Введение
Я с раннего детства очень люблю кататься на велосипеде. Но мне всегда очень тяжело давалось кататься на велосипеде в гору, и я задумался, как я могу помочь себе. Поэтому мы с папой решили самостоятельно сконструировать электровелосипед.
На летних каникулах я побывал в Москве и понял, что сейчас очень много электро транспорта (самокаты, электробусы, электромотоциклы). У всего электротраспорта есть неоспоримое преимущество перед другими видами транспортом – это экологичность и бесшумность. И мое желание собрать своей электрический велосипед только удвоилось.
Тема моей исследовательской работы актуальна. Создание электровелосипеда в домашних условиях позволит с самого начала собрать велосипед, который будет быстрый как мотоцикл, но в то же время не будет загрязнять окружающую среду выхлопами в атмосферу.
Перед собой я поставил цель: создание электровелосипеда в домашних условиях.
И следующие задачи:
изучить виды электровелосипедов;
произвести оценку знаний среди учащихся МБОУ «СОШ № 112» о велосипедах;
познакомиться с технологией сборки велосипеда;
сконструировать свой электровелосипед;
протестировать электровелосипед, чтобы обезопасить последующее катание на нем.
Гипотеза моего исследования: возможноизучив технологию создания электровелосипеда, я смогу в домашних условиях создать электровелосипед для себя.
В моей работе я использовал следующие исследовательские методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, анкетирование, моделирование, анализ.
В будущем, я хотел бы, чтобы люди задумались о нашей экологии и электротранспорт заменил бензиновые двигатели мотоциклов, машин и автобусов на дорогах нашего города Трехгорный и по всей России.
Основная часть
Глава 1 Теоретические основы создания электровелосипеда
История создания велосипеда и элеткровелосипеда
Историю создания велосипедов я решил представить в форме таблицы.
Таблица 1. История создания велосипедов
История создания велосипеда |
Фотография |
||
Леонардо да Винчи в XV – XVI вв. нарисовал первую модель велосипеда, но модель так и осталась рисунком. |
|||
Барон фон Дрез в 1817 году изобрел подобие велосипеда, своего рода бегающую машину. Она была сделана из деревянных реек и представляла собой конструкцию с высокими колесами, которые соединялись сиденьем, руль отсутствовал, а движение происходило отталкиванием. Такая модель была названа дрезиной. |
|
||
Первую конструкцию современного велосипеда придумал Уральский мастеровой Ефим Артамонов. Из-за того, что колеса велосипедов собирали из дерева, на кочках очень сильно трясло, велосипед называли - костотрясами, и не каждый человек решился на такое приключение. Но вскоре был найден выход и на деревянное колесо одевался резиновый шланг, резина смягчала езду и тем самым мир узнал о резиновых шинах. |
|||
1877 году создаются трехколесные велосипеды с цепной передачей не уступали в скорости «высоким колесам», но были гораздо безопаснее и удобнее для катания (позволяя в том числе езду в женской одежде) |
|||
В 1886 году появляются велосипеды двухколесные с цепной передачей на заднее колесо |
|||
В 1888 году происходит техно-эволюция. В конце XIX века велосипеды обзавелись: пневматическими колесами, ручными тормозами, муфтой свободного хода – став быстрее и комфортнее |
|||
Первые патенты на электродвижимые велосипеды были выданы в 1890-х годах, но их серийное производство было налажено лишь спустя более века |
В наши дни существуют различные виды велосипедов:
- горные;
- шоссейные;
- городские;
- трюковые;
В наш мобильный век время диктует человеку ритм, поэтому велосипед – как средство передвижения выигрывает перед другими видами транспорта. Велосипед очень мобильный, ему не нужно стоять в пробке, он не наносит вред экологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что велосипеды радуют человечество с 1800-х годов и продолжают оставаться популярным видом транспорта в наши дни.
Виды электровелосипедов и их преимущества перед другими видами транспорта
Я изучил информацию о современных электровелосипедах и узнал, что они бываю разных видов.
