Введение
На уроках литературного чтения наш учитель всегда говорит нам о том, что мы должны понимать прочитанное, вырабатывать свое отношение к проблемам, которые обозначены в том или ином произведении, уметь обсуждать их. А для этого необходимо внимательно читать текст, не упускать из вида детали, которые являются ключами к решению главной проблемы произведения.
Но как научиться читать со смыслом, с пониманием?
Ответ на этот вопрос помог нам найти опять же наш учитель. На одном из уроков литературного чтения он рассказал нам о том, как художники создают иллюстрации к произведениям. Оказывается, что он сначала внимательно читает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем описано автором. Потом он задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Затем живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен и рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
Нам тоже захотелось попробовать себя в роли художников и постараться сначала устно нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. Мы попробовали, но оказалось, что наше невнимательное чтение приводит к несоответствующим тексту иллюстрациям. То мы изобразим солнце, которого не было в описании того или иного сюжета. То мы «оденем» литературного героя в то, что нравится нам, а не в то, что придумал автор. То мы поменяем время года, не задумываясь о том, насколько важен для понимания смысла произведения именно этот сезон. В общем, мы упускали из вида то, что давало ключ к осмысленному чтению.
Поэтому, когда встал вопрос о том, по какой теме мы будем выполнять годовую проектную работу, мы втроем решили, что возьмем тему об осмысленном чтении. Для этого мы выбрали рассказы, были и сказки Л. Н. Толстого. Мы остановили свой выбор именно на этом авторе, так как считаем, что его произведения несмотря на то, что очень короткие, несут в себе огромный смысл, учат добру и состраданию. На некоторых героев произведений Льва Николаевича нам хочется быть похожими. Сам Л. Н. Толстой был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для нас самих, а также для всех учеников нашего класса.
Цель работы: создать книжку с иллюстрациями и впечатлениями о прочитанных произведениях Л. Н. Толстого.
Задачи:
Изучить различные источники информации по теме проектной работы, составить план работы над ней.
Познакомиться с биографией Л. Н. Толстого, прочитать его детские рассказы, сказки и были, заполнить читательский дневник по каждому произведению.
Изучить понятия «иллюстрация», «иллюстратор», рассмотреть последовательность шагов художника по подготовке иллюстрации.
Проиллюстрировать несколько произведений Л. Н. Толстого и подготовить на них читательские отзывы.
Разработать макет книжки и собрать в неё все подготовленные материалы.
Этапы проектной работы:
1-ый этап: составление плана работы по проекту; изучение и сбор источников информации; раскрытие понятий «иллюстрация», «иллюстратор»; изучение этапов работы художника по подготовке иллюстрации.
2-ой этап: ознакомление с биографией Л. Н. Толстого;выбор и чтение произведений Л. Н. Толстого; заполнение читательского дневника по каждому прочитанному произведению и их иллюстрирование.
3-ий этап: разработка макета книжки и сбор всех подготовленных материалов; анализ и оценка выполненной работы.
Методы работы:
- поиск и сбор информации в энциклопедиях, толковом словаре и художественной литературе;
- моделирование: создание макета книжки;
- синтез;
- анализ;
- сравнение;
- работа с понятиями;
- обобщение.
Кто такой художник-иллюстратор
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова (5) мы нашли понятие, что такое «иллюстрация» и «иллюстратор».
Иллюстрация - рисунок, иллюстрирующий текст.
Иллюстратор - художник, создающий небольшие картинки, связанные с содержанием литературного произведения, а также предназначенные для украшения литературного произведения, для его комментария.
А может ли текст быть без иллюстраций? Может. Но человек лучше воспринимают информацию, если ее сопровождают картинки. Значит, иллюстратор – это художник, который помогает читателю понять смысл написанного автором. Поэтому,главной задачей иллюстратора является донесение ключевой мысли автора до читателя с помощью изображения (3, 4). Для этого иллюстратор должен уметь внимательно изучать издаваемое произведение, работать в команде, слышать мнение автора, иметь такие личностные качества, как: ответственность, неконфликтность, усидчивость, творчество.
2. Краткая биография Л. Н. Толстого
На одном из этапов работы мыпознакомились с биографией Л. Н. Толстого (1), которая полна интересных фактов и событий. Мы коротко остановимся на некоторых моментах жизни этого выдающегося писателя.
Детские годы
Дата рождения Льва Николаевича — 28 августа (9 сентября) 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Там он провёл большую часть своей жизни. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых, который находился в родстве с Александром Сергеевичем Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
У Льва Николаевича было много братьев и сестёр.
Маленький Лев рано остался без материнской любви и заботы: причиной смерти матери были тяжелые роды, и двухлетний Лев со старшими братьями и сестрой воспитывался родственниками-опекунами. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань к родной тёте, П. И. Юшковой.
Дом Юшковых был очень веселым и гостеприимным, тётя всем сердцем любила племянников, заботилась об их образовании, и детство Льва Толстого было по-настоящему счастливым. Позже он описал эти годы в автобиографической повести «Детство».
