

«Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.»

Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:

«Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я будто иностранец.»

Следующая волна развития патриотической лирики приходится на период Великой Отечественной войны. Яркими представителями такого вида лирики являются О. Бергольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, Н. Тихонов, Ю. Друнина. Начало Великой Отечественной войны (1941—1945) оказалось тем рубежом, который отделил все личное от общественного, частное от общего. Проблемы семейные и творческие заслонила общая беда, оставившая неизгладимый след в сознании и памяти народа. Горечь первых поражений и ненависть к врагу — фашистской Германии, стойкость и верность Отчизне, вера в победу стали общими чувствами миллионов людей. Эти чувства переполняли и литераторов, им никто не заказывал военных стихов и рассказов, поэм и очерков — поэты и писатели творили по велению сердца.

Стихотворение «Священная война», написанное Василием Лебедевым-Кумачом в первый же день войны, 22 июня 1941 года и вскоре положенное на музыку, выразило охватившее всех чувство, создало обобщенный образ времени, передало его суровое и мужественное дыхание:


«Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!»

Сражающемуся народу в равной степени были нужны и публицистические стихи, и задушевные строки о любви и верности. Вот почему широкой популярностью пользовались стихотворения Константина Симонова «Убей его!» и «Жди меня, и я вернусь...», Алексея Суркова «Человек склонился над водой...» и «Землянка»

«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.»

Вся патриотическая лирика прошлого внесла огромный вклад в становление нашей государственности, в развитие литературы и гражданского общества. Она стала истоком вдохновения для современных поэтов.

Вторая глава

Современная патриотическая лирика

Союз писателей России совместно с издательством «Вече» выпустил уже 4 поэтических сборника, посвященных солдатам и офицерам – участникам СВО на Украине. Последний сборник вышел под названием «ПоZыVной – Победа». Всех их смело можно назвать антологией современной патриотической поэзии. В четвертом сборнике представлено более ста авторов практически из всех регионов России, в том числе поэты ЛНР и ДНР. Все они объединены неприятием нацизма, верой в торжество правды и справедливости. Среди авторов: Валентин Сорокин, Юнна Мориц, Юрий Поляков, Владислав Артёмов, Николай Зиновьев и другие.

Людмила Геннадьевна Гонтарева окончила филологический факультет Луганского педагогического университета имени Т.Г. Шевченко. Преподаватель русского языка и литературы. Член Союза писателей России. Главный редактор альманаха «Территория слова». Живёт в городе Краснодоне Луганской области:

«Бог призвал к себе солдата

неоконченной войны.

Снова пламенем объяты

города родной страны.

И солдат в строю, как прежде.

Бьётся с нечистью лихой.

Пусть снаряды воздух режут

свистом на передовой.

Не готов он был к покою

на перинах-облаках.

Как всегда, с бедой земною

он сражается в веках.

У солдата до Победы –

лишь последний, трудный бой.

А потом – накроет небо,

и по радуге – домой.»

Данное стихотворение рассказывает о том, что в каждом из современных бойцов живут их предки – солдаты неоконченной войны, и это они сражаются на «неоконченной войне», точно понимая, что покой и свободу обретут только после Победы.

Валентина Абрамовна Коростелёва родилась в городе Кирове (Вятке). Отец поэтессы погиб в 1943-м под Киевом. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького. Член Союза писателей России. Заслуженный работник культуры РФ. Живёт в подмосковной Балашихе.

В своём стихотворении «Не подведут» Валентина выстроила диалог со своим отцом, погибшем в 1943 году. Она заверяет, что бойцы современной войны справятся со всеми трудностями и принесут нам победу:

«…Но эта мразь бойцам не ровня

Бойцам, что мир земле вернут!

Поверь, отец, они не дрогнут,

Поверь, отец, не подведут!»

Владимир Леонидович Скобцов – поэт, прозаик, бард, общественный деятель. Родился в 1959 году в Донецке. Окончил исторический факультет Донецкого университета. Автор поэтической летописи войны на Донбассе «Непокорённый». Руководитель проекта возрожденного фестиваля музыки и поэзии «Большой Донбасс». Живёт и работает в Донецке.

