"Экологический Экспресс" (Проект по экологическому просвещению обучающихся в Лицее № 36 ОАО "РЖД" г. Иркутска)

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Экологический Экспресс" (Проект по экологическому просвещению обучающихся в Лицее № 36 ОАО "РЖД" г. Иркутска)

Кадушкина Д.А. 1
1Город Иркутск, ЧОУ Лицей № 36 ОАО "РЖД"
Кунаева Л.З. 1Калашникова М.А. 1
1Город Иркутск, ЧОУ Лицей № 36 ОАО "РЖД"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждое лето я отдыхаю на даче в Куркутском заливе и восхищаюсь красотой наших сибирских мест. Я горда, что являюсь местным жителем.

Озеро Байкал – это бесценный дар нашей природы! Но я так же понимаю, что у Байкала много экологических проблем. Вопросы охраны природы окружающей среды и Байкала меня всегда интересуют и волнуют. Я много читаю, смотрю фильмы на экологические темы, пытаюсь многое понять и найти ответы. Как можно остановить уже запущенные процессы разрушения нашей планеты?

В этом году я стала пятиклассницей Лицея № 36 ОАО «РЖД» г. Иркутска. Оказывается, в Лицее работает экологический кружок «Защитники природы», и я с радостью стала его членом. Мы посещаем экологические конференции, проводим встречи и выступаем с докладами среди сверстников, участвуем в акциях и проводим субботники.

Я не одинока. Со мной много сверстников, которых тоже волнуют эти вопросы. Мы понимаем, что нужно улучшать экологическую обстановку начиная со своей малой родины. А наша малая родина – это наш любимый Лицей!

Актуальность и значимость:

Экологические проблемы планеты глобальны и волнуют весь мир, но борьбу с ними нужно начинать с себя. Необходимо привлекать учащихся к их решению. Нами предложены свои уникальные пути решения этих вопросов на уровне Лицея.

Цель работы:

Разработка предложений по экологическому просвещению учащихся Лицея № 36 ОАО «РЖД» и благоустройству пришкольной территории.

Задачи:

Проанализировать информацию о современной экологической ситуации на планете.

Узнать об организациях Иркутской области, занимающихся вопросами охраны окружающей среды и составить перечень по направлениям их деятельности.

Изучить Государственный доклад Иркутской области и представить в виде схем степень загрязнения воздуха и воды.

Разработать и провести исследование среди обучающихся 1-11 классов Лицея для выявления экологической грамотности и активности.

Создать дизайн- проект по благоустройству и озеленению территории Лицея и прилегающей к ней парковой зоны.

Подготовить 3D-макет для презентации проекта администрации Лицея.

Составить рекомендации по организации летних мероприятий для учащихся Лицея «Экологический Экспресс».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Экология нашей Планеты

На нашей планете проживает более восьми миллиардов человек. Каждый нуждается в пище и уютном доме, в энергии для освещения и отопления, в разнообразном оборудовании и транспорте. Проблемы, которые возникают в результате деятельности человека и затрагивают всю планету Земля, называют глобальными экологическими проблемами1. Этими и другими проблемами обеспокоены большинство стран по всему миру. Перед человечеством стоит главная задача – сохранить и уберечь планету Земля! Сегодня наша планета находится в плохом состоянии. Виноват в этом только человек!

Люди давно нарушили баланс природы, перестали ее ценить и беречь. Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу вредные вещества, которые с дождем попадают в почву и отравляют все живое. Вымирают редкие растения и животные, занесенные в Красную Книгу. Вырубка деревьев меняет розу ветров и оставляет без питания и жилища диких лесных животных. Моря и океаны загрязняются бытовыми отходами. Ежегодное количество пластика в воде увеличивается на 9 миллионов тонн! Образуются целые острова мусора. От него погибают птицы, рыбы, водоросли. В воду попадают токсичные вещества. Из-за большого потребления и добычи иссякают полезные ископаемые в недрах нашей земли2.

1.2 Организации и общества по охране окружающей среды

Для борьбы с экологическим «засорением» и для решения появившихся проблем были созданы Международные организации. Например, Гринпис появилась в Америке в 1970 году в знак протеста атомным испытаниям. Всемирный фонд дикой природы (WWF), Всероссийское общество охраны природы (ВООП, РСФСР, 1924г.), Международный зеленый крест (СССР, 1992г.), Российский зеленый крест (1994г.), Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» (2006г.).

