Влияние повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом» на формирование у школьников отношения к семейному воспитанию"

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом» на формирование у школьников отношения к семейному воспитанию"

Пивченко Е.Е. 1
1МБОУ "СОШ№11" ИГОСК
Березуева О.А. 1
1МБОУ "СОШ№11" ИГОСК
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Семья является направляющей силой и образцом для подражания и играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего поколения. Поэтому семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными учеными и практиками.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, а именно они являются одним из социально-психологических механизмов становления личности, социальной потребностью человека. Социальный статус, структура и функционирование – вот далеко не все характеристики явления.

По мнению большинства ученых, главенствующим в формировании личности ребенка в семье является её нравственно – психологическая атмосфера, эмоциональный фон отношений. В этой связи семья – система, как целостно-образовательная пространство, обладает определенной спецификой семейного воспитания, отличающей его от воспитания общественного (в том числе и школьного).

Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Своими корнями функции уходят в потребности, личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом – она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это находит выражение в самом названии функции, чьи классификации многообразны. По нашему вниманию, в современных условиях семью необходимо рассматривать в совокупности её функций. И, прежде всего, потому что в реальной семейной жизни функции выступают в единстве, находятся в органической взаимосвязи. В этой связи, воспитательный заряд, который они несут, выступает как целостный процесс взаимодействия семьи, семейных отношений на развитие личности ребенка. Но именно воспитательная функция семьи и её компоненты, отличающиеся интегративным характером, определяют формирование содержания всех функций, цель которых – формирование социального благополучного, активного, самостоятельного человека. Такими компонентами являются:

- осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь;

- наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей; способность изменять методы и формы взаимодействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка; умение понять своего ребенка и помочь; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать ребенка; знание родителями его друзей;

- регулярность контакта семьи и школы через посредничество семейного социального педагога, взаимо-сотрудничество и взаимо-обучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.

Актуальностью: исследования выбранной темы работы послужило то, что 20-ый век вывел парадигмусуверенного, независимого ребенка, которая опирается на три гипотезы:

- Ребенок отличается от взрослых, и дети имеют особый биологический период.

- Детство нужно готовить к взрослению.

- Ответственность за взросление, подготовка к будущему возлагается на взрослых.

Поскольку взаимодействие ребенка с членами семьи является его первым опытом взаимодействия с окружающим миром, в процессе реализации своей воспитательной функции семья должна обеспечить соблюдение ряда моментов:

Во-первых, весьма велика зависимость ребенка от семьи.

Во-вторых, велика роль именно семьи в условиях социума в осуществлении социального контроля за поведением ребенка.

В-третьих, ребенок вступает в этап интенсивного овладения социальными ролями, круг его общения быстро расширяется, увеличивается связь с различными социальными институтами.

Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и консультирующей помощи семьи, способствующей становлению адекватных социальной ситуации развития ребенка границ между членами семей и социумом, обеспечивающих формирование полноценной социальной позиции.

Гипотеза: Включение в школьную программу старшеклассников повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» окажет положительное влияние на формирование у старшеклассников правильного отношения к семейному воспитанию и поможет избежать ошибок в воспитании собственных детей.

Цель работы: обосновать необходимость включения повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» в школьную программу старших классов

Задачи:

  1. Ознакомиться с историей развития педагогической науки

  2. Рассмотреть современные подходы к воспитанию

  3. Выявить причины и последствия неправильного семейного воспитания

  4. Познакомиться с биографией автора, ставшей основой повести

  5. Охарактеризовать сюжет повести

  6. Проанализировать ошибки, которые совершала бабушка героя в его воспитании

  7. Сделать вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу

Практическая значимость работы заключается том, что проведённый анализ повести может быть использован на уроках литературы и внеклассных мероприятиях

Анализ источников: И.С. Марьенко в книге «Нравственное становление личности» обозначил «нравственность» – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.

В учебном пособии «Педагогика» В. А. Сластенина раскрывается сущность и структура педагогической технологии, в основе которой лежит идея полного контроля над педагогическим процессом, его планирование, проектирование, а также возможность детального анализа при помощи поэтапного воспроизведения.

В книге Маклакова А. Г. «Общая психология» представлены методологические основы изучения человека и основные методы психологии. Так же то, какое место занимает психология среди других наук, затрагивается история становления психологической науки. Детально рассматриваются вопросы психики, сознания и состояния, и психические свойства личности. Подробно изучаются и многие другие вопросы, тесно связанные с психологией человека.

В учебном пособии Лихачева Б. Т. «Педагогика» изложены лекции по «Педагогике» — одной из основных дисциплин, изучаемых в педагогических учебных заведениях. Книга направлена на создание целостного представления о закономерностях развития педагогического знания, о логике педагогического процесса. Особое внимание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, пониманию детской личности как субъекта воспитания и обучения.

В основной части книги Эльколина Д.Б. «Детская психология» охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до семи лет, приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставшие хрестоматийными для курса возрастной психологии.

Глава 1. История развития педагогической науки

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилась она вместе с первыми людьми.

Для воспитания в первобытном обществе было характерно:

- равное воспитание;

- занятие практической деятельностью (собирательство, навыки охоты);

- непререкаемое слово воспитателя.

На этом этапе педагогическая мысль развивалась и формировалась в виде традиций, обрядов, песен, преданий.

Со временем появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодёжи к жизни.

Теория воспитания - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К. Д. Ушинский в конце XIX в. в работах «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании».

В 20-30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А. С. Макаренко в работах «Цель воспитания»; «Воспитание в семье и школе»; «Лекции о воспитании детей»; «Методика воспитательной работы»

Вывод: Вопросы воспитания всегда волновали общество, но подходы к нему менялись на протяжении веков в зависимости от запросов общества, его нравственных ценностей и задач воспитания.

