Введение.
С ростом ребёнка влияние информационных технологий расширяется
и становится все более устойчивым и мощным. Информационно -
коммуникативные технологии представляют собой реальную угрозу,
разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными, оказывают
сильное воздействие на детей.
Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки. Ребёнок познает мир через экран монитора, ведь компьютер, телефон, планшет – кладезь информации, которую маленькие дети впитывают, словно губки.
Первыми попытками усовершенствовать и облегчить себе работу с вычислениями, придумали древнее индейцы племени Мая примерно в VII- VIII веках до нашей эры. Это связка нитей, на которых завязывали узелки для подсчётов.
Или, к примеру, абак. Это счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до нашей эры в Древней Греции и Древнем Риме.
Если говорить про наши дни современные компьютерные технологии меняются очень быстро. Самые мощные компьютеры современности в миллиарды раз превосходят своих предков. Появление более современного компьютера, который плотно вошёл в нашу жизнь и практически находится в каждом доме, можно считать конец XX начало XXI века. В конце 1980-х годов появились персональные компьютеры, которые незамедлительно внедрили в систему учёбы на расстоянии. С изобретением интернета человечество шагнуло ещё на шаг вперёд в образовательных технологиях.
Одними из важных компании которые оказывают важное влияние на развитие индустрии: Apple Macbook (2006 год) разработка ноутбуков, Apple iPhone (2007 год) смартфонов, Apple iPad (2010 год) планшетов. Например, первые «умные часы»: Pulsar Time Computer (1972 год). Их можно увидеть на руке Джеймса Бонда в боевике «Живи и дай умереть» 1973 года.
Долгое время единственным и основным источником знания оставалась книга. Но постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с большим объёмом информации, которая год от года только возрастает.
На сегодняшний день влияние информационных технологий на развития ребёнка в положительную или отрицательную сторону стала очень актуальна в изучении. Данный вопрос затрагивает каждого человека. Потому что мы окружены технологиями разного вида и направления.
Я очень увлекаюсь компьютером, телефоном, компьютерными играми. Но мне мама ограничивает время доступа в интернет, как при использовании компьютера, так и телефона. Меня это очень задевает и даже раздражает. Мне очень хочется дольше находиться в игре. Но мама строгая...нельзя, значит нельзя. Я заинтересовался «Почему нельзя???». Одно из самых распространённых наказаний - это лишение телефона и не только меня так наказывают, тоже самое происходит у моих одноклассников. На вопрос «Почему нельзя?», мама говорит, что это вредит моему здоровью. Учитель , Елена Николаевна, говорит тоже самое. Даже классный час проводили
« Негативное влияние телефонов и компьютеров на детскую психику». Я решил самостоятельно разобраться в этом вопросе.
Изучение данной темы мне интересно и в тоже время познавательно, так как нас окружают по всюду информационные технология, благодаря которым, мы можем ознакомится и изучать конкретную, нужную на данный момент информации. В тоже время я понимаю отрицательные стороны , что при не правильном подходе и чрезмерным увлечением ИТ могут повлечь беду. В ходе моей исследовательской работы, я постарался ознакомиться и сделать выводы, что же на самом деле зло или благо приносят нам информационные технологии в нашем маленьком мире, мире ребёнка, в том числе и в моём мире.
Источником донесения информации до осознания ребёнка, за основу возьму компьютер. Ведь компьютер практически есть в каждой семье.
Актуальность моего исследования заключается в том, что дети и родители все больше времени уделяют (компьютеру, планшету, телефону) - гаджету, он влияет на жизнь ребёнка все больше. Но ещё недостаточно исследованы положительные и отрицательные стороны его воздействия на развитие ребёнка.
Цель исследования - исследовать влияние (компьютера, планшета, телефона) – «гаджета» на развитие учащихся.
Задачи: 1.Узнать, что такое информационные технологии, и как они влияют на развитие ребёнка;
Изучить поведение ребёнка под влиянием ИТ;
Проанализировать положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на восприятия мира ребёнка.
Гипотеза: я предполагаю, что использование гаджета с учётом ограничений и под контролем взрослых положительно влияет на развитие ребёнка.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста, в том числе я .