Все эти организации участвуют в решении экологических земных проблем и главной задачей считается изменение отношения человека к ресурсам природы с целью сохранения богатства Земли.

Но, чтобы помочь нашей планете, начать нужно с себя! Исправить жизнь еще не поздно, все в наших руках!

1.3 Организации по охране и защите природы и животных в Иркутской области

Наша область славится самым чистым озером на планете. Байкал является объектом мирового и природного наследия, это бесценный дар природы, которым нужно разумно пользоваться и всеми силами оберегать его3!

К сожалению, у озера тоже существуют экологические проблемы: загрязнение воды притока Селенга, вырубка лесов вокруг озера, грязные стоки от населенных пунктов, незаконные сбросы предприятий, отходы топлива от водного транспорта и горы мусора местных жителей и туристов.

Многие растения и животные Байкала уникальны, а 75 % из них эндемичны. Растения Байкала – это богатство нашего региона! Сохранять и беречь уникальность нашей природы – вот главная задача Сибиряков! Поэтому в 2010 году была издана Красная Книга Иркутской области, в которую вошли исчезающие виды растений и животных, живущих на территории4.

В Иркутской области наблюдается сильное загрязнение воздуха и воды. Иркутск вошел в десятку городов России, где наиболее загрязнен воздух5. Объем выбросов за 2022 год – 132 тысячи тонн!

Окружающая среда загрязнена: фтором, формальдегидами, мышьяком, окисью углерода, сероводородом, аммиаком, хлором, ртутью, ураном, фурфуролом6. В городах Саянск и Усолье-Сибирское брошены цеха с ртутью. Свалка мышьяка хранится более 50 лет в г. Свирск. Опасный фтор выбрасывает в атмосферу алюминиевый завод «Русал» в городах: Шелехов, Братск, Тайшет. Город Ангарск хранит отходы урана 70 лет.

Загрязнения области происходят по разным факторам:

от добычи полезных ископаемых- 42%,

от обрабатывающих производств- 21%,

от обеспечения электричеством, газом и паром- 18%,

от водоснабжения, обращения с отходами, ликвидация загрязнений- 5%,

от рыболовства, сельского и лесного хозяйства- 2%.

Эти данные взяты за 2022 год.

В питьевой воде не центрального водоснабжения наблюдается огромное содержание: алюминия, железа, нитратов, сульфатов, лития, марганца7. Загрязнение атмосферы и воды влияет на здоровье иркутян и приводит к болезням! В нашей области нет вторичной переработки отходов и нет решения этой проблемы8.

Я заинтересовалась и выяснила, какие же организации в нашем городе и области занимаются охраной природы и, что они делают. Их деятельность направлена на защиту и сохранение природы: на борьбу с браконьерством и отловом рыб, на посадку молодых здоровых деревьев, на сохранение флоры и фауны озера Байкал, на исследования и мониторинг почвы, воды и воздуха. Всю собранную информацию я решила представить в виде схемы9.

Организации Иркутской области по охране окружающей среды и природных ресурсов можно условно разделить на 4 типа: охрана леса, охрана животных, охрана воды, центр исследований и мониторинга. Каждый из них имеет структурные подразделения, которые занимаются только сохранением данного типа. Например, за сектором по охране животных закреплены такие организации, как: контроль и надзор рыбоохраны, охрана и использование животного мира Иркутской области, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», два национальных парка, три заповедника и более шестнадцати заказников.

Уверена, что благодаря такой скрупулёзной и внимательной работе специалистов, наша область в надежных руках! Главное – воспитание экологической культуры у школьников.

Круглый год проводится серия занятий, праздников и акций в школах нашего города. С мая месяца проходят традиционные экологические мероприятия по посадке леса и уборке мусора с берегов Байкала, еженедельные субботники. Во многих учебных заведениях города учащиеся разных классов вступают в экологическое движение «Эколята – молодые защитники Природы».