Глава 2. Современные подходы к воспитанию

Педагогическая теория − своеобразная стратегия педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе. Чем сложнее происходящие вокруг нас

перемены, тем более глубоким должно быть переосмысление наших прежних теоретических представлений. Привычные и казавшиеся фундаментальными, они «рассыпаются» в современной социокультурной ситуации, уступают место новым теоретическим концепциям, определяющим новые подходы к воспитанию.

В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический. Остановимся на характеристике каждого из них.

Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов). Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в там, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. «Формирование» понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя. Формирующее воздействие должно «разбудить» духовные ресурсы детей, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников. Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные. Формирующий подход характеризует достаточно прочно установившийся в педагогическом сознании линейный принцип осмысления процесса воспитания: каждое педагогическое воздействие воспитателя предполагает определенный отклик воспитанника (словом, действием, поступком).

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова). Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное − взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка. Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем.

Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Термин «синергетика» ввел в научный обиход Герман Хакен и определил ее как науку, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой. Синергетический подход ставит педагога в условия нелинейного осмысления процесса воспитания, признания открытости воспитательной системы, организующего значения случайностей (флуктуаций). Характерная особенность синергетического подхода к воспитанию − признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком. Позиция синергетического подхода отстаивает особую значимость внутреннего потенциала активности личности ребенка.

Социализирующий подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая) представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т. е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения. Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является «социальное воспитание». Социализирующий подход к воспитанию уделяет специальное внимание организации воспитательных функций основных институтов социализации − семье, школе, сообществу сверстников. Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта.

Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика − философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля. С позиций герменевтики, воспитание − это обращение к психическому опыту субъекта, к его «жизненному миру», который проявляется как переживание. Поэтому переживания ребенка − главный предмет деятельности воспитателя. Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры.

Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург). Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это − сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». Однако ценности имеют и личностные проявления − ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации. Он включает несколько этапов:

  1. предъявление ценности в реальных условиях воспитания;

  2. ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;

  3. выявление смысла ценности и ее значения;

  4. принятие осознанной ценности;

  5. включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;

  6. закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) развивается в рамках педагогической антропологии и заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса. Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека − потребность в воспитании. Поэтому ребенок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию со взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, в самовоспитании. Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания, поскольку декларирует единство и целостность умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). Воспитание в современной педагогике все чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. В обиход педагогов пришли: арт-терапия и ее разновидности − музыкотерапия, танцевальная терапия; психодрама (социо-драма) − специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, общения и др. Складывается впечатление, что здесь имеет место перенос достижений психотерапии в педагогическую практику. Но на деле все обстоит иначе: достаточно долго практическая медицинская психология заимствовала столетиями апробированные воспитательные технологии, а теперь происходит их возврат в педагогику, и обновленный набор приемов и психологическая терминология создают эффект новаций.

Вывод: Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

Глава 3. Причины и последствия неправильного воспитания.

Неправильное воспитание в семье уродует характер ре­бенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого вос­питания в семье различны:

• Безнадзорность, или бесконтрольность, когда родители не уделяют должного внимания детям. В итоге, предостав­ленные сами себе, дети попадают под негативное влияние уличных компаний.

Гиперопека, когда жизнь ребенка находится под бди­тельным надзором. Когда он постоянно слышит указания, предупреждения, запреты. В результате такого «воспитания» становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах.

Воспитание по типу «Золушки», то есть в обстановке безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им. Такая ситуация способ­ствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительно­сти или озлоблению детей.

«Жесткое» воспитание,когда за малейшую провин­ность ребенка сурово наказывают и держат в постоянном страхе. Ушинский К.Д. указывал, что страх - самый силь­ный источник таких пороков, как жестокость, озлоб­ленность, приспособленчество и угодничество.

Физическое наказание —которое педагоги-ученые на­зывают синдромом опасного обращения с детьми. Оно может наносить ребенку не только физические, но и пси­хические, нравственные травмы. Наказываемые таким образом подростки впоследствии сами нередко стано­вятся жестокими, плохо контактируют с окружающими и адаптируются в трудовых коллективах.

Вывод: Неправильное воспитание в семье уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими, неумение прислушиваться к своим желаниям и потребностям, искаженное представление о себе и об окружающем мире, отсутствие самостоятельности.

Глава 4. Анализ повести

4.1 Биография автора как основа сюжета повести

Павел родился в Москве 16 августа 1969 года. Его мать и отец вместе не жили, мальчик долгое время находился у своей бабушки – Санаевой Лидии, в то время, пока мама устраивала личную жизнь. Отчимом Павла стал Ролан Быков. Бабушка была властной женщиной, настраивала внука против отчима и не разрешала Паше жить с матерью, можно сказать, силой его держала у себя. По характеру она была тираном, Павел её очень боялся. Как Санаев вспоминает, иногда он чувствовал бабушкину любовь, но это была большая редкость. Мама и Ролан Быков начали вместе жить после совместной работы в фильме «Докер». Как-то маме удалось тайком забрать сына от своей матери, пока та была в магазине. Месяц, прожитый с мамой и Роланом Антоновичем, стал для маленького Паши светлым пятном в жизни. Однако вскоре бабушке удалось так же тайно вернуть внука себе. После этого он прожил с ней ещё долгих четыре года. Санаев благодарен своему родному отцу, как человеку, без которого он не появился бы на свет, но воспитанием и становлением характера Павла занимался именно отчим. Увлечением мальчика были модели самолётов, которые он клеил часами в ущерб урокам. Быков никогда не ругал его за это, даже наоборот, всегда очень серьёзно восхищался каждой уже готовой моделью. Это выработало у ребёнка привычку доводить всё до конца. В детстве Павел снялся в нескольких фильмах. Сначала были съёмки в киноленте «Чучело», режиссёром которой был Быков, затем последовали съёмки ещё в трёх фильмах. Несмотря на то, что он снимался с детства, выбирая профессию, молодой человек решил стать сценаристом, а не актёром.

