Введение
До второй половины XX века музеи были учреждениями, основными обязанностями которых были хранение и демонстрация собственной коллекции. За последние несколько десятилетий ситуация изменилась, музеи приобретают новые функции, становятся платформами для социального взаимодействия экспертов из разных научных областей, постепенно превращаются в пространство для экспериментов, открытий и нововведений. Они также используют новые технологии в построении коммуникации в экспозиционном пространстве, значительно увеличивая заинтересованность людей в получении новой информации, вероятность повторного посещения музея.
Школьный музей – единственная школьная общественная структура, устоявшая в период различных социальных потрясений в стране. Выстоял он потому, что за долгие годы функционирования сформировался как педагогическая система: есть стройная организационная структура, обеспечивающая эффективность руководство деятельностью музея; есть направления и программами деятельности патриотической направленности; есть интересное дело, которое объединяет детей и подростков, способствует развитию гражданско-патриотических качеств личности, социальному развитию и личностному самоопределению школьника.
Цифровизация-это крупномасштабный долгосрочный процесс, определяющий качественное содержание текущего этапа общественного развития, путем аналитических и прогностических функций цифровых систем.
Цифровизация затрагивает все сферы жизни современного общества, включая и сферу культуры.
В нашей школе существует музей, которому уже больше 20 лет. Поэтому я решила создать проект, позволяющий расширить возможности школьного музея и цифровизировать его. Но так как музей - это история, то не в коем случае нельзя забывать о его главной функции-обучение и воспитание. Поэтому я хочу создать проект, который включает в себя и цифровизацию, и сохранение экспонатов.
Цель проекта:
Создать3D модель цифровизированного музея, разработать принципы цифровизации музея с использованием цифровых технологий как средства взаимодействия с аудиторией
Создать 3D модель, с помощью Интернет-ресурсов
Обобщить имеющийся материал для создания мультимедийной продукции
С помощью Интернет-ресурсов сделать интерактивные разделы школьного музея
Собрать сведения о школьных музеях в районе для статистики
Провести анкетирование
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. В процессе изучения приобретаются различные навыки, в том числе научно-исследовательские навыки. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. К сожалению, сейчас встал вопрос о незаинтересованности обучающихся в краеведческой и исторической деятельности. Проблема снижения актуальности школьного музея является в неэффективном использовании имеющихся ресурсов музея, в устаревших формах представления экспонатов, в снижении интереса к краеведческой, исследовательско - поисковой работе у современного подростка. Назрела необходимость использования новых современных форм работы музея. Одной из таких форм и является проект «Интерактивный музей школы».
Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Следовательно, «музейность» здесь приобретает новое качество – передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется как творческая реализация и самореализация.
Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко, как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа XIX-XX вв.
Историографический обзор научных исследований в сфере музейной педагогики позволяет утверждать, что нет единой точки зрения на вопрос, где именно впервые появились детские музеи. Ряд исследователей считает, что родиной детских музеев является Англия, где в 1872 г. принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства, который являлся частью Южно-Кенсингтонского музея и специализировался на собирании разного рода раритетов, но в особой степени – на коллекциях костюмов, игрушек и игр разных стран. Однако целенаправленная работа с детьми и учителями началась лишь с 1920-х годов
В России тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось еще в середине XIX века. Можно выделить несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (XIX век), «школоцентристская» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века). С начала 1930-х гг. школа была ориентирована на осуществление идей политехнизации с широким использованием краеведения. В инструкции Наркомпроса РСФСР «Об укреплении работы и связи музеев со школами» (1938) прямо указывалось на необходимость организации выставок, уголков краеведения в школе
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель
Археологические
Общеисторические
Военно-исторические
Дома-музеи
Этнографические
Литературно-мемориальные
Истории религий
Политической истории
Художественные:
Изобразительного искусства общего профиля
Декоративно-прикладного искусства
Дворцы-музеи
Народного искусства
Монографические
Искусствоведческие:
Театральные
Музыки и музыкальных инструментов
Кино и фото
Литературные:
Истории книги и книгопечатания
Отдельного писателя
Архитектурные
Народного зодчества
Персональные
Естественно - научные:
Антропологические
Биологические
Ботанические
Зоологические
Минералогические
Геологические
Географические
Технические:
Транспорта
Связи
Космонавтики
Отраслевые:
Сельскохозяйственные
Здравоохранения
Педагогические
Спортивные
Повышение заинтересованности школьников, учителей и родителей
Позволяют подать любую, даже самую сложную, информацию в доступной и занимательной форме;
Экономия пространства
Внедрение цифровых технологий
МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова – есть
МБОУ Чкаловская СШ №5 – нет
МБОУ Либежевская СШ – есть
МБОУ Катунская ОШ – нет
МБОУ Пуреховская СШ – нет
МБОУ Котельницкая ОШ – нет
МБОУ Сицкая СШ – нет
МБОУ Соломатовская ОШ – нет
Вывод: К сожалению, в большинстве школ нашего района нет школьных музеев
В ходе моего проекта был проведён опрос среди учащихся школы №4 на тему школьного музея:
Вывод: Большинство учащихся были на экскурсии в школьном музее и заинтересованы в его дальнейшем функционировании. Многие хотят, чтобы музей стал более современным и интерактивным.
Живые фотографии: Старые портретные фотографии выдающихся личностей изменяются, благодаря нейросити MyHeritage (Приложение 1)
QR-тест для обучающихся разных возрастов, прошедших экскурсию (Приложение 2)
Оцифрованные архивы школьного музея доступные для просмотра на компьютерах (Приложение 3)
Виртуальный альбом выпускников школы №4 имени В.В.Клочкова(Приложение 4)
3D – модель интерактивного школьного музея (Приложение 5)
Вкладка «Школьный музей» на сайте школы (Приложение 6)
Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.
Музей образовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Но, прежде всего, музей – это хранилище социальной памяти. Поэтому, я уверена, что интерактивный школьный музей заинтересует школьников ещё больше.
Подводя итоги проекта, я смогла реализовать полностью цель и задачи. Смогла разработать несколько пробных разделов интерактивного школьного музея, а главное сделать 3D – модель.
Приложение 1 (оживленное фото представлено в презентации)
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 (фото пример, QR-на пробный флипбук)
Приложение 5
Приложение 6
https://школа4клочкова.рф/magicpage.html?page=321108
https://art-dot.ru/vidy-muzeev/#%D0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-2566
https://drive.google.com/file/d/1qBeCMXjE_xMrg35bNC7Zq1a2fmfkX8AX/view
https://lenta.ru/news/2021/03/01/deepfake/
http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=6817&SECTION_ID=124
https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
https://школа4клочкова.рф/magicpage.html?page=321108