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Социологическое исследование учащихся 1- 11 классов

Д ля того, чтобы узнать отношение лицеистов к экологическим проблемам и выявить их уровень экологической грамотности, мы разработали и подготовили исследование с десятью вопросами и разными вариантами ответов. Участникам предлагалось ответить на вопросы, выбрав один ответ (в некоторых случаях несколько).

Исследование проводилось на платформе Google Форм. Всего в исследовании приняли участие 528 учеников Лицея № 36 ОАО «РЖД» города Иркутска. Учащихся разделили на 4 группы: 1 – 4 классы, 5 – 6 классы, 7 – 8 классы и 9 – 11 классы. Итак, остановимся подробнее на каждом вопросе.

Мы определили, что самыми активными участниками социологического опроса стали ученики 5 – 6 классов в количестве 216 человек- 41% от общего количества. В 1 – 4 классах приняло участие 60 человек – 11%, в 7 – 8 классах участвовали 145 человек- 28%. В 9 – 11 классах принимали участие 107 человек – это 20%.

В результате социологического опроса единогласно ответили все 528 тестируемых. Это говорит о том, что наше поколение понимает важность этого вопроса и думает о бережном отношении к окружающей среде.

На этот вопрос участникам предлагалось выбрать несколько ответов. Максимальное количество исследуемых выбрали ответы, наиболее подходящие. 495 человек – это 94% считают, что Планета – наш дом, а 392 человека – это 74% – ее ресурсы ограничены. 469 человек – это 89% ответили, что экология влияет на здоровье человека и только 5 человек – это 1% считают, что заботиться о природе не важно. Мнения разделились.

29 учащихся не сортируют мусор – это 6% от общего количества исследуемых. Редко делают 55 человек – это 10%. Часто сортируют мусор 219 человек – 41% и сортируют всегда 225 человек – 43% опрашиваемых. Важно понимать, что не все отходы разлагаются в земле. Проходят сотни лет, когда они полностью исчезнут при этом они выделяют ядовитые вещества в окружающую среду. Попадая в воду, почву, воздух отравляют всё живое! Поэтому необходимо сортировать бытовой и промышленный мусор!

Исследуемые 484 человека ответили положительно 92% от общего количества. Выбрасывают батарейки вместе с домашним мусором 44 человека 8%. Иркутяне должны задумываться о нашей экологии. Пункты для сбора использованных батареек сегодня размещены по всему городу, во многих школах, дошкольных учебных заведениях, поликлиниках и торговых центрах.

На этот вопрос участникам предлагалось выбрать несколько ответов. Основная часть исследуемых 457 человек это 87% выбрали полиэтиленовый пакет, 369 человек это 70% приносят покупки из магазина в бумажных пакетах. И лишь 68 человек это 13% используют тканевые многоразовые сумки. Сегодня такие сумки купить сможет каждый уважающий и любящий природу человек. В крупных Торговых Центрах при входе стоят прилавки с разнообразными по цвету и форме сумками, а их цена колеблется от 45 до 450 рублей.

271 человек всегда выключают воду 51,3% от общего количества исследуемых. Вторая категория учащихся 244 человека 46,2% иногда выключают воду. 13 человек 2,5% не берегут воду.

373 человека 70,6% от общего количества исследуемых считают, что нужно отключать зарядное устройство из розетки, так как оно тратит электроэнергию. И это самый правильной ответ! 138 участников исследования это 26,1% иногда так поступают. Не отключают зарядное устройство из розетки 17 человек это 3,3% от общего количества исследуемых.

524 участника исследования это 99,2% от общего количества исследования ответили «да». 4 человека ответили «нет», что составило 0,8%.

При анализе проведенного исследования мы поняли, что 528 учащихся Лицея № 36 ОАО «РЖД» понимают экологическую проблему, знают, что нужно делать, чтобы уберечь и сохранить будущее нашей планеты. Много читают и просвещаются. Не срывают дикорастущие цветы, не поджигают траву и не разводят костры. Помогают природе высадкой молодых деревьев, не бросают мусор и подкармливают зимующих птиц. Вот самые главные постулаты!

