Введение
Я увлекаюсь изучением общественного транспорта, хожу в специализированные музеи в разных городах России, собираю модели и книги. Мой самый любимый вид общественного транспорта – метро.
Москва – мой родной город, а Московский метрополитен – старейший в России, поэтому я решил посвятить свой проект его подробному изучению.
Сейчас я живу и учусь в городе Мытищи – это северо-восточный город-спутник Москвы, расположенный всего в 19 км от её центра. За последние 20 лет население Мытищ увеличилось в 2 раза, идёт освоение и масштабная застройка новых районов, возросло количество личного и общественного транспорта, поэтому периодически возникают разговоры о необходимости строительства метро в Мытищах.
Так я понял, что хочу не только узнать подробнее историю Московского метрополитена, но и его будущее, и понять, есть ли там место для Мытищ.
Цель исследования: изучение истории Московского метро и вариантов его развития в будущем.
Задачи исследования:
Изучить историю создания Московского метрополитена и проекты его дальнейшего развития;
Изучить развитие города Мытищи за последние 20 лет и оценить необходимость строительства метро;
Изучить общественное мнение (провести опрос учителей и учащихся начальных классов о роли метро в их жизни и необходимости его строительства в Мытищах);
Собрать и систематизировать информацию, сделать вывод.
Актуальность исследования: привлечение внимания учащихся к уникальности развития метрополитена Москвы и его непосредственной роли в их жизни и жизни родного края.
Гипотеза исследования: быстрое развитие городов-спутников Москвы требует новых транспортных решений (на примере города Мытищи).
Форма представления результата: презентация в формате PowerPoint.
Сбор информации: в процессе своего исследования я посетил Центр профориентации и музей метро на Выставочной; был в депо Измайлово и общался с его начальником; с папой мы вместе прочитали книгу о том, как устроено метро; я читал и смотрел блогеров, увлечённых метрополитеном; провёл опрос среди учителей и учащихся своей школы.
Методы исследования: поиск, анализ и синтез информации, опрос.
Основная часть
История Московского метрополитена.
От первых проектов до 75-летнего юбилея.
Первые предложения создания метрополитена Москвы появились в 1875 г. Возникла идея проложить линию метро от Курского вокзала до Марьиной рощи. Идея не получила даже отклика. Проект московских городских электрических железных дорог 1901 г. предполагал постройку линии от строившейся окружной железной дороги через центр к Красной площади и храму Василия Блаженного. Следующим этапом стало бы сооружение двух кольцевых линий, проходящих по Садовым улицам и Замоскворечью. Но и этот проект не получил развития[3].
В 1913 г. Московское городское бюро разработок создало собственный проект подземной железной дороги, включающей три подземных контура: Таганско-Тверского, Арбатско-Мясницкого и Виндавско-Замоскворецкого, но строительству помешала Первая мировая война[5].
Транспортная загруженность города возрастала с бешеной скоростью и уже к 1920 г. требовала решения о строительстве метрополитена. В 1925 г. немецкий проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций, был готов. Однако денег на реализацию не нашли[3].
Население Москвы в 1930 г. составляло уже 4 млн. человек. Проблема общественного транспорта стала острой, и нужно было быстро решать, что делать[12].
Технический проект первоочередных линий, заключавший в себе несколько тысяч чертежей, подробных описаний, разъяснений и пояснительных записок был представлен в комитет партии и президиум Моссовета 13 августа 1933 г. Окончательное решение утверждения проекта Московского Метрополитена стало действительно в конце 1933 г.
15 октября 1934 г. на станцию "Комсомольская" вышел первый подвижной состав метрополитена, состоящий всего из двух вагонов, моторного и прицепного[4].
Для самых первых, спешащих на работу жителей города, Московский метрополитен общего пользования открыл свои роскошные двери 15 мая 1935 года в 7 часов утра. И одновременно шла интенсивная подготовка и обучение машинистов подземных поездов, ведь для них, как и для обычных пассажиров, были первые в истории России рейсы подземного транспорта. На них лежала ответственность за безопасное продвижение состава по «новостройкам» подземных тоннелей.
Открылись 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня – «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня – «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 г. – «Калининская», сегодня – «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».
Турникетов тогда не было. Пассажиры имели билеты двух цветов, которые проверяли контроллеры. Красные – до станции "Сокольники", желтые – обратно. Билет считался действительным в течение 35 минут. Этого времени вполне хватало чтобы пересечь существующую линию метро, поскольку длина ее составляла 11.6 км. Строительство уже второй очереди метрополитена было закончено в 1937–1938 годах[5].
