Введение
Актуальность работы
Безопасность школьников – актуальная тема на все времена. Мы живем в современном мире, где, как нам кажется, дети находятся под постоянным контролем. Однако существуют ситуации, когда ребенок может оказаться в опасности. Особенно такие ситуации вероятны по пути в школу, где никто не сможет проконтролировать и помочь. На городских улицах нужен особенный полицейский, который сможет защитить и подскажет ответ на многие вопросы.
Цель проектной работы:
- создать социального робота для поддержания безопасности на улицах города и помощи школьникам.
Задачи проектной работы:
Выделить основные опасности в городе для детей, узнать о способах поддержания безопасности;
узнать о роботах-полицейских и социальных роботах в помощь людям;
Подробно изучить конструкции, функционал и задачи современных социальных роботов;
Выделить главные особенности роботов-помощников, запланировать задачи для создания конструкции робота «КИБЕР-полицейского»;
Сконструировать и запрограммировать робота «КИБЕР-полицейского»;
Провести демонстрацию проекта.
В качестве источников информации мы использовали информационные журналы и сайты: www.cnews.ru, expertology.ru. При оформлении проекта мы брали идеи из большой Книги идей LEGO MINDSTORMS EV3 [1], при конструировании движимых частей проекта нам помогли книги и методические пособия о простых и сложных механических передачах, подробно о зубчатых передачах [2], при создании программ мы руководствовались учебными пособиями по образовательной робототехнике. [3]
Глава 1. Опасности в городе для детей: во дворе, рядом со школой, на улицах города. Современные способы поддержания безопасности.
В современном городе нам ошибочно кажется, что дети находятся в полной безопасности. Однако, даже по ежедневному маршруту «дом-школа-дом» ребенок должен быть осторожен и внимателен. Мы определили список основных опасностей на этом пути:
переход и/или движение вдоль проезжей части дорог;
опасный незнакомец;
неблагоприятные погодные явления;
заговорился с другом и заблудился;
потерял ключи/телефон;
покупка веществ и/или продуктов, запрещенных детям;
буллинг со стороны других школьников.
Конечно, эти и многие другие вопросы могут решить взрослые, например родители, однако в большинстве случаев взрослых, к кому можно обратиться за помощью, нет рядом в трудных ситуациях.
В настоящий момент есть ряд мер, направленных на поддержание безопасности:
охранник в школе и на территории школы;
видеонаблюдение;
отражающие сигналы на рюкзаках и одежде для безопасности на проезжей части дорог;
беседы с родителями, социальными педагогами, представителями полиции;
телефоны служб помощи, служб поддержки;
Однако не всегда дети знают к кому обратиться за помощью, не могут понять, что нужно делать, нужен постоянный помощник, к которому школьники бы могли обратиться без стеснения и экстренно. В этом может помочь робот!
Глава 2. Роботизированные устройства для контроля порядка на улицах города: в России, в мире
Робот-полицейский – это уже не фантазия, такие роботы появились на улицах Китая. Картинка из фильмов про будущее воплотилась на дорогах крупных городов Поднебесной. [4] Автомобильный трафик в городском округе Ханьдань китайской провинции Хэбэй начали патрулировать роботы (Рисунок 2.1 Приложения). По сути, они выполняют функции дорожных полицейских, и местное Министерство общественной безопасности назвало это первым этапом по активному внедрению робополиции. Китайские полицейские новой эры делятся на три категории в зависимости от выполняемых задач. Робот дорожного патрулирования сделан по образцу офицера дорожной полиции в желтом жилете и белой каске. Он занимается тем, что фотографирует нарушения ПДД и идентифицирует личности водителей-нарушителей. В общем, полноценный гаишник.
Для контроля порядка и помощи могут использоваться социальные роботы. Пассажиры Air New Zealand в аэропорту Сиднея могут воспользоваться услугами нового такого робота, который помогает зарегистрироваться на рейс и пройти посадку на борт (Рисунок 2.2 Приложения). [5] Гуманоидоподобного андроида авиакомпании предоставила австралийская финансовая группа Commbank. Цель включения такого робота в работу аэропорта - выяснить социальную и эмоциональную составляющие во взаимодействии людей и современных технологий в динамичной социальной среде, чтобы расширить предлагаемые клиентам варианты обслуживания.
