Написание стихов

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Написание стихов

Горбанев Б.Б. 1
1АНОО "Школа №1 ст. Новотитаровская"
Барковскся Н.А. 1
1АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ШКОЛА № 1 СТ. НОВОТИТАРОВСКАЯ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данного исследования. Я очень люблю читать стихи. Обычно они короче, чем рассказы, но всегда ярко представляешь то, о чём говорит автор, стихи легче учить, чем прозу в детском возрасте, и интересно декламировать. Интересно, можно ли научиться писать стихи? Что именно делает стихи такими особенными? Я решил провести исследование, что бы узнать есть ли что - то общее у всех стихотворений и возможно, узнав правила стихосложения, научиться писать стихи самому.

Цель исследования.

Узнать, как рождаются стихи.

Для достижения поставленной цели я решил следующие конкретные

Задачи:

  1. Выяснить, что такое стихи.

  2. Узнать, каким правилам подчиняются стихи.

  3. Поразмышлять о том, зачем людям нужны стихи.

  4. Попробовать сочинить стихи.

Гипотеза.

Предположу, что все стихи создаются по своим правилам.

И, узнав правила стихосложения, я тоже научусь писать стихи.

При исследовании были лично выполнены следующие виды работ:

- изучал литературу по теме исследования: энциклопедии, научные справочники, стихи разных авторов;

- проанализировал стихи детских поэтов и составил картотеку исследуемых стихов;

- поделился знаниями с одноклассниками по теме «Как рождаются стихи»;

- разработал упражнения для рифмовки.

Гава 1. Как рождается стихотворение

1.1. Что же такое стихотворение

Свое исследование я начал с изучения научной литературы, справочников и энциклопедий по теме исследования.

Загадочное слово стихотворение звучит в моей семье часто, потому что мы любим читать стихи и моя прабабушка Народная поэтесса

Кубани Жихоревская А. П. Вот одно из последних ее произведений (Приложение 1):

Веди нас Русь Великая,

Нас на священный бой!

С нацисткой бандой дикою

С бандеровской ордой!

Сыны твои могучие

Стоят к плечу плечом

Чтоб нечисть та вонючая

Не проползла в наш дом.

Герои наши славные,

В сей грозный, важный час

Защитники Державные,

Мы молимся о вас!

Царице Мати Божия

всех воинов и нас

Святым Покровом заслони

От вражьих пуль и глаз!

Благие вести приноси

Архангел Гавриил!

К Победе Русь нашу веди,

Архангел Михаил!

Из уст прабабушки, я получил толкование о стихотворении: слово стихотворение обозначает «стих творить». Творить это что – то создавать. А что такое стих? В справочнике, прочитал, что стих – единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. Художественное произведение, написанное такими строками – стихотворение.

А также из энциклопедии я узнал,

что слово стих – древнерусское, старославянское слово, заимствовано из греческого языка и означает «ряд, строка». У слова стихотворение много «родственников»-однокоренных слов: стих, стиховедение, стихоплет, стишки, стихокропатель, стихотворец, стихосложение.

Слово «стихтворение» часто встречается в пословицах и поговорках:

  • Писать стихи не думая, что стрелять не целясь.

  • Чем больше стихов знаешь - тем умнее разговор вести будешь.

  • То, что прозой не сказать, в стихах можно рассказать.

  • У поэтов стих со стихом, как родня неразлучны.

Было мне 5 лет, когда мы с прабабушкой сочиняли друг на друга шутливые «дразнилки», Богдашка – обзывашка, Ека – громозека и прочие. Однажды с прабабушкой пошли играть во двор, а мама на «пикник» принесла нам еду: огурцы и помидоры. А мы взяли и сочинили про них стишок. «Огурчики, помидорчики танцевали все в коридорчике».,

Так рождались у нас двустишья, а потом и сам начал складывать небольшие стишки самостоятельно. Кое – как бренчу на гитаре и подбираю к словам рифму: «1,2,3,4 ,5 начинаем петь и веселиться, а потом будем учиться». Моя муза приходит, когда я смотрю на небо и вижу красивые облака или, как просыпается природа весной. Но особенно хорошо получается «рифма сочной, сладкой, слопав вкусной шоколадки».

