Мультипликация - шаг в будущую профессию!?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультипликация - шаг в будущую профессию!?

Песецкий М.А. 1
1Средняя школа №19 г. Могилева
Шилова Т.Н. 1
1Учреждение образования "Средняя школа №19" г. Могилева
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мультфильмы я любил смотреть с самого раннего детства, и мои родители с удовольствием смотрели их вместе со мной. У каждого были свои любимые герои. Но однажды я узнал, что есть детская студия, в которой учат создавать мультфильмы и, конечно, мне захотелось в ней заниматься. Это очень интересно самому придумывать сценарий, персонажей, создавать им внешность, характер, настроение. С моими героями могут произойти любые, даже самые невероятные приключения, ведь создание мультфильмов – это волшебный мир анимации.

Уже в восемь лет мне удалось создать несколько мультфильмов и даже результативно поучаствовать в конкурсах: в ХХV международном фестивале анимационных фильмов «Анимаёвка» (Приложение А) и в международном дистанционном конкурсе детских анимационных мультфильмов «Золотой Бонифаций».

Как-то я увидел интервью Бориса Машковцева, директора киностудии «Союзмультфильм». Я был поражен, когда услышал о том, как много людей различных профессий задействованы в создании каждого мультфильма на его студии.

А ведь свои мультики создавал я сам, один. У меня нет команды, как на киностудии. Я задался вопросом: «К какой профессии я могу отнести себя, как создатель мультфильма?» Я узнал, что мультфильмы создает большая команда, в которую входят сценаристы, режиссеры, художники-аниматоры, монтажеры, звукооператоры, актеры, продюсеры.

У меня появилось много вопросов. Для ответа на них я собрал информацию о профессиях, связанных с созданием мультфильмов. И решил проанализировать этапы создания своего нового мультфильма «Путешествие в космосе», чтобы понять, к какой профессии я могу отнести себя. Мне захотелось провести мастер-класс для одноклассников, чтобы показать ребятам, как увлекательно создавать мультфильмы и рассказать о профессиях, связанных с созданием мультфильмов. Может, кого-нибудь это заинтересует, и он захочет в будущем выбрать для себя одну из этих интересных профессий.

Цель исследования: определить профессии, которыми может овладеть ребенок, занимающийся созданием мультфильмов.

Задачи исследования:

  1. Изучить различные источники информации по теме исследования.

  2. Проанализировать этапы создания мультфильма и определить профессии людей, которые создают мультфильм на каждом этапе.

  3. Провести мастер-класс по созданию мультфильма.

Гипотеза: создатель мультфильма – человек, владеющий навыками многих профессий.

Объект исследования: мультипликационный фильм.

Предмет исследования: профессии людей, создающих мультфильмы.

Методы исследования: поиск информации в различных источниках, сравнение, наблюдение, анализ полученной информации, практический.

Практическая значимость работы определяется созданием собственных мультфильмов, подготовкой и проведением мастер-класса для одноклассников, составлением буклета-руководства.

Теоретическая значимость исследования отражена в обобщении знаний о мире профессий, необходимых для создания мультипликационного фильма.

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1 Анимация

Анимация – это очень интересный, постоянно развивающийся вид современного искусства.Термин «анимация» означает последовательность кадров, сменяющих друг друга с определённой частотой и создающих иллюзию движения. Процесс создания мультфильмов – это сложная по технологии работа, требующая соблюдения чёткого плана и всех этапов производства [1].

Удивительный и прекрасный мир, который оживает на экране – это мультипликационные фильмы. Рисованные и кукольные, пластилиновые и компьютерные персонажи ведут себя, как живые. С ними происходят невероятные чудеса [1]. Созданием мультфильмов занимаются люди разных профессий: сценарист, режиссер, художник (художник-постановщик, аниматор, художник по свету), оператор, специалист по звуку (композитор, звукорежиссер, актер озвучивания), монтажер, продюсер (менеджер). Существуют разные техники создания мультфильмов, но профессии людей, которые работают над их созданием, остаются неизменны.

1.2 Профессии создателей мультфильмов

Сценарист это автор сценария или сюжета, который используется в фильмах, телепередачах, мультфильмах, театральных постановках, рекламе и иных мероприятиях [2]. Этот специалист продумывает сюжет, согласно идее, делит его на сцены, составляет диалоги. Профессия "сценарист" требует умения грамотно создавать текст, разбираться в драматургии, психологии и истории.

