Обычный-необычный

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обычный-необычный

Клевчук Е.П. 1
1МАОУ СОШ № 154 г.Челябинска
Гузе О.Ю. 1
1МАОУ Сош № 154 г.Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Тема исследования: «Обычный или необычный».

Актуальность исследования: Я выбрала эту тему потому, что мне стало интересно изучить, откуда пришел хлеб, какой путь он прошел, прежде чем он стал нашим привычным и таким необходимым продуктом.

Цель исследования: Познакомиться с историей появления хлеба, изучить его ценность и создать свой первый хлеб, поделиться своими рецептами из первой кулинарной книги с друзьями.

Задачи исследования:

Изучить историю возникновения хлеба.

Узнать технологию изготовления хлеба.

Исследовать пищевую ценность хлеба.

Попробовать самостоятельно испечь хлеб.

Предложить рецепты хлебобулочных продукций на основе своего рецепта.

Гипотеза исследования: Если я узнаю, почему хлеб полезен для здоровья людей, то научусь правильно употреблять этот продукт с пользой для организма и расскажу о своих открытиях друзьям и одноклассникам.

Планируемый конечный результат:

Предложить своим сверстникам приготовить хлеб в домашних условиях.

Этапы работы над проектом:

Погружение в проект.

Организационный этап.

Осуществление деятельности.

Обработка и оформление полученных результатов.

1. Основная часть

Одни взрослые люди часто говорят, что хлеб очень полезен, а другие пытаются отказаться от него. Я задумалась, действительно ли человек может обойтись без хлеба? Для этого решила провести свои исследования и обратилась к своему дедушке, он является работником сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна.

1.1 История возникновения хлеба

Хлеб появился на земле свыше 15.000 лет назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения: пшеницу, рожь, овес, ячмень. Люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб, который имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Через некоторое время свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями. Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.

1.2 Виды и полезные свойства хлеба

Хлеб является массовым продуктом питания. Его обычно делают из теста, приготовленного из пшеничной муки, которое при помощи дрожжей поднимается и затем выпекается в печи. Благодаря высокому содержанию клейковины, которая придает тесту пористость и эластичность, обычная пшеница (также известная как хлебная пшеница) является самым распространенным злаком для приготовления хлеба. Хлеб также готовят из других видов муки - ржи, ячменя, маиса (кукурузы) и овса, обычно, но не всегда в комбинации с пшеничной мукой.

По телевизору из программы «Здоровье» я узнала, что хлеб полезен для здоровья детей и взрослых. В нем нет консервантов, он натуральный на 100% продукт. Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ в хлебе содержатся – фосфор, калий, магний, железо, цинк и другие. От их наличия зависит работа сердечнососудистой системы, формирование мышечной и костной ткани, а также состав крови. Потребность человека в данных витаминах и минеральных веществах лучше всего может обеспечить пшеничный и ржаной хлеб. Особенно полезен хлеб с высоким содержанием отрубей. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ.

Хлеб богат клетчаткой – пищевыми волокнами. Клетчатку называют «метлой», она выметает вместе с собой все лишнее, очищает организм. Пока мы жуем хлеб, клетчатка чистит зубы, к тому же образуется химическая среда, убивающая вредные бактерии. Немецкие исследователи выяснили, что хлебная корка является богатым источником антиоксидантов и дает гораздо больше пользы здоровью, чем остальная часть хлеба. Особенно полезны мелкие пресные булочки, их часто подают в столовых, в них много корки, и она хорошо пропекается. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления. Хлеб хорошо сочетается с основными видами продуктов, длительное время не теряет вкусовых качеств. Однако употреблять его надо в меру.

1.3 Интересные факты о хлебе

1. Первый хлеб готовили из желудей (люди растирали желуди в муку и таким образом изготавливали свой хлеб).

2. По легенде, родина хлеба – Египет (Ученые считают, что изначально хлеб появился примерно 15 тысяч лет назад в Египте).

3. Самый распространенный продукт питания во всем мире

(Во многих местах используются свои рецепты по его приготовлению, его выпекают в различных формах).

4. В Средневековье из хлеба делали тарелки и столовые приборы.

