«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь». (Книга Иисуса Навина 1:9)
Книга… Её роль в жизни человека – какова она? Способна ли одна книга перевернуть сознание, очистить сердце, напоить его светом, радостью, желанием жить? Конечно, ДА! Когда рядом ни друзей, ни родителей, а ты в тупике, пусть и небезвыходном, но тебе он таковым и мнится, к чему совершенно бессознательно потянется рука, или что ты будешь судорожно отыскивать в памяти? – Может быть, томик стихов А. Пушкина или сборничек его «Южных поэм» (одна из них, «Братья-разбойники», в 2022 году - юбиляр преклонного возраста: ей исполнилось 200 лет!), где юная душа отыщет рецепт от любого недуга, крылатые выражения известных авторов из не менее известных произведений (пушкинское «Учитесь властвовать собою; … к беде неопытность ведёт», грибоедовское «Служить бы рад – прислуживаться тошно!», купринское «Да святится имя Твоё!», тургеневское «Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть»)… Память быстро отыскивает в своих запасниках пленительные образы несгибаемого борца за свободу родной Италии Овода, мужественного вождя римских гладиаторов Спартака, волнующие истории раннего христианства из романа «Камо грядеши»… А иногда, созвучно девичьим грёзам, на помощь приходит любимый с детства, самый красивый, самый благородный в мире пират Питер Блад, рождённый вдохновением Рафаэля Сабатини…
Может быть, поэтому год за годом счастливый читатель празднует очередные юбилеи любимых книг… Герои таких произведений неизменно сильны – в своих чувствах, убеждениях, поступках. Глубоко убеждена в том, что исток их силы – в высокой духовности, именно она заряжает читателя, ориентирует в сложном хитросплетении заблуждений и соблазнов.
В нынешнем году свой 70-ый год рождения отмечает известнейший роман Рэя Брэдбери – антиутопия «451 градус по Фаренгейту». Это произведение - визитная карточка американского писателя-фантаста. Оно написано вскоре после Второй Мировой войны и навеяно конкретными картинами фашистской хроники, где по приказу фюрера сжигали, как безвинных людей в концлагерях, книги – из-за того, что они не отражали исповедуемой гитлеровской Германией национал-социалистической идеологии. Несмотря на это, роман остаётся сверхактуальным и в наши дни, так как отвечает на едва ли не на самые главные вопросы человеческого бытия: как жить и зачем жить. Неслучайно его строчки часто цитируемы, а отдельные страницы приходят на память, когда требуются аргументы для противопоставления света и тьмы, истины и заблуждений.
На страницах романа Рэя Брэдбери читатель открывает мир, давно и на уровне закона лишённый книг. Книги - источник мышления, а значит, двигатель воли множества отдельных личностей. Кто-то наверху однажды принял решение «обесточить» движение человеческой мысли, ведь книги – это абсолютное зло, мешающее управлять массой, и люди забыли о ценностях, чувствах, о красоте окружающего мира, перестали размышлять и искать смысл жизни. Вместо естественного общения друг с другом они приобретают говорящие экраны с «родственниками» и смотрят пустые развлекательные телепередачи, даже не подозревая о том, что их разум и внутренний человек медленно погибают.
Главный герой романа - Гай Монтэг, пожарный, в понимании читателя должный спасать мир от огня, - сжигает все книги в большом городе. Он безукоризненно выполняет приказы, не думая об их разумности и не сомневаясь в правильности своих действий.
Название романа символично: 451 градус по Фаренгейту - это не только «температура, при которой воспламеняется и горит бумага», но и отведённое Гаю место в обществе: номер 451 на каске, говорящий о масштабе бездуховности изображённого в романе мира, превращает героя в имярек.
Рэй Брэдбери раскрывает образ своего героя с разных сторон: так, например, автор «награждает» Гая Монтэга семьёй, что при первой встрече с ней у читателя, думаю, вызывает вопрос: зачем? Гай, на работе насквозь пропахший бензином, усталый, возвращается домой, где его совсем не ждёт супруга Милдред. Её безразличие к мужу вызывает недоумение: она даже не поворачивает головы в его сторону, в ушах её всегда наушники, она и спит в них. Скорее всего, Гай и Милдред никогда не жили друг с другом счастливо и не знают, что такое настоящее семейное тепло, душевное родство. Их отчуждённость, рождённая больным социумом, без сомнения, путь к одиночеству, духовной смерти. Наверное, поэтому Гай с радостью воспринимает случайное знакомство с Клариссой.