2. 2 Благоустройство территории Лицея № 36 ОАО «РЖД» г. Иркутска

Лицей территориально расположен в центре города Иркутска, на пересечении улиц Маяковского и Профсоюзной. Здесь проходит большой транспортный поток. Особенно активен он в будние дни утром и вечером. Шум, автомобильные пробки, пыль, загазованность, оживленный людской поток. Работающий транспорт выделяет большое количество выхлопных газов! Это все рядом с Лицеем и попадает к нам через окна и двери.

Лицей — это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть всегда красивым. Он начинается с территории – это визитная карточка нашего образовательного учреждения.

Лицей — это место всех культурных мероприятий для учителей, детей и их родителей. Здесь проходит учебная и внеклассная жизнь учеников и педагогов. На праздничных линейках всегда присутствуют директора и гости из Управления российских железных дорог.

Мы должны стремиться к тому, чтобы лицейская территория становилась экологически чистой и эстетически привлекательной! Обилие зелени и цветочных композиций будет являться защитой от шума, выхлопных газов, пыли и грязи10.

Символом нашего экологического Лицея станет установка декоративной клумбы-паровозика. Каждый вагончик будет наполнен пышно цветущими каскадными петуниями. Эти цветы украсят территорию с конца мая до середины сентября. Ответственными за полив и уход предлагаем назначить лицеистов-экологов из кружка «Защитники природы». Изготовление паровозика с вагончиками можно выполнить на уроках трудовой деятельности по чертежу.

Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека и лицея. Научиться думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Защита природы позволяет понять свою значимость и ощутить способность делать важные и полезные дела, видеть результаты своей работы и приносить радость окружающим. Через благоустройство и озеленение лицейской территории можно привить учащимся трудолюбие и бережное отношение к окружающему миру. Развить экологическое мышление и культуру поведения. Это поможет в воспитании любви к нашей малой родине. Мы хотели внести свой вклад в благоустройство и озеленение небольшого уголка Иркутска – Лицея № 36 и прилегающую к нему парковую зону. Вложить частицу своей души!

Мы очень хотим сделать наш уголок достопримечательностью города. Красивый, ухоженный, чистый Лицей вызывает положительные эмоции, поднимает настроение и повышает мотивацию учиться!

Ниже представлена схема нашего Лицея № 36 с обозначением мест для предлагаемых площадок. В основу нашего проекта была положена идея об эндемиках.

Площадка № 1 «Эндемики Байкала».

Площадка № 2 «Скверик Гайдая».

Площадка № 3 «Радуга Знаний».

2.2.1 «Эндемики Байкала»

Свою работу мы начали с посещения Ботанического Сада и питомника растений «Байкал-Флора». Владелец питомника Михаил Дмитриевич Королев рассказал нам о редких сибирских растениях, об особенностях ухода за ними. К сожалению, не все редкие виды, занесенные в Красную Книгу Иркутской области, можно приобрести в питомнике. Нужно будет разводить их путем черенкования или сбора семян в природе. Главный ботаник Сибирского института физиологии и биохимии растений (СИФИБР СО РАН) Ольга Александровна Шершова проконсультировала по каждому из выбранных нами видов эндемичных растений. Все ее советы мы применили при создании макета трех площадок.

Разрабатывая макет по благоустройству, мы решили остановиться на самой главной территории – декоративная клумба при входе в здание, визитная карточка нашего Лицея № 36. Она обрамлена и украшена каменной кладкой и разделена на две зоны. В первую – мы предлагаем поместить каменисто-щебневую почву (менее плодородную) для посадки растений, нуждающихся в ней, а именно: горная сосна, рододендрон даурский (багульник), кизильник блестящий, лапчатка ольхонская, богородская трава (чабрец), копеечник зундукский, астрагал ольхонский11. Все эти растения - эндемики с берегов Байкала. Им нужна полутень и сухость.

Что такое эндемики? Эндемики – это виды растений или животных, которые встречаютсятолько в определенной географической местности12. Они занесены в Красную Книгу Российской Федерации и Иркутской области, как редкие и исчезающие виды.Многие из них используются в народной медицине. Мы понимаем, что такие растения требуют особого ухода и важно создать им привычные условия для жизни на территории Лицея.

