Змейка Рубика и Бинар Ягумо: один против другого или оба за одного.

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Змейка Рубика и Бинар Ягумо: один против другого или оба за одного.

Головин В.М. 1
1МБОУ "СОШ №91 имени Надежды Курченко"
Бирюк Е.В. 1
1МБОУ "СОШ №91 имени Надежды Курченко"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Конструкторы и головоломки: зачем они нужны ребенку ?

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности.

(В.А. Сухомлинский)

В наше время дети все чаще играют в компьютерные игры на планшетах или в телефонах, теряют драгоценное время на пустое времяпрепровождение, вместо того, чтобы общаться со сверстниками, играя при этом в развивающие игры, например, в головоломки или в конструкторы.

Головоломка - это очень интересно и познавательно. В процессе работы с головоломками развивается  смекалка и умение мыслить неординарно. Решение головоломок - отличный способ проведения досуга, особенно семейного времяпровождения, ведь они развивают интеллект, сообразительность и креативность мышления, ну и просто повышает настроение.

Еще есть конструктор - детская игра, представляющая собой набор деталей, из которых можно собирать множество разных моделей. Конструкторы разноцветны и разнообразны, они предназначены для самых разных возрастов, и различаются по сложности и количеству деталей.

1.1. Актуальность темы.

В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр. Такие игрушки развивают следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Хорошим помощником в сенсорном развитии и развитие мелкой моторики станут различные развивающие игрушки.

1.2 Гипотеза:

головоломка «Змейка Рубика» или конструктор «Бинар Ягумо» - одни из лучших игр-головоломок для умственного развития ребенка 8 – 10 лет, которые могут дополнять друг друга.

1.3 Цель и задачи работы:

Цель работы: узнать, что лучше для умственного развития ребенка моего возраста: головоломка «Змейка Рубика» или конструктор «Бинар Ягумо», и потом - один против другого или оба за одного.

Задачи:

1. Расширить знания о мире головоломок и конструкторов;

2. Узнать сходства и различия головоломок и конструкторов;

3. Провести исследование (анкетирование);

4. Доказать или опровергнуть гипотезу;

5. Представит собственные работы.

2. Основная часть.

Головоломка – это игра, задачка или игрушка, проверяющая изобретательность или знания человека. В головоломке от решателя ожидается, что он будет логически соединять кусочки ( или разбирать их ) для того, чтобы прийти к правильному или интересному решению головоломки. Существуют различные жанры головоломок, такие как кроссворды, головоломки с поиском слов, головоломки с числами, реляционные головоломки и логические головоломки. 

Конструктор - это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.

В данной исследовательской работе будут представлены следующие участники:

- от мира головоломок – НЕРАЗБОРНАЯ головоломка «Змейка Рубика», и

- от мира конструкторов – РАЗБОРНЫЙ конструктор «Бинар Ягумо».

Головоломка

«Змейка Рубика»

Конструктор

«Бинар Ягумо»

   

Данная исследовательская работа фактически является продолжением ранее начатого мной изучения сходства и различий головоломки «Змейка Рубика» и конструктора «Бинар Ягумо». Она проистекает из практического занятия, прошедшего в нашем 4-ом «В» классе 29 сентября 2022 года, где я уже рассказывал, как про головоломку «Змейка Рубика», так и про конструктор «Бинар Ягумо».

Предлагаю вспомнить:

2.1. Головоломка «Змейка Рубика».

Зме́йка Ру́бика - головоломка, придуманная Эрнё Рубиком, представляющая собой 24 (или 36) шарнирно соединённых между собой призмы в сечении равнобедренного треугольника. Несложный механизм соединения позволяет вращать треугольники между собой таким образом, что в результате может получиться  все, что угодно.

Э́рнё Ру́бик (13 июля 1944 года рождения, Будапешт, Венгрия) — венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры. Всемирно известен благодаря своим объёмным головоломкам и игрушкам, к числу которых принадлежит кубик Рубика (1974 год).

Задача данной головоломки состоит в сборке различного рода геометрических фигур, животных и всяких иных вещей.

В начале 1980-х годов Змейка Рубика пользовалась большой популярностью в СССР, и до сих пор остается одним из лучших среди механических головоломок, сравнимых по популярности с Кубиком Рубика.

Из данной головоломки можно сложить более ста двухмерных и трехмерных фигур (собака, кобра, самолет, мышь и т.п.). Есть формулы, описывающие сборку фигур из змейки. Очень хорошо развивает пространственное мышление.

 

Змейка Рубика является одной из популярных игрушек нашей современности. Головоломка стала хитом еще в прошлом XX веке. Но и сегодня она не потеряла своей актуальности. Конструкция игрушки состоит из равнобедренных треугольных призм – всего их 24 (или 36). Соединены они вращающимися шарнирами. Головоломка «Змейка Рубика» развивает усидчивость, мелкую моторику рук, пространственное мышление, воображение, логику и фантазию. Она увлекает как взрослых, так и детей.

