Древний святой источник Божией Матери в селе Красном
Русская земля богата источниками подземных вод, обладающих целебными свойствами. По преданиям, многие из них появились и обрели благодатную целительную силу благодаря молитвам известных Угодников Божьих – монахов, святых старцев и стариц, иные издревле обладали чудодейственной мощью и, казалось, существовали так давно, что теперь уже не узнать, когда впервые явили они свою силу. Спокон веку такие родники и колодцы особо почитались и охранялись русским народом. Над ними сооружались часовни, их воды освящались в честь святых угодников, великомучеников, особо чтимых икон Божией Матери.
На территории Тульской области немало родников со святой целебной водой, которая возвращает людям здоровье и радость. К одним людской поток не иссякает даже в будние дни, другие – мало кому известны.
Целью нашей краеведческой работы, выполненной в начале лета 2023 года, являлось изучение святого источника, расположенного в долине р. Оки, как памятников природного и культурно-исторического наследия Тульского края. При выполнении работы решались такие задачи, как изучение архивных материалов и литературных источников по данной теме; рекогносцировочное обследование источников для оценки их экологического состояния и качества воды в них по ряду физико-химических показателей; сбор и анализ информации об изучаемых источниках, полученной от местного населения.
Объект исследования – источник подземных вод, находящийся в долине р. Оки, окрестностях села Красное Алексинского района, на северо-западе территории Тульской области, у границы с Калужской областью.
При выполнении нашей работы использованы следующие методы: анализ историко-краеведческой литературы, архивных документов и материалов; маршрутно-полевые исследования источников подземных вод в соответствии с региональной методикой изучения водоисточников; анкетирование и интервьюирование местного населения; фотосъемка; анализ собранных материалов.
В результате проведенного исследования собран обширный материал об изучаемых источниках подземных вод, обладающих целебными свойствами и, как выяснилось, пользующихся большой популярность не только у паломников Тульской области, но и жителей Калужской и Московской областей, приезжающих к родникам в надежде на исцеление от разных недугов.
Село Красное расположено в лесной зоне левобережья реки Оки, почти у самой границы Тульской и Калужской областей, в 15 км к юго-востоку от города Алексина. Ныне земли принадлежат плодово-ягодному хозяйству «Красное», чьи сады раскинулись вдоль Оки и её малого притока – речки Пытали (или Пытыли). Поговаривают, что давным-давно земли эти принадлежали знаменитому боярину Александру Пересвету, позже принявшему монашеский постриг у преподобного Сергия Радонежского. Именно с поединка этого героя и татарского богатыря Темир-мурзы началась знаковая для Русского государства Куликовская битва, положившая конец трехсотлетнему татаро-монгольскому игу…
Так ли это или нет, ещё предстоит выяснить и уточнить историкам, однако известно доподлинно: в былые времена воды источника на левом берегу Оки исцеляли русских воинов от ран, полученных ими в ратных подвигах. На правом же берегу Оки встречали они врага, защищая подступы к Москве, о чём свидетельствуют многочисленные находки человеческих костей и воинских лат при проведении земляных работ на пологом речном берегу правобережья Оки ныне в пределах Алексинского района Тульской области.
Так, в 1472 году, не жалея себя, русские воины противостояли здесь полчищам хана Ахмата, ценой жизни спасли Русское государство от разорения. Оставшиеся после сражения в живых, по преданию, переправившись через Оку, получали лечение в святом ключе. Позже в знак благодарности и уважения к благодати Божией над целебным источником построили часовню во имя икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Взыскание погибших». Неподалеку возвели богатый господский храм в честь Архангела Михаила, содержащийся на пожертвования офицерских и солдатских вдов. В течение более двухсот лет наведывались в храм и к источнику русские государи, в том числе Екатерина Великая. А княгиня Дашкова даже похоронена в этих местах…
После установления советской власти часовня и храм Архангела Михаила были разрушены. Несколько позже новые хозяева жизни снесли дом помещика Цыпулина, в дореволюционные годы присматривавшего за святым источником и многое сделавшего для его обустройства. От барской усадьбы до родника был проложен подземный ход, в котором дети в советский период времени мечтали отыскать старинные сокровища. Может, кому-нибудь и посчастливилось бы, но там произошел обвал, и руководство колхоза «Красное» решило от греха засыпать ветхий лаз.
А клад нашли позже: буквально лет тридцать назад, когда снесли за ненадобностью дом помещика Цыпулина и обнаружили спрятанные в межкомнатных перегородках странные пергаменты, повествующие об истории села. Кстати, в тех книгах упоминалось даже о Кудеяре-атамане, бороздившем в стародавние времена тогда ещё судоходную реку Оку и наводившем ужас на местных помещиков…
Сегодня, когда история Тульского края, сделав очередной виток, возвращает всё на круги своя, сотрудники спорткомплекса «Ока», расположенного в пос. Петровское, неподалеку от села Красного, начали восстановление храма. В этом начинании им помогали и спортсмены, приезжавшие на сборы со всех уголков страны, и ребята, тренировавшиеся в тульской Ассоциации спортивных единоборств (АСЕ) имени В.И. Лысенко, и многие другие энтузиасты, благодаря стараниям которых 19 августа 1998 года здесь началось возведение храма. Параллельно со строительством, сообща они присматривали за святым источником.
