Введение
В возрасте 7-9 лет дети познают мир через интересные игры и практическую деятельность. Для них важна деятельность по образцу и внешний яркий образ созданного изделия. Не смотря на то, что дети склонны к творчеству у нас не так много кружков технической направленности для младших школьников. Притом, что весь вектор нашей страны направлен на поддержку технических специальностей и ранней профориентации. Нас вдохновил и послужил примером опыт родителей и опыт занятий старших ребят в технопарке. Так возникла гипотеза, что младший школьный возраст тоже мог бы быть в этом заинтересован и ребята могли бы создавать поделки, которые приносят пользу обществу. Таким образом, на уроках технологии ребята будут познавать мир через ручной труд, и переходить к сотворчеству, создавая полезные вещи, а это приведет к дальнейшей профориентации. С самого детства будет формироваться инженерное мышление, созидание, творческий и креативный подход.
В нашей школе приветствуется участие в различных исследовательских конкурсах, и мы подумали: «А сможем ли мы быть полезными для своих одноклассников?». Так родилась идея образовательного проекта «Юные техники».
Актуальность – наш образовательный проект развивает конструктивные навыки, инженерную мысль и тем самым приводит ребят к выбору инженерных профессий, а техническое образование сейчас очень востребовано.
Цель – привить интерес к техническому творчеству и к науке в целом через образовательный проект «Юные техники» по популяризации научных и технических знаний.
Объектом является процесс развития технического творчества у ребят младшего школьного возраста.
Предмет - возможность нашего образовательного проекта привить интерес к техническому творчеству.
Гипотеза – образовательный проект послужит толчком к развитию научной, познавательной и творческой активности у ребят и в дальнейшем будет способствовать ранней профориентации.
Задачи:
Провести анкетирование и выявить область интересов ребят;
Изыскать средства для закупки необходимых материалов для мастер-классов.
Подготовить и провести образовательный проект, мотивирующий на решение технологических задач;
Подготовить методические материалы работ проекта в виде брошюры;
Что масштабировать проект начать вести видео блог на YOUTUBE и телеграмм каналах с описанием работ по техническому творчеству;
Заручится поддержкой администрации школы;
Найти дальнейшее финансирование для проекта.
Основная часть
Теоретическая часть
Образовательный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Классификация проектов в начальной школе
Проекты делятся по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико – ориентированные, ролевые, игровые, творческие
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные
по месту проведения: урочные, внеурочные
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические
по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Как правильно составлять образовательные проекты? Сначала необходимо подобрать тему, которая будет в нем рассматриваться. Она должна быть не только интересной, но и иметь практическое значение. Тема согласовывается с учащимися, которые станут основными участниками будущего проекта. Разработка образовательного проекта предполагает составление плана действий. Также требует выделения вступительной части, основного содержания, заключения. В зависимости от того, какие выбираются темы образовательных проектов, они могут быть только теоретического характера либо содержать полноценную практическую часть. Если работа подразумевает обобщение деятельности, в ней должны быть указаны примеры внедрения технологии, полученные результаты.
Образовательный проект «Юные техники» носит характер технического творчества.
«Творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что при том входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства …»
Творчество как созидательная деятельность человека является предметом рассмотрения различных областей научного знания. В философском понимании творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое. С точки зрения психологии, творчеством может считаться любой процесс, в котором человек открывает что–то неизвестное для себя.
Психологи и педагоги утверждают, что техническое творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех отраслях его деятельности. Все без исключения люди в определенной степени обладают творческим потенциалом, поэтому мы можем подчеркивать необходимость привлечения всех учеников к творческой деятельности с раннего возраста, иначе ребенок испытывает невосполнимые потери. Выделяя техническое творчество среди других видов деятельности, можно отметить, что, появившись на основе сочетания умственного и физического труда, оно является выражением единства этих двух социально обусловленных противоположностей, материализации научных знаний, призвано решить в первую очередь утилитарные проблемы общества, связанные с производством материальных благ. Сущность технического творчества учащихся заключается в том, что осуществляются такие действия, которые наряду с повторением ранее известного включают элементы нового, найденного на основе имеющихся знаний и опыта.
Чаще всего техническое творчество детей проявляется в конструировании моделей, механизмов, приборов и тому подобное. Техническое творчество направлено на создание новых устройств, деталей, изменение их функций.