Венгерский изобретатель разработал ее для тех людей, кому так и не поддался кубик. Разница между ними в том, что змейка не имеет алгоритма сложения, используется только человеческая фантазия. То есть результат может быть любым. Математики подсчитали, что механизм вращения головоломки позволяет собрать свыше 90 квадриллионов комбинаций, куда входят цветы, растения, животные, мебель, объекты, здания, птицы и т.д. Человек сам для себя определяет, какие собирать формы - сложные или простые.

Механизм игрушки создан таким образом, чтобы можно было сложить разные фигуры: собаку, кошку, лебедя, летучую мышь, шар и так далее. Самая распространенная фигура из этой головоломки – шар. Начинать сборку можно не только с конца игрушки, но и с ее середины. В данном случае не существует точного алгоритма сборки. Любой из способов, верный.

Вместе с тем, в зависимости от формы самой «Змейки Рубика» (плоской и округленной) разными и будут формы одной и той фигуры. Так, например, шар, собранный разными формами Змейки, будет разным:

Из плоской Змейки

Из округленной Змейки

   

К не сложным фигурам относятся собачка, кошечка, слон, кобра, птица, косичка, треугольник, ракета и другие виды надземного и водного транспорта. После сборки таких фигур каждый ребенок с удовольствием будет с ней играться. Собирая головоломку, можно не только интересно, но и с пользой проводить время, так как сложение разнообразных форм тренирует память и внимание. Имея такую игрушку под рукой, можно интересно провести свой досуг не только дома, но и на обеденном перерыве на работе, на перемене в школе, в транспорте, отдыхая в парке и т.д. Змейка занимает вторую позицию после кубика Рубика. На первый взгляд, кажется, что, сборка комбинаций не составляет труда. На самом деле, крутить змейку легко, но вот для создания точной фигуры, нужны умения и навыки. Такие обучающие игры нужны детям. По сути, они делают для себя игрушки своими руками. Змейка разработана, таким образом, чтобы ребенок развивался во время игры, обучался новым навыкам, не подозревая об этом. Да и взрослым сборка головоломки полезна. С годами память ухудшается, а любая мыслительная активность активизирует мозговые процессы. Обучение лучше начинать с простых фигур.

Сравнение фигур в зависимости от формы самой «Змейки Рубика» (плоской и округленной):

Из плоской Змейки

Из округленной Змейки

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Преимущество змейки Рубика состоит в том, что эта головоломка объединяет в себе игру и учебу. В процессе сборки у ребенка формируется аналитическое и образное мышление. Он по-новому воспринимает мир. Именно эти качества помогут ребенку адаптироваться во взрослой жизни.

Психологи убеждены, что конкретные результаты, к которым пришел ребенок самостоятельно, благоприятно сказываются на его общем настроении. Он начинает верить в себя, становится смелее и активнее в каких-либо действиях. У ребенка поднимается самооценка. Нахождение верного решения способствует математическим способностям. Поэтому развивайте ребенка и развивайтесь сами.

Когда я искал информацию о рекордах, то нашел только, что дети собирают такую игрушку, как шар из змейки, за 5 секунд, а я могу собрать пока только за 10-12 секунд.

2.2. Конструктор «Бинар Ягумо».

Когда ребенок становится старше, то ему перестают быть интересными простые конструкторы с одинаковыми разноцветными блоками. Поэтому удивить его можно набором деталей необычной формы, соединив которые, он сможет получить различные композиции и сооружения, а потом использует их в своих сюжетных играх.

Компания БИПЛАНТ, расположенная в Санкт-Петербурге, выпускает детские пластиковые игрушки с 2000 года. В настоящее время ассортимент продукции, кроме настольных игр, лингвистических мозаик и игровых наборов, включает в себя 7 серий пластиковых конструкторов. Три из них можно отнести к классическим сборным игрушкам, которые имеют оригинальную конструкцию деталей – кирпичиков и позволяют собирать различные модели. Это конструкторы серий Бинар, Зиг-Заг и Кубус. Фактически каждая серия представляет собой отдельный конструктор, детали которого по форме и принципу соединения отличаются от конструктора других серий.

Образцы моделей БИПЛАНТ серии Зиг-Заг

Модели конструктора БИПЛАНТ серии Кубус

Конструктор Бинар представлен 6 наборами и предназначен для детей старше 5 лет. Он состоит из пластиковых деталей жёлтого, красного и голубого цвета. Детали представляют собой полые ребристые цилиндрики, которые соединяются при помощи колечек с выступами – шариками, защёлкиваясь друг с другом. В наборах имеются дополнительные детали, которые могут изображать головы, ноги, руки стилизованных моделей, а также защёлки в форме полукольца.

Модели данной серии не отличаются разнообразием, однако из наборов можно собирать различные авторские конструкции, размеры которых ограничены лишь количеством имеющихся под руками деталей. Если вашему ребёнку нравится играть с пластиковыми конструкторами, его наверняка заинтересует оригинальный способ соединения деталей Бинар. Элементы данной серии не совместимы с другими наборами БИПЛАНТ. 

Детали конструктора БИПЛАНТ серии Бинар и коробки с наборами

В наборы «Бинар Бомбёр» и «Бинар Ягумо» включены детали чёрного цвета в виде стержней с шариками на концах.

