Осанка влияет на здоровье?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Осанка влияет на здоровье?

Балиев Ф.И. 1
1МБОУ СОШ №4 г Ардона
Тебиева З.Х. 1
1МБОУ СОШ №4 г Ардона
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

ВВЕДЕНИЕ

Наша учительница на каждом уроке делает нам замечание по поводу осанки. Говорит, что мы и так долго проводим время в сидячем положении. А сидим мы, конечно, не всегда правильно. Тот, кто следит за своей осанкой, по утрам делает зарядку и занимается спортом, вырастет стройным и красивым. А однажды учительница сказала, что осанка влияет не только на красоту человека, а также на его здоровье. Тогда я решила: « А, может, провести собственное исследование. Влияет ли осанка на здоровье детей?» Для начала я четко обозначила тему исследования: «Влияние осанки на здоровье школьников». Затем с помощью учителя обозначили проблему, цели и задачи исследования. Сформулированы они были следующим образом:

Проблема: В наше время дети очень много времени проводят за телевизором, компьютером. Мало занимаются спортом. Все это приводит к нарушению осанки.

Цель исследования:

Выявить, к чему приводит нарушение осанки.

Задачи исследования:

Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста.

Протестировать детей класса и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования.

Провести анкетирование среди одноклассников.

Составить рекомендации для школьников.

Гипотеза: Правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье.

«Предположим, если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов».

«Я думаю, что правильная осанка является не только символом красоты, но и крепкого здоровья».

Далее я начала обрабатывать различные источники информации: энциклопедии и справочники, специальную медицинскую литературу по теме, материал из интернета, взяла интервью у школьной медсестры.

1.Основная часть.

1.1. Понятие осанки.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика, которые дают следующие определения осанки:

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела» — это положение

тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку.

Осанка – это особое сочетание положения головы, позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, поддерживаемое мышцами, участвующими в сохранении равновесия тела (мед. понятие)

Осанка – это внешность, манера держать себя (по словарю С. Ожегова)

Осанка – от слова «сан – высокий чин или звание, знатная должность, достоинство, почет. Осанка - это сочетание стройности, величавости, красоты. Без осанки — конь — корова» (по словарю В. Даля)

Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор карьеры.

Осанка — это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.

1.2. Типы осанки.

нормальная осанка — I;

круглая спина — II;

плоская спина — III;

плоско-вогнутая спина — IV;

вогнуто-круглая спина — V.

Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой.

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплотнена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба — сколиозами.

При плоско-вогнутой спине усилен только поясничный лордоз.

При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз.

1.3. Значение осанки

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие — крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.

«Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями. Также причинами неправильной осанки являются: портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака, привычка сутулиться; недостаток двигательной активности.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение».

1.4. Влияние осанки на здоровье.

Нарушение осанки – то есть нарушение естественного положения тела – сопровождается смещением сердца, легких и других внутренних органов, в связи, с чем они хуже выполняют свои функции. Менее работоспособными становятся и мышцы, ухудшается кровоснабжение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, уменьшается внимание, ухудшается память. Снижается наша продуктивность, а значит и способность работать. Нарушения осанки могут вызвать заболевания позвоночника и корешков спинного мозга, что ухудшает детский организм в целом. Например, один подросток явился к врачу с жалобой на боли в шее и спине. Он сказал, что это у него хронические боли, и он по несколько недель в году лежит в больнице с пневмонией. Ежедневно он принимает медикаменты от повышенного кровяного давления, хотя никто из врачей не может ему объяснить, почему оно у него не снижается.

Рентгенография спины этого 15-летнего позвоночника показала, что он резко искривлен набок, это состояние известно как сколиоз. Сколиоз создает множество проблем осанки - от искривления расположения бедер и плеч до горба. Позвоночник у Дэвида был искривлен в основном в отделе, где выходят нервы, идущие к легким и сердцу. Врач понял, что многие проблемы, связанные с ущемленными в районе позвоночника нервами, влияют на общее состояние, а потому сказал мальчику, что для снятия болей в спине его надо поместить в больницу и лечить сколиоз. Боли ослабли за две недели. Интересно, что его давление упало на 10, Сейчас он живет без медикаментов, а легкие в полном порядке. Это удивительный, но типичный пример того, как неправильная осанка портит работу сердца и легких. Сняв ущемление нервов, вызванное осанкой мальчика, врачи изменили к лучшему и его общее состояние.

2. Мои исследования.

Мы, совместно с медицинским работником школы и учительницей, провели медицинское тестирование учеников класса на предмет выявления нарушений осанки по 4 тестам.

1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз».

2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.

3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч).

4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).

Результаты тестирования были проанализированы и составлена следующая схема:

Имеют правильную осанку 4 ученика, незначительное нарушение осанки 4 учеников, нарушение осанки у двоих.

Анализ тестов озадачил меня и учеников класса. Я решил провести анкетирование для выявления возможных причин изменений. На вопросы отвечали дети и родители.

1. Сколько времени ты сидишь за партой в школе?

2. Сколько времени ты проводишь за просмотром телевизора?

3. Сколько времени ты сидишь за компьютером?

4. Занимаешься ли ты физическими упражнениями дома?

5. Кто помогает тебе следить за осанкой?

6. Как ты думаешь правильная ли у тебя осанка?

7. Как ты думаешь, почему у детей нарушается осанка?

По результатам анкеты я сделала следующие выводы по данному методу исследования: 1.Дети находятся в сидячем положении от 7 часов до 10 ч в сутки.

2. В школе дети занимаются физической культурой – 3 часа в неделю и по утрам делают зарядку.

3. Из 10 учеников класса только 6 занимаются физическими упражнениями вне школы.

Также я взяла интервью у школьной медсестры:

- Сколько детей в нашем классе имеют нарушение осанки?

- У 10 учащихся нарушение осанки, у 4 – сколиоз, у одного – дефект грудной клетки.

- Это больше или меньше по сравнению с прошлыми годами?

- Больше.

- Что является причиной нарушения осанки?

- Это неправильное сидение за партой, долгое сидячее положение за компьютером и телевизором.

3. Выводы

Осанка – показатель психического и физического здоровья.

Плохая осанка способствует деформации скелета.

Выяснили, что, если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта работа не только для меня, но и для всего класса оказалась очень полезной. Мы сейчас все время следим за своей осанкой. Мы хотим быть не только красивыми и стройными, но и здоровыми.

По результатам исследовательской работы мы с учителем составили рекомендации: ввести дополнительные физические нагрузки дома, в спортивных секциях, танцевальных кружках, следить за правильной посадкой за партой, носить ранцы вместо портфелей, заниматься упражнениями лечебной физкультуры – ежедневно вместо физкультминуток на уроках, вести разъяснительную работу о серьезности последствий нарушения осанки.

Мы совместно с учениками класса составили комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки. Данный комплекс мы выполняем каждый день.

ЛИТЕРАТУРА.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека, Медицина, Москва, 1963, т 1.

Очерет А.А. Внимание, сколиоз.

Интернет - ресурсы www.позвонок.ru

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Прогресс, Москва,1994, т 2, с. 1796.

http://www.proshkolu.ru/user/Acija1/folder/

http://revolution.allbest.ru/medicine/00290047.html

Просмотров работы: 46