Стихотворение «Не измени своей земле» является своеобразным гимном всех, сражающихся за земли Донбасса. Рефреном звучит строчки «Не измени своей земле, а остальное будь, что будет»

«Не измени своей земле

В который век в рассветной мгле

Тебя сирены вой разбудит,

Не измени своей земле,

А остальное будь, что будет.

Когда накроет тьма зенит

Душа оглохнет от орудий,

Своей земле не измени,

А остальное будь, что будет.

Когда страна твоя в огне

И слёзы горя не остудят,

Не измени своей земле,

А остальное будь, что будет.

Тот, кто останется живой,

Пусть наши судьбы не осудит,

Я буду чист перед тобой,

Я буду чист перед собой,

А остальное будь, что будет.»

К сожалению, ни одна война не обходится без смертей. От имени ушедшего в вечность солдата написано стихотворение «Мариуполь» Дмитрия Мельникова. За что не жалко отдать жизнь? За будущую мирную жизнь, счастье, свободу, за русский Мариуполь, только в этом случае солдат готов отдать жизнь.

«Напиши мне потом, как живому, письмо,

но про счастье пиши, не про горе.

Напиши мне о том, что ты видишь в окно

бесконечное синее море,

что по морю по синему лодка плывет

серебристым уловом богата,

что над ним распростерся космический флот -

снежно-белая русская вата.

Я ломал это время руками, как сталь,

целовал его в черные губы,

напиши про любовь, не пиши про печаль,

напиши, что я взял Мариуполь.

Напиши - я тебя никому не отдам,

милый мой, мы увидимся вскоре.

Я не умер, я сплю, и к моим сапогам

подступает Азовское море.»

На лирические стихи часто накладывают музыку, в результате чего получаются душевные песни, поднимающие боевой дух и пробуждающие чувство истинного патриотизма.

Ярким примером данного направления служит Ярослав Дронов (более известный под псевдонимом SHAMAN). Он самостоятельно продюсирует свое творчество и является автором слов и музыки всех своих песен. Наиболее популярными композициями певца являются «Встанем» и «Я Русский», оба произведения пропитаны любовь к Родине, отражают истинное отношение автора к теме патриотизма.

«…Я русский,

Я иду до конца.

Я русский,

Моя кровь от Отца.

Я русский,

И мне повезло.

Я русский,

Всему миру назло.»

Говоря о патриотизме в музыке, нельзя не упомянуть о дуэте музыкантов Анастасии Белявской и Олега Сидорова. Несмотря на недолгую музыкальную карьеру, дуэт уже смог завоевать сердца миллионов слушателей благодаря своим песням патриотической направленности. Трек «Нас не отменишь» быстро стал популярен в интернете и набрал более полумиллиона прослушиваний в рекордные сроки.

Заключение

Изучив патриотизм в творчестве русских писателей, можно сказать, что каждый автор изображал патриотизм индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты это любовь к родине и верность своему Отечеству. В любом из произведений чувствуется своя индивидуальность изображения патриотизма, у каждого автора свое специфическое понимание патриотизма. Патриотизм в произведениях рассматривается в образах главных героев, которые заслужили уважение своими поступками. Так же патриотизм рассматривается, как любовь ко всему, что связано с любимой страной Россией. Всех авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине и желание помочь своему Отечеству. Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны.

В данной работе я связала появление патриотической лирики с определенными историческими эпохами и доказала, что в истории России такая лирика на протяжении двух веков появлялась в тяжелые для страны времена, подтвердив тем самым нашу гипотезу. Рождение патриотической лирики связано с духовным подъемом народа в трудные времена, с любовью к родине и готовностью защищать её.

Список литературы

Ахматова А. А.: https://info-shkola.ru/patrioticheskaya-lirika-axmatovoj/

Блок А. А.: https://vuzlit.com/585862/patriotizm_proizvedeniyah_bloka_esenina

Есенина С.А.: /http://aktlove.ru//

Маяковский В. В.: https://lit.ukrtvory.ru/patriotizm-v-proizvedeniyax-v-mayakovskogo/

Сборник стихов «ПоZыVнОй – Победа!», 2022 год

Стихи про патриотизм: https://rustih.ru/stixi-pro-patriotizm/

Учебник по литературе для 10 класса, Н. М. Свирина, 2019 год

Приложение

(Сборник стихов «ПоZыVнОй – Победа!», 2022 год)

Просмотров работы: 931