МОЖНО ЛИ ПОДАРИТЬ ФЛОМАСТЕРАМ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЖНО ЛИ ПОДАРИТЬ ФЛОМАСТЕРАМ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ?

Кочеткова Е.Р. 1
1МБОУ СОШ 4
Талых В.Ю. 1
1МБОУ СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Потребность в рациональном использовании предметов становится с каждым днём всё более актуальной. Мало кто задумывается, что многие вещи, окружающий нас, могу получить новое применение или вторую жизнь.

Каждый год родители покупают нам новые фломастеры. Мы ими рисуем, а потом выкидываем. Мы решили узнать, а можно ли подарить фломастерам вторую жизнь. Как оказалось, можно! Тем самым мы еще экономим семейный бюджет.

В этой работе мы попытались показать, что высохшие фломастеры можно не только «оживить», но использовать их в повседневной жизни. А если задуматься, сколько старых фломастеров не будет выброшено, сколько пластика не попадет в природу, если найти ему новое применение, то тема становится актуальной уже с экологической точки зрения.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в рациональном использовании предметов, охране окружающей среды от загрязнения пластиком и экономии семейного бюджета.

Цель исследования: узнать, можно ли подарить фломастерам вторую жизнь.

В исследовании решались следующие задачи:

1. изучить историю возникновения фломастеров, используя дополнительные источники информации;

2. узнать, об основных компонентах фломастеров;

3. практическим путем «оживить» высохшие фломастеры в домашних условиях и оценить эффект от повторной заправки фломастеров;

4. разработать альтернативные способы использования не пишущих фломастеров (поделки);

5. узнать мнение учеников МБОУ СОШ №4 по теме исследования.

Данное исследование проводилось с февраля по апрель 2023 года.

По итогам исследования были сделаны выводы, разработаны альтернативные способы использования высохших фломастеров, а также даны рекомендации как лучше проводить «оживление» фломастеров и чем безопаснее всего их заправлять.

Объект исследования: фломастеры.

Предмет исследования: состав фломастеров и способность их к заправке.

Гипотеза – если заправить фломастер в домашних условиях, то мы сможем продлить ему жизнь.

Методы исследования - теоретический анализ литературных источников, эксперимент, наблюдение, опрос.

Теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что в ней теоретически доказано, что фломастеры можно «оживить».

Практическая значимость- рекомендации исследования будут использованы при выборе способа повторной заправки фломастеров, а также при изготовлении поделок из старых фломастеров.

ГЛАВА 1

1.1 История возникновения фломастеров

Слово фломастер – это эпоним. То есть имя собственное ставшее нарицательным. Раньше фломастером называлась популярная марка чернил и маркеров. (Приложение 1 рис.1)

Первые фломастеры были черного цвета. Они появились в Японии в 1959 году. Автором фломастеров считается Юкио Хори (Приложение 1 рис. 2).

С самого начала фломастеры пользовались огромным спросом. Дело в том, что написание иероглифов требует применения специальных кисточек, которые обмакиваются в баночку с чернилами. Фломастеры же упростили этот процесс. Штрих получался толстый, в отличие от шариковой ручки, что необходимо для японской каллиграфии. Но так как устройство фломастера не позволяло наносить штрихи разной толщины, то со временем его назначение изменилось. Он оказался незаменим в детском творчестве как замена карандаша и красок. Производители быстро поняли это и уже 17 марта 1960 года в продаже появились цветные фломастеры.

Сейчас каждый знает, что такое фломастер и, хотя бы раз, им пользовался.

Выбор фломастеров огромен! Для каждой целей есть свой фломастер:

- для нанесения рисунка на текстиль;

- текстовыделители, оставляющие цветной и прозрачный штрих;

- фломастеры, смывающиеся водой для рисования на маркерной доске или на чем угодно;

- фломастеры, несмываемые даже растворителем и пишущие на любом материале для строителей и дизайнеров и т.д.

Интересный факт: фломастер - в медицине!

Одно из необычных применений фломастера можно обнаружить в аптеке. Это антисептический карандаш – маркер, который заправлен зеленкой или йодом. Удобнейшая штука, которая не имеет к письму ни малейшего отношения.(Приложение 2 рис. 3)

1.2 Строение фломастера

Основа для производства фломастеров — это пластмассовые корпуса. Их делают следующим способом: россыпь белых пластмассовых гранул и красителя смешивают и засыпают в котел, в котором они превращаются в горячую вязкую смесь. Её заливают в пресс-форму и методом прессования делают пластиковые трубки, которые и будут служить корпусом.