В Пермском аэропорту «Большое Савино» начал работать механизированный сотрудник от компании Promobot. [6] Робот модели Promobot V.4. будет общаться с людьми и отвечать на их вопросы, облегчая работу сотрудникам аэропорта. Робот автономный — он свободно передвигается в помещении и не нуждается в контроле со стороны человека. Об этом CNews сообщили представители Promobot.
Promobot V.4 может осуществлять следующие задачи: интеграция с расписанием вылетов, печать чеков и купонов, консультирование посетителей на разных языках. В функционал робота также входит возможность взаимодействия с посетителями аэропорта: песни, танцы и другие активности.
Робот становится надежным сотрудником для организации: он никогда не опаздывает, не отвлекается, не уходит в отпуск и не болеет. Это помогает ему работать в четыре раза эффективнее обычного сотрудника. Новый сотрудник постоянно находится в центре внимания: людям интересно взаимодействовать с роботом — как взрослым, так и детям.
В аэропорту Симферополя также в 2021 г. начал работать робот-консультант (Рисунок 2.3 Приложения) компании Promobot.
В России также в скором будущем появятся роботы-полицейские.
Использовать роботов-полицейских на службе в МВД могут начать в течение 10 лет. Они будут снимать отпечатки пальцев, работать в миграционной службе, ГИБДД, аэропортах. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на представителя компании-разработчика. По его словам, уже продано более 200 их роботов Promobot последней, четвертой версии. К 2030 году организация планирует встроиться в концепцию «Цифровой полиции» и поставлять свою продукцию МВД.
Роботы смогут работать в местах скопления людей, консультировать граждан и решать различные задачи при наличии дополнительного оборудования. Например, при установке специальных сканеров устройство способно отсканировать отпечатки пальцев человека и сверить их с базой данных. Также он способен самостоятельно передвигаться, общаться, распознавать лица и речь, подключиться к любой базе данных, сайту, сервису и системе безопасности.
Глава 3. Роботы в помощь людям: задачи, функционал, особенности конструкции
Мы подробно рассмотрели 10 наиболее интересных социальных роботов, которые уже созданы в мире. [7-9] Нас интересовали особенности конструкции, задачи и функционал роботов. В итоге, мы составили таблицу для сравнения характеристик (Рисунок 3.1 Приложения). Фото роботов представлены на Рисунках 3.2-3.11 Приложения.
В результате сравнения всех характеристик современных роботов мы сделали вывод, что наиболее успешен в общении робот, созданный по подобию человека. Для передвижения роботов чаще всего устанавливается колесная база, реже робот – шагающий или стационарный. В большинстве роботов установлены датчики на движения, микрофоны, видеокамеры.
Все эти наблюдения нам помогли при планировании нашего робота.
Глава 4. Создание модели робота для контроля спокойствия на улицах города «КИБЕР-охранник» на базе конструктора LEGO MindstormsEV3
4.1 Задачи конструирования
Перед началом конструирования мы посмотрели карту нашего города и определили места, где желательно установить нашего робота «КИБЕР-охранник» для контроля порядка и помощи детям в любых ситуациях. На рисунке 4.1.1 приведен пример траектории движения робота возле школы №92 города Тюмени – это движение по прямоугольнику вперед и назад и 4 поворота.
Проанализировав конструкции современных роботов, оснащенность датчиками и учитывая желаемую траекторию движения нашего робота, мы определили перед собой следующие приоритетные задачи конструирования:
обеспечить перемещение робота с помощью широкой мобильной базы на колесах или гусеничном ходу на двух моторах с возможностью поворота;
силуэт робота сконструировать по образу человека: мобильная база, туловище, руки, готова;
установить туловище на мобильную базу таким образом, чтобы робот двигался боком влево и вправо для лучшего обзора и контроля пространства;
конструкцию робота сделать подвижной, но прочной, сохраняя равновесие;
оснастить робота датчиками для обнаружения человека, получения реакции из окружающей среды, сканирования команд;
Мы нарисовали эскиз нашего робота, учитывая все планируемые задачи конструирования (Рисунок 4.1.2 Приложения).
4.2 Конструкция модели и её функционал
Всю конструкцию робота мы разделили на 3 части:
1 часть – мобильная база.