Режиссер анимационного кино – специалист, создающий мультфильмы по готовому сценарию. Режиссер организует процесс создания анимации, следит за соответствием сценарию, отвечает за результат выполненных задач. Обязанностью режиссера-аниматора является создание визуальной концепции проекта и руководство процессом. Основные задачи режиссера – создание раскадровки и редактирование работы всей команды в соответствии с ней.

Художник-аниматор – воплощает и оживляет персонажей. Аниматор – это художник-артист, который с помощью определённых приёмов и технологий создаёт иллюзию движения персонажа мультфильма или компьютерной игры [3]. В авторских мультфильмах все задачи по отрисовке берет на себя один человек, а в крупных студиях целая команда художников.

Оператор знакомится с режиссерским сценарием задолго до начала производственной съемки, обращая особое внимание на характер материала и приемы монтажа (смена планов, число экспозиции и прочее). Оператор готовит и устанавливает камеру, осветительные приборы и сам, непосредственно, занимается съемкой. В своей работе операторы используют мультстанок (Приложение Б) – это установка для покадровой съёмки мультипликационных рисунков и заглавных надписей.

Специалисты по звуку вступают в дело после подготовки визуальной части, заставляют мультфильм зазвучать.

Монтажер занимается процессом создания готового фильма путем нарезки и сочетания кадров, фрагментов видео. Но нужно сделать это так, чтобы при просмотре зритель не замечал, что видеоряд состоит из нескольких кадров или сцен. Цель монтажа – сделать произведение понятным для восприятия и вместе с этим вызвать эмоциональный отклик.

Продюсер – это главный человек, который организовывает всю работу над мультфильмом: подбирает специалистов, выбирает сюжет, согласовывает сроки выполнения работ, занимается продвижением и показом проекта. Будучи продюсером, вам придется участвовать во всех этапах производства.

Выводы по первой главе

Анимацией называется вид искусства, который создается из последовательности кадров, сменяющих друг друга и создающих иллюзию движения. В наши дни анимация распространена повсеместно: в фильмах, играх, социальных сетях, рекламе и на телевидении. Над созданием мультипликационного фильма работает большая команда профессионалов: сценарист, режиссер, художники, оператор, специалисты по звуку, монтажер, продюсер. Хороший результат дает слаженная работа всей команды.

ГЛАВА 2 РАБОТА НАД МУЛЬТФИЛЬМОМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОСЕ»

2.1 Идея и сценарий

Идея мультфильма пришла мне очень быстро, и я сразу начал работу над сценарием. Для того, чтобы снять мультфильм про путешествие в космосе, мне пришлось заняться изучением информации о нашей галактике. Я выяснил количество планет в нашей солнечной системе и нашел информацию о каждой из них: внешний вид, информацию о климате и поверхности. Изучил информацию об инопланетянах, главных героев. в моем мультфильме. И вот я придумал сюжет для своего мультфильма (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 Работа над сценарием

Вывод: на этапе поиска идеи и разработки сюжета – сценарист.

2.2 Раскадровка

Раскадровка – серия рисунков, по которым понятно, какие фоны и герои будут использованы в кадре, какой текст будут они произносить, какие движения будут выполнять. Существует правило: если чего-то нет на раскадровке, того и не будет в мультфильме. Я продумал все сцены и изобразил их.

Вывод: на этапе раскадровки я – режиссер.

2.3 Фоны и герои

Перед тем, как рисовать фоны, я узнал, что они бывают 2D и 3D. Для моего мультфильма я решил использовать фоны 2D [3]. Это значит, что мне пришлось рисовать обыкновенные рисунки. Этот вид деятельности мне особенно нравится, т.к. я люблю рисовать. Я использовал информацию, полученную мною из книг о космосе, для того, чтобы планеты были похожи на настоящие. Cвоих героев-инопланетян я слепил из пластилина (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 Работа над фонами и героями мультфильма

Вывод: на этом этапе я – художник-аниматор.

2.4 Съемка

После приготовления можно было приступать к съемке. Для этого мы направились к мультстанку (Приложение В). Это специальный стол с несколькими слоями стекла для покадровой съёмки. Также в мультстанке предусмотрены осветительные приборы, чтобы картинка была яркой и хорошо освещённой. Снимался будущий мультфильм на фотоаппарат, который был подключён к компьютеру с установленным на него специальным программным обеспечением (Рисунок 2.3). В этой программе можно было сразу наблюдать, как обычные пластилиновые фигурки начинали оживать.