Павел Санаев стал популярен после биографической книги «Похороните меня за плинтусом».

Вывод: Анализируя прочтенное произведение, следует сделать вывод о том, что детство главного героя было сложным. Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. Мир героя, это мир глазами его бабушки и представления о том, что «счастье не могло стать, жизнью, и жизнь никогда не позволила бы счастью заводить свои правила». Ожидания мечтательного и фантазийного ребенка основывались только на радости в веру во вновь обретенную надежду. Бесконечные угнетения, упреки и сомнения в успехе воспитания полноценной и зрелой личности, порождали в мальчике низкую самооценку: «Он всегда знал, что он самый больной и хуже него не бывает. Но иногда позволял себе думать, что все наоборот и он как раз самый лучший, самый сильный, и дай только волю, он всем покажет».

4.2. Сюжет

«Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть российского писателя, кинорежиссёра и сценариста Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских воспоминаний. Санаев посвятил книгу своему отчиму, народному артисту СССР Ролану Быкову.

Повесть рассказывает о девяти годах (в возрасте от двух до одиннадцати лет) жизни Санаева в семье его деда, народного артиста СССР Всеволода Санаева и его жены Лидии. Впервые опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь». Удостоена премии журнала «Октябрь» за лучший дебют за 1996 год. Номинировалась на Букеровскую премию. Первым отдельным изданием книга вышла в 2003 году в серии «Современная библиотека для чтения» российского издательства «МК-Периодика» (Москва). В 2007 году повесть была выпущена крупнейшим российским издательством «Астрель» («АСТ», Москва) и за три года разошлась тиражом около полумиллиона экземпляров. В феврале 2011 года повесть вошла в список самых покупаемых книг прошедшего десятилетия в московском «Торговом доме книги «Москва»» (заняла 4-е место с результатом 20 762 проданных экземпляра), а Павел Санаев занял 16-е место в списке самых покупаемых авторов.

Саша Савельев, ученик 2 класса, живет с бабушкой Ниной и дедушкой Семеном. Так решила бабушка. Любимая мама Саши приходит только в гости. Ей ребенка не отдают: пусть живет со своим «пьяницей»-художником. Для Саши все под запретом. Он «идиот» и ничего не умеет. Она бережет его от инфекций, но Саша все время болеет. Однажды мама «похищает» сына у бабушки. Мальчик просит, если он умрет, похоронить его за плинтусом ее комнаты. Чтоб он мог видеть маму. Бабушка требует внука, свое «счастье», назад. Но уходит ни с чем. И вскоре умирает.

Сюжет повести рассказывает о нелегкой жизни мальчика со своими дедушкой и бабушкой. Саша не отличается крепким здоровьем и часто болеет, отчего часто пропускает школу. Бабушка постоянно звонит родителям одноклассников мальчика, чтобы узнать домашнюю работу и заставляет скрупулезно учиться Сашу. При малейшей ошибке женщина начинала истошно кричать на внука, иногда доходя до настоящей истерики. Сашу редко выпускают из дома, врач сама приходит на дом и выписывает ему лекарства, за приемом которых строго следит бабушка. Даже перед купанием в ванной женщина сначала измеряет градусником температуру воды и после плотно занавешивает дверь ванной плотным одеялом. Бабушка вела себя всегда очень странно. Несмотря на то, что она постоянно твердила о своей любви к внуку, часто кричала и бранила его. Мужу женщины тоже часто доставалось, и он старался не перечить ей. Однажды, гуляя по соседней стройке с другом, Саша свалился в незастывший цемент. Как бы ему не хотелось идти домой, деваться было некуда, отчего бабушка закатила очередной скандал. Как-то дедушка получает две путевки в санаторий, бабушка берет внука и отправляется на отдых. Мальчику нравится поезд, в туалете он падает на пол, что злит его бабушку. Она заявляет внуку, что он собрал все микробы с грязного пола, а значит скоро умрет. Мальчик переживает и ждет своей смерти. Бабушке говорит, что не надо его хоронить на кладбище, а лучше в доме своей мамы за плинтусом. В этом и кроется смысл названия повести. Ведь тогда он навсегда останется с родной и любимой мамой, и она не очень сильно будет плакать и переживать. Бабушка была против встреч мальчика со своей мамой, так как считала ее недостойной и плохой матерью. Но Саша очень любил свою маму, и она его тоже. Маме все-таки удается выкрасть родного ребенка у своей матери. Теперь мальчик живет с мамой и ее мужем. Вскоре герой узнает, что бабушка умерла.

Вывод: Смысл названия повести «Похороните меня за плинтусом», в заголовок произведения вынесена цитата главного персонажа, от имени которого ведется повествование. Слабый и болезненный «чахотик» Саша был настолько опекаем своей «бабонькой» (так иногда внук называет Нину Антоновну), что полностью погрузился в ее версию о том, что он неизлечимо болен. Анализы, походы к гомеопату, варварские купания, аллергия, рецидивная простуда и приписываемые ему немыслимые хвори настолько впечатлили ребенка, что он поверил в свою скорую смерть. Бабушка сыпала словесные «комбинации», в которых уверяла, что годам к 16-ти внук сгниет и окажется на том свете. Саша счел необходимым дать своим родным последние распоряжения на этот счет: «мама, похорони меня за плинтусом в своей комнате». Однажды он признался, что боится кладбища и не хочет быть закопанным в землю. А так, из-за плинтуса, он всегда будет ее видеть.