5. Невероятное количество разновидностей хлебобулочных изделий (К таковым относится хлеб, мелкоштучные булочные изделия, а также пироги, пирожки. Они же, в свою очередь, могут быть подовыми или формовыми, с начинкой, с упаковкой и без нее).

6. В Индии неуважение к хлебу – серьезное оскорбление (Стоит отметить, там из-за какого-либо серьезного проступка, нарушитель оказывался без этой пищи на долгое время).

7.В доме-музее Сальвадора Дали находится хлебная комната (Вся обстановка в ней: кровать, коврики, стол, люстра — всё сделано из хлеба).

8. Самый большой каравай, попавший в Книгу рекордов, весил 150 кг (Жители испекли каравай, который весил 150 килограммов, а его высота составляла 65 сантиметров при диаметре 160).

9. Существуют приметы, связанные с хлебом (Многие из них несли большой, но скрытый смысл).

10. У многих народов существуют обычаи, связанные с хлебом.

2. Практическая часть

2.1 Мой первый хлеб

Инструктаж по технике безопасности.

Требование безопасности перед началом работы.

Надеть спецодежду (косынку, фартук), волосы под косынку.

Вымыть руки с мылом.

Проверить исправности кухонного инвентаря и его маркировку.

Включить вытяжную вентиляцию.

Требования безопасности во время работы.

включать и выключать электроприбор сухими руками пери этом не браться за корпус вилки.

Проверить качество ручек емкости.

Вынимая горячую посуду с духовки ставим на подставку.

Снимая горячую посуду, пользуемся прихватками.

Передавая нож только ручкой вперед.

Требования безопасности по окончанию работы.

Выключить электроплиту, выключить вытяжную вентиляцию.

Тщательно вымыть рабочий стол, посуду, кухонный инвентарь.

Вынести мусор, тщательно вымыть руки с мылом.

 Заключения

Проведенное исследование открыло для меня много нового. Я  узнала, как дорог и труден путь хлеба к нашему столу. Я поняла, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Таким образом, сумела достичь цели исследования. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. Полученный опыт мне обязательно пригодится в жизни. Мне очень понравилось угощать мою семью и друзей собственноручно выпеченным хлебом. Это так приятно! Свои исследования провожу дальше. Хочу попробовать другие рецепты. Хлеб - основа нашей жизни. Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей создавших его. Ведь недаром  говорят: « Хлеб – всему голова!» Изучив историю появления хлеба, его ценность для организма, я перешла к делу! Испечь мой первый хлебушек мне помогли родители, мы сначала продумали, как это сделать безопасно для детей и создали инструктаж по технике безопасности.

Мой хлебушек попробовали мои друзья, и вот представляю вашему вниманию мою первую книгу рецептов для детей и родителей.

Цели и задачи проекта, я считаю достигнуты.

Я узнала историю появления хлеба

Изучила его пищевую ценность

Воплотила свою мечту – испекла хлеб и угостила своих друзей.

Создала первую кулинарную книгу о хлебе.

Хлеб на столе – и стол престол, а хлеба ни куска и стол доска.

Список использованных источников и литературы

1. Алмазов, Б.А. Наш хлеб [Текст] / Б.А. Алмазов. - М.: Детская литература, 1985. – С.7 - 21.

2. Барыкин, К.К. Хлеб, который мы едим [Текст] / К.К. Барыкин. - М.: Госполитиздат, 2000. – 127 с.

3. Дорожина, Н.И. Как родится каравай [Текст] / Н.И. Дорожина // ЧУИ. – 2011. - №5. – С.34 – 37.

4. Езушина, Е.В. Азбука правильного питания [Текст] / Е.В. Езушина. - Волгоград.: Учитель, 2008. – 171 с.

5. Ковалев, Н.И. Энциклопедия гурмана [Текст] / Н.И. Ковалев. - СПб.: Фламинго, 2006. – 204 с.

6. Усова, Н.В. Хлеб – всему голова [Текст] / Н.В. Усова // ЧУИ. – 2010. - №8. – С. 58 – 61.

Просмотров работы: 48