Мы выбрали гусеничный ход, так как он является широкой опорой для вертикальной конструкции робота, имеет максимальную площадь соприкосновения с поверхностью, по которой будет двигаться робот, что обеспечит ровность прямого движения вправо и влево по траектории.
Гусеничный ход приводят в движение 2 средних мотора. Ведущие колеса на двух гусеницах мы поставили с двух сторон для ровности движения в обе стороны.
Конструкцию мобильной базы мы представили на Рисунке 4.2.1 Приложения.
2 часть – туловище робота.
Туловище робота – это сам блок EV3 и руки (Рисунок 4.2.2 Приложения).
Блок EV3 прочно соединяется с мобильной базой с помощью рамок. Руки нашего робота имеют шарнирные соединения и очень подвижны. На руках установлены датчики касания для осуществления взаимодействия с тем, кто обращается к роботу: для рукопожатий, для привлечения внимания и т.д.
3 часть – голова робота
Голова робота- главный источник информации из окружающего пространства. В этой части робота мы установили ультразвуковой датчик для обнаружения собеседника/опасности и датчик цвета для получения сигнала/вопроса от собеседника. Конструкция головы представляет собой прямоугольный каркас с встроенным датчиком цвета и кепки черного цвета с встроенным ультразвуковым датчиком (Рисунок 4.2.3 Приложения).
Этапы конструирования представлены на Рисунке 4.2.4 Приложения.
4.3 Программа
Для запуска и тестирования нашего робота мы создали 2 программы. Они задействуют весь функционал нашей модели, отличие заключается в действиях робота при реакции датчиков.
Первая программа сразу активирует движение робота влево-вправо. Робот останавливается, как только ультразвуковой датчик обнаружит присутствие кого-либо. Далее при нажатии датчика касания робот здоровается и на экране EV3 появляется улыбка, при нажатии другого датчика касания на другой руке робот что-то рассказывает или показывает собеседнику. При сигнале разного цвета вблизи датчика цвета робот выполняет разные действия:
синий – поддерживает и одобряет
зеленый – удивляет и движется навстречу
желтый – радует и танцует
красный – показывает сердце и отправляет сигнал о помощи.
Первая программа состоит из двух подпрограмм, первая подпрограмма содержит 3 цикла, один из которых прерывается при срабатывании второй подпрограммы, ориентированной на реакцию ультразвукового датчика также в цикле (Рисунок 4.3.1 Приложения). В первой подпрограмме мы активируем свой блок «datchiki», он содержит в себе выбор команд по реакции датчика цвета. Основная программа повторяется бесконечно. Реакция датчиков касания и датчика цвета принимается только в присутствии собеседника, то есть робот всегда сканирует пространство ультразвуковым датчиком.
Вторая программа состоит также состоит из 2 подпрограмм, однако имеет возможность экстренной остановки робота (Рисунок 4.3.1 Приложения). Обе подпрограммы повторяются циклично, выбор действия происходит по реакциям датчиков с помощью блоков Переключатель. При реакции ультразвукового датчика робот также останавливается, на разные индикаторы датчик цвета выдает реакцию в виде изображения на экране блока EV3, при нажатии датчиков касания звучат разные звуки и на экран выводится текст.
4.4 .Презентация
Мы презентовали свой проект в Школе Мистер Брейни. При запуске робот сразу начинал движение по прямой вправо и влево. При приближении собеседника робот останавливался и ждал вопросов в виде цветовых индикаторов или рукопожатия. Дальнейшие действия робота определяются запросом собеседника: если вопрос о помощи, то робот поддерживает и отправляет сигнал тревоги в службы школы, если собеседнику нужна поддержка и хорошее настроение, то робот радует, танцует, демонстрирует положительные эмоции. Как только собеседник отошел от робота, КИБЕР-охранник продолжает движение по своей траектории и сканирует пространство в поисках нового собеседника.
Мы также планируем добавить нашему роботу возможность отвечать на разные вопросы собеседников и возможность сопровождать собеседника до дома.