    1. . Мы познакомились с отзывами на книгу

  1. Отличная книга, не для каждого конечно (судя по отзывам), но явно ей не место в мусорном ведре. В ней есть место для фантазии, явных и скрытых детских переживаний, чувств, эмоций, трагедий и радости. В ней есть и разрушающая любовь, и отчаяние одиночества, и детская непосредственность, и не тлеющая надежда, и отчетливо скрываемое лицемерие, и горькое отчаяние, граничащее с помешательством. Я почерпнула из нее пример того, что может происходить с человеком, который совершенно не слушает и не понимает себя, который абсолютно не берет на себя ответственности за собственную жизнь, в результате чего виновными оказываются практически все кто его окружают. Как многое в семье и жизни зависит от каждого отдельно взятого индивидуума. Меня поразила легкость написания произведения, при глубине тем, которые оно затрагивает. Читается легко.

  2. Книга - шедевр на все века, думаю! Прочитала несколько лет назад. Смеялась на всю детскую поликлинику, пока ждала свою дочь от врача, сидя в коридоре. Очень напомнила мне многих своих родственников и знакомых. И саму себя узнала тоже... От подруг слышала, что им совсем не смешно это читать, так как они ещё не переварили эту ситуацию в своей собственной жизни, и не справились с теми же проблемами. Теперь эта книга для меня одна из любимых! Долго думала, как же Павел - автор книги и главный её герой, пережив такие ужасы, смог описать свою историю с неподражаемым юмором... Потом поняла, что, видимо, с тех пор прошло много лет, как случилась эта история. Боль и ужас прошли. Автор, видимо, смог увидеть всё иначе. Пока находишься в "бетономешалке" жизни, никогда не сможешь описать, что ты переживаешь, тем более, с юмором.

  3. Содержание впечатляет! Мальчик мечется между любимой мамой и бабушкой-тираном, мама, желающая забрать сына к себе, дедушка, потакающий жене во избежание скандалов. Жизненные герои. После прочтения остается желание верить в добро.

  4. Рецензия на книгу Павла Санаева " Похороните меня за плинтусом". Автобиографическая книга Павла Санаева " Похороните меня за плинтусом" с первого дня продажи взорвала полки книжных магазинов. История маленького Саши Савельева, вечно болеющего и мечтающего быть как обычные ребята, поражает читателей и заставляет взглянуть на жизнь под иным углом. Никогда еще книга о ребенке не вызывала столь сильных эмоций. Достойна ли эта книга похвалы? Безусловно. Несмотря на тяжелый сюжет, работа Санаева читается очень быстро и, что странно, легко. Непонятно, чем закончится произведение, благодаря этому интерес читателя возрастает с каждой страницей все сильней. Вспоминая, что эта работа автобиография, начинаешь переживать все сильней. На мой взгляд, если читателя тревожит сюжет, значит произведение стоящее. Эта книга не просто тревожит, она переворачивает всю душу. " Похороните меня за плинтусом"- название, которое приводит в замешательство. Это просьба Саши, ведь мальчик думает, что его болезни приведут к скорой смерти. Он всего во втором классе, но для него уже мир сложен. О маме он редко слышит что- то хорошее, да к тому же ему внушили, что она живет с "карликом кровопийцей". Не очень -то радует этот факт. Бабушка, которая его воспитывает, не стесняется в выражениях, конечно, трудно ее винить в этом, но это сильно влияет на Сашеньку. Герои представлены такими, какие есть на самом деле, ни капли лести. Реалистичность этого произведения только привлекает читателя. Павел Санаев показывает нам то, чем хочет поделиться. Каждое слово, написанное им, звучит правдиво. Неужели найдется человек, которого не тронет эта история? Великолепное произведение. Не зря ажиотаж на эту книгу не заканчивается. Она еще долго будет лидировать в топах. Недавно в свет вышло продолжение. Но именно эта история о маленьком Саше Савельеве, будет жить в нашем сознание, может быть не всегда, но еще долгое время. Не хочется рассказывать концовку, но я могу заверить Вас, что она поразит любого. После прочтения, вы уж точно не сможете отложить книгу и заняться своими делами, потому что такие произведения не отпускают читателя надолго.

  5. Книга меня впечатлила! Мое отношение к бабушке менялось с каждой прочитанной страницей. То она казалась мне злой и ненормальной, то милой и добродушной, а после снова вызывала бурю негативных эмоций. И я уж думала, что ничего не изменит моего отношения к ней. Но нет! Я прониклась ею, и мне стало жалко её. Я перестала думать, что она губит ребенка и ненавидит его. Я поняла, что она любит его, и любит так, как не все могут. Но любит по-своему, пусть и не понятно для других. Книга обязательна к прочтению, по моему мнению. Прочла на одном дыхании, и думаю прочту ее заново еще не один раз. Спасибо, Павел!

Вывод: книга никого не оставила равнодушным. Многие читатели отмечают реалистичность повествования, тяжелую обстановку в доме бабушки, и особенно поражающую губительную любовь бабушки к внуку

    1. Анализ педагогических ошибок бабушки

Следующим этапом нашей работы стало проведение анализа поведения бабушки. При прочтении повести мы выявили ошибки, допущенные ей в воспитании, и подобрали цитаты иллюстрирующие эти ошибки.

  1. Физическое насилие

…Вдруг лицо бабушки стало хитрым. Она навалилась на стол, и я, не успев ничего предпринять, оказался прижатым к балконной двери. Спасения не было. Я заверещал, как пойманный в капкан песец. Бабушка схватила меня и торжествующе поволокла в комнату… (15)

  1. Прививание своих желаний

…— Ему нельзя, у него, эх, другие конфеты. — И всыпала мне в рот порцию гомеопатических шариков… (15)

…Прояви характер, скажи твердо: «Мне бабушка запретила!» Слабохарактерные кончают жизнь в тюрьме, запомни это и ему передай. Запомнил?

— Запомнил.