Мне нравится поэт Корней Чуковский. Мне часто читали его стихи, про доктора Айболита. Я выучил их даже наизусть, хотя они очень длинные. Стихи других поэтов, тоже люблю. Такие как Агния Барто стих «Веревочка», Александр Пушкин – отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», «У лукоморья дуб зеленый», мы его выучили наизусть. Михаил Лермонтов стих «Парус», Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Стихи я люблю, учу и запоминаю их на долго. Стих должен говорить, о чем- то интересном, новом простыми словами.

Иногда дома мы играем в буриме – подбираем к заданным словам рифмы. Например: небо – хлеба, подушка – лягушка и так далее. Играем в подборке рифм с мамой, бабушкой и прабабушкой.

Как же рождаются стихи?

Иногда - легко, случайно!

Порой мучительно тяжело, потому что главное одно – очень важно – вдохновение!

    1. Легенда о богине поэзии

В литературной энциклопедии, я прочитал древнюю легенду. На горе Олимп жила муза, которая могла очаровывать словами и мелодией. Злых она легко превращала в добрых, несчастных она делала счастливыми, грустные -становились радостными. Под её воздействием начинали прислушиваться к сердцу, а не разуму. Как она этого достигала? Поэзией и музыкой. Ведь это они властвуют над душами и сердцами, растапливая лёд и наполняя звучанием стихов и мелодий. Эта муза, покровительница поэзии и музыки, звалась Евтерпой. И сейчас о человеке, который любит поэзию, говорят: «Его посетила Евтерпа» (Приложение 2)

    1. Правила стихосложения

Словарь литературных терминов под редакцией Л.И. Тураева и С.В. Тимофеева даёт такое определение: «Стихосложение – стихотворная организация речи, возникающая благодаря её особой ритмической, звуковой, строфической структуре.

Делаю вывод, что основным отличием стихотворной речи от прозаической является то, что проза характеризуется свободным расположением слов в предложении, а в основе поэтической речи лежит ритм, то есть деление на ритмические единицы – стихотворные строчки.

Из Детской энциклопедии я узнал, как складывались правила стихосложения в русском языке. М. В. Ломоносов наряду с работами в области точных наук, истории, много работал в области русского языка и литературы. Оказывается, что от стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов. Изучая материал, я узнал, что в основе каждого стихотворения лежит ритм, рифма, средства выразительности.

Ритм в стихотворении образуется повторением стоп (шагов), которые состоят из ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Это похоже на орнамент. В двухсложной стопе -два слога, а в трёхсложной - три слога. Имеются пять размеров русского стиха: два двухсложных размера (ямб и хорей) и три трёхсложных (амфибрахий, дактиль и анапест).

Для меня эта теория еще трудновата. Я только с ней познакомился и подойду практически, думаю, что через года два, пойму это все. В этом помогает моя прабабушка. Она показала мне стихи русского поэта Константина Бальмонта, который посвятил всем стихотворным размерам целое произведение.

Хореи и ямбы, с их звуком коротким,
Я слышал в журчанье
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берёз
Мне дали певучий размер амфибрахий,
В нём вальс улетающих грёз.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат – анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.

Я также познакомился с понятием «ямб» и «хорей». Но для меня, это еще дебри, куда временно не стоит заходить, иначе потеряю музу.

Следующий этап моей работы – знакомство с изобразительно-выразительными средствами поэтической речи. Итак, я узнал, что эпитеты – это красота произношения стихотворения.

Много он знает рассказов забавных

Про деревенских охотников славных. (Николай Некрасов)

Метафора – это употребление слова в переносном значении.

Льётся на землю с утра

Льётся на землю жара. (Эмма Мошковская)

Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевлённому предмету, явлению, животному или растению приписываются качества, действия присущие человеку.

По опушке шла весна

Вёдра с дождиком несла. (В. Степанов)

Сравнение — это форма поэтической речи, в которой происходит сравнение, одного предмета с другим.

Одуванчик над ним в небесах расцветал

А комар вертолётом громадным жужжал.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Правила стихосложения

После того, как узнал из книг о правилах стихосложения, я решил проверить свою гипотезу (все стихи создаются по определенным правилам). Для этого я проанализировал 10 стихотворений разных авторов (О. Григорьев, Ю. Юрий Коринец, В. Высоцкий) (Приложение 3, 4), написанные в разное время, а полученные результаты написания стихотворение, заносил в картотеку. Действительно, все стихотворения имеют рифму, авторы используют разный стихотворный размер, чаще всех употреблялись такие размеры: дактиль, хорей или ямб. Помогала мне моя прабабушка.