Всю жизнь писатель вспоминал детство в Ясной Поляне с любовью. Вместе с братом Николаем он придумал секрет «зелёной палочки», который заключался в том, как сделать всех людей счастливыми. Братья закопали палочку в одном из уголков сада как память о детском секрете.
Юность
Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.
Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, юриспруденцию, сельское хозяйство, иностранные языки. В зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.
Это был период духовного поиска и метаний. В итоге Лев Толстой, выдержав экзамен в Петербургский университет, не стал учиться, а в звании юнкера отправился на Кавказ, где в то время служил его брат Николай.
Литературное творчество
Творческий путь Толстого берет свое начало на Кавказе, где он провел три года. Лев Николаевич был участником обороны города Севастополя. Награжден многими орденами и медалями.
Именно на Кавказе он сочинил повесть «Детство», вслед за которой последовали повести «Отрочество» и «Юность», составившие автобиографическую трилогию.
Литературный дебют в журнале «Современник» оказался удачным, и Лев Николаевич решил полностью посвятить себя литературе. Вскоре из-под его пера вышел цикл «Севастопольские рассказы», посвящённый Крымской войне и обороне Севастополя, в которой он лично участвовал.
Вернувшись в Петербург, Толстой стал членом литературного кружка «Современник», где им искренне восхищались. Однако писатель быстро устал от столичной суеты и отправился в путешествие по Европе. По возвращении в Ясную Поляну он занялся обустройством школ для крестьянских детей. Им была написана «Азбука», а также сотни добрых и поучительных сказок для самых маленьких.
Самыми главными работами Толстого стали романы «Анна Каренина» и «Война и мир», «Воскресенье», содержание которых знает практически каждый взрослый человек.
О Льве Толстом узнал весь мир. Несколько раз ему хотели присудить Нобелевскую премию, но писатель отказывался. Его мечтой, как и в детстве, было счастье для всех людей.
Личная жизнь
В краткой биографии Льва Толстого важно отметить, что его избранницей стала 18-летняя Софья Берс, которая была младше супруга на 16 лет. Этот брак оказался удачным, хотя между супругами не раз возникали разногласия.
В 1863 году в семье произошло пополнение: родился первенец четы Толстых. Есть сведения, что всего Софья Андреевна родила 13 детей, пятеро из которых не дожили до взрослого возраста. Долгие годы она была верной подругой и соратницей Льва Николаевича в литературных трудах, всячески помогала и поддерживала, полностью оградила от решения бытовых вопросов.
Скончался Лев Николаевич Толстой 7 (20) ноября 1910 года, на 83-м году жизни. Причиной смерти стала банальная простуда, которая дала тяжелейшее осложнение — крупозное воспаление легких. Писатель был похоронен, как он сам завещал, в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу. Здесь прошли его счастливые годы, и здесь они с братьями в детстве искали «зелёную палочку», способную сделать всех людей счастливыми.
Читательский дневник
Еще раз обратим внимание на то, что рассказы Л. Н. Толстого интересны тем, что они изложены простым и доступным для всех языком. Как-то раз Лев Николаевич в беседе с товарищем назвал детей «самыми строгими судьями». По мнению писателя, произведения, предназначенные самым маленьким, должны быть доступно изложены для понимания каждого ребёнка.
Мы выбрали для чтения и анализа 16 произведений Толстого, которые включают и сказки, и рассказы, и были: «Акула», «Котёнок», «Девочка и грибы», «Лебеди», «Пожарные собаки», «Белка и волк», «Птичка», «Прыжок», «На что нужны мыши», «Орёл», «Ёж и заяц», «Лев и собачка», «Как мужик камень убрал», «Пожар», «Астрономы».
После чтения того или иного произведения мы заполняли читательский дневник. Ниже приведена его форма.
Читательский дневник
Автор |
|
Название |
|
Жанр |
|
Тема произведения |
|
Число страниц |
|
Главные герои и их характеристики |
|
О чем произведение |
|
Сюжет — краткое содержание |
|
Понравившийся эпизод |
|
План произведения для пересказа |
|
Главная мысль (о чём?) |
|
Чему учит этот рассказ |
|
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному |
|
Новые слова и выражения |
|
Пословицы к произведению |
Заполнение читательского дневника помогало нам глубже разобраться в произведении. Ведь важно было не просто прочитать текст, а понять смысл прочитанного, поделиться впечатлениями и обсудить все детали по содержанию текста.
Только после заполнения читательского дневника мы приступали к изображению того или иного сюжета. Отметим, что теперь несоответствия между текстом автора и нашими рисунками почти не было.
Создание книжки «Произведения Л. Н. Толстого нашими глазами»
Далее с помощью наших родителей и классного руководителя мы создали макет книжки по теме проекта «Произведения Л. Н. Толстого нашими глазами».