Предмет исследования: положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на ребят и на меня.
Методы исследования:
Изучение методической литературы;
Наблюдение;
Сравнение;
Анализ.
Период исследования: октябрь 2021 года – февраль 2022 года.
Практическая значимость: Исследование поможет увидеть преимущества и устранить недостатки в использовании ИТ в жизни ребёнка, в развитии, восприятии и понимания всей значимости в учебном процессе, а так же в обычной жизни ребёнка.
Теоретическая часть
Интернет, как основной двигатель влияния на мировоззрения ребёнка.
Что такое интернет?
Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключённых к этой сети.
Свободное владение компьютером и информационно-коммуникативными технологиями – это требование современности. Ориентироваться в потоке информации человеку помогает глобальная сеть Интернет. Это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру. Но какая информация передаётся по сети Интернет? Любая! Есть много полезной информации: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные, сайты по основным предметам школьной программы, он-лайн тестирование, энциклопедии, словари, каталоги. Но…! Существует и множество бесполезной, поверхностной и навязчивой информации. Здесь перед детьми встаёт проблема выбора. Роль педагогов и родителей в обучении ребёнка сделать правильный выбор в этом огромном информационном потоке.
Современные дети не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях. Желание ребёнка иметь дома компьютер, подключенный к сети Интернет, и уметь им пользоваться – это не прихоть, а требование времени. Компьютеризация нашей жизни приносит с собой много вопросов и проблем. Во время пандемии мы занимаемся дистанционно на образовательной платформе «Сферум» и «Учи.Ру». Этого требует обстановка современного мира.
Учёные, медики и педагоги спорят о том, как влияет компьютер на психику ребёнка. Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к развитию со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: “Компьютерами” - и не менее гордо: “Он за ним круглые сутки сидит!”. Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, вправо, “огонь”) совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга.
Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь усилил влияние компьютера на человека. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое персональный компьютер для детей: зло или благо?
Поговорим о пользе компьютера в жизни ребёнка. При условии разумного использования компьютер, может помочь мне и детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей.
1.2.Информационные технологии. Компьютер и его достоинства.
Информационные технологии — это то, каким образом информация
хранится и передаётся с помощью технических устройств.
Их также называют информационно-коммуникационными технологиями,
компьютерными технологиям.
В исследовании мы исходим из предложения, что под влиянием
информационных технологий в мировоззрении младшего
школьника происходят изменения, влияющие в дальнейшем на развитие его
личности.
Увлечение детей современными информационными технологиями, которые очень сильно влияют на жизнь ребёнка: виртуальный мир, интернет, окружил нас повсюду. Страсть детей к компьютеру – одна из главных проблем современного мира. Я не скрываю, я тоже в какой то степени привязан к компьютеру. Я очень долго ждал, когда же у меня появится собственный телефон. И чудо свершилось! Моей радости не было предела. Это не описать словами. Информационные технологии, имеют, несомненно, большое значение для развития общества. Я давно научился читать и пользоваться компьютером. Познавательная информация меня мало интересовала до школы. Я только пользовался играми. Сейчас же больше провожу времени за образовательными играми, тренажёрами по предметам, выполняю карточки, созданные Еленой Николаевной на сайте УЧИ.РУ.
Персональные компьютеры (ПК) в современной действительности стали неотъемлемым атрибутом.
Компьютер - это многофункциональное электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации, работает с очень высокой скоростью, составляющей миллионы - сотни миллионов операций в секунду.
Появление компьютера прежде всего изменило скорость и формы распространения информации. Кроме того, компьютер сегодня сочетает в себе функции телефона, книги, библиотеки, газеты, печатной машинки, почты, учителя, игрушки и много другого, также позволяет вести бухгалтерский учёт, управлять поездами, самолётами и кораблями. Через интернет при помощи компьютера можно делать покупки, оплачивать свои расходы, переводить деньги. Фотография в основном перешла на «цифру» за исключением отдельных фотохудожников. Компьютеры внедряются во все сферы деятельности человека, а где сегодня они ещё не используются – наверняка уже завтра мы не сможем представить себе, как обходились без них.