Создавая своими руками простые устройства, ребята лучше понимают работу используемых электронных компонентов, учатся работать с ручным инструментом и решают нестандартные задачи.
В нашем технологическом мире электроника повсюду. Дом, улица, школа – везде есть место электронным устройствам. Сделать первые шаги в понимании этой темы совсем не сложно
Собирать электронные схемы – это как играть в конструктор, только отличие в том, что все по-настоящему благодаря проекту в детском возрасте развивается умение анализировать, преобразовывать, создавать новое-основа инженерного мышления. Благодаря нашему проекту ребенок получит отличную базу для дальнейшего самостоятельного творчества и развития в области электроники и инженерии.
Практическая часть
Для понимания актуальности нашего образовательного проекта «Юные техники» было принято решение провести диагностику одноклассников на выявление интереса к техническому творчеству. Мы подготовили анкеты с вопросами. В опросе участвовало 30 школьников 8-9 лет.
Диагностика выявления интереса к техническому творчеству у одноклассников. Нужный ответ (ДА или НЕТ) обведи в кружок.
|
Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.
По результатам опроса было выявлено, что большинство ребят интересуются техническим творчеством и хотели бы активно участвовать в нём. Убедившись в интересе одноклассников к нашему образовательному проекту, мы приступили к его осуществлению.
Для начала работы определили интересные и легкодоступные в изготовлении модели для образовательного проекта.
Финансирование проекта
Перед нами встал вопрос, - «На какие средства закупить необходимые комплектующие для мастерских?». Мы приняли решение начать сбор макулатуры. Собрали 80 кг. макулатуры на сумму 960 рублей (1кг.по цене 12 руб.) и алюминиевые банки 7 кг.на сумму 315 руб.(1кг.по цене 45руб.). Так же зимой нам посчастливилось участвовать в новогоднем маркете, где продавали сделанные своими руками вещи. Чистая прибыль с продажи на маркете составила 1800 руб. Итого мы смогли заработать 3075 рублей. Этих денег нам хватило на начальную закупку элементов для мастерских.
Проект световой меч
Первый мастер класс был посвящен изготовлению меча Джедая. На нем ребята познакомились с базовыми понятиями в электронике и принципами работы эл.приборов, научились правильно паять и конструировать корпуса для изделий. Для изготовления меча понадобились электронные компоненты:
Светодиодная лента 12В – 120 рублей за метр
Батарейка 12В – 60 руб
Переключатель – 10 руб.
Отсек для батарейки – 40 руб.
Провод – 5 руб.
Компоненты для корпуса:
Пластиковая труба с тонкими стенками -50 руб. за метр
Утеплитель – 10 руб.
Стоимость всех составляющих компонентов меча равна 300 руб. Нужно отметить, что это в разы дешевле, чем стоимость готового меча в магазине.
Что требовалось сделать? Спаять детали согласно схеме, вставить батарейку в батарейный осек. Все разместить внутри пластиковой трубы. Сделать ручку и меч готов! При включении светодиодная лента будет светиться по всей длине. Ребята проявили большой интерес к изготовлению светодиодного меча, и каждый самостоятельно сделал себе джедайское оружие.
Проект светодиодная открытка
Второй мастер-класс был посвящен празднованию дня великой Победы. Ежегодно в нашей лицее проходят встречи ветеранов образования, и мы предложили ребятам сделать светодиодные открытки, чтобы вручить их ветеранам на праздник. Ребята поддержали эту идею. Что нам понадобилось:
Светодиод – 6 руб.
Батарейка CR2032 – 20 руб
Токопроводящий скотч – 320 руб
Открытка
Стоимость одной открытки составила 30 рублей. Аналогов такой открытки мы не нашли в магазинах.
Мы распечатали тематическую открытку, сделали отверстие для светодиода. Приклеили 2 полоски токопроводящего скотча. Контакты светодиода приклеили обычным скотчем поверх полосок токопроводящего скотча. К полоске скотча, идущего от «-« светодиода, приклеили батарейку минусом вниз. На другой стороне листа приклеили еще один кусочек токопроводящего скотча так, чтобы когда открытка закрывалась, он соединил цепь. При закрывании открытки и плотном соединении контактов цепь замыкается, и светодиод начинает светиться.
