Введение
Современные дети растут и развиваются в эпоху, когда компьютеры, ноутбуки, сложные коммуникационные аппараты притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, вместо прогулок, занятий спортом, дети проводят время, сидя за компьютером или перед телевизором. Такой образ жизни мешает нормальному физическому развитию детей и наносит вред здоровью. Поэтому занятия спортом детям просто необходимы.
Как правило, в большинстве случаев при выборе занятия для досуга ребёнка, главное слово остаётся за родителями. Очень часто это решение бывает не в пользу спорта. Родители среди отрицательных моментов в занятиях спортом чаще всего называют возникновение возможных проблем с успеваемостью ребёнка в связи с регулярными тренировками. С другой стороны, ученые утверждают, что физическая активность способствует лучшей успеваемости. Столкнувшись с противоречием, мне захотелось более подробно рассмотреть данный вопрос.
Целью данной работы является исследования занятий спортом на учебную деятельность.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить влияние занятий спортом на здоровье, характер и успеваемость школьника.
Изучить значение спортивных секций в жизни школьника.
Проанализировать успеваемость одноклассников, занимающихся спортом.
Изучить значение режима дня в рациональном использовании школьником свободного времени.
Проанализировать результаты анкет родителей и одноклассников.
Составить рекомендации и выпустить буклет «Как заниматься спортом без вреда для успеваемости».
Ознакомить родителей и учащихся с результатами исследования.
Использованы соответствующие методы исследования:
Подбор и анализ литературы.
Беседа.
Анкетирование
Объект исследования - увлечение спортом.
Предмет исследования - влияние занятий спортом на успеваемость школьника.
Я выдвинул гипотезу исследования, предположив, что занятия спортом не являются препятствием для хорошей учёбы в школе.
Практическая значимость моей работы: дать рекомендации занимающимся в спортивных секциях, по организации времени.
Глава 1. Спорт и школа
Спорт в жизни школьника
Малоподвижный образ жизни - один из основных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Особенно нуждается в движении растущий организм, а современные дети проводят в школе много времени за партой, а дома, опять же сидя, за компьютером или у телевизора. Школьная программа, конечно, предусматривает уроки физкультуры, но ученые полагают, что их явно недостаточно. А вот если ребенок посещает еще и спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической, поэтому детям просто необходимы занятия спортом.
Занятия спортом укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами, они положительно воздействуют на все системы и органы человека. Когда мы двигаемся усиленно, работают все наши мышцы. К работающим мышцам увеличивается приток крови и поэтому активируется работа сердца. Важно, чтобы мышечные нагрузки были систематическими. Тогда спорт будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма, всестороннему физическому развитию и особенно развитию выносливости, быстроты и силы, формированию правильных двигательных навыков, которые необходимы для учебной жизни, для здоровья.
Спорт – это сочетание физических и эмоциональных нагрузок. Поэтому занятия спортом дают ребенку возможность лучше управлять не только своим телом, но и характером. Недаром, спортивный характер – это выносливость, целеустремлённость и дисциплина.
Ещё К.Д.Ушинский, великий русский педагог, писал, что «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения». Также считают исследователи из Дании: «Физически активные дети лучше успевают в школе, чем те, кто мало двигается». Эксперты пришли к выводу, что чем более физически активен школьник, тем лучше его отметки. Ученые провели 14 исследований с участием 12000 детей в возрасте 6-18 лет. По их мнению, хорошей успеваемости у физически активных детей способствует улучшение кровообращения в головном мозге. Это приводит к повышению уровня гормонов, которые помогают бороться со стрессом и улучшают настроение, а также к образованию новых нервных клеток и связей между ними. Влияние физической активности на успехи в учебе доказывает и неврологи Университета Иллинойса (США). Ученые зафиксировали, что после физических нагрузок эффективность работы мозга у школьников значительно повышалась, и они успешно выполняли тестовые задания по математике, чтению и правописанию даже в шумной обстановке и при прочих условиях, обычно мешающих учебе.
У современных школьников очень большая физическая нагрузка, и на активное занятие спортом остается немного времени. В связи с этим свободное время следует разумно, по возможности равномерно по дням недели, распределить так, чтобы его хватило и на учебу, и на спорт.
Но какому виду спорта отдать предпочтение? Специалисты советуют, чтобы дети младшего школьного возраста занимались плаванием, ведь оно развивает у них смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность. Дети, занимающиеся плаванием, реже болеют простудными заболеваниями. Из других видов спорта младшим школьникам подходят занятия в группах начальной подготовки по фигурному катанию, теннису, акробатике, художественной гимнастике, бадминтону.
