Зачем нужен высший пилотаж?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зачем нужен высший пилотаж?

Фомичев М.В. 1
1МБОУ - школа №9
Рутковская А.Е. 1
1МБОУ - школа №9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель работы: выявить области применения высшего пилотажа и определить основную.

Задачи работы:

  1. Изучить историю развития высшего пилотажа;

  2. Рассмотреть фигуры высшего пилотажа с использованием макета;

  3. Определить области его применения;

  4. Проанализировать их и выделить основную;

  5. Взять интервью у эксперта Героя Российской Федерации, лётчика-испытателя 1 класса-Евгения Александровича Крутова;

  6. Сделать выводы.

Тема моей работы актуальна и востребована в наши дни. С помощью фигур высшего пилотажа летчики демонстрируют возможности, которыми обладает человек и созданная им машина. Современные машины представляют собой сложнейшие комплексы. Расширяются при этом и возможности для пилотажа. Благодаря уникальной авиатехнике и огромному опыту российские летчики представляют большую угрозу для противника. 

Практическая значимость моей работы заключается в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня и кругозора, популяризации авиационных профессий, возможно, кто-то из ребят захочет связать свою жизнь с авиацией, ведь наш город располагает к этому как ни один другой.

В результате проектной деятельности, собрав необходимую информацию и проведя исследование, я хотел бы больше узнать про интересующую меня область авиации и прийти к выводу, так что же такое высший пилотаж и зачем, рискуя собственным здоровьем, а иногда и жизнью, летчики осваивают это уникальное искусство.

Основная часть

Глава1 Теоретический раздел

1.1История Российской авиации и начало высшего пилотажа

История Российской авиации, ведет свое начало от Михаила Васильевича Ломоносова, который в 1754 году представил аэродинамические моделей, которые могли подниматься в воздух и даже перемещать небольшой груз.

Начало фигурному пилотажу положил военный летчик Петр Николаевич Нестеров, который первым в 1913 году выполнил «мертвую петлю», названую позднее его именем. Нестеров рассчитал возможность выполнения «мертвой петли», и сам выполнил ее на самолёте «Ньюпор—4» с мотором «Гном».

Петр Николаевич Нестеров

До Нестерова попытки сделать «мертвую петлю» заканчивались смертью пилота, так как перегрузок не выдерживали самолеты, и они разрушались. [1]

1.2 Виды пилотажа

Пилотаж принято различать по степени сложности на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.

Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. С годами, фигуры, считавшиеся раньше сложными, сегодня уже относят к простым. К фигурам высшего пилотажа относятся: Кобра Пугачева, Хук, Колокол, Чакра Фролова.[2]

1.2.1Кобра Пугачева

Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта, а затем опускается обратно. Впервые она была выполнена заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Георгиевич Пугачев, на международном салоне в Ле-Бурже во Франции в 1989 году.

Схема выполнения фигуры Кобра Виктор Георгиевич Пугачёв

1.2.2Хук

Хук – по своей сути это измененная и усложненная кобра. Выполняя эту фигуру, самолет не просто применяет аэродинамическое торможение, задирая нос, но и разворачивается за доли секунды.

Схема выполнения фигуры Хук

1.2.3Чакра Фролова

Ч акра Фролова–фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом. Впервые она была показана публике на истребителе Су-37 Евгением Ивановичем Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже.

Схема выполнения фигуры Чакра Фролова Фролов Евгений Иванович

1.2.4 Колокол

При выполнении Колокола самолет переводится в вертикальный набор высоты с последующим гашением скорости до практически полной остановки, после чего начинает «проваливаться» вниз в вертикальном положении, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.В 1988 году ее продемонстрировал на истребителе МиГ-29 летчик-испытатель Анатолий Николаевич Квочур на авиасалоне в Фарнборо.

Схема выполнения фигуры Колокол Анатолий Николаевич Квочур

1.3Области применения высшего пилотажа

1.3.1 Высший пилотаж на авиационных праздниках

Мы можем увидеть захватывающее воздушное зрелище на авиационных шоу и праздниках. Это и Парижское авиашоу в Ле Бурже, и Международное авиашоу в Фарнборо, Великобритания. Международный авиасалон ILA БерлинГермания.[3]

И, конечно, Международный авиационно-космический салон (МАКС) в ЖуковскомРоссия. Который впервые состоялся в 1993 году.