Читая стихотворение, я всегда понимал, какое настроение было у автора, когда он писал своё произведение. Весёлое, шутливое в стихотворении Юнны Мориц «Баллада о фокусах шоколада»; спокойное, серьёзное у Натальи Кончаловской в произведении «Наша древняя столица».

Поводом для создания стихотворения может послужить интересный случай, как в стихотворении «Снегирь» Агнии Барто и «Велосипед» Олега Григорьева. Иногда автор хочет научить, воспитать своего читателя (Искарион Истомин, Александр Шишков).

Не зря стихи называют художественным словом, ведь поэты рисуют в нашем воображении живописные картины. Особенно мне запомнились стихотворения Сергея Есенина, «Пороша», «С добрым утром».

Некоторые стихи написаны специально для детей. Я с удовольствием читал стихи детских поэтов: Агнии Барто, Романа Сефа, Эдуарда Успенского, Эммы Мошковской, Бориса Заходера. Другие авторы интересны всем, и взрослым, и детям: Александр Пушкин, Сергей Есенин, Фёдор Тютчев.

Я заметил, что в некоторых местах «недостаёт» ударения, тогда при чтении мы делаем дополнительные ударения, а иногда произносим слова без ударения, чтобы сохранить ритм.

Для создания ярких образов, чтобы лучше передать читателям своё настроение и мысли поэты используют выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.

Итак, наша гипотеза о том, что все стихи создаются по правилам, подтвердилась. Все стихи имеют рифму, ритм, повествуют о каком-нибудь событии, выражают чувства. Во всех стихах автора создаю образы, благодаря выразительным средствам поэтической речи. Благодаря рифме, ритму и ярким образам стихи легко запоминаются.

Было проведено анкетирование учащихся:

  1. Знаете ли Вы правила написания стихов? (Рисунок 1)

  2. Умеете ли Вы сочинять стихи? (Рисунок 2)

  3. Пишут ли стихи в Вашей семье? (Рисунок 3)

Рисунок 1 - Знаете ли Вы правила написания стихов

Правила написания стихов знают 2, не знают 23 человека.

Рисунок 2- Умеете ли Вы сочинять стихи

Пишут стихи – 4 человека, 21 – не пишут

Рисунок 3- Анкетирование написания стихов в семье

Пишут в семье 3 человека, не пишут 22.

Вывод: Большее количество учащихся не знает, как пишутся стихи, для этого было проведено анкетирование и исследование учащихся.

2.2 Орфография и пунктуация

Узнав правила стихосложения, я попробовал писать стихи. Приступил к проверке второй гипотезы - правильно сочинять стихи.

Начал с того, что я придумывал тему, потом первую строчку, затем первую рифму. Слова звучат не так складно, как хотелось бы… Дело оказалось не таким простым, как казалось. Применять правила орфографии, пунктуации, вычислять площадь прямоугольника - гораздо легче, чем писать стихи. Ведь нет точных указаний о количестве и месте эпитетов, метафор…Правда, оказывается, существуют словари рифм и их можно найти в интернете. Тогда я попробовал использовать готовые рифмы. И вот что получилось!!!

Своему бы я коту,

Предложил бы колбасу!

Кот бы быстренько все съел,

С удовольствием запел!

Я проанализировал своё стихотворение: оно написано хореем, рифма прямая, мужская. Есть даже метафора: «с удовольствием запел». Но когда я придумывал эти строчки, я об этом не задумывался. Я просто прислушивался, хорошо ли звучит, это ли я хочу сказать. Правила нужны скорее, чтобы анализировать!

Ещё я читал, что поэтам нужен талант и вдохновение. Я думаю, талант – это способность наблюдать, видеть красоту, тонко чувствовать и красиво выражать свои мысли. А вдохновение похоже на вдох, когда ты вдыхаешь и можешь выдохнуть, когда у тебя есть впечатления, желание выразить что-то в стихах. Не знаю, просыпается ли у меня талант, но я очень люблю своего кота, поэтому у меня получились стихи про него. Получились и ещё несколько коротеньких стихов.