Рисунок 2.3 – Работа над съемкой мультфильма

Вывод: на этапе съёмки я – оператор.

2.5 Озвучивание

Процесс озвучивания для меня очень интересен и не очень сложен. Для процесса озвучивания мне пришлось продумать, какой текст будут говорить мои герои, какой тембр голоса для них подходит. Распределить роли (определить, кто из моих друзей будет озвучивать, какого героя) и раздать каждому текст. Потом проходили репетиции, и я объяснял актерам, как нужно произносить те или иные слова. В процессе репетиций я понял, что некоторых актеров необходимо поменять местами, т.к. они не подходили своим героям по характеру. Еще мне пришлось подумать над звуками природы и обсудить это с преподавателем, чтобы найти нужное музыкальное сопровождение.

Вывод: на этапе озвучивания я – актер озвучивания и режиссер по звуку.

2.6 Монтаж

Процесс монтажа это сложный для меня процесс, потому что для этого нужно владеть определенными знаниями, умениями и навыками и изучить определенные компьютерные программы. И здесь я воспользовался помощью взрослых.

Вывод: профессией монтажера я пока не владею.

2.7 Демонстрация

Я разместил созданный мультипликационный фильм в сети Интернет, чтобы каждый желающий мог его увидеть (Приложение Д). Для того чтобы понять, как это – быть продюсером в крупной студии анимации, где трудится большое количество сотрудников, я провел мастер-класс по созданию мультфильма для своих одноклассников (Приложение В). Подготовил студию, оборудование, организовал всех участников процесса, раздал буклет-руководство по созданию мультфильмов (Приложение Г).

Вывод: после мастер-класса я понял, какая сложная профессия у продюсера.

Выводы по второй главе

Создание мультфильма начинает сценарист. Далее в работу включается режиссер, он делает раскадровку. На следующем этапе художники-аниматоры создают героев и фоны к сценам будущего мультфильма. Затем следует процесс покадровой съемки и осуществляет его оператор. Далее герои начинают звучать (говорить, петь, смеяться и т.д.). Эту работу проводят актеры озвучивания и режиссер по звуку. Затем происходит процесс монтажа и завершается все демонстрацией, которую организует продюсер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив информацию по работе над созданием мультфильмов и проверив ее на практике, я узнал о большом количестве существующих профессий, которые просто необходимы для процесса создания мультфильма. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: человек, создающий мультфильм, должен владеть многими профессиями.

В ходе исследования изучена информация из различных литературных и Интернет источников о профессиях людей, занятых в процессе создания мультфильмов.

Проанализирован на практике каждый этап создания мультфильма и определена соответствующая профессия.

Обобщен весь изученный материал, и на основании полученных знаний, был проведен мастер- класс по созданию мультфильма.

Таким образом, цели исследования достигнуты, и задачи исследования выполнены.

Теоретическая значимость работы: я определил, какими профессиями должен владеть человек, чтобы создавать мультипликационные фильмы.

Практическая значимость: я создал авторский мультфильм «Путешествие в космосе», провел мастер-класс по созданию мультфильмов для одноклассников, на котором, под моим руководством, был создан мультфильм-поздравление «8 марта».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асенин С. «Волшебники экрана» - М., «Искусство», 1974. – 145с.

  2. Хитрук Ф. «Профессия аниматор» - М.,  Книжный Клуб 36.6, 2007. – 304с.

  3. Смолянов Г.Г. «Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме» Издательство: М.: ВГИК, 2005. – 128с.

  4. Рожицына Ю. П. «История анимации» / Ю. П. Рожицына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 424-428. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93553/ (дата обращения: 18.03.2023)

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ А

ДИПЛОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «АНИМАЕВКА-2022».

НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШАЯ СЦЕНАРНАЯ РАБОТА»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

МУЛЬТСТАНОК (СХЕМА)

  1. Стол

  2. Стеклянные ярусы

  3. Кадр

  4. Световые панели

  5. Камера

  6. Компьютер

  7. Контрольный монитор

  8. ПРИЛОЖЕНИЕ В

МАСТЕР-КЛАСС «СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА»

Подготовка заняла довольно длительное время. Моим одноклассникам было дано задание слепить героев мультфильма, цветы и буквы, а я подготовил буклет-руководство по созданию мультфильма.