— Ну иди… (15)

…Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово — серебро, а молчание — золото, что есть святая ложь и лучше иногда соврать, что надо быть всегда любезным, даже если не хочется. Правилу святой лжи бабушка следовала неукоснительно… (15)

…Колготки я ненавидел. Бабушка не разрешала снимать их даже на ночь, и я все время чувствовал, как они меня стягивают. Если по какой-то случайности оказывался в постели без них, ноги словно погружались в приятную прохладу, я болтал ими под одеялом и представлял, что плаваю… (15)

…Хотя мне исполнилось семь лет, в школу бабушка решила меня пока не отдавать. Читать, писать печатными буквами и считать до двенадцати я умел и так, а рисковать моей жизнью ради арифметики и прописных букв бабушка считала лишним… (15)

…Ну ничего… Бог тебя покарает за это!

— А Бог детей не карает, — неуверенно сказал я.

— Покарает, когда вырастешь. Хотя ты и вырасти-то не успеешь, сгниешь годам к шестнадцати. И знай: еще раз она с ним сюда припрется, вообще больше не увидитесь. Не думай, что я этого сделать не могу. Могу еще как! Понял? Так и запомни!

Я запомнил и долго боялся потом и Бога, и того, что сгнию, но больше всего — ужасного карлика, из-за которого мог не увидеться с мамой… (15)

  1. Сомнения в успехе ребенка

…Все хочешь доказать: «Я такой, как все, я такой, как все». А ты не такой!..(15)

…— Вы моего идиота не видели?

— Ну, почему идиота?.. На вид он довольно смышленый.

— Это только на вид! Ему стафилококк давно уже весь мозг выел.

— А что это такое, извините?

— Микроб такой страшный.

— Бедный мальчик! А это лечится?

— У нормальных людей да. А ему нельзя ни антибиотиков, ни сульфаниламидов.

— Но за последнее время он вроде вырос…

— Вырос-то вырос, но, когда я его в ванной раздеваю, мне делается дурно — одни кости.

— И еще ко всему и идиот?

— Полный! — с уверенностью восклицает бабушка, и чувство гордости за внука переполняет ее: второго такого нет ни у кого… (15)

…— На, послушай, вот ребенок-то золотой. Счастье такого иметь… Она умница, а ты кретин и дерьма ее не стоишь!.. За грехи родителей расплачиваются дети». Он расплачивается за свою мать-потаскуху… Из-под палки учишься… (15)

…— Довел до ручки, вот со мной что! — ответила бабушка и вдруг неожиданно легко встала. — Учишься из-под палки, изводишь до смерти. Ничего, тебе мои слезы боком вылезут…— Господи! — послышался вдруг из ванной плач. — Ведь есть же на свете дети!..(15)

…Разумеется, я не думал, что могу обогнать мотоциклистов, но мне очень хотелось сказать, что я обгоню, и услышать в ответ: «Конечно, обгонишь!»

— Ты?! — презрительно удивилась в ответ бабушка. — Да ты посмотри на себя! Они здоровые лбы, ездят на мотоциклах, тебя, срань, плевком перешибут!.. (15)

  1. Сверх ожидание и завышенные требования

…Когда болел и лежал с температурой, то заданий какое-то время не делал, но потом, чуть поправившись, должен был все наверстать. Поэтому мне часто приходилось выполнять задания за несколько дней… наверстывать задания приходилось по две недели, а потом еще неделю догонять те, что были заданы, пока я наверстывал предыдущие… (15)

…Я писал, с тоской глядя на столбец предложений, и вспоминал, как пару дней назад написал, что «хороша дорога примая». Бабушка выскребла ошибочную «и», я вписал в пустое место букву «е», но оказалось, что «премая дорога» тоже не годится. Желая, чтоб дорога мне была одна — в могилу, бабушка принялась скрести на том же месте, проскребла лист насквозь и заставила меня переписывать всю тетрадь заново. Хорошо еще, я недавно ее начал… (15)

  1. Эгоизм

…Твоя мать тебе ничего не покупает, я таскаю все на больных ногах…

…так знай, я вас всех имела в виду, я сама отыграюсь на вас всех, и почему-то решил, что бабушка утопит в ванной; мы загадили её больной мозг… (15)

…оставьте меня, дайте мне умереть спокойно… (15)

… а мне чихать и на твой «Спартак», и на то, что он проиграл! Хоть бы они все сдохли, и ты вместе с ними… (15)

…У меня есть справка от врача, что я психически больна. Я могу убить, и мне за это ничего не будет… (15)

… — Подавись ты своей рыбой! Я даю ее ребенку, а сама ем только потому, что у меня больная печень, мне нельзя мяса. Ты о моем здоровье никогда не думал. Если бы хоть часть времени, что ты уделяешь своей машине и своей рыбалке, ты уделял мне, я была бы Ширли Маклейн!.. (15)

… — Десять лет назад просила зубы мне сделать. Сделал? Один раз на рентген отвез. На, посмотри, что теперь! — Бабушка показала дедушке зубы, торчавшие в разные стороны редкими полусгнившими пеньками. — Как в машине что зашатается, поди сразу колупать ее едешь! Чтоб ты разбился на своей машине… (15)

…Тебя бы, суку, по магазинам погонять!.. (15)

… «За грехи родителей расплачиваются дети». Ты, Сашенька, страдаешь за свою мать, которая только и делала, что таскалась. А я стирала твои пеленки и на больных ногах носила продукты и убирала квартиру… (15)

…Бабушка стала плакать, сказала, что всю жизнь бьется, как рыба об лед, что никогда не видела помощи и участия, и закончила громогласными проклятиями… (15)

…— поймешь, каково мне пришлось всю жизнь в одиночестве задыхаться… (15)

…Я тебе жизнь дарю свою… (15)

проклятая сволочь; вонючая, смердлячая, проклятущая, ненавистная сволочь; скотина; тварь слабохарактерная, избалованная; мразь; савельевский идиот; гад; гицель; кретин безнадежный; калека; падаль; ненавистный подлец; дерьмо зависимое; болван; крестяг; дурачек; чахотик; урод; малохольный; глупый; лодырь; тунеядец; говно мелкое; баран; срань (15)

  1. Запрет на собственные взгляды и бесконечные нотации

…Если ты еще раз пойдешь в МАДИ, я пошлю туда дедушку, а он уважаемый человек — твой дедушка. Он пойдет, даст сторожу десять рублей и скажет: «Увидите здесь мальчика, высохшего такого, в красной шапочке и в сером пальто… убейте его. Вырвите ему руки, ноги, а в зад напихайте гаек». Твоего дедушку уважают, и сторож сделает это. Сделает, понятно?!... Если вспотеешь опять… Помнишь, что я тебе про МАДИ сказала?.. (15)

…— Вас судьба разобьет так же, как и этот чайник. Вы еще поплачете!