По назначению велосипеды бывают:
- горные (развивают максимальную скорость 40 км/ч и имеют диаметр колеса 26-27 дюймов);
- спортивные (развивают скорость до 90 км/ч и имеют диаметр колеса 26-29 дюймов);
- грузовые (развивают скорость до 20 км/ч и имеют диаметр колеса 20-24 дюйма);
- фетбайки (развивают скорость до 30 км/ч и имеют диаметр колеса 24-26 дюйма);
- городские (развивают скорость 30 км/ч и имеют диаметр колеса 14-20 дюймов).
По типу двигателя:
- редукторный;
- прямоприводный;
- кареточный.
По типу привода:
- заднеприводный;
- переднеприводной;
- полноприводный.
По типу источника питания:
- свинцово-кислотный;
- литий-ионный.
Таким образом, классификаций велосипедов существует огромное количество и главное выбрать именно Ваш вариант.
Плохое состояние экологии, исчерпаемые природные ресурсы заставляют людей изобретать альтернативные виды транспорта. Экологи сходится во мнении, что плохая экология в основном из-за транспорта. Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам. Автотранспорт дает 42% загрязнений атмосферы российских городов, для Москвы и Санкт-Петербурга эта цифра составляет 80-90%.
В Европе 225 тыс. человек ежегодно умирает от заболеваний, связанных с выхлопными газами. Экологи и медики сходятся во мнении: у нас жертв, как минимум, в 2 раза больше.
Электротранспорт – хорошее решение экологической и дорожной проблемы не только больших городов, но и маленьких.
Преимуществами электровелосипеда над другими видами транспорта являются:
- Экологичность - абсолютное отсутствие вредных выбросов в атмосферу;
- Отсутствие шума при движении электровелосипеда;
- Аккумулятор электровелосипеда подзаряжается в ночное время, что экономит время людей на посещение заправочных станций;
- Низкая пожароопасность при авариях;
- Универсальный транспорт для широкого круга потребителей с различным уровнем физической подготовки.
- в отличие от обычных велосипедов на электровелосипедах человек может кататься по различным дорогам и на большое расстояние;
- занимает очень мало места на парковке, по сравнению с машинами и мотоциклами.
Глава 2. Описание исследования
2.1. Анкетирование сверстников по теме велосипедов
Я создал Гугл форму и разместил ее в группе МБОУ «СОШ № 112» г. Трехгорного. Вопросы, которые я задавал ученикам, представлены в Приложение № 1.
Рисунок 1. Возраст респондентов, принявших участие в опросе
В опросе приняли участие 120 человек. В основном отвечали люди с 11 до 15 лет – 78,9%. На втором месте 15,8% отвечали респонденты от 0 до 10 лет.
На второй вопрос: «Укажите известные Вам виды велосипедов?» большинство 89,5% проголосовали за прогулочный велосипед, на втором месте горный велосипед - 73,7%, на третьем месте электровелосипед 68,4%. Диаграмма представлена в приложении 4.
На третий вопрос: «Есть ли у Вас свой велосипед» 73,7 % ответили, что у них есть свой велосипед (диаграмма представлена в приложении 5).
На вопрос: «Сколько в среднем дней в году Вы катаетесь на велосипеде?», 36,8% ответили, что не катаются, а 26,3% ответили, что катаются от 30 до 60 дней в году (смотрите приложение 5).
В ответе на пятый вопрос: «Сложно ли Вам подниматься на велосипеде в гору?» 57,9 % подниматься в гору сложно, а 42,1 % - подниматься не сложно.
Рисунок 2. «Хотели бы Вы иметь электровелосипед?»
На шестой вопрос: «Хотели бы Вы иметь электровелосипед?» 73,7% респондентов хотели бы, чтобы у них был электровелосипед.
Рисунок 3. «Можно ли собрать электровелосипед самостоятельно?»
На вопрос седьмой: «Можно ли собрать электровелосипед самостоятельно?», большинство респондентов ответило 68,4% , что нельзя собрать электровелосипед самостоятельно.
Полные ответы представлены в приложениях 4 – 7.
По результатам всех приведенных выше диаграмм, можно сделать вывод о том, что с помощью своего исследования я смогу рассказать людям о результатах своего эксперимента, как собрать электровелосипед в домашних условиях.