В современном компьютере появились мультимедийные возможности, то есть воспроизведение музыки и видео. Для детей и для меня, он привлекателен как источник игр.
1.3.Ребёнок и компьютер
В современном обществе практически все сферы жизни тесно связаны с компьютерными технологиями, не исключение дошкольные и образовательные учреждения. В исследованиях отечественных и зарубежных учёных доказана возможность и целесообразность применения компьютера в обучении детей, проиллюстрирована его особая роль в развитии креативности, интеллекта, личности ребёнка. Получить представления о мире, научиться анализировать и мыслить, развить воображение, память. Черпать её можно из детских книг, детских телевизионных программ и развивающих компьютерных игр. Компьютерные игры способны помочь решить задачи формирования информационных качеств личности и информационной культуры, которые предусмотрены целостным подходом к развитию личности и являются одними из основных задач в современной педагогике. Компьютерные игры имеют очень большое значение для развития интеллекта ребёнка.
Именно компьютер может легко и быстро помочь в преодолении многих сложных дефектов, для которых даже самым опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. Во всех играх, от самых простых к сложным, детям нужно учиться нажимать пальчиками на определённые клавиши, а это развивает мелкую мускулатуру руки, и моторику детей.
Практически все родители знают, как бывает трудно усадить ребёнка за занятия. На компьютере он занимается с удовольствием, и ни за что не будет возражать против ожидаемого предложения позаниматься на компьютере. Это может быть связано с тем, что компьютер сам по себе очень привлекателен для детей, как и любая новая игрушка. Поэтому, и игры на компьютере не воспринимаются ими в качестве занятий.
Таким образом, интерес, вызываемый занятиями на компьютере, и является основой формирования таких важнейших структур, как познавательные мотивации, произвольная память, а также, внимание. Поэтому именно они во многом могут обеспечивать психологическую подготовку ребёнка к школе.
Если родители решили познакомить ребёнка с Интернетом, то начинать совместное путешествие по Всемирной паутине лучше всего с сайтов, предназначенных специально для детей. Noggin.com, к примеру, предлагает игры и виртуальные раскраски для дошкольников. Разработчики детского сайта Googles.com — не путать с поисковиком Google.com — заявляют, что их игры и песни развивают у детей самоуважение.
Чтобы оградить ребёнка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.
Следует использовать такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребёнка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребёнка постепенно смещается на учебную.
1.4. Негативное влияние технологий на детей, на меня.
Какие же отрицательные воздействия оказывают на нас детей, а также и на всех людей информационные технологии?
Мы привыкли жить с мыслью, что высокие технологии несут только благо, поэтому с радостью приветствуем всё новые и новые девайсы. «Девайсы» — это технические средства, приспособления или устройства, используемые в разных научных областях, а также в повседневной жизни. Тем не менее, в обществе звучит утверждение, что для маленьких детей современные технологии – не лучшие друзья.
Гаджеты, высокие технологии и дети. Первые навыки использования персональной электроники дети приобретают очень рано. И надо признать, что эти навыки в современном мире крайне необходимы. Без них не получится подготовить домашнее задание, найти себе занятие по душе, с пользой провести свободное время.
О настоящих проблемах можно говорить в том случае, если у ребёнка неограниченный доступ к гаджетам и интернету, а близкие люди не стремятся разнообразить его жизнь иными занятиями. Вот при таком раскладе ребёнок с лёгкостью приобретает кучу проблем со здоровьем, психикой и общением:
Не устойчивое внимание.
Новости, видео, музыка и прочие источники информации круглосуточно бомбардируют наш мозг, вынуждая его перестраивать скорейший поиск самого интересного. Детский мозг, который находится на стадии бурного развития, вынужден пребывать в режиме многозадачности до такой степени, что порой ему бывает трудно сконцентрироваться на одной мысли или деятельности. Такой ребёнок находится в состоянии хронической перегрузки. Он не способен спокойно высидеть урок, прочитать две страницы текста или ясно рассказать, как прошёл день.
Проблемы со здоровьем. Чаще всего приставки, телевизоры, и телефоны ругают за то, что они провоцируют «букет» болезней. Корень проблем со здоровьем кроется в отсутствии физической активности.