Рис. 1. Первая схема метро Москвы[13].
В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалётов там пряталось до полумиллиона людей, которые жили некоторое время как на платформах, так и в тоннелях. Подземная жизнь стала обыденностью: на станциях открылись магазины, библиотека. За время тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» («Чистые пруды») были организованы отделы Генштаба, и поезда на станции не останавливались.
Однажды метро чуть не уничтожили. Приказ поступил 15 октября 1941 г., когда враг подходил к Москве. Метро планировалось частично затопить и заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз не работал. К вечеру приказ был отменен.
За годы войны было проложено порядка 13 км линий и открыто 7 станций. С 1941 по 1950 год метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций[3].
В послевоенные годы и вплоть до распада СССР Московский метрополитен развивался мощными темпами, но с наступлением 90-х, когда страна находилась в очень нестабильном положении, скорость постройки уменьшилась, а архитектурные решения станций стали куда проще. Но тем не менее за 10 лет было проложено почти 33 км тоннелей и открыто 19 станций. А 1999 г. вошёл в историю метро как последний год приёма жетонов в качестве средства оплаты проезда.
На новом веку метрополитену суждено было увидеть новые пределы, и эти пределы продвинулись даже за МКАД. Первой станцией, ушедшей за МКАД, стал «Бульвар Дмитрия Донского».
В 2003 г. открывается самая глубокая станция подземки – «Парк Победы» и ответвление с двумя станциями: «Выставочная» и «Международная», а через полгода – Бутовская линия лёгкого метро.
В 2004 г. на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В прошлом, 2022 году, я впервые прокатился на монорельсе[5].
Рис. 2. Московский монорельс[12].
В 2009 г. Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, теперь даже в область. Первой в Подмосковье стала станция «Мякинино».
15 мая 2010 г. Московскому метрополитену исполнилось 75 лет. В честь юбилея на всех станциях установлены памятные доски, а всего за первое десятилетие нового века было построено 37,5 км и 21 станция[5].
Рис. 3. Станции Московского метрополитена по времени их постройки[13].
Современность, 2010 – 2022 гг.
В этот период времени достроилась Замоскворецкая линия на юге. Калининская линия приобрела одну новую станцию, Арбатско-Покровская линия также приобрела одну станцию, после этого линия практически не менялась. Достроилась Бутовская линия метро. Продлились Сокольническая и Таганско-Краснопресненская линии, обе на южную сторону[12].
Но, конечно же, главное событие – запуск МЦК. Это очень интересный проект, который запущен на базе Окружной железной дороги Москвы. Мы с родителями часто пользуемся МЦК, когда не хотим стоять в пробках на ТТК. Пересадки в своём большинстве очень удобные, «Ласточки» очень комфортные.
А Солнцевскую и Сокольническую линию, как правильно заметил один блогер, «продлили в луга»: действительно, станции выходят в поле – с перспективой на дальнейшую городскую застройку[12].
Продлилась также и Люблинско-Дмитровская линия, которая теперь идёт в северные районы Москвы.
Не стоит забывать и про новую линию метро – Некрасовскую. Она нужна была не только для того, чтобы провести метро в новые районы, но и чтобы разгрузить юг фиолетовой ветки.
И, наконец, ещё одно событие: открытие МЦД. МЦД – это сеть наземных электричек, но с фиксированными интервалами движения и удобной инфраструктурой. Но самое главное – они охватывают пригороды, например, Нахабино, Красногорск, Долгопрудный и другие. Мы с родителями несколько раз пользовались МЦД, и мне эта сеть тоже очень понравилась.
Рис. 4. Схема метро Москвы на 31.12.2022г[13].
А в 1ом квартале этого года состоялся полный пуск БКЛ – Большой Кольцевой Линии. Она является крупнейшим в мире проектом в метростроительной отрасли. Кстати, ещё в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда Кольцевой линии. БКЛ я ещё не пользовался.
Схема развития московского метро до 2030 г.
НИИ «Мостранспроект» в конце 2022 г. опубликовал обновленную схему метрополитена до 2030 года. Сроки сдачи некоторых станций сдвинулись. Ранее, например, метро до Бирюлево планировали построить к 2026 году, а судя по новой схеме, в этом районе станцию построят уже после 2028 года[12].
Рис. 5. План развития метро Москвы до 2030г[13].
В том числе, на обновлённой схеме появился 5й диаметр, который планируют построить к 2025 году. На юге он будет доходить до аэропорта Домодедово, а на севере, после станции «Мытищи», появятся три конечные станции — «Пушкино», «Фрязино-пассажирская» и «Щелково»[13].
