Цифровизация школьного музея

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цифровизация школьного музея

Опекунская А.В. 1
1МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова
Виноградова Е.Н. 1
1МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

До второй половины XX века музеи были учреждениями, основными обязанностями которых были хранение и демонстрация собственной коллекции. За последние несколько десятилетий ситуация изменилась, музеи приобретают новые функции, становятся платформами для социального взаимодействия экспертов из разных научных областей, постепенно превращаются в пространство для экспериментов, открытий и нововведений. Они также используют новые технологии в построении коммуникации в экспозиционном пространстве, значительно увеличивая заинтересованность людей в получении новой информации, вероятность повторного посещения музея.

Школьный музей – единственная школьная общественная структура, устоявшая в период различных социальных потрясений в стране. Выстоял он потому, что за долгие годы функционирования сформировался как педагогическая система: есть стройная организационная структура, обеспечивающая эффективность руководство деятельностью музея; есть направления и программами деятельности патриотической направленности; есть интересное дело, которое объединяет детей и подростков, способствует развитию гражданско-патриотических качеств личности, социальному развитию и личностному самоопределению школьника.

Цифровизация-это крупномасштабный долгосрочный процесс, определяющий качественное содержание текущего этапа общественного развития, путем аналитических и прогностических функций цифровых систем.

Цифровизация затрагивает все сферы жизни современного общества, включая и сферу культуры.

В нашей школе существует музей, которому уже больше 20 лет. Поэтому я решила создать проект, позволяющий расширить возможности школьного музея и цифровизировать его. Но так как музей - это история, то не в коем случае нельзя забывать о его главной функции-обучение и воспитание. Поэтому я хочу создать проект, который включает в себя и цифровизацию, и сохранение экспонатов.

Цель проекта:

Создать3D модель цифровизированного музея, разработать принципы цифровизации музея с использованием цифровых технологий как средства взаимодействия с аудиторией

Задачи исследования:

  1. Создать 3D модель, с помощью Интернет-ресурсов

  2. Обобщить имеющийся материал для создания мультимедийной продукции

  3. С помощью Интернет-ресурсов сделать интерактивные разделы школьного музея

  4. Собрать сведения о школьных музеях в районе для статистики

  5. Провести анкетирование

Актуальность:

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. В процессе изучения приобретаются различные навыки, в том числе научно-исследовательские навыки. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. К сожалению, сейчас встал вопрос о незаинтересованности обучающихся в краеведческой и исторической деятельности. Проблема снижения актуальности школьного музея является в неэффективном использовании имеющихся ресурсов музея, в устаревших   формах представления экспонатов, в снижении интереса к краеведческой,  исследовательско - поисковой работе у современного подростка. Назрела необходимость использования  новых современных   форм работы музея. Одной из таких форм и является проект «Интерактивный музей школы».

Глава I. Теоретическая часть

    1. История создания школьных музеев

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Следовательно, «музейность» здесь приобретает новое качество – передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется как творческая реализация и самореализация.

Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко, как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа XIX-XX вв.

Историографический обзор научных исследований в сфере музейной педагогики позволяет утверждать, что нет единой точки зрения на вопрос, где именно впервые появились детские музеи. Ряд исследователей считает, что родиной детских музеев является Англия, где в 1872 г. принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства, который являлся частью Южно-Кенсингтонского музея и специализировался на собирании разного рода раритетов, но в особой степени – на коллекциях костюмов, игрушек и игр разных стран. Однако целенаправленная работа с детьми и учителями началась лишь с 1920-х годов

В России тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось еще в середине XIX века. Можно выделить несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (XIX век), «школоцентристская» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века). С начала 1930-х гг. школа была ориентирована на осуществление идей политехнизации с широким использованием краеведения. В инструкции Наркомпроса РСФСР «Об укреплении работы и связи музеев со школами» (1938) прямо указывалось на необходимость организации выставок, уголков краеведения в школе

