Поленовский Борок

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поленовский Борок

Фролов П.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пришненская средняя школа № 27» Щекинского района Тульской области
Ихер Т.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пришненская средняя школа № 27» Щекинского района Тульской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На правом берегу Оки, недалеко от города Тарусы, на высоком холме стоит, утопая в густой зелени деревьев, трёхэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Он сразу привлекает внимание каждого, кто проплывает вверх по течению Оки к Алексину и Калуге, своеобразием и оригинальностью архитектуры. Это знаменитый «дом над Окой», построенный выдающимся русским художником Василием Дмитриевичем Поленовым.

Путешествуя по Оке осенью 1887 года, В.Д. Поленов приметил под Тарусой живописный уголок. Здесь, на правом крутом берегу Оки, на участке, окружённом сосновым бором, он решил поселиться и устроить в доме музей с картинной галереей и библиотекой. Художник изъездил всю Россию, но ему полюбилось именно это чудесное место. На небольшом участке земли, приобретённом им в 1892 году, по его замыслу, проекту и чертежам был построен оригинальной архитектуры особняк. Детство и юность художника были связаны с Русским Севером, с берегами реки Ояти. Красота и поэзия деревянного северного зодчества были ему хорошо знакомы и близки. Отсюда – влияние и мотивы северного стиля в облике главного здания усадьбы, которое принято называть Большим домом.

Вокруг Большого дома было ржаное поле, пар да заросли луговых трав и кустарника. Крестьяне прозвали это место Борком – не взрослый бор, а недоросль, весёлый борок. Первое, чем занялся художник – это посадка деревьев. Берёзовые и сосновые аллеи, просеки и эспланады – всё это насаждение парка было глубоко продумано и осуществлено самим художником и его семьёй. Теперь парк стал лесом, борок вытянулся в мачтовый бор. Усадебный парк – тоже детище Василия Дмитриевича; к парку отношение в семье было особым: как к живому существу, составлявшему неотъемлемую часть дома. Столь же бережным было и отношение к природе.

Начиная строить свой дом-музей, Поленов с друзьями, учениками и детьми по всему холму высадил маленькие сосны и ели. Предвидя, как разрастётся усадебный парк в будущем, он оставил просеки-перспективы с видами на Оку. Из окон пейзажной комнаты в Большом доме через просеки открываются эти необыкновенные пейзажи окской природы, созданные талантливым художником. Разросшийся ныне мемориальный парк – детище человека, умевшего не только ценить красоту, но и создавать её всеми доступными ему средствами.

Фото 1. Въездная сосново-берёзовая аллея в усадьбу «Поленово»

Одна из самых первых парковых посадок – сосновая аллея длиною ровно четверть версты, высаженная на бывшем ржаном поле. Хотя привычными в старинном парковом и усадебном строительстве были липовые и берёзовые аллеи, Поленов предпочёл сосну, напоминавшую ему родной Север, правильно решив, что на открытом месте с песчаным грунтом сосна будет быстро и хорошо развиваться. Поленов предвидел возможность гибели старых деревьев, замену хвойных пород лиственными и наоборот. Время подтвердило правильность такого предположения: в настоящее время вдоль старой сосновой аллеи дружно развивается берёзовый подрост. Через несколько десятилетий аллея станет берёзовой, чтобы затем снова произошёл естественный отбор в пользу сосны. Аллея с обеих сторон ограничена каменными воротами, крытыми красной черепицей.

Столбы ворот из тёсаного окского известняка изготовлены по рисункам Василия Дмитриевича. Более ста лет несут они свою службу, пропуская на территорию усадьбы гостей и экскурсантов, приехавших в поленовский музей по шоссейной дороге. Вся территория усадьбы обнесена декоративной изгородью из местного камня по типу тех, которые напоминали художнику Францию и были запечатлены им на многочисленных этюдах.

   

Фото 2 – 3. Аллея и перспективы мемориального парка

Уникальный мемориальный парк музея-усадьбы был создан руками человека – большого художника, умевшего видеть через многие десятилетия. Сейчас в нём ежегодно производят санитарные и ландшафтные рубки, ведут лесопосадки, заложен уникальный питомник хвойных пород деревьев и кустарников. Особое внимание сотрудниками усадьбы: художником-дизайнером, агрономом, лесоводом, цветоводом, экологом – уделяется декоративно-цветочному оформлению территорий, прилегающих к мемориальным зданиям, аллей, ведущих к Оке, разнообразных клумб, газонов, партеров, где цветение многолетних и однолетних культур продолжается с ранней весны до глубокой осени. Это – тоже традиция Василия Дмитриевича Поленова, стремившегося всеми доступными человеку средствами добавить красоты окружающему миру.

Поленов любил Оку, свой «Борок», который после смерти художника был переименован в «Поленово». «Как мне хотелось бы показать тебе нашу оку с её окунями, налимами, судаками и даже стерлядями, - писал он своему ученику К.А. Коровину, - а шересперы такие храбрые, так на тебя одним глазом смотрят. Ведь мы с тобой первые открыли её красоту и выбрали место для жительства… я много кое-что понаделал: построил усадьбу и назвал её по местному названию Борок…».

Главным для В.Д. Поленова до конца дней оставалась пейзажная живопись. Художник знал, понимал не природу вообще, а её оттенки, особенности, нюансы. Живопись его – не просто передача красок природы, а волнующее поэтическое чувство душевных движений. Тонкую одухотворённость нравственных раздумий несут на себе его полотна. Особое качество присуще творчеству Поленова – удивительно точно найденное состояние природы. Это умение увидеть пейзаж и запечатлеть его в единственный и неподражаемый миг. И создаёт то поразительное ощущение движения и продлённости во времени, которое присуще его картинам.

Каждый художник-пейзажист особенно нежно любит что-то своё в родной природе. Шишкин любил русский лес, Айвазовский – Чёрное море… Поленова называли «поэтом Оки». Во всю огромную силу талант художника проявился на милых его сердцу берегах Оки.

Фото 4. Любимый В.Д. Поленовым окский пейзаж

Василий Дмитриевич стал первым из наиболее правдивых и талантливых выразителей красоты окского пейзажа. Ока поразила художника, и он попал под обаяние её просторов. В лодке на реке, в лесу на восходе солнца и вечерами он писал виды Оки в различных её состояниях, давая настоящую летопись её жизни, полную поэзии и глубокой правды. Его окские пейзажи как бы говорят нам:

«Взгляните, как прекрасен окружающий мир!

Будьте же и вы достойны его, пусть всё случайное, житейское и временное не коснётся вас, пусть духовный мир у каждого будет светлым и радостным, как приокская природа!».

Просмотров работы: 78