Детское ожирение - серьёзная, но далеко не единственная проблема, в которой виноваты гаджеты. Ещё есть:
перенапряжение глаз;
плохая осанка;
нарушение слуха;
боли в шее;
головные боли и т.д.
Ухудшения качества сна.В современном мире детям открыт круглосуточный доступ к интернету. Они легко могут провести ночь за перепиской или просмотром сериалов вместо того, чтобы спать. И это плохо, ведь для нормального развития детям требуется значительно больше сна, чем взрослым.
Не получив достаточно ночного сна, ребёнок весь день страдает от неспособности сконцентрироваться.
Поведение и эмоциональны проблемы.
Социальные сети усугубляют неуверенность в своих силах. Дети склонны копировать поведение тех, кто их впечатляет – онлайн - друзей, киногероев, популярных блогеров. Позже они сталкиваются с разочарованием, когда в реальной жизни не получается повторить то, что они видят в интернете: окружающие не оценили шутку, трюк не удался.
Если ребёнок по характеру не слишком уверен в себе и ведом, его самооценка страдает.
Вопросы безопасности.
Есть масса историй, когда через интернет злоумышленники манипулировали детьми, узнают важную информацию. Эти же люди могут использовать детей в качестве информации о семейных ресурсах и подробностях личной жизни.
Практическая часть
2.1.Результаты наблюдения «Положительные и отрицательные стороны глазами ребёнка на использования информационных технологий в обучении, воспитании и жизни ребёнка».
Все мои исследования по теме «Влияние информационных технологий на развития ребёнка моими глазами», заключаются в изучении литературы, рисовании рисунков для исследования, анкетировании одноклассников, учеников 9-11 классов, педагогов нашей школы. Так же интервью с продавцами - консультантами, работающими в отделах по продаже сотовыми телефонами, планшетами и компьютерами, фото ребят, как они сидят за компьютером, планшетом, телефоном, в том числе мои фото. (Приложение 1,2,3,5,6,7,9,10)
Согласно эпидемиологической ситуации в стране, изучение материала, для проведения моей исследовательской работы, проходило через электронный носитель (компьютер) с использованием интернета. Для меня это первый небольшой опыт, связанный с проведением исследовательской работы и написанием осмысленных и обоснованных выводов опирающиеся на факты. Конечно меня направляли и помогали в моей работе мама и Елена Николаевна.
За основу исследования я взял метод наблюдения за собой и окружающими меня ребятами. Для исследования предложил одноклассникам темы для рисунков «Что такое счастье?» и «О чём я мечтаю?».(Приложение 11,12) После обработки информации, по опросу и результатам наблюдения, видно, что существуют действительно, как отрицательные, так и положительные воздействия на психику развитие ребёнка, в том числе увидел изменения и в себе.
Исследование №1
На основании результатов опроса родителей (Приложение 2), я пришёл к выводу, что при правильном использовании информационных технологий согласно времени, правильного расположения перед компьютером, положительно влияют на ребёнка. Но если не ограничивать время игры и занятия за компьютером, чувствуется усталость в теле, рассеивается внимание, и теряется контроль действий вокруг себя, в процессе игры, плохой сон. Но и бывают психические срывы у детей, если забрать телефон и компьютер. Слёзы, мольба о продлении времени, обиды и другое.
Исследование №2
На основании результатов опроса учащихся (Приложение 1) могу сказать также, что существуют различия в предпочтении игр между мальчиками и девочками.
У 17 ребят моего класса есть личные телефоны. У четырёх - планшеты. У 15 семей есть компьютеры. Телефоны в школу не дают, говорят что ещё маленькие. И учитель не разрешает. За телефонами, компьютерами, планшетами дети проводят очень мало времени. Только под присмотром родителей. У многих стоит блокировка к доступу. Но иногда родители бывают добренькие и тогда ребята сидят неограниченное время. И родителям и ребятам нашего класса я предложил рекомендации (Приложение 6).