Во второй части парадного цветника – плодородная почва. Предлагаем посадить растения-эндемики Байкала, занесенные в Красную Книгу, требующие интенсивного полива. Это такие, как: примула перистая, ирис сибирский, ветреница, купальница байкальская (жарок), лилия карликовая (саранка), можжевельник сибирский, венерин башмачок, иркутский ландыш13. Клумба находится под лучами солнца практически в течении всего дня, просматривается со всех сторон и ее назначение – создать всем хорошее настроение. Не случайно были подобраны эти сорта с яркой листвой и соцветиями. Все они являются многолетними и морозоустойчивыми сортами.

Мы предлагаем установить табличку с информацией об эндемиках. Учащиеся, родители и жители города могут ознакомиться и увидеть редкие и исчезающие виды растений Байкала на нашей клумбе. Силами учащихся можно проводить мини-экскурсии и «живые уроки». Ведь каждый из нас должен знать уникальную природу своего края и ценность тех мест, где мы живём.

Урна для сортировки отдельного мусора поможет учащимся ценить и беречь нашу природу.

2.2.2 «Скверик Гайдая»

Эта территория пока не принадлежит Лицею № 36, но ежегодно мы ухаживаем за ней. Сейчас территория заброшена.

А много лет назад — это было место отдыха иркутян, живущих вблизи. Люди любовались красотой Ангары, вечерними закатами. Молодежь мечтала о будущем, глядя на звездное небо. Среди них был Леонид Гайдай, выпускник нашего лицея (ранее железнодорожной школы № 42). В окружении друзей приходил сюда после уроков и наслаждался природой. Мы гордимся именем знаменитого советского кинорежиссера и актера Леонида Иовича Гайдая. В 2023 году мы отметили 100- летний Юбилей, а в нашем музее хранятся его вещи.

Иркутяне должны любоваться этим местом, и мы предлагаем возродить уголок отдыха «Скверик Гайдая». В центре площадки разместить небольшой фонтан, украшенный камнем. Расставить лавочки, установить урны для раздельного сбора мусора. Осветить яркими фонарями. Дорожки выложить тротуарной плиткой.

Засеять газон и по всему периметру площадки высадить кизильник блестящий – это растение занесено в Красную Книгу Российской Федерации. Растения- эндемики сибирского края украсят территорию. Многие относятся к особо охраняемым и исчезающим видам, занесены в Красную Книгу Иркутской области. Пихта сибирская и голубая ель, горная сосна, кусты боярышника Максимовича и сибирского барбариса, кусты дерена белого и спиреи японской Голдфлейм , лапчатка ольхонская и примула перистая, туя и рододендрон даурский (багульник), сирень Леонида Леонова, сирень Бюффон, сирень Китайская Сонжина14. На информационной табличке будут указаны названия каждого растения- эндемика Иркутской области и его краткое описание. Это нужная и познавательная информация.

Зная уникальность эндемичных растений нашей области, мы всегда будем их ценить и заботиться. Лицеисты, жители города и туристы будут любоваться и наслаждаться этим местом отдыха.

2.2.3 «Радуга знаний»

По парадной лестнице можно спуститься и подняться на территорию площадки. Здесь собирается огромное количество учеников, родителей, учителей и гостей. Это место, требующее особенной привлекательности15.

Склоны газонов, расположенные по обе стороны парадной лестницы заросли травой. Мы предлагаем высадить цветочные секторы и расположить в виде семицветной радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый (можно белый), голубой, синий и фиолетовый. Подходят для посадки сорта цветов садовой виолы (анютины глазки). Она относится к роду семейства фиалковых. Виолы могут быть однолетниками, двулетниками и многолетниками. Это морозоустойчивое растение в высоту достигает 15–30 сантиметров. Форма цветков и окрас могут быть разными: одноцветные, двуцветные, трехцветные, пятнистые, полосатые, с волнистой кромкой лепестков, махровые. Цветет обильно до конца сентября. Для посадки подойдет суглинистая, влажная почва, насыщенная питательными веществами. Высев семян можно производить в открытую почву, но лучше через рассаду. Грунт должен быть всегда увлажненным и рыхлым. Поливать по мере необходимости16.

Цветы будут всегда ухоженными, если вовремя поливать, пропалывать, рыхлить и подкармливать растения.