Я пролепетал, что не мы с дедушкой разбили чайник, и оглянулся в поисках поддержки. Но дедушка вовремя смылся за газеткой.

— Молчать! — взревела бабушка. — Вы загадили мой мозг, больной мозг, несчастный мозг! Я из-за вас ничего не помню, ничего не могу найти, у меня все валится из рук! Нельзя гадить человеку в мозг день и ночь!.. (15)

  1. Гиперопека

...Вам, наверное, покажется странным, почему сам не мылся. Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось. Вы, конечно, уже догадались, что объяснение это составлено со слов бабушки… (15)

...— На. — Бабушка поставила передо мной тарелку тертых яблок. Они выглядели аппетитной светло-зеленой кашицей, когда выходили из-под терки, но тут же коричневели и становились довольно неприглядными.

— Зачем мне каждый день есть эти яблоки? — спросил я.

Дедушка оторвал взгляд от мухи и ответил:

— Как же, дурачок? Это нужно. Шлаки вымывает.

— Какие шлаки? — не понял я.

— Разные. Ты спасибо должен говорить, что тебе это дают.

— А зачем натирать?

— Так ты же не жуешь ни черта! — воскликнула бабушка. — Заглатываешь кусками такими, что ничего не усваивается! Ах, Сенечка, о чем ты говоришь, это же такое неблагодарное дерьмо!.. (15)

…Дедушка уткнулся в свою тарелку, бормоча что-то про «Спартак», а я с тоской посмотрел на наскучившие мне котлеты и на зеленый «Панзинорм», который я должен был принимать по утрам.

— «Панзинорм» выпил?.. (15)

…Там капуста свиней кормить, а мне ребенку щи варить… (15)

…Бабушка приколола английскими булавками к изнанке моей рубашки два носовых платка. Один на грудь, другой на спину.

— Если вспотеешь опять, рубашка сухая останется, а платки я раз — и выну, — объяснила она. — Выну и удавлю ими, если вспотеешь. Понял?.. (15)

…— Виноград?! Я выбираю кости из рыбы! Костей бабушка очень боялась и, когда я ел рыбу, действительно перебирала ее, сминая кусочки белого мяса пальцами до тех пор, пока не получались маленькие сероватые комки навроде фрикаделек. Комочки эти она раскладывала по краю тарелки, и я ел их с гречневой кашей и тертым яблоком. Ел я тоже с бабушкиной помощью. Заготовив бескостные комочки, бабушка зачерпывала из стоявшей передо мной тарелки гречневую кашу, клала один комочек в середину ложки, прикрывала все это с помощью другой ложки тертым яблоком и ложкой из-под яблока приглаживала сверху наподобие уличного мороженщика. После этого я открывал рот, и она отправляла туда это порционное сооружение, сопровождая закрытие моих губ странным движением своих. Казалось, она тоже ест вместе со мной, но только мысленно… (15)

…Первым делом бабушка заказала в прачечной ярлычки с моей фамилией и стала пришивать их ко всем моим вещам, чтобы нянечкам и сестрам санатория не вздумалось унести своим вонючим детям колготки и рубашки, заработанные дедушкиным потом и бабушкиной кровью. На носки ярлычков не хватило, и на каждом из них пришлось вышивать фамилию отдельными буквами… (15)

…— В туалет хочешь? — спросила бабушка. — Пойдем. Я тебе открою дверь. Не берись за ручки, тут везде инфекция.

Бабушка открыла дверь туалета, закрыла ее за мной, подержала, чтобы никто не вошел, и потом снова открыла. Спустить воду она разрешила мне самому, потому что педаль нажималась ногой, а подошвам ботинок инфекция была не страшна… (15)

…Назвали мою фамилию — надо было отвечать!

— Здесь мы, здесь, — ответила бабушка. Я даже не успел открыть рот… Никогда не мог я смириться с бабушкиной манерой отвечать за меня всегда и везде. Если бабушкины знакомые спрашивали во дворе, как у меня дела, бабушка, не глядя в мою сторону, отвечала что-нибудь вроде: «Как сажа бела». Если на приеме у врача спрашивали мой возраст, отвечала бабушка, и неважно, что врач обращался ко мне, а бабушка сидела в противоположном конце кабинета. Она не перебивала меня, не делала страшных глаз, чтобы я молчал, просто успевала ответить на секунду раньше, и я никогда не мог ее опередить,

— Почему ты всегда за меня отвечаешь? — спрашивал я.