Все учащиеся 1 и 5 классов сказали, что они хотели бы больше времени проводить за компьютером и телефоном. Играть в любимые игры без присмотра родителей. Почти все понимают, что это вредит здоровью. В нашем классе 2-е учащихся сказали, что угрозы нет со стороны гаджета. Я раньше тоже так считал. А в 5-м классе не видят угрозы здоровью - 6 учащихся.
Из разговора со старшеклассниками (Приложение 1) я понял, что при использовании ИТ, у ребят сплошные плюсы. Они много говорили о том, как можно быстро сделать уроки, списывать на экзаменах, с ГДЗ, помогать товарищам при решении контрольных работ и т. д. Когда я начал говорить о минусах, они со мной согласились и даже поблагодарили, что я сознательный ребёнок.
Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, бродилки, гонки, футбол, бокс, а девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, раскраски, Барби, логические игры, а игры связанные с борьбой или соревнованием ставят на последнее место. Ребята 9-11 классов больше времени проводят в социальных сетях (инстаграм - соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН, в контакте, реже в одноклассниках). В игры играют, иногда увлекаются, забывают о времени. Затем плохой сон. В школу приходят не выспавшись. Они сами говорят, что этого делать нельзя! Но делают.
Конечно компьютер, не заменит маленькому человеку реального общения, но как показывает опрос участников, часто у взрослого человека нет времени, а у родителей с низким уровнем образованности и желания отвечать на вопросы ребёнка. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети и я так любят общаться с компьютером. Потому что он позволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, потому что он бесконечно терпелив к ошибкам, потому что он не устаёт от глупостей и несуразных вопросов.
Рассмотрим теперь отрицательные моменты. Мы быстро привыкаем к миру компьютеров и порой себя чувствуем как «рыба в воде», не будем лукавить, большинство родителей хуже разбираются в технике, чем дети. Многие изменения можно сразу и не заметить невооружённым глазом. Опрос показал (приложение 2) что, это может отражаться на эмоциональном состоянии ребёнка — может наблюдаться повышенная агрессивность, раздражительность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию, не умеют общаться в живую.
О большинстве ребят, когда погружаются в компьютерную игру, они живут в виртуальном мире. Порой я это замечаю за собой, что у меня постоянно разговоры об компьютерных играх, сюжетах, стратегий в игре. И это не секрет, что особое место в моей жизни занимает компьютерная игра. Ведь придуманный мир, более яркий, простой, чем на самом деле. Допущенные ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими. Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается. В жизни же меня учат дома и в школе доводить начатое дело до конца. Они позволяют детям и мне в том числе, почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными. А чтобы ощущать себя так в реальном мире, требуется приложить много усилий. Жизнь детей в реальном мире целиком зависит от взрослых. Самое главное, что я выделил для себя: родителям нужно уделить чуточку больше времени, чем обычно. Ведь именно родители чувствуют ту грань, которую нельзя переходить, помочь своему ребёнку в преодолении трудностей. За это я благодарен маме. Хотя часто обижаюсь, что слишком мало времени выделяют на компьютерные игры. Как все родители наказывают меня лишением телефона и компьютера. Изучив данные по этой теме, я многое понял. Ведь жизнь не игра! Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.
2.2.Анализ качества влияния информационных технологий на восприятия мира ребёнка глазами участников опроса.
После изученной информации и проведённого опроса среди ребят, можно без сомнения сказать, что мы живём в мире, в котором одну из главных ролей в жизни человека играют информационные технологии (компьютер, планшет, телефон и т.д.).
К примеру, телефон позволяет нам наладить связь с человеком, вне зависимости от того, как далеко он от нас находится.
Просто позвонить: – «Привет Матвей»! - Просто узнать как дела.
Простейшие операции стали выполнять машины, можно выделить следующие операции как: покупка и оплата услуг в интернете или через автоматы, получение денежных средств не в кассе, а в банкомате, доступ к электронным библиотекам, тому мой пример, всю информацию я черпал из большой сети Интернет, видео звонки и многое, многое другое.
Безусловно, информационные технологии упростили нашу жизнь, сделали её более яркой, насыщенной, ресурсы – доступными, не приходится тратить время на ожидание, как это было раньше.