Вот наступил день мастер класса. Я принёс в класс смартфон с нужной для съёмки программой, подставку для него и осветительный прибор, раздал одноклассникам буклеты и рассказал, как создаётся мультфильм. Потом я рассказал наш план работ, и мы приступили к съёмкам. Съёмочный процесс длился 2 часа, и мы за это время сняли 330 кадров, а мультфильм получился длинною всего 1 минуту! Работа была сложной! Все ребята принимали участие в съёмках: мы передвигали героев, меняли фоны, все в соответствии с раскадровкой. И потом даже озвучили мультфильм. Процессом монтажа опять занимались взрослые, как и в моём авторском мультфильме, эта профессия пока мне недоступна (Рисунок Приложение Е). Конечно, у нас были недочёты, которые мы не смогли исправить, потому что были ограничены во времени, ведь обычно мультфильм снимают несколько месяцев. Но у нас все равно получилось! Всем ребятам очень понравился процесс, даже было немножко грустно, когда мастер класс завершился. Мы сняли мультфильм «8 марта» (Приложение Д).

Рисунок Приложение Е – Проведение мастер-класса

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

БУКЛЕТ-РУКОВОДСТВО «ПРИСТУПАЕМ К СОЗДАНИЮ МУЛЬТФИЛЬМА»

Создание пластилинового мультфильма – отличный способ попробовать себя в анимации. Для работы понадобятся: компьютерная программа для обработки видео, подходящий пластилин для фигур персонажей (Рисунок 1), а также материалы для создания фона. Кроме того, потребуется продумать сюжет мультфильма до мельчайших деталей. В планировании сюжета вам поможет создание раскадровки. Как только этап планирования будет завершен, можно будет установить камеру и приступить к съемкам.

Рисунок 1 – Образец персонажа из пластилина

1. Установите на телефон программу для обработки видео StopMotion (Рисунок 2), чтобы иметь возможность редактировать отснятые для мультфильма материалы. Для создания анимации из пластилина можно пользоваться любым телефоном, но вам потребуется подходящая программа для обработки видео, чтобы вы могли объединить разрозненные кадры воедино.

Рисунок 2 – Логотип программы видеообработки

2. Сюжет и раскадровка

Для создания пластилиновой анимации вам потребуется фотографировать каждое малейшее движение фигурок. По этой причине требуется заранее придумать и детально спланировать весь сюжет мультфильма по сценам (Рисунок 3). Любое движение фигурки полезно отразить покадрово на отдельных карточках раскадровки. Каждая такая карточка должна включать в себя описание сцены, нумерацию кадров и любые примечания, которые вам понадобятся.

Рисунок 3 – Процесс раскадровки

3. Приготовьте фон для своего мультфильма (в соответствии с раскадровкой). Отличным фоном могут стать рисунки на плотном картоне (Рисунок 4)

Рисунок 4 – Создание фонов

4. Создайте фигурки персонажей.

Используйте полимерный пластилин, если хотите, чтобы фигурки персонажей лучше сохраняли свою форму. В составе полимерного пластилина присутствует пластик, что делает его более долговечным, чем восковой пластилин.

Пользуйтесь восковым пластилином, если хотите иметь возможность смешивать цвета пластилина.Когда окончательно определитесь с выбором пластилина, можно будет приступить к лепке фигурок персонажей. Проследите за тем, чтобы у вас были изготовлены абсолютно все фигурки, которые вам понадобятся (Рисунок 5). Это касается как всех персонажей, так и любых аксессуаров или предметов обстановки, которые, по вашему мнению, должны быть пластилиновыми.

Рисунок 5 – Изготовление персонажей

5. Съёмка мультфильма

Установите смартфон на треногу и осветительные приборы. Из-за того, что каждый кадр мультфильма отражает малейшие движения фигурок, очень важно сделать так, чтобы смартфон все время оставалась в фиксированном положении. Приготовьте все, что вы собираетесь использовать для первой сцены, а затем расставьте на ней фигурки персонажей в соответствии с первым кадром раскадровки. После фактической расстановки предметов и фигурок сцены, начинайте съемку (Рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Процесс покадровой съёмки

После того, как отсняты все кадры, необходимо просмотреть видео и озвучить его.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ

«Путешествие в космосе»

Автор: Песецкий Матвей

Продолжительность: 5 мин. 47 сек.

QR-код к видео:

«8 марта»

Автор: Песецкий Матвей

Продолжительность: 1 мин. 6 сек.

QR-код к видео:

Приятного Вам просмотра!

Просмотров работы: 88