Резервуар для чернил представляет собой пучок из сотни тысяч тончайших нейлоновых волокон, которые скручиваются очень плотно на специальном станке. После чего их заворачивают в целлофановую обертку, при этом получается длинная колбаса, которую разрезают на резервуары под размер фломастера.

Для чернил фломастеров разводят концентрированный краситель в воде с гигроскопическим веществом, которое предотвращает высыхание.

Стержень, как правило, делают из нейлона или войлока, потому что только эти материалы способны с одной стороны не допустить чтобы чернила фломастера вытекли, а с другой имели возможность пропускать их достаточное количество.

В корпус вставляют резервуар, в который шприцем делают инъекцию чернил. Далее резервуар заталкивают вглубь корпуса и ставят заглушку. После чего вставляют стержень (пишущий узел) и закрывают колпачком.

Таким образом, фломастер состоит из: полого пластикового корпуса в виде трубочки; резервуара для чернил; пишущего стержня; заглушки и колпачка. (Приложение 2 рис. 4)

По составу выделяют фломастеры: на водной основе; спиртовые; акриловые.

В этом исследовании мы использовали фломастеры на водной и спиртовой основе.

ГЛАВА 2 (практическая)

Прежде чем начать «оживление» фломастеров мы решили узнать, а чем можно заправить фломастеры в домашних условиях? По данным сети интернет, в домашних условиях можно заправить высохшие фломастеры водой, уксусом и спиртом (духи, одеколон).

Мы подумали и решили, что кроме вышеперечисленных средств, попробуем заправить фломастеры еще акварельной гуашью и красителем для пасхальных яиц.

Так как гуашь густая, мы, предварительно, развели ее в небольшом количестве воды. Цвет гуаши подбирали под цвет высохшего фломастера.

На упаковке от красителей для пасхальных яиц была дана инструкция, как получить 15 цветов из имеющихся красителей. Нам смешивать ничего не пришлось - в наборе был краситель, точно подходящий под высохший фломастер.

2. 1 «Оживление» высохших фломастеров в домашних условиях

Для того, чтобы «оживить» высохшие фломастеры нам понадобились:

- высохшие фломастеры;

- перчатки;

- шприцы;

- пустые баночки;

- тряпочка. (приложение 3 рис. 5)

В качестве чернил для высохших фломастеров мы использовали: воду, жидкие красители для пасхальных яиц, акварельную гуашь, уксус 9%,спирт. (Приложение 4 рис. 7-10)

Продолжительность эксперимента- 3 недели.

Перед тем, как начать эксперимент, мы взяли тест-лист и закрасили первый столбик со звездами, чтобы узнать, как пишут фломастеры до заправки, и для того, чтобы иметь возможность оценить (сравнить) как пишут фломастеры после «оживления». (Приложение 3 рис. 6)

После этого мы определили на какой основе наши фломастеры. Это можно узнать на упаковке или по запаху.
Если пишущий стержень имеет запах спирта, то он на спиртовой основе, если нет, то скорей всего на водной. У нас 5 фломастеров. Один на спиртовой основе, остальные на водной.

Далее из каждого фломастера мы достали резервуар с чернилами и, надев перчатки, начали процесс «оживления» фломастеров. Каждый высохших фломастер мы заправили 1 мл «домашних» чернил.

В итоге у нас получилось 5 фломастеров, заправленных разными жидкостями:

№ 1 – вода

№ 2 – жидкий краситель для пасхальных яиц

№ 3 - акварельная гуашь

№ 4 – уксус 9%

№ 5 – спирт (Приложение 5 рис. 11-14)

Во время заправки фломастера с одной стороны, красящий элемент стал вытекать, с другой стороны. Поэтому было принято решение иголкой проткнуть резервуар и заправку фломастера проводить посередине. Так краситель не будет вытекать, и заправка происходит равномерно по всему резервуару с чернилами.

2.2 Оценка эффекта от повторной заправки высохших фломастеров

После того, как все фломастеры заправили, мы решили проверить будет ли сразу виден эффект от заправки. Для этого мы взяли листочек и обвели по контуру звездочки из второго столбика.