Исследование №3
Все педагоги (Приложение 3) согласились, что ИТ облегчают работу, дают возможность сделать урок более интересным и познавательным. В любое время могут связаться с родителями и учениками. Но вместе с плюсами очень много минусов. Постоянная работа за компьютером, телефоном занимает очень много времени (отчёты, планы, программы, дистанционное обучение и др.). Не остаётся времени для своих детей, для семьи, для отдыха. А самое главное - это вред для здоровья, потеря зрения, головные боли и др.
К сожалению, приходится говорить о том, что информационные технологии в развитии детей далеко не всегда способствует их развитию, зачастую, они тормозят индивидуальное личностное развитие. Многие родители отмечают, что их дети предпочитают игры за компьютером живому общению со сверстниками; предпочитают сидеть дома, нежели погулять на свежем воздухе; посмотреть кино (зачастую сомнительного, в плане интеллектуального развития содержания) чтению книг или походы на выставки, в театры, музеи и т.п. В первую очередь, отрицательное влияние сказывается на здоровье и физическом развитии ребёнка. Это плохо сказывается на зрении.
По результатом опроса, можно сделать вывод, что существуют как положительные, так и отрицательные стороны данного вопроса, если подходить осознанно под контролем родителей, старших наставников, то данный процесс становится интереснее и более продуктивно в освоении новых знаний нового материала. Если ребёнок бесконтрольно уделяет массу времени данному занятию, то это может повлечь тяжёлые последствия.
Исследование №4
Я попросил своих одноклассников отправить мне фото, как они проводят время за компьютером. В этом приложении есть и мои фото, как я раньше сидел за компьютером и телефоном. И после написания работы моя посадка за компьютером. (Приложение6) Разобрали с ребятами правила посадки за комьютером, планшетом и телефоном. Я указал на их ошибки и последствия. Каждому дал рекомендации.(Приложение8)
Неправильная посадка, а ещё хуже, когда ребята, лёжа на диване, играют в компьютерные игры. Это ведёт к искривлению позвоночника, который в детском возрасте ещё формируется. Помимо того, большинство современных гаджетов испускает электромагнитное излучение, очень вредное для здоровья человека.
Проблемы со здоровьем являются далеко не последними отрицательными сторонами влияния современных технологий на детей.
Таким образом, неправильное использование современных гаджетов может вызвать ухудшение здоровья и физического состояния ребёнка.
Исследование №5
В самом начале моей работы, я предложил ребятам нарисовать рисунки та темы: «Что такое счастье?» и «О чём я мечтаю?»(Приложение12). 12 учащихся рисовали на первую тему и 11 учащихся на вторую тему.
На тему «Что такое счастье?» дети рисовали:(Приложение11)
- Счастье это - красота вокруг (1)
- Счастье это - хорошие друзья (2)
- Счастье это - любимая семья (5)
- Счастье это - покупка нового телефона, компьютера(4).
На тему«О чём я мечтаю?» ребята рисовали:
-о домашних животных(5)
- 0 новой игрушке(2)
- о телефонах и компьютерах(4)
Вывод: счастье и мечты у каждого разные. И никто не может запретить мне или моим одноклассникам о чём то мечтать. Можно без сомнения сказать, что мы живём в мире, в котором одну из главных ролей в жизни человека играют информационные технологии, компьютер, планшет, телефон и т.д.. И как бы взрослые не хотели нас оградить влияния ИТ, в современном мире это необходимость, на этом построено всё, это часть нашей жизни.
И всё же огромную роль на первых этапах нашей жизни играют наши родители. Хочу сказать: - взрослые постарайтесь увлечь своего ребёнка деятельностью, которая действительно может способствовать правильному развитию психики: рисованием, традиционным чтением, занятиями спортом, музыкой, танцами, настольными и подвижными играми, различными хобби, и, самое главное – живым общением. Каждому родителю следует уделять как можно больше внимания своему ребёнку, постоянно проявлять к нему интерес, ведь именно от нас зависит наше будущее.
Я пришёл к выводу, что использование в течение длительного времени информационных и коммуникационных технологий без соблюдения норм времени, правильной посадки, регулярных физических упражнений и зарядки для глаз оказывает негативное влияние на детей школьного возраста и на меня.