2.3 Результаты исследования

Я провел небольшое исследование, дав ребятам небольшой сборник стихов. В классе Мы решили попробовать себя в роли поэта, проявить творчество, вдохновение, свои знания о стихосложении. По первым двум строчкам начала стиха, нам нужно было придумать продолжение. Мне очень понравились эти творческие задания. А ещё интереснее было познакомиться с творчеством моих одноклассников (Приложение 5). Возможно, это первые стихи будущих поэтов! Я проанализировал стихи моих одноклассников. Просто удивительно, какая фантазия у ребят, какое чувство юмора! И пусть ритм и рифмы иногда «хромают», истории получились замечательные. Во многих стихах очень мало используется выразительных средств: эпитетов, сравнений и др. Теперь все поняли, что писать стихи — это возможно, увлекательно, но очень сложно.

Итак, вторая часть подтвердилась частично. Знание правил стихосложения помогает понять, как рождается стихотворение. Можно научиться подбирать рифму к словам, создавать ритм. Труднее подобрать выразительно изобразительные средства, создать яркий образ при помощи слов. Я узнал, что правил написанию стихов ребята не знают, а учитывают только рифму. Но стихи получились забавными.

Заключение

Наша гипотеза подтвердились частично. Я доказал, что все стихи поэтов создаются по правилам стихосложения, но знаний этих правил недостаточно, чтобы стать поэтом.

В ходе исследования я познакомился с литературными источниками, справочной литературой, выполнил практическую работу и пришел к следующим выводам:

1. Все стихотворения имеют общие черты, отличающие их от прозы:

а) строчки текста ограничены рифмой

б) слова располагаются не свободно, а располагаются и подбираются так, чтобы создавался ритм

в) ритм создаётся чередованием ударных и безударных слогов

г) имеются пять стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

2. Поводом для написания стихов служат случаи из жизни, впечатления, размышления автора.

3. Автор создаёт в воображении читателя образы, передаёт настроение благодаря изобразительно-выразительным средствам.

4.Не каждое стихотворение имеет все признаки поэтической речи.

5. Можно выделить и узнать правила стихосложения, но эти знания только помогают, но не дают умения писать стихи так, как настоящие поэты.

6. Поэту необходим талант, вдохновение и наблюдательность.

Знания, которые я приобрел, помогут мне лучше понимать стихи и прозу, чувствовать красоту и богатство русского языка.

Желание писать стихи у меня не прошло, хоть я и понял, что это нелегко. Я буду читать и учить стихи талантливых поэтов, постараюсь замечать интересное рядом, думаю это мне поможет.

Список литературы

1. Детская Энциклопедия для старшего и среднего возраста. Том 10. Литература и искусство. Издательство "Просвещение" 1969год.

2 .Глоцер Вл. Дети пишут стихи. М., 2021.

3. Новлянская З. Стихи – продолженье мое и начало. М., 2020.

4.Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.Тимофеева, С.Тураева. - М.: Просвещение, 2019.

5. Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложении Издательство: АСТ, Астрель

6.Чуковский К. От двух до пяти. М., 2018.

Приложение

Приложение 1

Стихотворение моей прабабушки

Веди нас Русь Великая,

Нас на священный бой!

С фашисткой бандой дикою

С бандеровской ордой!

Сыны твои могучие

Стоят к плечу плечом,

Чтоб нечисть та вонючая

Не проползла к нам в дом.

Герои наши славные

В сей грозный, важный час,

Защитники Державные

Мы молимся о вас

Царице Мати Божия

Всех воинов и нас

Святым Покровом заслони

От вражьих пуль и глаз

Благие вести приноси

Архангел Гавриил!

К Победе Русь нашу веди,

Архангел Михаил!

Приложение 2

Картотека исследованных стихотворений.

Стихотворение №1

Александр Тимофеевский.

Золушка

Золушке надо заправить салат
И не сердиться, когда разозлят,
Печи очистить от чёрной золы,
Окна завесить и вымыть полы,
Надо зерно перебрать и горох,
Тесто заквасить и сделать творог,
Стадо загнать и ходить за скотом,
Замуж за принца... Но это потом

1.Название. Золушка

2.Автор. Александр Тимофеевский.