Мы обратили внимание, что фломастеры, заправленные водой, жидким красителем, гуашью и уксусом сразу рисуют четко и ярко, а фломастер, заправленный спиртом, также не рисует. (Приложение 6 рис. 15-17)

Следующий раз мы проверили эффект от заправки через 6 часов- абсолютно все фломастеры рисуют ярко и четко. (Приложение 7 рис. 18)

Во время проверки фломастера, заправленного уксусом, выяснилось, что у него остался резкий неприятный запах. Поэтому сделали вывод: несмотря на то, что уксус «оживляет» фломастер, использовать данный способ не безопасно.

Через 24 часа мы раскрасили «ожившими» фломастерами следующий столбик со звездочками. В итоге все фломастеры рисуют хорошо. У фломастера, заправленного уксусом, также остался резкий неприятный запах, поэтому использовать данный способ всё также не безопасно. (Приложение 7 рис. 18.)

В ходе исследования мы решили проверить, как долго «ожившие» фломастеры будут рисовать. Ведь может получиться так, что заправленными фломастерами будут пользоваться через 2 или 3 недели после заправки.

При оценке эффекта через 2 - 3 недели стало известно, что:

- фломастер, заправленный спиртом, рисует так же, как и после заправки;

- у фломастера, заправленного уксусом, также остался резкий неприятный запах, соответственно использовать данный способ «оживления» всё также не безопасно;

- фломастеры, заправленные водой, красителем и гуашью стали рисовать бледнее. Поэтому было решено продолжить эксперимент и еще раз провести «оживление».

В результате, фломастеры, заправленные водой, красителем и гуашью вновь готовы к работе. Заправку фломастеров можно проводить до тех пор, пока из резервуара не вымоются все чернила.(Приложение 8 рис. 20 – 22).

Вывод: мы убедились в том, что высохшие фломастеры можно «оживить» в домашних условиях не один, а несколько раз и они остаются рабочими в течении 2-3 недель.

2.3 Рекомендации по «оживлению» фломастеров

  1. Нужно определить на какой основе фломастер.

  2. Выбрать жидкость для «оживления».

    1. Если повторная заправка фломастеров будет происходить с помощью акварельной гуаши, то гаушь необходимо развести в небольшом количестве воды, т.к. она густая.

    2. Если повторная заправка фломастеров будет происходить с помощью жидких красителей для пасхальных яиц, то нужно смешать цвета для получения необходимого тона. Инструкция для смешивания цветов находится на упаковке.

  1. Подготовить рабочее место. Взять клеенку, тряпочку, шприц, перчатки.

  2. Подготовить фломастер. Снять заглушку, достать резервуар с чернилами,

  3. «Оживить» фломастер.

    1. Для равномерного распределения жидкости, нужно проткнуть посередине (не насквозь) резервуар для чернил и влить 1 мл жидкости.

  1. Закрыть фломастер и поставить его колпачком вниз.

2.4 Апсайклинг или альтернативные способы использования высохших фломастеров (поделки)

Что такое апсайклинг и при чем тут высохшие фломастеры?

Апсайклинг – это творческий подход при вторичном использовании вещей, когда старые вещи начинают выполнять новые функции. На сегодняшний день это одна из актуальных практик переработки вещей, которая позволяет дать им новую жизнь.

Из имеющихся высохших фломастеров у нас получилось изготовить подставку для канцелярских принадлежностей. (Приложение 9 рис. 23-26)

Была задумка еще сделать мостик для машинок, ворота, массажер, домик и многое другое, но, к сожалению, фломастеры у нас закончились. Будем мастерить эти поделки, когда опять появятся фломастеры, не подлежащие повторной заправке.

Таким образом, делаем вывод, что даже если фломастеры высохли и больше не подлежат заправке, им можно подарить вторую жизнь – изготовить из них различные поделки.

2.4 Опрос учеников МБОУ СОШ № 4 по теме исследования

Во время работы над исследованием нам стало интересно, а знают ли ученики нашей школы, что фломастеры можно не только разобрать, но и подарить им вторую жизнь. Приложение 10 рис. 27-28.

Для того, чтобы узнать мнение учеников был создан опросный лист из 5 вопросов.

Вопрос № 1: А ты знаешь, что фломастер можно разобрать? (Да / Нет)

Вопрос № 2: Ты пробовал разобрать фломастер? (Да / Нет)

Вопрос № 3: Как ты думаешь, фломастеру можно подарить вторую жизнь? (Да / Нет)

Вопрос № 4: А ты знаешь, что фломастер можно заправить? (Да / Нет)

Вопрос № 5: Если у тебя дома высох фломастер, что вы с ним делаете? (Выкидываете / Сдаете на переработку / Заправляете / свой вариант ответа)

В опросе участвовали ученики начальных классов. Всего было опрошено 59 учеников.