— Ты же будешь соображать полчаса! А у людей время дорого… (15)

…Принеся на руках из ванной в комнату, бабушка укладывала меня в постель, а потом, просунув руки под одеяло так, словно заряжала фотопленку, вытирала мне ноги между пальцами, надевала колготки, подкладывала под рубашку носовые платки, когда я вспотею. Сквозь сон я чувствовал, как она ощупывала меня, снова наматывала на голову полотенце, которое я сбрасывал… Лежать спокойно у меня не получалось, и полотенце я сбрасывал по несколько раз за ночь. Тогда бабушка сшила колпачок из махрового полотенца. Заколотый под горлом английской булавкой, он надежно держался и защищал мою голову от остывания… (15)

…Я лечился от всего, но болел не всем, кое-что у меня было здорово… (15)

…Хотела, чтобы перед школой окреп... (15)

…Бабушка сказала, что я не просто ребенок, который приехал отдыхать, а несчастный, брошенный матерью на шею стариков калека, нуждающийся в особом присмотре, и если она, бабушка, не поговорит с главврачом лично, медсестры меня неминуемо загубят… (15)

…Бабушка приходила каждый день. Она приносила в круглой пластмассовой сетке с ручками мытую черешню, мытые с мылом и завернутые — каждый по отдельности — в кусочек туалетной бумаги абрикосы, яблоки… Я скорее сама землю есть буду, чем тебе несвежее дам… бабушка интересовалась процедурами… (15)

  1. Боязнь наказания

…но мне было все равно. Впереди меня ждала бабушка… (15)

… «Ну нет, я так больше не могу заниматься» — пошел из комнаты.

— Что, ошибку сделал? — спросила бабушка, грозно откладывая в сторону «Науку и жизнь».

— Да, посмотри там… — ответил я, не оборачиваясь. Чтобы не быть зажатым в угол, мне нужно было скорее добраться до дедушкиной комнаты, где в центре стоял большой стол. Бегая вокруг него, я мог держать бабушку на расстоянии… (15)

…Я словно прирос к полу и не знал, что делать. Меня охватил ужас. Я думал, что бабушка сошла с ума… (15)

…Я очень боялся бабушкиных проклятий, когда был их причиной. Они обрушивались на меня, я чувствовал их всем телом — хотелось закрыть голову руками и бежать как от страшной стихии. Когда же причиной проклятий была оплошность самой бабушки, я взирал на них словно из укрытия. Они были для меня зверем в клетке, лавиной по телевизору. Я не боялся и только с трепетом любовался их бушующей мощью… (15)

  1. Инакомысленное искажение действительности (вымышленная боязнь, навязывание несуществующего) соответственно страх

…Мама всегда смеялась над моими страхами, не разделяя ни одного. А боялся я многого. Я боялся примет; боялся, что, когда я корчу рожу, кто-нибудь меня напугает и я так останусь; боялся спичек, потому что на них ядовитая сера. Один раз я прошелся задом наперед и боялся потом целую неделю, потому что бабушка сказала: «Кто ходит задом, у того мать умрет». По этой же причине я боялся перепутать тапочки и надеть на левую ногу правый. Еще я как-то увидел в подвале незакрытый кран, из которого текла вода, и стал бояться скорого наводнения. О наводнении я говорил лифтершам, убеждал их, что кран надо немедленно закрыть, но они не понимали и только глупо переглядывались. Мама объясняла, что все мои страхи напрасны…а потом я сказал, что боюсь бога…(15)

Вывод: так как мальчик воспитывался бабушкой и дедушкой, а не своими родителями, изначально на повестке стоит конфликт поколений, чем больше разница в возрасте, тем хуже преподносится момент воспитания ребенка. Принято считать, что бабушки и дедушки знают о воспитании малышей всё. Они вырастили детей, сталкивались со всевозможными трудностями и имеют немалый опыт. Но старые представления об уходе и воспитании в современном мире сильно поменялись. Но, с другой стороны, аморальное поведение матери могло бы привести, к более худшим последствиям развития воспитания ребенка.

    1. Практические рекомендации

Мы часто спрашиваем известных людей, какими идеями они руководствуются при воспитании своих детей. практикующий психотерапевт Анна Щербий-Шендоган, предлагает следующие правила воспитания счастливого и талантливого ребёнка.

Я рада быть мамой ребёнка, изо дня в день, меняющего меня и мою жизнь к лучшему. Помню ту растерянность, когда, имея за спиной бэкграунд в виде многочисленных проектов, собственного бизнеса и привычки держать всё под контролем, в 30 лет стала мамой. Выигрывать тендеры и находить подход к клиентам оказалось более простой задачей, чем воспитание маленького человека.

Я оказалась в новых условиях, когда не всегда полагаешься на себя и учишься находить во многом компромисс. Мне не хотелось допустить ошибок, с которыми взрослые дети потом обычно приходят к психотерапевтам.

Пришлось прошерстить не одну книгу о детском сне, изучить этапы развития и различные теории. Уверена, сегодня большинство мам читают специальную литературу: мы стали осознаннее относиться к материнству. Нужно отдать должное моим опытным советчикам — друзьям и родственникам, которые мне помогали советам. Когда ты становишься мамой впервые и ничего не умеешь, это нормально. Сначала я внимала их советам, а потом решила, что мне необходимо получить образование в направлении «позитивная психотерапия». Поделюсь с вами приёмами воспитания, которые помогут вырастить не только гения, но и счастливого человека:

1. Демонстрировать хорошие привычки собственным примером. Банальный совет, но если вы хотите донести до ребёнка, что заниматься спортом — здорово и нужно, значит, вся семья с утра должна уделять десять минут зарядке.

2. Защищать границы своего ребёнка и его права. Важно узнать точку зрения ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами. Он должен знать, что родители всегда встанут на его защиту.

3. Верить в своего ребёнка. Важно не забывать часто и правильно мотивировать его: не просто скупым «Молодец!», а фразами «Ты сможешь!», «Мы верим в тебя!», «Мы всегда поддержим!».

4. Рассказывать ребёнку, что путь к большой мечте редко обходится без жертв. Например: «Сейчас мы можем сэкономить и не купить эту игрушку, чтобы поднакопить денег и купить новый велосипед».

5. Принимать ошибки ребёнка и не пилить его за них. Важно объяснить, что ошибка — это тоже опыт, проанализировать ситуацию вместе. Лучше учиться на маленьких ошибках, нежели впоследствии решать большие проблемы.