Наверху клумбы- радуги предлагаем установить металлический яркий логотип – символ российских железных дорог (РЖД) с одной стороны и с противоположной – надпись Лицей № 36.

Предлагаем посадить боярышник Максимовича, кизильник блестящий и барбарис сибирский, кусты сирени Леонида Леонова, Бюффон и Китайской Сонжины на стороне площадки, противоположной парадной лестнице17.

Это важное и знаковое место для всех лицеистов мы решили назвать «Радуга знаний». Первый и последний звонок, торжественные награждения, выпускные. Здесь начинается учебная лицейская пора.

2. 3 Программа летних мероприятий «Экологический Экспресс»

В каждой семье маленькому ребенку родители прививают любовь к природе. Это поддерживается и в детском саду. Важно продолжать формировать экологическую грамотность на протяжении всей учебы в Лицее. Наши площадки станут отличной основой для экологического просвещения лицеистов.

Территория Лицея в период с мая по сентябрь – это место для отдыха, поэтому каждое лето ученики 1 – 4 классов собираются в летнем лагере (летняя площадка). В это время у ребят появляется прекрасная возможность научиться ухаживать за растениями, воспитать в себе любовь к природе и труду. Поэтому мы подготовили несколько рекомендаций для повышения и развития экологической грамотности лицеистов в летний период.

Проводить беседы, выездные мероприятия на природу и специализированные «живые уроки».

Изучать редкие растения нашей области и привлекать внимание к природе родного края и охране окружающего мира.

Оборудовать специальный «Зеленый класс», в который можно приносить растения и учиться ухаживать за ними.

Закрепить за каждым классом участок на территории Лицея, ухаживать и поливать его в течение всего лета, быть ответственным.

Составить график дежурств классов в период с апреля по октябрь.

Заниматься уборкой мусора и посадкой растений.

Когда своими руками из маленького семечка вырастишь цветок – это гордость, за которую ты в ответе.

С целью заинтересовать мы предлагаем, включить в план лицейской летней площадки цикл мероприятия под названием «Экологический Экспресс». Перечислим остановки экологического поезда:

1. Конкурс рисунков на тему «Экология».

2. День защиты окружающей среды.

3. Экологический квиз.

4. Викторина о Красной Книге Иркутской области (вопросы-ответы).

5. Акция «Убери мусор, очисти природу».

6. Конкурс на лучшую поделку из отходов.

7. Знакомство с эндемиками нашей области.

Из числа учащихся 5 6 классов предлагаем организовать группу экскурсоводов- практиков, которые будут знакомить первоклассников Лицея в сентябре месяце с эндемиками нашей области, высаженными их руками на территории Лицея. Учить ухаживать и беречь растения, привлекая к этой интересной работе и детей группы продленного дня.

На заседании Экологического кружка Лицея № 36 внести предложение о взятии шефства над растениями-эндемиками из Красной Книги, высаженными на территории Лицея № 36.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Борьбу с экологическими проблемами нужно начинать с себя. Необходимо привлекать учащихся к их решению. Мы предложили свои уникальные пути решения этих вопросов на уровне Лицея № 36.

Целью проекта стала разработка предложений по экологическому просвещению учащихся Лицея и благоустройству пришкольной территории.

Перед нами стояло несколько задач. Мы изучили и проанализировали информацию о современной экологической ситуации на планете. Узнали об организациях Иркутской области, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Составили перечень этих организаций по направлениям их деятельности. Изучили и проанализировали Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2020 году. Полученную информацию представили в виде схем по степени загрязнения атмосферного воздуха и водных ресурсов Иркутской области. Разработали и провели социологическое исследование обучающихся 1-11 классов Лицея с целью выявления отношения к экологическим проблемам и определения их уровня экологической грамотности. Создали дизайн- проект по благоустройству и озеленению трех площадок Лицея с использованием растений- эндемиков, занесенных в Красную Книгу. Подготовили 3D- макет для презентации проекта администрации Лицея. И составили рекомендации по организации летних мероприятий для учащихся Лицея «Экологический Экспресс». На наш взгляд, цель достигнута и все задачи выполнены.

Главное не останавливаться, а продолжать ухаживать за уникальными растениями нашей области, привлекая Лицеистов заботиться о природе.

