Введение
Приказом МЧС России в 2006 году был образован научно-исследовательский центр робототехники для разработки различных робототехнических систем. Благодаря работе Центра создаются образцы мобильных роботов, осуществляется опытная эксплуатация в условиях повышенной опасности, проводится доработка роботов.
Аварийно-спасательные работы проводятся в условиях радиационного и химического заражения, задымленности и взрывоопасности.
Я учусь в кадетском классе по направлению «МЧС» и в своем творческом проекте хочу смоделировать режим автопилота в пожарном автомобиле. Это и стало целью моего проекта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить основные принципы построения автомобилей МЧС;
изучить функции автопилота в автомобилях;
создать действующую модель робота и запрограммировать ее.
1 Теоретическая часть
1.1 Типы пожарных автомобилей
Основные пожарные автомобили (ПА) предназначены для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные автомобили общего применения нужны для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах. К основным пожарным автомобилям общего применения относятся:
Пожарные автоцистерны - автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
Пожарные автомобили насосно-рукавные - автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
Пожарные автомобили первой помощи - автомобиль на шасси лёгкого класса, оборудованный насосной установкой, ёмкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль с насосом высокого давления - автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, ёмкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Автомобили пожарно-спасательные - автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
1.1.2 Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения нужны для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах. К пожарным машинам целевого применения относятся:
Пожарные аэродромные автомобили - автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
Пожарные автомобили порошкового тушения - автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
Пожарные автомобили пенного тушения - автомобиль, оборудованный одной или несколькими ёмкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
Пожарные автомобили комбинированного тушения - автомобиль, оборудованный насосом, ёмкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
Пожарные автомобили газового тушения - автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
Пожарные автомобили газоводяного тушения - автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
Пожарные автонасосные станции - автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Пожарные пеноподъемники - автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
1.2 Режим автопилота
Автопилот – это устройство или программно-аппаратный комплекс, ведущий транспортное средство по определенной, заданной ему траектории. Наиболее часто автопилоты применяются для управления летательными аппаратами (в связи с тем, что полет чаще всего происходит в пространстве, не содержащем большого количества препятствий), а также для управления транспортными средствами, движущимся по рельсовым путям. Однако современный автопилот позволяет автоматизировать все этапы движения и другого транспортного средства.
Общие принципы работы у всех беспилотных автомобилей примерно одинаковы. Автономное передвижение только лишь с помощью датчиков требует постоянного сканирования окрестности. Это позволяет передвигаться даже, если нет специальной разметки, а датчики используются только для своевременной реакции автомобиля на изменение ситуации на дорогах (переход дороги пешеходами, обгоны и др.) или на бездорожье (внезапные препятствия такие, как деревья, постройки, лесные животные и др.).
Основное назначение автопилота - это помощь водителю транспортного средства.
2 Практическая часть
2.1 Основные требование к модели
Проанализировав области применения и технические особенности режима автопилотирования, при создании модели робота я предъявил к нему ряд требований:
устойчивые колеса для эксплуатации робота в труднопроходимых условиях,
установка с лебедкой,
возможность автономной работы и преодоление препятствий в автономном режиме,
прочная конструкция.
2.2 Состав робототехнического комплекса
Создание рабочей модели робота было реализовано с помощью конструктора LEGO EV3. В его состав входят:
- программируемый модуль EV3;
-2 больших сервомотора для управления движением с помощью колес;
- 1 средний сервомотор – для установки с лебедкой;
- ультразвуковой датчик расстояния для ориентирования в пространстве при автономной работе.
Управление роботом происходит благодаря программируемому модулю
– Lego EV3.
Рис 1. LegoEV3
В нем предусмотрены:
4 порта ввода: 1, 2, 3, 4 (для подключения датчиков)
4 порта выхода: A, B, C, D (для подключения сервомоторов)
Встроенный динамик
В качестве питания используется аккумулятор (может работать от 6 батареек АА).
Рис 2. Аккумулятор
Используемый ультразвуковой датчик, большой и средний моторы:
Средний мотор
Ультразвуковой датчик
р асстояния
Большой мотор
Цифровой ультразвуковой датчик EV3 генерирует звуковые волны и фиксирующий их отражения от объектов, тем самым измеряя расстояние до объектов.
Большой мотор позволяет запрограммировать точные и мощные действия робота. Имеет встроенный энкодер (датчик угла поворота). Мощная ходовая часть осуществляется за счет двух сервомоторов и гусениц. Работу колес фиксируют закрепительные балки. Два сервомотора, подключенные к портам В и С позволяют ему двигаться в любом направлении.
Рис 3. Общий вид
Конструкция лебёдки основана на среднем моторе с механической передачей, меняющей направление движения на 90 градусов.
2.3 Программирование
Я подключил созданную модель робота-спасателя к компьютеру через USB, чтобы запрограммировать.
Программа AVTO-MCHS позволяет роботу автономно передвигаться, определять препятствия, которые находятся перед ним и объезжать их. При движении раздается сигнал сирены, чтобы было слышно приближение автомобиля специального назначения. А также при нажатии и удержании кнопки (датчик касания) происходит выдвижение лебёдки, при повторном нажатии и удержании происходит обратное действие.
Код программы для автопилота:
Код программы для управления лебёдкой:
Заключение
Мой автомобиль специального назначения представляет собой модель автопилота пожарной машины, которая может быть реализована в реальном автомобиле МЧС.
Есть большие перспективы развития роботостроения в автоматизации управления автомобилями специального назначения. Я планирую в дальнейшем продолжить работу над изучением и других особенностей и видов автомобилей на службе МЧС.
Цель своей работы считаю достигнутой.
Список использованных источников информации
Пожарный автомобиль//Пожарная безопасность. Энциклопедия. — М.:ФГУ ВНИИПО, 2007
Постановление Правительства РФ от 30.08.2007 N 548 Об утверждении требований к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей (с изменениями на 18 декабря 2018 года)
С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей», С-Пб «Наука», 2011г.
М.С. Федонов, Р.Р. Шарафиев «Проектирование и применение робототехнических средств при проведении аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций»http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C52/110.pdf
Д.Г. Копосов «Первый шаг в робототехнику: практикум для 7-8 классов», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012 г.
Усовершенствование безопасности движения в беспилотных автомобилях https://cyberleninka.ru/article/n/usovershenstvovanie-bezopasnosti-dvizheniya-v-bespilotnyh-avtomobilyah/viewer