Введение
Цель работы: выявить области применения высшего пилотажа и определить основную.
Задачи работы:
Изучить историю развития высшего пилотажа;
Рассмотреть фигуры высшего пилотажа с использованием макета;
Определить области его применения;
Проанализировать их и выделить основную;
Взять интервью у эксперта Героя Российской Федерации, лётчика-испытателя 1 класса-Евгения Александровича Крутова;
Сделать выводы.
Тема моей работы актуальна и востребована в наши дни. С помощью фигур высшего пилотажа летчики демонстрируют возможности, которыми обладает человек и созданная им машина. Современные машины представляют собой сложнейшие комплексы. Расширяются при этом и возможности для пилотажа. Благодаря уникальной авиатехнике и огромному опыту российские летчики представляют большую угрозу для противника.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня и кругозора, популяризации авиационных профессий, возможно, кто-то из ребят захочет связать свою жизнь с авиацией, ведь наш город располагает к этому как ни один другой.
В результате проектной деятельности, собрав необходимую информацию и проведя исследование, я хотел бы больше узнать про интересующую меня область авиации и прийти к выводу, так что же такое высший пилотаж и зачем, рискуя собственным здоровьем, а иногда и жизнью, летчики осваивают это уникальное искусство.
Основная часть
Глава1 Теоретический раздел
1.1История Российской авиации и начало высшего пилотажа
История Российской авиации, ведет свое начало от Михаила Васильевича Ломоносова, который в 1754 году представил аэродинамические моделей, которые могли подниматься в воздух и даже перемещать небольшой груз.
Начало фигурному пилотажу положил военный летчик Петр Николаевич Нестеров, который первым в 1913 году выполнил «мертвую петлю», названую позднее его именем. Нестеров рассчитал возможность выполнения «мертвой петли», и сам выполнил ее на самолёте «Ньюпор—4» с мотором «Гном».
Петр Николаевич Нестеров
До Нестерова попытки сделать «мертвую петлю» заканчивались смертью пилота, так как перегрузок не выдерживали самолеты, и они разрушались. [1]
1.2 Виды пилотажа
Пилотаж принято различать по степени сложности на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.
Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. С годами, фигуры, считавшиеся раньше сложными, сегодня уже относят к простым. К фигурам высшего пилотажа относятся: Кобра Пугачева, Хук, Колокол, Чакра Фролова.[2]
1.2.1Кобра Пугачева
Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта, а затем опускается обратно. Впервые она была выполнена заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Георгиевич Пугачев, на международном салоне в Ле-Бурже во Франции в 1989 году.
Схема выполнения фигуры Кобра Виктор Георгиевич Пугачёв
1.2.2Хук
Хук – по своей сути это измененная и усложненная кобра. Выполняя эту фигуру, самолет не просто применяет аэродинамическое торможение, задирая нос, но и разворачивается за доли секунды.
Схема выполнения фигуры Хук
1.2.3Чакра Фролова
Ч акра Фролова–фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом. Впервые она была показана публике на истребителе Су-37 Евгением Ивановичем Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже.
Схема выполнения фигуры Чакра Фролова Фролов Евгений Иванович
1.2.4 Колокол
При выполнении Колокола самолет переводится в вертикальный набор высоты с последующим гашением скорости до практически полной остановки, после чего начинает «проваливаться» вниз в вертикальном положении, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.В 1988 году ее продемонстрировал на истребителе МиГ-29 летчик-испытатель Анатолий Николаевич Квочур на авиасалоне в Фарнборо.
Схема выполнения фигуры Колокол Анатолий Николаевич Квочур
1.3Области применения высшего пилотажа
1.3.1 Высший пилотаж на авиационных праздниках
Мы можем увидеть захватывающее воздушное зрелище на авиационных шоу и праздниках. Это и Парижское авиашоу в Ле Бурже, и Международное авиашоу в Фарнборо, Великобритания. Международный авиасалон ILA Берлин, Германия.[3]
И, конечно, Международный авиационно-космический салон (МАКС) в Жуковском, Россия. Который впервые состоялся в 1993 году.
1.3.2 Самолетный спорт
В 1905 году была образована Международная авиационная федерация. И высший пилотаж стал видом самолетного спорта. Ежегодно проводятся национальные, европейские и мировые чемпионаты.
Самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации - Светлана Владимировна Капанина - заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор 1 класса. В 2003 году ее имя было занесено в книгу рекордов Гиннесса.
1.3.3 Боевое применение высшего пилотажа
Высший пилотаж помогает летчику одержать победу в воздушном сражении. Здесь высший пилотаж это и ухода от истребителя противника и ракет с инфракрасными головками самонаведения. И способ пропустить противника, вперед, а затем скрыться в противоположном направлении, тем самым избежав боя. Исчезновение с радаров и обход ракеты с радиолокационным наведением. Быстрая атака противника, который находится за спиной у пилота.
Глава 2 Исследовательский раздел
2.1 Опрос людей
Изучив историю и области применения высшего пилотажа, я высказал гипотезу: «Что если высший пилотаж это просто красивые кувырки в воздухе?». Чтобы ответить на этот вопрос и понять, что же знают люди о высшем пилотаже и интересен ли он им, я провел опрос людей в возрасте от 19-70 лет. Результаты проведенного опроса приведены ниже.
На основании результатов опроса можно сделать следующие выводы. По мнению опрошенных людей, высший пилотаж- это больше все-таки самолетный спорт, но часто его можно встретить и на авиационных праздниках. Также, по мнению большинства, появляются новые фигуры высшего пилотажа, но принять участие в их выполнении захотели бы только 65 % опрошенных, остальные испытывают волнение и страх только при мысли об этом. Хотя всем опрошенным нравится наблюдать за высшим пилотажем.
2.2 Экспертное мнение
Чтобы сделать окончательные выводы, оценить результаты опроса людей, я взял интервью у эксперта Героя Российской Федерации, лётчика-испытателя 1 класса-Евгения Александровича Крутова.
Евгений Александрович Крутов
Герой России, летчик-испытатель I класса
На интервью я задал ему следующие вопросы:
1.Что нужно закончить, чтобы стать летчиком-испытателем?
2.Вы были отличником в школе?
3.Зачем летчиков обучают высшему пилотажу?
4.Ваша первая фигура высшего пилотажа?
5.Любимая фигура высшего пилотажа?
6.Что испытывает летчик при их выполнении?
7.Где чаще можно встретить фигуры высшего пилотажа?
Авиационные шоу и праздники
Самолетный спорт
Боевые действия
8.Появляются ли новые фигуры высшего пилотажа?
9.Можно ли научиться управлять самолетом с помощью компьютерных игр?
10.Летчик - это призвание или опыт?
11.Что для Вас небо и полеты?
И вот что Евгений Александрович мне ответил: с развитием авиационной техники, появляются и новые фигуры высшего пилотажа. Применяется высший пилотаж во всех, выделенных мною, областях и выделять одну не совсем правильно. А освоить сложное искусство пилотажа может любой главное желание и стремление реализовать свою мечту.
заключение
Подводя итоги своей работы, я пришёл к выводу, что, конечно же, высший пилотаж – это не просто виртуозные кувырки в воздухе, а настоящее искусство, которое с годами развивается и усложняется.
Можно ли выделить только одну основную область его применения? Безусловно, нет. Ведь сегодня Высший пилотаж это:
и маневрирование в полёте самолётов и вертолётов при ведении реальных боевых действий;
и спортивные соревнования;
и фигурные полёты на авиационных праздниках,
демонстрирующие мастерство талантливых лётчиков и лётные качества летательных аппаратов.
Я выбрал эту тему для моего проекта, потому что тема самолетов и авиации в целом мне интересна с раннего детства. И в будущем я очень бы хотел связать свою профессиональную деятельность с полетами самолетов. Моя мечта – стать Руководителем полетов.
При моем выступлении с докладом перед ребятами в моей школе, я понял, что выбранная тема интересна не только мне, но и многим мальчикам и девочкам в моем классе.
Список литературы
1.Е. Ф. Бурче. Жизнь замечательных людей. Нестеров. Изд.Молодая гвардия. 1955г.
2.В. П. Петручик. Большая Российская энциклопедия. 2004-2017 гг.
3. Википедия. Интернет-энциклопедия.