А начинали с малого. Руководитель АСЕ Вячеслав Дьячков привез к роднику своего хорошего знакомого, Владимира Чистякова, который нарисовал эскиз будущего строения. Затем за дело взялись студенческая молодежь, спортсмены, энтузиасты-строители – и над святым источником возвели часовенку. И хотя часовня небольшая, на её восстановление ушло всё лето.
Храм строить сложнее. Во-первых, сказался экономический кризис 1990-2000 гг., во-вторых, помимо инициативы, необходимо много сил, финансов и мастерства: юные спортсмены и рады бы помочь, но какие из них строители. Тем не менее, в течение 2002 – 2004 годов неподалеку от источника потихоньку стали вырастать стены храма из красного кирпича, следующий этап – возведение купола и колокольни. А дом священнику, что при церкви жить будет, давно уже был построен. Вот только в Тульской епархии никак с назначением решить не могли, хотя кандидат на место был: это отец Геннадий Ковалевский, который освящал и часовенку, и фундамент будущего храма. Однако, к большому несчатью, 1 июля 2005 года отец Геннадий трагически погиб, и с тех пор строительство Михаило-Архангельского храма возле источника надолго замерло...
При рекогносцировочном обследовании источников нашими юными экологами-краеведами было установлено следующее. Над источником Божией Матери в окрестностях села Красное сооружена часовня в виде шлема русского воина, внутри которой небольшой бассейн, выложен камнем. Подземная вода поступает в бассейн у подножия почти отвесного коренного берега небольшого ручейка, собирающего целебные воды источника из двух металлических труб и двух маленьких купален, также выложенных камнем. Расход воды, поступающей из труб, составляет 3 л/с и 5 л/с соответственно: мощность выхода воды настолько велика, что струя может сбить с ног ребенка. Вода очень вкусная, имеет сладковатый привкус; температура составляет 5 - 80С. Узкая долина родникового ручья покрыта смешанным лесом. Русло ручья умеренно извилистое, местами завалено упавшим древостоем. Вода прозрачная, дно каменисто-песчаное, скорость течения колеблется от 0,25 до 0,50 м/с. Длина ручья составляет около 2,5 км. Ручей впадает в р. Оку с левого берега.
На террасе в левобережье ручья вблизи часовни и купален расположены щиты и аншлаги, информирующие паломников об истории источника и правилах поведения на его территории.
Фото. Общий вид святого источника в селе Красном
При анкетировании источника и интервьюировании местных жителей получены интересные, на наш взгляд, сведения о прошлом и настоящем святого родника. Местные жители считают родниковую воду чудесной. Те, кому о роднике давно известно, утверждают, что если заполнить водой пластиковую бутыль, много лет простоит святая вода, оставаясь чистой и свежей. Не менее чудесны рассказы местных старожилов об исцелениях недугов у тех людей, которые уже давно перестали надеяться на медицинскую помощь. Особенно часто вспоминают они случай, когда на Крещение привезли к источнику человека, показавшегося сельским жителям пьяным до невменяемости. Хотел честной народ уже отругать приезжих: «Нечего святыню осквернять!», да вовремя спохватились, когда выяснили, что подозрительный паломник полностью парализован. Однако после погружения в купель больной встал на ноги и самостоятельно вышел к строящемуся храму, преодолев крутой подъём. Для тех, кто в этих местах ещё не бывал, скажем: вновь исцелённому пришлось преодолеть крутой подъём длиной в 450 м!
Ещё запомнился рассказ одного старого сотрудника «Оки» о тренере по самбо Татьяне, которую целебные воды святого источника избавили от сердечного недуга. Первый раз к роднику она еле дошла: мешала одышка, беспокоили боли в груди, назад возвратилась уже без посторонней помощи. После этого Татьяна стала каждое утро ходить пешком от спорткомплекса до купели; путь неблизкий – 8,0 км. В знак благодарности за исцеление Татьяна подарила будущему храму икону Божией Матери, но её, как и сотни таких же благодарственных образов, пока некуда повесить: церковь до сих ещё не построена.
Как говорят старые, умудренные жизненным опытом люди: от святого источника не всем благо. Если помыслы человека не чисты – и до беды недалеко. Например, помнят жители села Красное о том, как приехавший к часовне здоровяк зашёл в купель с сигаретой в зубах. После омовения на ровном месте он «заработал» себе сложнейший открытый перелом ноги. Другой атеист решил «обмыть» у святого места новый автомобиль, а через неделю угодил в кювет. При этом водитель не пострадал, а вот по заключению экспертов, «автотранспортное средство ремонту и восстановлению не подлежит».
Кстати, по мнению местных жителей, родник сам себя оберегает от любителей прикатить сюда на машинах и со спиртными напитками. На подступах к источнику, в самом узком месте просёлочной дороги, сегодня путь перекрыт вековыми деревьями, упавшими сами по себе. Говорят, если бы одно-два дерева рухнули, посчитали бы случайностью, но шесть – это уже неспроста…
Весьма отрадно, что на небольшом клочке тульской земли возрождаются памятники православной культуры наших предков, и в восстановлении храмов, монастырей, обустройстве целебных источников живительной влаги, в общем возрождении духовности современного поколения туляков активно участвует молодежь, а школьники активно знакомятся с богатым историко-природным наследием Тульского края.