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Сюжет сказки «Золушка»

4. Основная мысль. Для исполнения мечты нужно много трудится.

5. Основные изобразительные средства.

В стихотворении нет эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, автор перечисляет обычную работу по хозяйству, чтобы подчеркнуть, что «сказочные» награды даются за терпение, трудолюбие, добрый нрав.

6 Стихотворный размер – дактиль. ύ_ _ύ_ _ύ_ _ύ

7. Рифма. Мужская, точная: полы-золы; неточная: горох- пирог.

Парная:

Золушке надо заправить салат а

И не сердиться, когда разозлят, а

Приложение 3

Стихотворение № 2

Юрий Коринец

Последнее яблоко

Ветрами наземь сбитая,
Листва в саду шуршит,
А яблоко забытое
На яблоне висит,
Скрипят деревья чёрные:
«Да падай же, пора!»
Но яблоко упорное
Опять висит с утра.

Висит оно, качается,
И осень не кончается.

1.Название. Последнее яблоко.

2.Автор.Юрий Коринец

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Наблюдение за яблоней осенью.

4 Основная мысль. Висит оно, качается, и осень не кончается».

5. Основные изобразительные средства. Эпитеты: сбитая, забытое, упорное. Метафора: яблоко упорное.

Олицетворение: Скрипят деревья чёрные: «Да падай же, пора!»

6. Стихотворный размер: хорей. _ύ_ύ_ύ_ _

7. Рифма.

Мужская, точная: висит- шуршит,

Неточная: чёрные – упорные.

По способу перекрестная: Ветрами наземь сбитая, а
Листва в саду шуршит, в
А яблоко забытое а
На яблоне висит, в
Парная: Висит оно, качается, а

И осень не кончается а

Стихотворение №3

1.Название.Последнее яблоко.

2.Автор. Олег Григорьев.

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Случай из жизни.

4. Основная мысль. Любишь кататься- люби и …велосипед носить.

5. Основные изобразительные средства. Метафора: понёс, остался.

Олицетворение: велосипед меня понёс. Игра слов «понёс» в прямом и переносном значении.

6. Стихотворный размер: ямб _ύ_ύ_ύ_ύ

7. Рифма . Мужская, точная, парная :

Он там остался без колес, а

И дальше я его понес... а

Приложение 4

Стихотворение № 4

Владимир Высоцкий

Он не вернулся из боя

Почему все не так? Вроде - все как всегда:

То же небо - опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

Только - он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас -

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал, -

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то разговор:

Вдруг заметил я - нас было двое...

Для меня - будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна,

По ошибке окликнул его я:

"Друг, оставь прикурить!" - а в ответ - тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло - для обоих...

Все теперь - одному, - только кажется мне -

Это я не вернулся из боя.

1.Название. Он не вернулся из боя

2.Автор.Владимир Высоцкий

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Переживание автора из-за огромных потерь во время Великой Отечественной войны.

4. Основная мысль.

Мне не стало хватать его только сейчас -

Когда он не вернулся из боя.

5. Основные изобразительные средства.

Метафора: вырвалась, словно из плена, весна

Сравнение: Для меня - будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Отражается небо в лесу, как в воде

Олицетворение: вырвалась, словно из плена, весна

6. Стихотворный размер: анапест _ _ύ_ _ύ_ _ύ_ _ύ

7. Рифма. Мужская, точная: всегда- вода

Женская, неточная: голубое – из боя

Рифма по способу: перекрёстная

Наши мертвые нас не оставят в беде, а

Наши павшие - как часовые... в

Отражается небо в лесу, как в воде, - а

И деревья стоят голубые. В

Приложение 5

У окошка кошка сидит.

И беззаботно на мошку глядит,

А мошка -кошку дурит

***

Прозвенел звонок,

Хорёк побежал на урок.

Хорёк упал и выбил себе зубок.

***

Села муха на цветок, почесать

Свой ноготок

Вдруг её увидел котик,

Стал поглаживать животик.

***

Кошка мышку повстречала,

Помурчала у причала.

***

На лугу пасутся козы,

И летают там стрекозы.

***

Пахнут вкусно пироги

Есть их будем у реки.

***

Прилетели мотыльки,

Почесали хоботки.

***

Обманули вы лису

Поджидает вас в лесу.

Просмотров работы: 42