Заключение
1. Изучив литературу, я узнал, что такое информационные технологии, что ещё до нашей эры человечество стремилось к развитию, и спустя много лет технологии не стоят на месте, они двигаются вперёд, и чем дальше, тем роль информированных технологий занимает лидирующую позицию в нашей жизни. На сегодняшний день, информационные технологии так глубоко внедрились в нашу повседневную жизнь, что зачастую человек готов отказываться от взаимодействий во внешнем мире, ради время препровождения в мире виртуальном.
2. Поведение ребёнка под влиянием ИТ, может быть разным. При правильном обращении с компьютером и правильном подходе, поможет самоутвердиться во многом: от хороших оценок в школе до удовлетворённости собственной ловкостью и смекалкой, от общения со сверстниками до осознанного выбора будущей профессии. Компьютер открывает путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, нужно вместе ребёнку, родителю и педагогу.
3. Опрос ребят нашей школы, а так же их родителей и педагогов, показал, что информационные технологии и их использование в жизни каждого из нас, играет огромную роль.
Самое главное, то что я смог разобраться в положительных и отрицательных моментах. (Приложение4 )
Я стараюсь себя контролировать в игре, не обижаюсь на маму, если время закончилось, постоянно напоминаю одноклассникам о вреде компьютеров. Мне конечно очень трудно себя контролировать, но я стараюсь. С этой темой я выступил перед одноклассниками.
Моя гипотеза частично подтвердилась, что использование ИК с учётом ограничений и под контролем взрослых положительно влияет на развитие ребёнка. Родители не всегда могут контролировать своего ребёнка. Так как родители контролируют детей только в младшем школьном возрасте. А у взрослых детей есть свои секреты. Дети ставят пороли на свои телефоны, чтобы родители ничего лишнего не увидели и не прочитали. По опросам старшеклассников, их родители не контролируют сколько времени они проводят за компьютером и телефоном. Врачи рекомендуют для детей 7-8 лет проводить за компьютером не более 30 минут. А дистанционное обучение... это обратная сторона запретов. Учась дистанционно, дети проводят от 3 до 4 часов за компьютером или телефоном. И как же тогда понять рекомендации, которые составили умные дяди и тёти?
Данная тема исследования мне интересна, в дальнейшем хочу себя посвятить разработке компьютерных игр, изобретению новых программ, придумывая новые информационные технологии. На этом я не остановлюсь, а продолжу свою работу.
Список использованной литературы
Бесплатный интернет - фильтр для детей http://www.icensor.ru/
Гордеева А. В. Увлечённость компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004. https://cyberpsy.ru/articles/gordeeva_psychology_computer_games/
Психологическая консультация восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр и. Г. Белавина http://library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?archive=01&id=1107079697&start_from=&subaction=showfull&ucat=27
Статьи. Негативное влияние технологий на детей. https://setphone.ru/stati/negativnoe-vliyanie-tehnologiy-na-detey/
Шапкин А.С. «Компьютерная игра: новая область психологических исследований». Психологический журнал, 1999 г. https://www.researchgate.net/publication/286217080_Computer_game_New_sphere_of_psychological_investigations
Приложение 1
Что дети думают о жизни в сети(1 класс, 5, 9-11 классы)
Что такое интернет?( знают все)
Какие виды техники (гаджеты) вы используете?(телефон, планшет, компьютер/ ноутбук? (все, но предпочитают телефон)
Сколько времени родители в день разрешают использовать компьютер, телефон, планшет?(нет ограничений)
Как вы думаете, какие плюсы при использовании интернета?(общение, игры, соц.сети, подготовка к экзаменам, списывание с ГДЗ ......)
Приложение 2
Для родителей.
Как ведёт себя ребёнок, если запретить играть в компьютер, телефон?
Как ведёт себя ребёнок, если ограничить время игры в компьютер?
Видите ли вы плюсы в усвоении новых знаний, при игре в компьютер, какие ?
Легко ли засыпает ребёнок после игры в компьютер или телефон?
В опросе участвовали 20 родителей:
Как ведёт себя ребёнок, если запретить играть в компьютер, телефон?