Автор романа, похоже, и сам любуется этим 17-тилетним созданием, изображая девушку слегка «помешанной», восторженно воспринимающей мир вокруг, мечтательной... Она любит «гулять ночью», подолгу «смотреть на вещи, вдыхать их запах», бродить «всю ночь напролёт», встречая «восход солнца». Удивительно, но юная Кларисса видит людей насквозь, чувствует их «даже с закрытыми глазами» и очень быстро покоряет Гая новизной, глубиной и простотой мыслей, неподдельной искренностью. Рэй Брэдбери намеренно выстраивает сюжет таким образом, чтобы главный герой естественным путём задумался о смысле своей жизни. И добивается успеха! В очередной раз приняв вызов пожарников к месту обнаружения запрещённых книг, он вместо того, чтобы сжечь их, невольно спрятал на себе одну книгу, в другой раз – ещё одну…
Так встречи с молодой и веселой Клариссой породили сомнения Гая Монтэга в смысле всей прожитой им жизни. Но автору важно основательное, полное перерождение героя, он убеждает читателя сопережить это перерождение, осознать его важность как явление, должное стать типичным, и вводит в повествование эпизод добровольного самосожжения женщины, пожелавшей уйти из жизни самым мучительным образом, но не покинуть дом, не предать героев своих любимых книг, в течение жизни надёжно служивших ей источником бесценных воспоминаний, мудрости, настоящей, искренней радости. Монтэг потрясён этой картиной. Он крадёт книгу из полыхающего огнём дома почти рефлекторно, подсознательно, дома прячет её в вентиляцию. Теперь Гай пытается читать всё, что приносит с каждого пожара, и наступает прозрение, в его сердце поселяется сострадание, душа оживает.
Костры ещё будут гореть, но Гай будет палить их с гневом, вид книг, которые «подскакивали и метались, как опалённые птицы» («их крылья пламенели красными и жёлтыми перьями») будет тревожить его сознание, будить протест. Немногим позже он выльется в страшный, но оправданный бунт: Монтэг чётко произнесёт выстраданные долгими и напряжёнными раздумьями слова: «Мы всегда жгли не то, что следовало…» и выпустит в своего начальника «длинную струю жидкого пламени из огнемёта».
Гибель в автокатастрофе Клариссы, идеологическая обработка начальником Битти, опять же идеологическое предательство жены, встреча с оппозиционером Фабером, убийство троих пожарных делают Гая опасным преступником, заставляют бежать из города и невольно способствуют серьёзному, настоящему сближению с духовным братством умных людей, тайно сохраняющих в своей памяти главы лучших книг, дарованных миру, - они надеются, что их драгоценные знания когда-нибудь будут востребованы человечеством.
Несмотря на то что содержание романа, на первый взгляд, пессимистично, его финал, уверена, будет привлекать поколения и поколения думающих читателей. Земля ещё вздрагивала от взрывов только что разразившейся войны, а выживший Монтэг, не уставая, вынимал из памяти прекрасные и совершенные слова спасения: «…это главы из Экклезиаста и Откровения. Скорей, скорей, пока я опять не забыл, пока не прошло потрясение…» Бывший пожарный настойчиво повторял их, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла... «Всему своё время. Время разрушать и время строить…» Он уже понимал, что мудрость прошлых поколений, заключённая в книгах, и есть бесценное культурное наследие человечества, он уже точно знал, как глубоко заблуждался Битти, заявляя, что в книгах нет ничего такого, «чему стоило бы научить других». Он обрёл путь, на котором будет «твёрд и мужествен»: оставит в своей памяти для будущего бесценный опыт духовной жизни истинных христиан - «Откровения» Иоанна Богослова! …
А теперь самое время помолчать в попытке постичь глубочайший смысл этого произведения…