2.2 Технология создания электровелосипеда
На изготовление велосипеда у нас ушел один год. Создание элетровелосипеда представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы создание электровелосипеда
Этапы создания электровелосипеда |
Фотографии этапов создания электровелосипеда |
I этап: Началось с 3д моделирования для выбора более подходящей конструкции в которой можно разместить и аккумулятор подходящего размера, а так же всю электронику необходимую для работы электровелосипеда. |
|
II этап: Был заказан двигатель для заднего колеса мощностью 3квт из которого собрали моторколесо! Напряжение 72 вольта. |
|
III этап: Собрали аккумулятор на 72 вольта, из 80 аккумуляторов типа 18650 |
|
IV этап. Собранное мотор-колесо |
|
V этап: Для предотвращения перезаряда и переразряда использовали плату защиты |
|
VI этап: Для соединения всех аккумуляторов в сборке использовалась самодельная точечная сварка из трансформатора от старой микроволновой печи |
|
VII этап: Началась непосредственно сборка рамы |
|
VIII этап: установка: - вилки и переднего колеса; - сидения; - педалей; - тормозной системы; - системы управления мотор-колесом. |
|
Таким образом, за год мы с папой собрали электровелосипед, на котором я путешествовал все лето 2022 года и планирую кататься и в этом году. Собрать электровелосипед – оказалось делом не простым, нужно знать законы физики, уметь чертить, работать на фрезерном и токарном станках, применять сварку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время работы над проектом я: изучил виды электровелосипедов и выбрал характеристики для своего электровелосипеда; произвел оценку знаний среди учащихся МБОУ «СОШ № 112» о велосипедах и узнал, что респонденты хотят иметь электровелосипед. Познакомился с технологией сборки велосипеда; для того, чтобы создать 3Д модель велосипеда потребовалось пройти обучение в чертежной программе «Тефлекс», для конструирования освоил работу на станках различного вида (токарном, фрезерном, деревообрабатывающим). Протестировал электровелосипед, чтобы обезопасить последующее катание на нем.
Главные плюсы электровелосипеда на мой взгляд – его мобильность и экологичность. Электротраспорт медленно, но уверенно внедряется в нашу жизнь, заменяя бензиновые и газовые двигатели, что меня очень радует.
Участие в исследовательском проекте научило меня находить и отбирать необходимую информацию, вести наблюдение за ходом эксперимента, а также анализировать полученные результаты. Проведение эксперимента по созданию электровелосипеда способствовало развитию таких личных качеств как ответственность, умение доводить дело до конца. Все эти умения помогут успешно учиться и пригодятся мне в будущем. А самое главное у меня появился двухколесный друг – который помогает мне быстрее преодолевать расстояния.
Проведенная работа может быть полезна и интересна учащимся школ, которые ведут активный образ жизни и заинтересованы в том, чтобы экология нашего города была благоприятной.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанной мной книги для детей о создании электровелосипеда. Моя книга называется «Электровелосипед – руководство к действию». Там собрано много фактов о велосипедах, инструкция по сборке, а также различные интерактивные игры и задания для отдыха.
В перспективе было бы интересно поработать над следующими исследовательскими работами:
Создание тележки для электровелосипеда;
Создание электрокара, чтобы путешествовать на электротрнаспорте не одному, а с друзьями;
Создание солнцемобиля – машины, которая ездит за счет солнечных батарей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электротехника: Учебник / Под ред. БутыринаП.А.. - М.: Academia, 2018. - 187 c.
2. Электротехника и электроника: иллюстрированное учебное пособие / Под ред. Бутырина П.А.. - М.: Academia, 2022. - 892 c.
3. Электротехника и электроника / Под ред. ПетленкоБ.И.. - М.: Academia, 2017. - 31 c.
4. Электротехника / Под ред. Бутырин П.А.. - М.: Academia, 2021. - 352 c.
5. Плакаты: Электротехника и электроника. Иллюстрированное учеб. пособие. / Под ред. Бутырина П.А.. - М.: Academia, 2022. - 352 c.