Мы же с Вами остановим все свое внимание на последнем конструкторе: «Бинар Ягумо».

 

Особенности данного конструктора:

- набор разноцветных деталей поможет развить мелкую моторику рук ребенка и его фантазию. Для этих целей в комплекте представлены яркие элементы разной формы с выступающими шариками и блоками на краях.

 

Именно благодаря такой уникальной форме деталей легко крепить их друг к другу. В итоге получается строительный материал для сборки самых разнообразных объемных композиций и сооружений;

- в красочном буклете из набора подробно описан процесс сборки некоторых моделей, а также предусмотрены наглядные схемы. Например, можно создать боевого робота по имени Бинар Ягумо, и/или придумать множество увлекательных игр с его участием;

- игрок с удовольствием задействует воображение и соберет также свой собственный вариант яркой постройки. Насыщенные оттенки деталей конструктора также улучшают цветовосприятие и помогают получить в итоге красочную основу для игр.

Хочу Вам проиллюстрировать некоторые возможности конструктора «Бинар Ягумо» на примере нескольких собранных мной фигур и композиций:

 

«Здравствуйте»

«Объятия»

«За помощью»

Конструктор «Бинар Ягумо», также как и головоломка «Змейка Рубика», является уникальным инструментом для развития ребёнка. Он развивает большое количество навыков одновременно, в том числе:

  • мелкую моторику;

  • пространственное мышление;

  • внимательность, усидчивость;

  • воображение, фантазию;

  • творческие навыки.

Развитие мелкой моторики

Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками (активной работы рук), что позволяет тренировать координацию и ловкость пальцев. Развитие мелкой моторики связано с развитием мышления и речи.

Развитие мышления

Собирание из частей целого требует мыслительной деятельности. При конструировании активизируется логическое и образное мышление.

Развитие внимания, терпения, усидчивости

В процессе игры с конструктором в общем, и с «Бинар Ягумо» в частности, ребёнок учится быть внимательным, терпеливым, настойчивым в достижении цели. Развиваются самодисциплина и самоорганизация. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель.

Развитие воображения и фантазии

Из деталей конструктора можно собрать свое неповторимое творение, придумывать что-то новое.

Развитие творческих навыков

Конструктор приносит неоценимую пользу творческому мышлению. В процессе игры необходимо постоянно думать над следующим шагом, просчитывать возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями.

И еще немного моделей, сделанных мною из конструктора «Бинар Ягумо»:

       

2.3. Анкетирование

Чтобы узнать, играют ли ученики нашего класса в головоломку «Змейка Рубика» и конструктор «Бинар Ягумо», а также о том, знают ли они о их развивающих способностях, я провел опрос среди одноклассников. В моем опросе приняли участие ___28__ учеников. В анкете было 5 вопросов.

Вопросы:

1.Есть ли у Вас дома какая-нибудь головоломка Рубика ?

Варианты ответов:

- Да;

- Нет.

2. Есть ли у Вас дома какой-нибудь разборный конструктор из пластика, похожий на «Бинар Ягумо»?

Варианты ответов:

- Да

- Нет.

3. Нравится Вам играть в развивающую игрушку, похожие на «Змейку Рубика» или «Бинар Ягумо» ?

Варианты ответов:

- Да

- Нет.

4. Как Вы думаете, есть польза от игры в головоломку или конструктор ? Варианты ответов:

- Да

- Нет.

5. Хотели бы Вы создать свою модель из головоломки «Змейка Рубика» или конструктора «Бинар Ягумо» ?

Варианты ответов:

- Да

- Нет.

Результаты анкетирования:

Заключение

В процессе моей работы над проектом я выяснил, что головоломка «Змейка Рубика» или конструктор «Бинар Ягумо» - одни из лучших игр-головоломок для умственного развития ребенка 8 – 10 лет, которые могут дополнять друг друга.

В ходе работы я расширил знания о мире головоломок и конструкторов. Узнал, что конструктор «Бинар Ягумо», и головоломка «Змейка Рубика», являются уникальными инструментами для развития ребёнка. Они развивают:

  • мелкую моторику;

  • пространственное мышление;

  • внимательность, усидчивость;

  • воображение, фантазию;

  • творческие навыки.

В результате анкетирования выяснил, что не у всех детей моего класса есть головоломки Рубика, а только у 15 человек (53%), у 5 человек (18 %) – есть разборный конструктор из пластика, только 14 человек ( 50% ) любят играть с головоломками, 20 человек (71 %) – считают, что есть польза в этих головоломках, а 26 человек ( 90% ) – хотели бы создать свою модель.

Считаю, что на примере моего исследования головоломок и конструктора, многие ребята с удовольствием поиграют этими игрушками и захотят создать свои новые модели из головоломки Рубика и конструктора «Бинар Ягумо».

Источники

https://ria.ru/20090713/177169253.html - История создания кубика Рубика

https://www.i-igrushki.ru/archive/kubik-rubika.html - История создания кубика Рубика, интересные факты

Просмотров работы: 124