Книжка построена следующим образом. К каждому рассказу Л. Н. Толстого мы подготовили иллюстрацию, на которой изображено самое яркое - главное событие рассказа. Рисунок сопровождается цитатой из текста, которая и описывает событие. Также написали читательские отзывы о том произведении, которое прочитали и отрывки из текста, которые более всего поразили нас.
Рис. 1. Обложка нашей книжки.
Эпиграфом к нашей книжки мы взяли слова Л. Н. Толстого:
«Важно не количество знаний,
а качество их. Можно знать
очень многое, не зная самого нужного».
Приведем несколько оформленных фрагментов нашей книжки, построение которой мы описали выше.
Рис. 2. «Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал
животом на котёнка и закрыл его от собак».
Отзыв к рассказу «Котёнок»
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе. Герой, прежде всего, бросается на помощь другому человеку или животному, а трус пытается спастись сам.
Это интересный и добрый рассказ. Мы видим, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности и бросится спасать беззащитное существо.
Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик. Сразу видно, что он добрый и смелый. На такого человека всегда можно положиться, ему можно доверять, и он никогда не подведёт в трудную минуту.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор - убежать от опасности или противостоять ей. Но только тот, кто не боится опасности, может считаться героем.
Отрывок, поразивший меня больше всего
«Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак».
Рис. 3. «От мачты до конца перекладины, где висела
шляпа, было аршина два, так что достать её
нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку
и мачту».
Отзыв к рассказу «Прыжок»
Прочитав этот рассказ, я подумал о том, что наша беспечность и несообразительность, часто доставляет нам и окружающим много проблем. Этот рассказ учит пониманию того, что такое провокация, и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.
Если бы двенадцатилетний сын капитана умел контролировать свои эмоции и не обращать внимания на насмешки матросов, то этой опасности не произошло бы, а в результате мальчик подверг ненужному риску себя и до слёз огорчил своего отца.
Это очень хороший и поучительный рассказ. Я увидел, как желание избежать насмешки, может стать причиной опасности для жизни.
Мне жаль мальчика, который был храбрым, но безответственным. А вот капитан своим самообладанием и выдержкой спас сына, хотя ему было очень нелегко.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что надо иначе относиться к поведению животных, они же не обладают таким разумом, как люди.
Отрывок, поразивший меня больше всего
«Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»
Мальчик шатался, но не понимал.
« Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул».
Рис. 4. «На площади в одном городе лежал огромный камень.
Камень занимал много места и мешал езде по городу».
Отзыв к произведению "Как мужик убрал камень "
Эта быль рассказывает о камне, который всем мешался на городской площади и о том, как его убрать. Важные инженеры были очень умными, знали всё на свете, но не могли придумать, как просто и недорого убрать камень. А простой мужик подошёл к решению проблемы с другой стороны. Он стал думать, как выполнить дело просто и легко. И придумал.
Мне понравился главный герой рассказа. Он смекалистый и остроумный. Эта быль показывает, что порой не надо искать сложных путей для решения проблемы, необязательно тратить на это много денег и сил.
Я всем советую прочитать это небольшое произведение и подумать о том, что мы часто ищем сложные ответы там, где возможно простое решение. Никогда не следует усложнять себе задачу, нужно стараться сделать всё проще.
Отрывок, поразивший меня больше всего
«А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей». У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку».
Заключение
Произведения Л. Н. Толстого интересны тем, что они изложены простым и понятным для нас языком. Проектная работа помогла нам лучше овладеть содержанием рассказов, сказок, басен и былей Л. Н. Толстого.
Выполняя последовательно все шаги по иллюстрированию произведений Льва Николаевича Толстого, мы научились глубже и яснее понимать прочитанное и дольше удерживать его в памяти.
Составление макета книжки – это необходимый этап в издании любой книги, который учит выстраивать материал в систему.
Надеемся, что наши иллюстрации и отзывы к произведениям Л. Н. Толстого понравятся вам.
Список использованных источников и литературы
1. Биография Толстого [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obrazovaka.ru/alpharu/t-2/tolstoj-lev-nikolaevich-tolstoy-leo-lev-nikolayevich, свободный. - Загл. с экрана.
2. Позина Е. В., Т. Давыдова, Времена года. М.: Издательство «Стрекоза», 2008.
3. Презентация на тему "Художники - иллюстраторы детских книг" (для педагогов) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-hudozhniki-illyustratori-detskih-knig-dlya-pedagogov-1559735.html, свободный. - Загл. с экрана.
4. Профессия иллюстратор: чем занимается и какие навыки необходимы? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rb.ru/young/professiya-illyustrator/,
свободный. - Загл. с экрана.
5. Сивохина И. А. Полная хрестоматия для начальной школы. М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
6. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
7. Толстой Л. Н. Рассказы и были. М.: Издательство «Малыш», 1977.
8. Толстой Л. Н. Рассказы о природе. М.: Издательство «Астрель», 2005.