Опрос родителей нашего класса показал, что родители считают главным при выборе увлечения для своего ребёнка, его интерес и желание. Многие проголосовали за более безопасные кружки: занятия музыкой, рисованием, шахматы т.е. занятия, с низкой физической активностью. Действительно, дети в гораздо большей степени подвержены спортивным травмам, чем взрослые из-за того, что у детей более замедленная реакция и ниже степень координации, чем у взрослого человека. Но многих травм в спорте можно избежать, выполняя нехитрые правила:
Выбирать секцию нужно с учётом состояния собственного здоровья.
Заниматься в группе с ровесниками.
Следить за своей физической нагрузкой, не перенапрягая организм.
Использовать защитное снаряжение (шлем, наколенники и т.д.).
Тогда спорт принесёт только здоровье!
1.2. Каратэ - моя школа жизни
Спорт, зачастую, является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте ребенок учится не только играть в тот или иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике, стратегии, учиться проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками, принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни.
В нашем классе многие ребята занимаются в различных спортивных секциях: лёгкая атлетика, настольный теннис, лыжные гонки, каратэ. Я занимаюсь в секции каратэ с шести лет, и это стало для меня моей «школой жизни». Вместе со мной секцию каратэ посещают и другие мои одноклассники.
Спорт закалил и можно сказать сформировал меня. Каратэ обладает глубокой философией. Основное что я взял для себя это привычка трудиться и понимание того, что без труда результат невозможен, а также устойчивое желание развиваться, конечно, прежде всего, в данном виде единоборства. Но вообще через какое-то время начинаешь понимать, что все взаимосвязано и что бой на татами - это маленькая жизнь или жизнь в миниатюре, которую ты проживаешь всего за пару минут.
Почему я выбрал каратэ? Этот вид спорта помогает развить быструю реакцию и координацию движений, учит контролировать себя и свои эмоции, сохранять самообладание в неожиданных ситуациях. Без знающего и любящего свое дело тренера невозможно овладеть этим видом единоборства.
Мой тренер – Ефимова Олеся Павловна, тренер по каратэ спортивной школы «Поронайск-Арена». Олеся Павловна является кандидатом мастера спорта по каратэ, обладает чёрным поясом. Девиз её тренерской работы - "Любая методика бесполезна, без настоящего желания, терпения и труда!». Многие воспитанники моего сенсея являются победителями и призерами различных соревнований Всероссийского, регионального и муниципального уровней.
Я считаю, что занятия детей в спортивных секциях - это не обязательное условие того, что школьник свяжет свою жизнь с большим спортом. Но спортивный образ жизни, привитый с детства, поможет ребёнку быть здоровым, энергичным и дисциплинированным.
Итак, занятия спортом для школьника — это не просто времяпрепровождение или развлечение, которое можно заменить другими видами отдыха, а неотъемлемая часть комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьника. Спорт благотворно влияет на установление и развитие всех функций центральной нервной системы. Без движений затрудняется умственная деятельность. Поэтому школьники, постоянно занимающиеся спортом, как правило, лучше успевают по общеобразовательным предметам. Приобщение детей и подростков к занятиям спортом, начатое в школьном возрасте, создает потребность в активном образе жизни на все последующие годы.
Глава 2. Исследование «Спорт в моём классе»
Изучив литературу о спорте, я понял, насколько важно для школьника уделять свободное время занятиям спортом, и успеваемость при этом не только не страдает, а, наоборот, улучшается! И мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? А их родители? Ведь папы и мамы убеждены в обратном: спорт отнимает много сил и времени, а значит, ведёт к тройкам и двойкам в учебе. Мне захотелось узнать – как родители моего класса относятся к спорту. Я решил провести анкетирование.
2.1. Отношение родителей к спорту
Чтобы изучить отношение родителей нашего класса к занятиям спортом, мы разработали две анкеты, одну для ребят, вторую для родителей (Приложение 1). Как показал анализ анкет, 12 родителей (67%) считают, что 2 часов физической культуры, предусмотренных учебным планом школы, вполне достаточно для физического здоровья учащихся. А вот 6 человек (33 %) не согласны с ними, и уверены, что уроки физкультуры не в полной мере справляются с дефицитом активного движения, который возникает у детей во время учебного процесса. Но при этом практически все считают, что детям необходимы занятия спортом.