1.3.2 Самолетный спорт

В 1905 году была образована Международная авиационная федерация. И высший пилотаж стал видом самолетного спорта. Ежегодно проводятся национальные, европейские и мировые чемпионаты.

Самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации - Светлана Владимировна Капанина - заслуженный мастер спорта Россиизаслуженный тренер России, лётчик-инструктор 1 класса. В 2003 году ее имя было занесено в книгу рекордов Гиннесса.

1.3.3 Боевое применение высшего пилотажа

Высший пилотаж помогает летчику одержать победу в воздушном сражении. Здесь высший пилотаж это и ухода от истребителя противника и ракет с инфракрасными головками самонаведения. И способ пропустить противника, вперед, а затем скрыться в противоположном направлении, тем самым избежав боя. Исчезновение с радаров и обход ракеты с радиолокационным наведением. Быстрая атака противника, который находится за спиной у пилота.

Глава 2 Исследовательский раздел

2.1 Опрос людей

Изучив историю и области применения высшего пилотажа, я высказал гипотезу: «Что если высший пилотаж это просто красивые кувырки в воздухе?». Чтобы ответить на этот вопрос и понять, что же знают люди о высшем пилотаже и интересен ли он им, я провел опрос людей в возрасте от 19-70 лет. Результаты проведенного опроса приведены ниже.

На основании результатов опроса можно сделать следующие выводы. По мнению опрошенных людей, высший пилотаж- это больше все-таки самолетный спорт, но часто его можно встретить и на авиационных праздниках. Также, по мнению большинства, появляются новые фигуры высшего пилотажа, но принять участие в их выполнении захотели бы только 65 % опрошенных, остальные испытывают волнение и страх только при мысли об этом. Хотя всем опрошенным нравится наблюдать за высшим пилотажем.

2.2 Экспертное мнение

Чтобы сделать окончательные выводы, оценить результаты опроса людей, я взял интервью у эксперта Героя Российской Федерации, лётчика-испытателя 1 класса-Евгения Александровича Крутова.

Евгений Александрович Крутов

Герой России, летчик-испытатель I класса

На интервью я задал ему следующие вопросы:  

1.Что нужно закончить, чтобы стать летчиком-испытателем?

2.Вы были отличником в школе?

3.Зачем летчиков обучают высшему пилотажу?

4.Ваша первая фигура высшего пилотажа?

5.Любимая фигура высшего пилотажа?

6.Что испытывает летчик при их выполнении?

7.Где чаще можно встретить фигуры высшего пилотажа?

Авиационные шоу и праздники

Самолетный спорт

Боевые действия

8.Появляются ли новые фигуры высшего пилотажа?

9.Можно ли научиться управлять самолетом с помощью компьютерных игр?

10.Летчик - это призвание или опыт?

11.Что для Вас небо и полеты?

И вот что Евгений Александрович мне ответил: с развитием авиационной техники, появляются и новые фигуры высшего пилотажа. Применяется высший пилотаж во всех, выделенных мною, областях и выделять одну не совсем правильно. А освоить сложное искусство пилотажа может любой главное желание и стремление реализовать свою мечту.

заключение

Подводя итоги своей работы, я пришёл к выводу, что, конечно же, высший пилотаж – это не просто виртуозные кувырки в воздухе, а настоящее искусство, которое с годами развивается и усложняется.

Можно ли выделить только одну основную область его применения? Безусловно, нет. Ведь сегодня Высший пилотаж это:

  • и маневрирование в полёте самолётов и вертолётов при ведении реальных боевых действий;

  • и спортивные соревнования;

  • и фигурные полёты на авиационных праздниках,

демонстрирующие мастерство талантливых лётчиков и лётные качества летательных аппаратов.

Я выбрал эту тему для моего проекта, потому что тема самолетов и авиации в целом мне интересна с раннего детства. И в будущем я очень бы хотел связать свою профессиональную деятельность с полетами самолетов. Моя мечта – стать Руководителем полетов.

При моем выступлении с докладом перед ребятами в моей школе, я понял, что выбранная тема интересна не только мне, но и многим мальчикам и девочкам в моем классе.

Список литературы

1.Е. Ф. Бурче. Жизнь замечательных людей. Нестеров. Изд.Молодая гвардия. 1955г.

2.В. П. Петручик. Большая Российская энциклопедия. 2004-2017 гг.

3. Википедия. Интернет-энциклопедия.

Просмотров работы: 62