11 мая 2023 года наш «Лицей №21» принимал у себя ветеранов образования Кировского района, относящихся к категории «Дети войны». Для них были организованы праздничные мероприятия и ребята смогли подарить им сделанные своими руками светодиодные открытки.
Многие ребята после проведенного мастер-класса решили сделать еще открытки, но уже с несколькими светодиодами. Они перешли из разряда пользователь в категорию творцов и начали иначе смотреть на окружающие их предметы, начали придумывать свои варианты. Этого мы и хотели добиться своим образовательным проектом.
Проект настольный вентилятор
На третьем мастер классе ребятам было предложено сделать настольный вентилятор. Для этого понадобилось:
Мотор FA-130 60руб.
Переключатель клавишный 25руб.
Батарейный отсек 55руб.
Батарейки АА 2шт.
соединительный провода «папа-папа» 2шт. 10руб.
для корпуса два бумажных стаканчиков
Стоимость сделанного вентилятора 150 руб.
В бумажном стаканчике проделайте отверстие под переключатель и провода. Припаяйте к моторчику 2 провода и проденьте на дне стаканчика. В соответствующее отверстие вставьте переключатель. Спаяйте детали, как показано на схеме.
Из второго стаканчика сделайте винт и закрепите его на вал моторчика. Закрепите винт и вал моторчика.
Согните лопасти под небольшим углом. Вентилятор готов. Вставьте батарейки в батарейный отсек. При нажатии на переключатель лопасти начнут вращаться.
Изготовление брошюры
Сейчас, в условиях сильной загруженности детей и родителей, очень важно качественное совместное время провождения, поэтому к каждому проекту мы делали брошюру, в которой описывали, как изготовить ту или иную модель с подсчетом затраченных денежных средств и рекомендациями где можно приобрести все необходимое. Делаем это с целью создания увлекательной среды, в которой родители могут проводить больше времени с детьми в совместном творчестве и познании.
Научный канал на YOUTUBE и Телеграмм.
С целью большего охвата аудитории, одновременно с проведением мастерских, мы снимаем видеоролики для своего научного канала на YOUTUBE- https://youtu.be/XeJEcR1zmhgи телеграмм каналах https://t.me/+Etawc4xKGuM5ZDQy
Мы убедились в важности и пользе нашего образовательного проекта «Юные техники» потому, что к нам начали подходить одноклассники и спрашивать когда будет следующий мастер-класс. Слухи о нашем проекте начали расходиться по школе и нам предложили провести аналогичные мастерские в других классах. Так, помимо своего класса, мы провели мастерскую в 1В.
Заручившись поддержкой одноклассников, мы написали заявление на имя директора школы с просьбой разрешить проводить образовательный проект «Юные техники» во внеурочное время в стенах школы. Администрация школы поддержала наш проект.
Теперь в наших планах провести бесплатные мастерские для ребят, чьи родныебыли мобилизованы и являются участниками СВО. Так мы хотим поддержать их и сказать, что ценим подвиг бойцов и вместе мы сила!
Для дальнейшего развития проекта мы стали искать дополнительные источники финансирования и уже 29 мая мы будем принимать участие в «Школе молодого предпринимателя» где будем защищать свой проект и сможем найти инвесторов для проекта.
Заключение
Гипотеза подтвердилась – действительно детям такой формат занятий понравился, и мы будем развивать образовательный проект «Юные техники»
Новизна проекта в том, что в нем участвуют ребята младшего школьного возраста.
Подводя итоги проведенных нами мастерских нужно отметить, что техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей. Однозначно мы добились поставленных целей, довольны проделанной работой и собираемся дальше развивать наш образовательный проект «Юные техники»
Литература
Андрианов П.Н. Развитие технического творчества младших школьников / Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А., Нестерова Н.А., Фетцер В.В. Москва: Просвещение, 1990
Безсонов Н.В. Справочник изобретателя и рационализатора: вопросы и ответы / Н. В. Безсонов. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Профиздат, 1985
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /М.С. Ишмакова. Всерос. уч-метод. центр образоват. робототехники. М.: Изд. полиграф. центр «Маска», 2013
Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у школьников / С.В. Коноваленко. М.: Детство Пресс, 2017
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: сборник статей /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995