Как ведёт себя ребёнок, если ограничить время игры в компьютер?
3. Видите ли вы плюсы в усвоении новых знаний, при игре в компьютер, какие?
Легко ли засыпает ребёнок после игры в компьютер или телефон?
Приложение 3
Для педагогов:
В опросе участвовали 6 педагогов:
Чем предпочитаете пользоваться при подготовке к работе телефоном или компьютером?(компьютером - 6)
Много времени проводите за компьютером или телефоном?(очень много - 6, подготовка к урокам, электронный журнал, отчёты, программы...)
Ваше отношение к ИТ.(положительное - 6)
Как влияют ИТ на развитие детей?(в любых ИТ есть плюсы и минусы, самое главное должен быть контроль со стороны родителей, педагогов за детьми.)
Приложение 4
Положительные стороны:
работа с текстом (обучение буквам);
создание рисунков;
можно использовать дидактические игры;
современный компьютер может работать в интерактивном режиме;
мультимедийный компьютер можно использовать для просмотра познавательных фильмов и презентаций;
в условиях пандемии с помощью компьютера, я изучил всю необходимую информацию для моей работы.
Отрицательные стороны:
воздействие на зрение;
электромагнитные излучения;
занятия за компьютером малоподвижны;
ограничивают личное общение и физическую активность;
излишнее увлечение играми и интернетом может привести к зависимости.
Приложение 5
(фотоотчёт)
Изучаю литературу по данной теме
Тружусь над исследовательской работой.
Отдых. Играю в мою любимую игру «Minecraft»
Приложение 7
Интервью с продавцами - консультантами.
По результатом опроса продавцов представителей магазинов «DNS», «НОУ-ХAУ», DИКСИС», «МТС» «Связной» которые расположены на территории села Поспелихи, можно сказать следующее, что в покупке телефона родители руководствуются, первое по цене, отдают предпочтения по стоимости ниже 10000р, обращают внимания сколько по времени держит батарея в телефоне, наличия камеры, пользуются спросом марки «Redmi» «Galaxy». Так же у детей пользуется спросам беспроводные наушники. Родители в последнее время консультируются у продавцов функциями умных часов или как их называют «смарт часы».Смарт часы (англ. smart watch-умные часы) – этоносимыеустройствасфункциямисмартфона, снабжённые датчиками контроля активности и физического состояния пользователя. Имеют операционную систему, поддерживают установку дополнительного программного обеспечения.
По вопросу покупки компьютера, по словам продавца, в наше время играет огромную роль цена, так как стоимость компьютера очень велика. Учащиеся начальной школы не разбираются в марках компьютеров, поэтому консультируют родителей. Для детей моего возраста берут недорогие, так как мне и другим детям он нужен в основном для игр. А ребятам постарше берут другие компьютеры, которые больше оснащены разными программами для дальнейшего пользования в ВУЗах.
Приложение 8
При работе ребёнка на компьютере следует применить следующие рекомендации:
1. Не рекомендуется допускать ребёнка младшего школьного возраста к компьютеру чаще 3 - 5 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
2. Продолжительность разовой работы ребёнка на компьютере не должна превышать 30 минут для детей 6 лет, 30 - 45 минут – для детей 7 - 10 лет.
3. После игры за компьютером полезно провести с ребёнком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса. Приведены в литературе упражнения для проведения зрительной гимнастики:
- Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счёт 1-6. Повторить 3 раза.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.
- Голову держать прямо. Поморгать на счёт 10-15.
- Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счёт 1-4 - вверх, на счёт 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.
- На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдалённый предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребёнок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдалённый предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.
Рабочее место ребёнка:
1. Очень важно правильно организовать рабочее место ребёнка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребёнок при работе на компьютере должен сидеть правильно:
• стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;
• монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребёнка;
• глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
• расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;
• источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;
• провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребёнка.
2. В комнатах, где включён компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.
Приложение 11
«Что такое счастье?»
Приложение 12
«О чём я мечтаю?»
О домашних животных
О новых игрушках
О новых телефонах, планшетах, компьютерах.
Приложение 13
Сказка 21 века