6. Наблюдать, чего именно ребёнок хочет и что у него получается. Не забывайте, успех — это лишь 10% везения, всё остальное — усердие и труд.

7. Раскладывать большую цель на маленькие шаги. Дочь хочет стать балериной? Узнайте сперва сами, как достичь этого, а потом поделитесь опытом с ребёнком.

8. Рассказывать ребёнку, что не стоит бояться выделяться и выдвигать свои идеи. Мы с семьёй живём в Турции, и моя дочь может смело танцевать в ТЦ или петь песни на украинском посреди улицы. Это пока лишь мелкие проявления её индивидуальности, но они мне определённо нравятся.

9. Рассказывать, что деньги дают людям много возможностей: путешествия, образование за границей, качественная еда, страховка. Необходимо, чтобы ребёнок понимал, зачем родители зарабатывают деньги, и хотел сам в будущем их зарабатывать.

10. Формировать в семье ценности, которые ребёнок возьмёт с собой во взрослую жизнь, например честность, трудолюбие, настойчивость, умение не сдаваться, быть верным себе и так далее.

11. Позволять ребёнку мечтать, не мешать ему. Однажды его фантазия может стать реальностью, а он — гением своего времени.

12. Не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, например почистить зубы или убрать игрушки. Не стоит лишать сына или дочь самостоятельности.

13. Защищать талант ребёнка и учить его защищаться самому. Увы, далеко не всегда окружающие готовы с энтузиазмом принимать чужие таланты. Существует три варианта решения проблемы: бежать, договариваться и давать сдачи. Все три можно использовать, пусть ребёнок помнит об этом.

14. Не демонстрировать ребёнку свои родительские амбиции. Ваш внутренний ребёнок обязательно захочет наверстать упущенное за счёт ваших детей, поэтому лучше дотанцуйте, дорисуйте и доиграйте в футбол сами. Пусть ребёнок занимается своим любимым делом.

15. Не говорить, что ребёнок вам что-то должен. Это большая ответственность, которую он не готов нести всю свою жизнь.

Это лишь небольшая часть того, что мне удалось осознать в вопросе воспитания детей. Я вспоминаю об этих 15 пунктах каждый раз, когда нам с мужем хочется, чтобы было по-нашему, лучше или проще. Самое важное правило — быть одной счастливой командой.

Заключение

Воспитание ребёнка – долгий и трудоёмкий процесс. Желаемый итог – гармоничная, уверенная в себе и счастливая личность, способная принимать самостоятельные решения.

Важность семейного воспитания понимает каждый родитель, но большинство всё равно совершает ошибки в силу неопытности, рабочей занятости или невнимательности.  Главное в воспитании детей – взаимопонимание и любовь. Не слепая, безумная, проявляющаяся в задаривании подарками, а мудрая. Первостепенное значение имеет справедливость, которая подразумевает и наказание, и поощрение. Важно осознавать, что воспитание детей — это дело не одного дня, а кропотливый ежедневный труд.

Проводя наше исследование, мы ознакомились с историей развития педагогической науки, рассмотрели современные подходы к воспитанию, выявили причины и последствия неправильного семейного воспитания, познакомились с биографией автора, ставшей основой повести, охарактеризовали сюжет повести, проанализировали ошибки, которые совершала бабушка героя в его воспитании, сделали вывод, подтверждающий гипотезу, и пришли к выводу, что повесть Павла Санаева помогает понять, какие ошибки могут совершать взрослые при воспитании детей. Считаем, что наша гипотеза подтвердилась: Включение в школьную программу старшеклассников повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» окажет положительное влияние на формирование у старшеклассников правильного отношения к семейному воспитанию и поможет избежать ошибок в воспитании собственных детей.

Список используемой литературы

  1. https://infourok.ru/user/dbg-gfb-bgf/blog/sovremennie-teorii-vospitaniya-tehnologiya-vospitaniya-vospitatelniy-process-kak-sistema-20914.html Современные теории воспитания. Технология воспитания. Воспитательный процесс к0ак система.

  2. https://kratko.rustih.ru/igor-sanaev-pohoronite-menya-za-plintusom/ Павел Санаев — Похороните меня за плинтусом: Краткое содержание

  3. https://kreativlife.ru/vospitanie-babushkami-i-dedushkami-blago-ili-zlo/ Психология: Воспитание бабушками и дедушками – благо или зло?

  4. https://lotofsense.com/ru/literature/pohoronite-menya-za-plintusom-smysl-analiz-i-problematika-skazki-antuana-de-sent-ekzyuperi/ «Похороните меня за плинтусом»: смысл, анализ и проблематика книги Павла Санаева

  5. https://ru.wikipedia.org/ Похороните меня за плинтусом

  6. https://studfile.net/preview/5249037/page:17/ Причины неправильного воспитания в семье

  7. https://studfile.net/preview/9959383/page:4/ История развития педагогической науки

  8. https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-pavel-sanaev.html Павел Санаев

  9. https://vc.ru/u/787987-veronika-ivanova/275054-tipichnye-oshibki-semeynogo-vospitaniya Типичные ошибки семейного воспитания

  10. https://www.labirint.ru/reviews/goods/163248/ Рецензии на книгу «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев

  11. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев – Москва, 2006 – 601с.

  12. Маклаков А. Г. Общая психология. -СПб., 2004 – 318с.

  13. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. -Москва, 2005 – 219с.

  14. Научно–теоретический журнал Российской академии образования Педагогика. № 10, 2007 г

  15. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» изд. АСТ Москва, 2023

  16. ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Н. Ф. ГОЛОВАНОВА

  17. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие/ В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов- М., 1997. – 512 с.

  18. Эльколин Д.Б. Детская психология: учеб. пос. для студ. учреждений высш. образования / Д.Б. Эльколин – 6-е изд. -М.: Изд. центр «Академия», 2011.

Просмотров работы: 122