Ответ на 3 вопрос анкеты «Какое увлечение Вы бы посоветовали своему ребёнку?» показал, что 3 родителей хотели бы, чтобы их ребенок занимался рисованием и музыкой. Другие 2 родителей предпочли, чтобы их дети занимались тем, что им самим интересно. Ещё двое родителей хотят, чтобы дети занимались шахматами. И 2 родителя решили, что детям достаточно просто гулять. Спорт выбрали 9 человек. Как видим, мнения родителей разделились поровну – 9 человек выбрали малоподвижные занятия для детей и 9 человек выбрали различные виды спорта.
А теперь сравним ответы родителей с ответами ребят нашего класса. Занимаются музыкой 2 ученика. 5 девочек нашего класса посещают танцевальный кружок, 4 мальчика ходят на различные спортивные секции. Но заниматься спортом хотят 15 ребят. Пять человек хотели бы заниматься лыжными гонками, трое выбрали самбо и двое – плавание, но таких секций у нас к сожалению, нет. Также были выбраны: лёгкая атлетика, бокс, каратэ, настольный теннис, волейбол, футбол.
Отвечая на 4 - ий вопрос, 14 родителей хотели бы, «чтобы увлечение нравилось ребёнку и у него было бы желание», 2 родителей – «чтобы развивалось логика и умственные способности», и 2 родителя ответили – «главное, чтобы свежим воздухом дышал».
На основе полученных результатов, я сделал вывод: бо́льшая часть родителей хотят, чтобы занятия в кружке не мешали учебе и нравились. (Приложение 2)
2.2. Успеваемость спортсменов моего класса
На примере моих одноклассников, я решил доказать, что занятия спортом не испортили картину успеваемости спортсменов моего класса, а даже, наоборот, улучшили.
В нашем классе 18 ребят – 7 девочек и 11 мальчиков. Увлекаются спортом только 9 человек в классе: я и один мой одноклассник посещаем секцию каратэ, 1 одноклассник занимаются лыжными гонками, 1 одноклассник ходит на лёгкую атлетику и пять девочек ходят на танцы. Все 9 ребят посещают данные секции с 1 класса, т.е. третий год. Тренировки каждого проходят по 3 – 4 раза в неделю, продолжительностью по 1,5-2 часа. Двое ребят закончили 2-ой класс на отлично, 5 наших спортсменов - на «4» и «5». Если сравнить успеваемость с итогами успеваемости за I полугодие 3-го класса, то успеваемость в классе остаётся стабильной (Приложение 3). Проведя анализ успеваемости спортсменов моего класса, мне захотелось узнать, а как обстоят дела с успеваемостью у спортсменов в старших классах, ведь там учебная нагрузка значительно выше, чем в начальной школе. Я обратился к классным руководителям 5 и 9 классов. В 5 классе всего 10 учеников, из них спортом занимаются 6 человек, пять из них являются хорошистами. В 9 классе обучается 19 человек, в различных спортивных секциях занимаются шестеро, трое из них учатся на «4» и «5» (Приложение 4).
Как же ребята справляются с учебой, тренировками и выполнением домашних заданий? Как оказалось, все они соблюдают режим дня. Правильно составленный режим дня помогает управлять временем, и тогда его хватит и на учебу, и на любимое занятие.
2.3. Мои достижения в спорте
Я занимаюсь каратэ четвёртый год. Дважды становился призёром региональных соревнований в г.Южно-Сахалинске. Имею зелёный пояс. Помимо каратэ я ещё занимаюсь спортивным туризмом и лыжными гонками. Тренировки и соревнования не мешают мне учиться только на "4" и "5".
Таким образом, чтобы занятия спортом не мешали, а помогали учиться, необходимо составить и соблюдать режим дня. Это позволит правильно организовать свое время, чтобы быть успешным в учебе и с пользой для здоровья проводить свободное время.
Используя личный опыт и опыт своих одноклассников, я сделал информационный буклет «Спорт и здоровье», в котором дал рекомендации для ребят и родителей о спорте и здоровье, разместил памятку «Как заниматься спортом без вреда учёбе», возможно кому-нибудь из ребят это пригодиться в будущем. (Приложение 5)
Заключение
Детский спорт - это будущее страны. Занятия спортом помогают стать детям физически сильней, выносливей, вырабатывают дисциплинированность. Увлечение спортом делает жизнь школьника еще интересней: появляются новые друзья, увлеченные общим делом, расширяется кругозор.
