Недалеко от усадьбы Поленово расположено село Бёхово. С давних времён здесь находилось сельское кладбище. В 1799 году на кладбище была построена деревянная церковь, взамен старой, сгоревшей в 1798 году. К началу XX века деревянная церковь сильно обветшала.
Василий Дмитриевич Поленов, построивший в конце XIX столетия имение Борок по соседству с Бёховым, с радостью откликнулся на просьбу бёховских крестьян построить для них новую церковь. Художник понимал, что именно церковь духовно объединит все слои местного населения: и богатых, и бедных, и поэтому он спроектировал и построил храм в Бёхове как «храм искусства».
Строительство кирпичной церкви начали в 1904 году и завершили осенью 1906 года. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в 1907 году освящена. Бёховская церковь весьма живописна, а её архитектура созвучна настроению окского пейзажа, так как в ней гармонично сочетаются древнерусские и романские мотивы. Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века. Форма купола, заимствована у Софийского собора, что в Кремле Великого Новгорода. Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид храма царицы Елены в Иерусалиме. В оформлении интерьера храма, кроме В.Д. Поленова, полностью расписавший правую часть алтаря, приняли участие его друзья и ученики: И.Е. Репин, сестра художника Елена Дмитриевна Поленова, А.Я. Головин и другие.
Недалеко от храма, как бы парящего над окскими просторами, через овражек также на высоком холме находится сельский погост, где упокоился великий русский художник. Он скончался 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет.
За несколько лет до смерти Василий Дмитриевич сам выбрал это место на бёховском кладбище. Он попросил не ставить на его могиле никаких памятников, справедливо считая, что лучшим памятником человеку должен быть его творческий труд. Его просьба была выполнена. Могила Поленова вполне соответствует памяти о нём, всегда и во всём являвшем образец скромности. Над могильным холмиком установлен двухскатный могильный крест, выполненный по рисунку художника. Такие кресты устанавливались, как правило, в родной Олонецкой губернии, ниже Ленинградской области, на далёкой родине Василия Дмитриевича.
Фото 1. Троицкий храм в селе Бёхово |
Фото 2. Бёховское сельское кладбище |
Сельский погост расположен на высоком правом берегу древней долины Оки, сложенный красивыми мраморными известняками. Во второй половине XX столетия эти известняки карьерным способом добывали в качестве строительного материала, использовавшегося при облицовке тоннелей и залов Московского метрополитена. В результате образовались причудливые скалистые уступы, придающие долине реки живописную особенность. Этот уступ получил названия «Бёховский уступ», «Бугор желаний», «Бугор любви». Говорят, что если встать на край бугра и загадать желание, оно непременно сбудется.
Примерно в двух километрах от Троицкого храма, ниже по течению Оки, в глубоком овраге среди густого леса, находится источник, освещенный во имя Казанской иконы Божией Матери. Источник относится к категории «явленных» родников. По легенде, крестьяне, шедшие в Бёхово на работу к помещице, увидели на высоком дереве икону Богородицы, ярко сиявшую в утреннем тумане. Самый смелый мужик, перекрестившись, забрался на дерево и снял икону. Всей общиной крестьяне отнесли икону в Знаменскую церковь села Страхово, где местный священник нашёл ей достойное место.
Фото 3 – 4. Часовенка над святым источником и купель в селе Бёхово |
Однако на следующее утро шедшие в Бёхово крестьяне вновь обнаружили ту же икону Божьей Матери на том же дереве. Они опять отнесли икону в страховскую церковь. На третье утро, подойдя к уже знаменитому дереву, крестьяне вновь увидели сияние на его вершине: это икона Богоматери парила над лесом и полем.
Страховский священник истолковал прекрасное видение как добрый знак. И действительно в скором времени из-под дерева, на котором была обнаружена икона, забил источник, вода которого оказалась целебной. Источник же освятили во имя иконы Казанской Божией Матери. Над источником установили Поклонный крест, а над ним водрузили найденную икону.
Ныне территория вокруг святого источника принадлежит музею-заповеднику В. Д. Поленова. Над выходом целебной воды из-под земли сооружена деревянная часовенка с небольшим бассейном, где журчит источник. В стене часовни выведены две металлические трубы, из которых можно набрать святой водички.
Имеется деревянная купель, куда окунаются все страждущие. А кругом царят покой и благоденствие...