Мир под микроскопом

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир под микроскопом

Митяева К.А. 1
1МБОУ СОШ №5 г. Кумертау
Бурнаева Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Наши органы чувств – это удивительные «окошки» в окружающий мир. Они помогают нам получить самую разнообразную информацию о том, что нас окружает. Однако их возможности ограниченны. Например, невооруженным глазом, то есть без использования специальных приборов, мы не можем разглядеть особенности строения нашей кожи, перьев птицы или мельчайших (микроскопических) обитателей водоема. Для этого нам потребуется МИКРОСКОП - прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений. Его название образовано двумя словами - «микро» (маленький) и «скоп» (смотрю).

В наше время, невозможно изучать окружающую среду невооруженным глазом. Для изучения различных мелких объектов цифровой микроскоп просто необходим.

Актуальность: Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.

Цель нашей работы: доказать, что микроскоп позволяет изучить строение микроскопических объектов, размеры которых невидимы невооружённым глазом.

Задачи:

Рассмотреть твердые и жидкие объекты неживой природы.

Рассмотреть объекты живой природы (листья растений).

Объект исследования: рассматривание с помощью микроскопа объектов живой и неживой природы.

Предмет исследования: изучение различных листьев растений, воды, дрожжей, соли, растворимого кофе, листьев растений.

Материалы и оборудование:

Компьютер с установленной программой;

Микроскоп научный и цифровой микроскоп с видеокамерой;

Листья различных растений, соль, гранулы кофе, вода, дрожжи, емкость для воды;

Гипотеза исследования: микроскоп позволяет изучить строение микроскопических объектов, размеры которых невидимы невооружённым глазом.

Методы исследования

Мною использовались следующие методы исследовани: - эксперимент, - наблюдение, - анализ, - сравнение, - обобщение.

ІІ. Основная часть.

Обычно то, что можно увидеть под микроскопом, сильно отличается от привычных картинок, наблюдаемых невооруженным глазом. При большом увеличении обнаруживается прекрасные, хотя и странные предметы, о существовании которых мы бы даже не подозревали, если бы не было микроскопа.

Под микроскопом даже привычные предметы выглядят сверхъестественно. Невооруженный глаз воспринимает пыль, как серые хлопья, а под микроскопом видно, что это собрание крошечных частичек, что находится в помещении.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Благодаря микроскопу, мы лучше понимаем, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на наш ум, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Цифровой микроскоп  приспособлен для работы в любых условиях. Микроскоп имеет простое строение, USB-интерфейс, подсветку.

А любое комнатное растение, поднесённое в горшке на расстояние около 2-х метров к компьютеру, легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10 - кратное увеличение. Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

ІІІ. Практическая часть

Исследование объектов живой природы.

Лист срезанного алое

Лист денежного дерева

Плесень образовалась в банке с соусом

Плесень на 2й день Плесень на 4-5 й день

Пчела

Муха

Изучение твердых и жидких объектов неживой природы

Цель: выяснить одинаково ли строение твёрдых тел? Если да, то в чем оно проявляется. Также добавить воду к исследуемым объектам, сравнить их.

Соль в сухом виде (кристаллы)

Кофе в сухом виде

Кофе смешанное с водой

Дрожжи в сухом виде Дрожжи в смешанные с теплой водой

Читая кожи рук Грязь на руках

Пыль

Вывод: С помощью микроскопа мы можем наблюдать и за жидкими веществами. Мы смогли увидеть, что происходит при смешивании жидких тел и твердых друг с другом.

Эксперименты

От мамы я узнала, что существует мир мельчайших организмов в воде, земле, растениях.

В водных экосистемах одноклеточные животные, такие как амебы и инфузории, питаясь мелкими бактериями и водорослями, очищают водоемы. Более заметную пользу приносят ресничные инфузории. Их реснички во время движения постоянно загоняют воду с бактериями и водорослями в ротовое отверстие. Таким образом, фильтруют воду.

И я захотела вырастить инфузории в домашних условиях.

Эксперимент

«Разведение инфузории – туфельки»

Нам понадобится:

- Вода из аквариума;

- Высушенная кожура банана;

Мы собрали воды со дна бассейна, налили в 3х литровую банку, размельчили сухую кожуру банана, горлышко банки накрыли стеклом.

На 1й день банановая кожура напитывалась водой и разбухала, цвет воды стал коричневатый.

В последующие дни вода помутнела, и появились пузырьки на поверхности воды.

На 4й день мы уже смогли наблюдать инфузорию туфельку, посмотрите что получилось.

Опрос одноклассников

Анкета (опрос)

Микроскоп является увеличительным прибором?

Вы смотрели в микроскоп?

Через микроскоп можно что – то увидеть?

Микроскоп может быть полезен?

Микроскопы используют в медицине, лабораториях?

Среди опрошенных учеников, а это был наш класс – 31 человек, мы выяснили:

По анкете:

1 вопрос – Да - 14 ч., не знаю – 10 ч., нет – 7ч.

2 вопрос – Да - 11 ч., не знаю – 0 ч., нет – 30ч.

3 вопрос – Да - 24 ч., не знаю – 6 ч., нет – 1ч.

4 вопрос – Да - 21 ч., не знаю – 10 ч., нет – 0ч.

5 вопрос – Да - 10 ч., незнаю – 19 ч., нет – 2ч.

Экскурсия в Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж

IV. Заключение

В результате исследовательской работы мы открыли удивительный мир под микроскопом. С помощью микроскопа мы можем наблюдать за твердыми, жидкими веществами. Мы смогли увидеть, что происходит при смешивании тел друг с другом.

С помощью эксперимента убедились в том, что есть микроскопические организмы, их можно вырастить даже в зимнее время;

Мы доказали возможность совершать увлекательные путешествия в лабораторных условиях, поражаясь разнообразию жизни, невидимой невооруженным глазом.

ІV. Список используемой литературы

Детская энциклопедия. Микромир. М., 2014

Картер Д. и другие. Начинаем изучать! Основы естественных наук. М.,2012

Кете, Райнер Микроскоп/ Пер. с нем. Л.В. Алексеевой. – М.: ЗАО « Мир Книги Ритейл», 2013. – 48с.

Самкова В.А. Окружающий мир с AFS. М., 2012 - Автор материала: М. Кайгородов

Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2002. – 528 с.

Просмотров работы: 276