Считаю, что спорт учёбе не помеха. Наоборот, чем больше ребёнок двигается, занимается активным спортом, тем активнее растёт и тем лучше развивается головной мозг, поэтому спорт положительно влияет на успеваемость, дисциплинирует человека в учебе. А благодаря спорту можно многого добиться в жизни, ведь он даёт железную волю и там, где другой человек сдастся, спортсмен дойдет до конца.
Проведенное исследование полностью подтверждает мою гипотезу, а также доказывает необходимость наличия режима дня: правильно распределив своё время, можно успешно совмещать тренировки и учёбу.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам и хорошо учиться, и заниматься любимым видом спорта.
Список использованной литературы
Ильин Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2000. – 288 с
Попов А.Л. Спортивная психология: Учебные пособия при спортивных вузах, 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: флинта, 1999. – 152 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. - С.613-620.
Фукин А.И., Фукина Л.И. Диагностика психического и физического развития юных спортсменов. – Набережные Челны: КамПИ, 2000. – 144 с. – С.72-77.
5. http://www.izh.ru/izh/info/35227.html «Режим дня школьника» «Рациональный режим дня»
6. http://sosh2046.ru/archives/2106 «Распорядок дня школьника»
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Согласны ли Вы с тем, что школьнику кроме школьных уроков физической культуры необходимо заниматься спортом для физического развития и укрепления здоровья?
2. Согласны ли вы, что 2 часов физической культуры в неделю, предусмотренных учебным планом школы, вполне достаточно для физического здоровья учащихся?
3. Какое занятие Вы бы посоветовали своему ребёнку в свободное от учебы время?
4. Каков Ваш главный аргумент при выборе увлечения для своего ребенка?
Анкета для учеников
Любишь ли ты заниматься спортом?
Посещаешь ли ты какие-либо секции?
Влияют занятия спортом на здоровье человека? Каким образом?
Является ли занятие спортом препятствием для хорошей учёбы?
Чем ещё ты хотел бы заниматься?
Приложение 2
Результаты анкетирования
Вопрос |
Количество опрошенных |
Да |
Нет |
Любишь ли ты заниматься спортом? |
18 |
13 |
5 |
Посещаете физкультурно-оздоровительные секции? |
18 |
9 |
9 |
Влияют занятия физкультурой и спортом на здоровье человека? Каким образом? |
18 |
18 (меньше болеешь, становишься стройным и красивым, становишься сильным и здоровм) |
0 |
Является ли занятие спортом препятствием для хорошей учёбы? |
18 |
6 |
12 |
Приложение 3
Анализ успеваемости учащихся 3 класса, посещающих спортивные секции,
за 2021/2022 и 2022/2023 учебные годы
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Качество успеваемости (средний балл) |
|
2 класс |
3 класс |
||
1 |
Ефим М. |
5,0 |
4,9 |
2 |
Настя Д. |
5,0 |
4,9 |
3 |
Рустам С. |
4,8 |
4,8 |
4 |
Али М. |
4,6 |
4,7 |
5 |
Настя Л. |
4,5 |
4,5 |
6 |
Наташа П. |
4,4 |
4,5 |
7 |
Влад Р. |
4,2 |
4,3 |
8 |
Милана А. |
4,0 |
4,1 |
9 |
Юлианна С. |
3,6 |
3,8 |
Приложение 4
Анализ успеваемости учащихся 5 класса, посещающих спортивные секции,
за 2021/2022 и 2022/2023 учебные годы
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Качество успеваемости (средний балл) |
|
2 класс |
3 класс |
||
1 |
Наталья К. |
5,0 |
4,9 |
2 |
Егор Е. |
4,36 |
4,5 |
3 |
Артём К. |
4,64 |
4,57 |
4 |
Артём И. |
4,36 |
4,29 |
5 |
Лия Т. |
4,36 |
4,07 |
6 |
Алексей С. |
3,86 |
3,71 |
Анализ успеваемости учащихся 9 класса, посещающих спортивные секции,
за 2021/2022 и 2022/2023 учебные годы
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Качество успеваемости (средний балл) |
|
2 класс |
3 класс |
||
1 |
Виктория И. |
5,0 |
5,0 |
2 |
Даяна С. |
4,67 |
4,6 |
3 |
Александр К. |
4,36 |
4,3 |
4 |
Алина Н. |
3,64 |
3,7 |
5 |
Анастасия Н. |
3,54 |
3,54 |
6 |
Евгений И. |
3,53 |
3,5 |
П риложение 5