Важно, чтобы это место было красивым, чтобы воспоминания о нем радовали нас долгие годы после окончания Лицея.

Вместе мы сумеем сохранить здоровье нашей любимой малой родины, ее будущее только в наших руках!

Список использованной литературы

Барабанщиков Д. А., Сердюкова А. Ф. Экологические проблемы озера Байкал [Текст] // Молодой ученый. – 2017. – №. 25. – С. 104-107.

Бухарова, Е. В. Редкие виды растений во флоре Забайкальского национального парка / Е. В. Бухарова, А. И. Бурдуковский // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. – 2016. – № 2-3. – С. 121-127.

Государственный доклад. О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2020 году / Иркутск: ООО Мегапринт, 2021 г. -330с.

Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней / Е.Н.Кузеванова, В.В.Тахтеева // Иркутск: Изд-во «Типография на Чехова», 2020. -220 с.

Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек [Текст] / Ю.В. Новиков. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 240-260

Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник [Текст] // М.: просвещение. – 1992. – Т. 320.

Шевелев К. Эндемик: что такое, описание, примеры, фото и видео // К. Шевелев. – Текст - электронный // Как и почему: [сайт]. – 2022. – 3 янв. – URL: https://kipmu.ru/endemik/ (дата обращения: 10.04.2023).

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448с.: ил. ISBN 5-94623-002-6 (т. 19)

Юскевич Н. Н. Озеленение городов [Текст] / Н.Н. Юскевич. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 158 с.

Юрченко А. В. Ландшафтный дизайн / Ася Юрченко. - Москва: Эксмо, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 253, ISBN 5-699-10293-0

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

1 Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник [Текст] // М.: просвещение. – 1992. – Т. 320. С. 200

2 Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448с.: ил. ISBN 5-94623-002-6 (т. 19). С. 262

3 Барабанщиков Д. А., Сердюкова А. Ф. Экологические проблемы озера Байкал [Текст] // Молодой ученый. – 2017. – №. 25. С. 104.

4 Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней / Е.Н.Кузеванова, В.В.Тахтеева // Иркутск: Изд-во «Типография на Чехова», 2020. С. 32

5 Государственный доклад. О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2020 году / Иркутск: ООО Мегапринт, 2021 г. -330с.

6 Приложение 2. Воздух Иркутской области по химическому загрязнению выбросов.

7 Приложение 3. Водные ресурсы Иркутской области по классам качества воды.

8 Государственный доклад. О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2020 году / Иркутск: ООО Мегапринт, 2021 г. -330с.

9 Приложение 1. Организации Иркутской области по охране окружающей среды и природных ресурсов.

10 Юрченко А. В. Ландшафтный дизайн / Ася Юрченко. - Москва: Эксмо, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 253, [3] с.: ил.; 24 см. - (Мой дом).; ISBN 5-699-10293-0

11 Бухарова, Е. В. Редкие виды растений во флоре Забайкальского национального парка / Е. В. Бухарова, А. И. Бурдуковский // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. – 2016. – № 2-3. – С. 121

12 Шевелев К. Эндемик: что такое, описание, примеры, фото и видео // К. Шевелев. – Текст - электронный // Как и почему: [сайт]. – 2022. – 3 янв. – URL: https://kipmu.ru/endemik/ (дата обращения: 10.04.2023).

13 Бухарова, Е. В. Редкие виды растений во флоре Забайкальского национального парка / Е. В. Бухарова, А. И. Бурдуковский // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. – 2016. – № 2-3. – С. 125

14 Бухарова, Е. В. Редкие виды растений во флоре Забайкальского национального парка / Е. В. Бухарова, А. И. Бурдуковский // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. – 2016. – № 2-3. – С. 127

15 Юрченко А. В. Ландшафтный дизайн / Ася Юрченко. - Москва: Эксмо, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 253, ISBN 5-699-10293-0

16 Юскевич Н. Н. Озеленение городов [Текст] / Н.Н. Юскевич. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 158 с.

17 Бухарова, Е. В. Редкие виды растений во флоре Забайкальского национального парка / Е. В. Бухарова, А. И. Бурдуковский // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. – 2016. – № 2-3. – С. 123

Просмотров работы: 124