Развитие городского округа Мытищи и проблема общественного транспорта.
Общие сведения.
Город Мытищи расположен в Московской области, в 19 километрах от центра Москвы, на реке Яузе, является столицей Мытищинского района. Одной из сторон примыкает к Московской кольцевой автомобильной дороге. Город-спутник столицы, является одним из центров науки, культуры и промышленности Подмосковья. От севера на юг город тянется на 10 км, а с северо-востока на юго-запад – на 11 км. Общая площадь составляет 34,59 км²[6].
Непосредственным предшественником города Мытищи стало село Большие Мытищи, выросшее на месте села Яузское Мытище, известное с XV века. Название происходит от так называемой мытной пошлины (или «мыта»), взимавшейся с торговцев, шедших волоком из Яузы в Клязьму.
Местность эта издавна славилась хорошей питьевой водой и большим количеством колодцев. Известно, что благодаря вкусной и чистой воде здесь происходили знаменитые чаепития богомольцев, а также пированье людей, специально приезжавших сюда из Москвы отдохнуть. Одно из таких чаепитий изображено на картине художника Василия Перова «Чаепитие в Мытищах»[1].
К концу XVIII века потребность Москвы в питьевой воде возросла настолько, что императрица Екатерина II была вынуждена дать указание изыскать вблизи города достаточно богатые источники питьевой воды. Изыскательские работы были начаты в 1778 году, а уже в 1780 году мытищинские ключи давали Москве ежегодно по трем акведукам — Мытищинскому, Ичковскому и Ростокинскому 330 тысяч вёдер воды. С 1804 г. стал действовать Мытищинский водопровод. В Москве, у Крестовской заставы, где стояли водонапорные башни и проходили трубы Мытищинского водопровода, в XIX веке были проложены улицы, получившие название 1-3-й Мытищинских, а также Мытищинский проезд[2].
В середине XIX века в Мытищах организуются первые предприятия, в 1861 году через Мытищи прошла железная дорога, а в 1896 году начал работать вагоностроительный завод С. И. Мамонтова, с 1908 года начала работать первая в России фабрика искусственного шёлка «Вискоза». Во второй половине XIX – начале XX века Мытищи и окрестные деревни стали популярными дачными местами.
Мытищи имеют статус города с 17 августа 1925 года.
В 1932 году территория города была существенно расширена: в неё были включены селения Большие Мытищи, Рупасово, Шарапово, Заречная Слобода, Леонидовка, Перловка, Тайнинские выселки, Дружба и Тайнинка[2].
В 2015 году Мытищи получили статус города областного подчинения.
Рис. 6. Карта города Мытищи[7].
Современные Мытищи.
На 1 января 2023 г. численность населения (постоянных жителей) Мытищ составляет 261 964 человека. С 1995 г. наблюдается ежегодный прирост населения. Активно идёт процесс жилой застройки[8].
Рис. 7. Часть новых кварталов Мытищ[9].
Ещё по итогам 2016 г. Мытищи вошли в пятёрку лидирующих районов Подмосковья по вводу строительных объектов. За последние 5 лет в районе строится или уже построено: квартал «Новое Медведково», который состоит из 44 корпусов и должен вместить около 14 000 жителей, ЖК «Ярославский» (около 1 млн м² жилья), ЖК «Олимпийский», ЖК «Большие Мытищи — Тайнинская», ЖК «Лидер-парк», ЖК «Отрадный», ЖК «Кит», ЖК «Мытищи-Холл», ЖК «Атлантис», ЖК «Dom Smile», ЖК «Мытищи Парк»[11].
Ещё не так давно город заканчивался улицей Юбилейной, дальше вплоть до Волковского шоссе шли поля НИИОХ – института опытного хозяйства. Теперь они все застроены. Застроена территория бывшей деревни Рупасово, окрестности Рупасовских прудов, часть территории военного института связи, карьер при кирпичном заводе и многие другие территории. Часть ЖК возводится на участках со сложившейся застройкой (ЖК «Кит», «Квартал 9:18»).
В Подмосковье привлекательность жилья во многом определяется возможностью добраться от места ночёвки до места работы и обратно с минимальными потерями времени и сил. В Мытищах таких вариантов 3: электричкой до Москвы, общественным транспортом по Волковскому/Осташковскому шоссе до метро Медведково или на личном авто по Ярославскому шоссе.