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель

    1. Классификация музеев

  1. Исторические музеи:

  • Археологические

  • Общеисторические

  • Военно-исторические

  • Дома-музеи

  • Этнографические

  • Литературно-мемориальные

  • Истории религий

  • Политической истории

  1. Художественные:

    • Изобразительного искусства общего профиля

    • Декоративно-прикладного искусства

    • Дворцы-музеи

    • Народного искусства

    • Монографические

  1. Искусствоведческие:

  • Театральные

  • Музыки и музыкальных инструментов

  • Кино и фото

  1. Литературные:

  • Истории книги и книгопечатания

  • Отдельного писателя

  • Архитектурные

  • Народного зодчества

  • Персональные

  1. Естественно - научные:

  • Антропологические

  • Биологические

  • Ботанические

  • Зоологические

  • Минералогические

  • Геологические

  • Географические

  1. Технические:

  • Транспорта

  • Связи

  • Космонавтики

  1. Отраслевые:

  • Сельскохозяйственные

  • Здравоохранения

  • Педагогические

  • Спортивные

    1. Преимущества мультимедийных технологий для современного музея

  • Повышение заинтересованности школьников, учителей и родителей

  • Позволяют подать любую, даже самую сложную, информацию в доступной и занимательной форме;

  • Экономия пространства

  • Внедрение цифровых технологий

Глава II. Практическая часть

2.1. Статистика школьных музеев в районе

  1. МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова – есть

  2. МБОУ Чкаловская СШ №5 – нет

  3. МБОУ Либежевская СШ – есть

  4. МБОУ Катунская ОШ – нет

  5. МБОУ Пуреховская СШ – нет

  6. МБОУ Котельницкая ОШ – нет

  7. МБОУ Сицкая СШ – нет

  8. МБОУ Соломатовская ОШ – нет

Вывод: К сожалению, в большинстве школ нашего района нет школьных музеев

2.2. Анкетирование

В ходе моего проекта был проведён опрос среди учащихся школы №4 на тему школьного музея:

Вывод: Большинство учащихся были на экскурсии в школьном музее и заинтересованы в его дальнейшем функционировании. Многие хотят, чтобы музей стал более современным и интерактивным.

2.3. Продукты исследования

  • Живые фотографии: Старые портретные фотографии выдающихся личностей изменяются, благодаря нейросити MyHeritage (Приложение 1)

  • QR-тест для обучающихся разных возрастов, прошедших экскурсию (Приложение 2)

  • Оцифрованные архивы школьного музея доступные для просмотра на компьютерах (Приложение 3)

  • Виртуальный альбом выпускников школы №4 имени В.В.Клочкова(Приложение 4)

  • 3D – модель интерактивного школьного музея (Приложение 5)

  • Вкладка «Школьный музей» на сайте школы (Приложение 6)

Заключение

Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Музей образовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Но, прежде всего, музей – это хранилище социальной памяти. Поэтому, я уверена, что интерактивный школьный музей заинтересует школьников ещё больше.

Подводя итоги проекта, я смогла реализовать полностью цель и задачи. Смогла разработать несколько пробных разделов интерактивного школьного музея, а главное сделать 3D – модель.

Приложение

Приложение 1 (оживленное фото представлено в презентации)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4 (фото пример, QR-на пробный флипбук)

Приложение 5

 

 

 

Приложение 6

https://школа4клочкова.рф/magicpage.html?page=321108

Список использованных источников и литературы

  1. https://art-dot.ru/vidy-muzeev/#%D0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-2566

  2. https://drive.google.com/file/d/1qBeCMXjE_xMrg35bNC7Zq1a2fmfkX8AX/view

  3. https://lenta.ru/news/2021/03/01/deepfake/

  4. http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=6817&SECTION_ID=124

  5. https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

  6. https://школа4клочкова.рф/magicpage.html?page=321108

Просмотров работы: 457