Заключение
В процессе нашей работы мы определили опасности, которые существуют на улицах города вблизи образовательных учреждений, особенно около школ. Не всегда дети могут обратиться к старшим за помощью, в такие моменты могут прийти на помощь роботы. Безопасность детей может быть дополнительно обеспечена контролем роботов. Мы подробно изучили конструкции, функционал и назначение существующих социальных роботов, в том числе роботов-полицейских (в Китае). В результате сравнения всех характеристик современных роботов мы сделали вывод, что наиболее успешен в общении робот, созданный по подобию человека. Для передвижения роботов чаще всего устанавливается колесная база, реже робот – шагающий или стационарный. В большинстве роботов установлены датчики на движения, микрофоны, видеокамеры.
Все изученные нами социальные роботы в основном помогают людям в эмоциональном плане и в поиске информации. Мы решили создать робота-полицейского, который дополнительно к этим функциям сможет обеспечить безопасность школьникам, придет на помощь в трудных ситуациях. Модель нашего робота «КИБЕР-охранник» выполнена на базе конструктора LEGO Mindstorms EV3. Конструкция робота повторяет силуэт человека, в качестве мобильной базы мы установили гусеничный ход, для активного взаимодействия с собеседником и окружающим миром мы установили 4 датчика. Программа запускает робота по запланированной траектории пути вблизи школы, робот выполняет поставленные задачи и помогает школьникам решать любые вопросы, подбадривает, танцует, повышает настроение, а также обеспечивает их безопасность.
Наша работа может быть использована на уроках робототехники и внеклассных мероприятиях. А также мы надеемся, что наша идея будет реализована в ближайшем будущем и роботы «КИБЕР-охранники» появятся на улицах нашего города.
Список используемой литературы:
Йошохито Йocoгава, Книга идей LEGO MINDSTORMS EV3: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. О.В.Обручева]. – Москва, Издательство «Э», 2017. - 232 с.;
Курс «Робототехнический Центр», Школа интеллектуального развития «Мистер Брейни», - Режим доступа - Мистер Брейни ┃Школа интеллектуального развития (vk.com);
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей, - СПб.: Наука, 2013. 319с.;
Интернет источники:
https://noi.md/ru/nauka-i-it/gaishniki-roboty-stali-realinostiyu-poka-v-kitae
https://livingintravels.com/v-aeroportu-sidneya-passazhirov-obsluzhivaet-robot/
https://www.cnews.ru/news/line/2022-06-06_v_permskom_aeroportu_poyavilsya
https://topor.info/tops/socialnyjj-robot
https://expertology.ru/luchshikh-umnykh-robotov-dlya-detey/?ysclid=liajjofwuv266089970
https://www.robot96.ru/pr_roboty/pepper/
Приложение
Рисунок 2.1 Робот-полицейский на дорогах китайской провинции Хэбэй |
|
Рисунок 2.2.2 Социальный робот в аэропорту Сиднея |
|
Рисунок 2.2.3 Робот-бакир в аэропорту Симферополя |
|
Рисунок 3.1 Сравнительные характеристики социальных роботов |
|
Рисунок 3.2 RBot |
Рисунок 3.3 Kirobo |
Рисунок 3.4 Zeno R25 |
Рисунок 3.5 Asimo |
Рисунок 3.6 Nexi |
Рисунок 3.7 WowWee CHiP |
Рисунок 3.8 Робот Pudding S Емеля |
Рисунок 3.9 ClicBot Full Kit |
Рисунок 3.10 Jibo |
Рисунок 3.11 Pepper |
Рисунок 4.1.1 Траектория движения робота КИБЕР-охранник по улицам в районе школы №92 города Тюмени |
|
Рисунок 4.1.2 Эскиз робота «КИБЕР-охранник» и его составных частей |
|
Рисунок 4.2.1 Конструкция 1 части робота: мобильная база на гусеничном ходу |
|
Рисунок 4.2.2 Конструкция 2 части робота: туловище и руки со встроенными датчиками |
|
Рисунок 4.2.3 Конструкция 3 части робота: голова со встроенными датчиками |
|
Рисунок 4.2.4 Этапы конструирования |
|
Рисунок 4.3.1 Программа 1 для запуска робота «КИБЕР-охранник» |
|
Рисунок 4.3.2 Программа 2 для запуска робота «КИБЕР-охранник» |
|
Рисунок 4.4.1 Презентация проекта «Робот КИБЕР-охранник» |