Автобусная сеть Мытищ насчитывает 50 маршрутов, 15 из которых связывают город с Москвой. Однако самым быстрым и надёжным вариантом является электричка. От станции Мытищи можно добраться до МЦК «Ростокино» за 10 минут и до площади Трёх вокзалов за 20 минут на экспрессе. Пригородные электрички идут на 5-10 минут дольше, но курсируют каждые 3-5 минут в часы-пик[10].
Главное преимущество ж/д транспорта – отсутствие пробок. Проблема же выезда и въезда в город на автобусах и автомобилях никак не решается уже на протяжении многих лет, а активная застройка районов, удалённых от ж/д станций, только добавила пробок на въезде в Москву с Осташковского шоссе, а также на сочленении с ним Волковского – и это вдобавок к уже давно привычной пробке на Ярославском шоссе.
Достаточно давно обсуждается вопрос строительства в Мытищах линии метрополитена. В начале 1990-х гг. на картах метро в вагонах была отображена перспективная станция «Челобитьево» Калужско-Рижской линии, запуск станции планировался в 2005 г. В 2012 г. подготовили площадку для метро, на пересечении ул. Сукромки и ул. Борисовки, но сейчас там остался только немного заросший бетонный пустырь[10].
Рис. 8. Одна из схем метро со станцией Челобитьево[11].
Рис. 9. Проект расположения станции Челобитьево[10].
На данном этапе все проекты по строительству подземного метро в Мытищах заморожены. Из перспектив – только 5й диаметр.
Рис. 10. Пятый диаметр[9].
Исследование.
Собрав информацию о Московском метро и перспективах включения в его схему Мытищ, я решил узнать мнение учителей и одноклассников по вопросу необходимости появления метро в нашем городе. Для этого я разработал бланк опроса и попросил учителей и учащихся начальной школы ответить на 5 вопросов.
Рис. 11. Бланк опроса.
В опросе приняли участие 26 человек: 13 учителей и 13 учеников. Метро используют 8 взрослых и 7 детей – что является высоким показателем для города, не оснащённого метрополитеном. На третий вопрос положительно ответили 12 учителей и 11 учеников, а необходимость в строительстве метро подтвердили все учителя и 12 учеников. Районами, где метро наиболее необходимо, опрошенные назвали территории с новой застройкой (ул. Борисовка, ул. Мира в районе ТЦ «Июнь», кварталы ЖК «Новое Медведково») и ТЦ «Красный Кит».
Кроме того, от учредителя моей школы Бикбаева Д.Р я узнал, что существует Коллективное обращение жителей г.о. Мытищи за помощью в принятии решения по отложенному проекту продления Калужско-Рижской линии – ведь что может быть лучше подарка на 400-летие городу, производящему вагоны метро для всей России?
Заключение.
Моё исследование было очень увлекательным. Я научился работать с разными источниками информации, познакомился с уникальными страницами прошлого моего родного города и города, в котором я сейчас живу, узнал ещё больше о своём любимом метро.
К сожалению, Мытищи исключены из плана строительства подземного метро, однако, включены в проект 5го Диаметра, что кардинально не поменяет транспортную ситуацию. Необходимость оснащения новых районов метро очевидна. Радует и тот факт, что неравнодушные горожане провели большую работу по подготовке Коллективного письма в поддержку продления Калужско-Рижской линии на территорию г.о. Мытищи, поэтому есть надежда.
Продуктом моей работы стала яркая и информативная презентация в формате PowerPoint, в которую я включил интересные фотографии, карты и схемы. Материалы своего проекта я планирую использовать на уроках по окружающему миру, на тематических школьных мероприятиях, а также на классных часах, чтобы привлечь внимание учащихся к уникальности развития метрополитена Москвы и его роли в их жизни и жизни родного края.
Рис. 12. Фрагмент презентации.
Список литературы и источников.
Горбаневский М. В. Имена земли Московской. Московский рабочий, 1985.
Города Подмосковья. Кн. 1. Московский рабочий, 1979.
Джанджугазова Е. А. Московское метро: путешествие во времени и пространстве
Журнал «Метрострой», 1973.
Спарбер А. С. и другие. Как устроено метро. Книжный клуб, 2017.
http://www.mytischi-city.ru/
https://mytyshi.ru/
https://bdex.ru/naselenie/moskovskaya-oblast/mytishhi/
https://msk1.ru/
https://www.nashtransport.ru/forums/topic/33174-челобитьево-продление-крл-в-мытищи/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://dmitry-sasin.livejournal.com/
https://www.metro.ru/map/