6. Аполлонский, С.М. Электротехника. практикум (для спо) / С.М. Аполлонский. - М.: КноРус, 2022. - 352 c.
7. Аполлонский, С.М. Электротехника (для спо) / С.М. Аполлонский. - М.: КноРус, 2021. - 352 c.
8. Бутырин, П.А. Электротехника: Учебник / П.А. Бутырин. - М.: Academia, 2021. - 384 c.
9. Бутырин, П.А. Плакаты: Электротехника и электроника: Учебное пособие / П.А. Бутырин. - М.: Academia, 2022. - 384 c.
13. Ванюшин, М. Занимательная электроника и электротехника для начинающих и не только / М. Ванюшин. - СПб.: Наука и техника, 2021. - 352 c.
14. Гальперин, М.В. Электротехника и электроника: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2021. - 48 c.
15. Данилов, И.А. Общая электротехника: Учебное пособие для бакалавров / И.А. Данилов. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 673 c.
18. Жаворонков, М.А. Электротехника и электроника: учебное пособие / М.А. Жаворонков. - М.: Academia, 2020. - 64 c.
19. Заварыкин, Б.С. Электротехника и электр.в элект. сист.горного произ.: Уч.пос / Б.С. Заварыкин, О.А. Кручек, Т.А. Сайгина и др. - М.: Инфра-М, 2021. - 768 c.
20. Иванов, И.И. Электротехника и основы электроники: Учебник / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. - СПб.: Лань, 2021. - 736 c.
21. Иванов, И.И. Электротехника и основы электроники: Учебник / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. - СПб.: Лань, 2022. - 736 c.
22. Иньков, Ю.М. Электротехника и электроника / Ю.М. Иньков. - М.: Academia, 2020. - 126 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Цель анкеты: выявление уровня сформированности понятий и представлений по созданию электровелосипеда в 5 классе
Респондентам были заданы следующие вопросы:
Укажите известные Вам виды велосипедов?
А) Горный велосипед
Б) Электровелосипед
В) Напишите свой вариант_______________________
Если у вас свой велосипед?
А) да
Б) нет
Сколько в среднем дней в году Вы катаетесь на велосипеде?
А) 30 дней
Б) 31 день – 60 дней
В) 61 день – 90 дней
Сложно ли вам подниматься на горном велосипеде в гору?
А) да
Б) нет
Хотели бы вы иметь электоровелосипед?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
Как Вы считаете, можно ли сделать электровелосипед самостоятельно?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1 – Сравнительная характеристика самодельного и заводского электровелосипедов при одинаковой стоимости.
Характеристики |
Самодельный электровелосипед |
Заводской электровелосипед |
Максимальная скорость |
60 км/ч |
40 км/ч |
Дистанция на одной зарядке |
60 км при средней скорости 25 км в час |
30 км при средней скорости 25 км в час |
Полная зарядка аккумуляторов |
8 часов |
8 часов |
Диаметр колес, дюймы |
26 |
26 |
Максимальная нагрузка, кг. |
90 |
90 |
Задняя подвеска |
есть |
нет |
Указатели поворота и стоп сигнала |
есть |
есть |
Вес, кг. |
20 |
Задняя подвеска нужна, чтобы ход электровелосипеда был мягче.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 2 – Стоимость электровелосипеда самодельного и заводского
Характеристики |
Самодельный электровелосипед, рублей |
Заводской электровелосипед, рублей |
|||
Вилка |
7 000,00 |
|
|||
Колесо |
12 000,00 |
||||
Аккумулятор |
9 000,00 |
||||
Электрика (контроллер, проводка, ручка газа, поворотники, стоп сигнал, зарядник) |
8 000,00 |
||||
Рама самодельная |
1 500,00 |
||||
Тормоза |
2 000,00 |
||||
Педали |
2 000,00 |
||||
Руль |
1 000,00 |
||||
Сиденье |
1 000,00 |
||||
Переднее колесо |
4 000,00 |
||||
Цепь Переключатель скоростей |
1 000,00 1 500,00 |
||||
Задняя подвеска |
6 000,00 |
||||
Итого: |
56 000,00 |
164 923,33,00 |
Результаты Google опроса