Данные опроса представлены в Диаграмме №1 и №2.

По результатам опроса удалось выяснить, что:

88% учеников знают, что фломастеры можно разобрать;

56% учеников пробовали разобрать фломастеры;

81% учеников знает, что фломастерам можно подарить вторую жизнь, но 37 % опрошенных выкидывают их.

69% учеников знают, что фломастеры можно заправить, а заправляют фломастеры 34% учеников.

Интересно, что 19% учеников сдают фломастеры на переработку, а 10% учеников написали, что:

- делаю с ними другие вещи / что-нибудь другое / даю вторую жизнь;

- его можно облизать и он заработает;

- я мою их и у них получаются новые чернила.

Можно сделать вывод, что наше исследование:

1.наглядно покажет ученикам, как безопасно заправлять высохшие фломастеры;

2. поможет выбрать лучший и безопасный способ для «оживления» фломастеров,

3. а также мы продемонстрируем, что именно можно сделать с высохшими фломастерами, если заправке они больше не подлежат.

После конференции мы планируем поделиться с учениками нашей школы результатами исследования и рекомендациями как лучше проводить «оживление» фломастеров и чем безопаснее всего заправлять.

Заключение

Таким образом, нам удалось достичь цели исследования – подарить фломастерам вторую жизнь, найти ответы на все поставленные задачи, а также дать рекомендации, чем лучше и безопаснее проводит заправку высохших фломастеров.

В ходе исследования мы ознакомилась с историей появления фломастеров, узнали откуда пошло слова «фломастер», где появились первые фломастеры, кто и когда их придумал.

Практическим путем мы узнали, что:

  1. фломастер можно разобрать.

  2. высохшие фломастеры можно «оживить» в домашних условиях не один, а несколько раз;

  3. для «оживления» высохших фломастеров безопасно использовать воду, жидкий краситель для пасхальных яиц, акварельную гуашь и спирт;

  4. фломастеры, заправленные водой, жидким красителем для пасхальных яиц, акварельной гуашью могут рисовать сразу после заправки;

  5. фломастеры, заправленные спиртом «оживают» в течении 6 часов;

  6. фломастер, заправленный уксусом, имеет стойкий резкий неприятный запах, поэтому использовать данный способ не безопасно.

  7. «ожившие» фломастеры остаются рабочими в течении 2-3 недель;

  8. если высохшие фломастеры больше заправке не подлежат, то из них можно сделать разные поделки(апсайклинг).Тем самым мы спасаем природу от загрязнения пластиком.

По итогам опроса учеников удалось выяснить, что заправляют фломастеры только 34% учеников, а 37 % опрошенных их выкидывают. В связи с этим актуальными становятся рекомендации по «оживлению» фломастеров, составленные нами в ходе исследования, а также предложение использовать фломастеры в качестве материала для изготовления поделок (апсайклинг).

Планируя дальнейшие исследования, мы поставили перед собой следующие задачи: узнать, подлежат ли фломастеры вторичной переработке, где их перерабатывают и что из них потом делают.

Список использованной литературы

1. Давно ли появился фломастер?// А почему?: журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом. М.:-2019.-№6.-С.11.

2. Интересный сайт: [Электронный ресурс]. На чем люди писали в древности. URL: https://xn--e1aahgrctjf9g.com/na-chem-lyudi-pisali-v-drevnosti. (Дата обращения: 20.01.2023).

3.История вещей. [Электронный ресурс]. Интернет-журнал об истории создания всего, что нас окружает. История фломастера. -URL: https://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/kantstovaryi/istoriya-flomastera.html. (Дата обращения 18.02.2023)

4. Фломастеры [Электронный ресурс] / Веб-сайт «Материал из Википедии» URL.:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 (Дата обращения: 25.01.2023).

5. История фломастеров: от волшебной кисти до современных маркеров [Электронный ресурс/ Веб-сайт «kanzoboz.ru» URL.:https://kanzoboz.ru/article/istoriya_flomasterov_ot_volshebnoy_kisti_do_sovremennyih_markerov/(Дата обращения: 25.01.2023).

6.Кто изобрёл фломастеры? [Электронный ресурс] / Веб-сайт «clubhistory.ru» URL.: https://clubhistory.ru/byitovyie-predmetyi/kto-izobrel-flomaster.html(Дата обращения: 15.03.2023).

Просмотров работы: 124