Необычные цветы

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Необычные цветы

Заваруева Т.П. 1
1МБОУ СОШ с.Советское, Долинского р-она, Сахалинской области
Никитина Т.Л. 1
1МБОУ СОШ с.Советское, Долинского р-она, Сахалинской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Люблю цветы, их радужные краски,

Они как добрые слова из детской сказки,

Они как маленькое праздничное чудо,

И словом нежность их не передать!

Букет из роз и скромных незабудок

В душе способен счастье пробуждать!

Садовые цветы и полевые,

Они мне очень дороги любые!

Миролюбова И.

8 Марта – один из главных весенних праздников. Он олицетворяет красоту, нежность и трогательность. В этот день традиционно все женщины получают цветы и приятные подарки. Красивый букет позволяет проявить теплые чувства, заботу, любовь, уважение и подарить массу положительных эмоций.

Вот и мой папа преподнес нам с мамой очаровательные букеты: мне нежные белые тюльпаны, а маме разноцветный букет невероятных цветов. Да-да, именно невероятных, которых не существует в природе.

Мы были очень удивлены и очарованы необычными цветами. И, конечно же, мне захотелось узнать, как смогли получить такие цветы, и возможно ли в домашних условиях создать что-то похожее.

Мое исследование относится к области окружающего мира. Окружающий нас мир живой природы очень интересен и разнообразен. Актуальность исследования связана с созданием своих необычных цветов с окрасом, которого не существует в природе.

Цель моей работы – получить цветы необычной окраски в домашних условиях, используя при этом естественные свойства растения.

Для достижения поставленной цели предстояло решить несколько теоретических и практических задач:

1. Собрать и изучить как можно больше информации по интересующей меня теме;

2. Изучить строение стебля растения на практическом опыте;

3.Провести опыты по окрашиванию белых цветов в разные цвета.

Предметом исследования были срезанные живые цветы с белыми лепестками.

Растение – это живой организм, способный питаться. Я решила использовать это свойство для изменения природной окраски цветка.

Объект моего исследования – это процесс всасывания растением воды с растворенным в ней красителем.

Гипотеза исследования: в процессе всасывания красящего раствора белые лепестки цветов приобретут цвет этого раствора (окрасятся).

Методы исследования:

-сравнение, сопоставление;

-наблюдение;

-изучение литературы;

-эксперимент;

-обобщение, вывод.

Практическая значимость исследования:

1. Искусственное окрашивание цветов с белыми лепестками для создания своих необычных и удивительных букетов;

2. Данную работу можно использовать на уроках «Окружающего мира» по теме «Строение стебля растений. Питание растений»

  1. Основная часть

    1. Теоретическая часть

Как питаются растения…

Растениям для жизни нужны органические вещества (белки, жиры, углеводы). Эти вещества они делают для себя сами из глюкозы, образовавшейся при фотосинтезе, и из минеральных солей, которые они получают из почвы с помощью корней (фотосинтез — это процесс образования глюкозы в зеленых листьях на свету из углекислого газа и воды с выделением кислорода).

Корневая система растения поглощает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. По специальным сосудам вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений.

Сосуды у растений двух типов: по одним минеральные вещества поступают от корней к другим частям растения снизу вверх, а по другим образовавшаяся в листьях при фотосинтезе глюкоза поступает к другим частям растения сверху вниз.

Если у растения срезать корень и поставить его в воду, оно не теряет способности поглощать(всасывать) воду с помощью тех сосудов, по которым она поступает в растение снизу вверх. Этот процесс называется транспирация (испарение воды растением).

Ткани стебля имеют проводящие сосуды и трубочки. Вода с минеральными веществами перемещается по ним и поднимается к цветку. Именно эту функцию стебля мы использовали в нашем эксперименте.

На интернет-сайтах мы прочитали об опыте со стеблем сельдерея, т.к. он имеет трубчатый стебель, на примере которого легко и наглядно можно рассмотреть его проводящие свойства. Мы решили поискать среди растений нашего региона растение с похожим строением, и нашли его. Решили провести опыт со стеблем белокопытника, в народе именуемом лопухом. Его стебли-трубочки употребляются в пищу.

Срезанный стебель поставили на некоторое время в подкрашенную пищевым красителем воду. В опыте она заменит минеральные вещества. Через сутки сделали поперечный и продольный разрез.

Что наблюдаем: стебель изменил свою окраску и стали видны окрашенные трубочки, сам стебель внутри тоже окрасился. (Приложение 1)

Результат: растворы минеральных веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня внутри стебля по сосудам стебля. По этим сосудам вода с растворёнными в ней минеральными веществами и поступает в листья и цветы. Это хорошо видно на продольном и поперечном срезе стебля.

Таким образом, мы убедились, что растения всасывают воду вместе с растворенными в ней веществами, в нашем опыте – с красителем.

    1. Практическая часть

Теперь можно было приступать к окрашиванию живых цветов с белыми лепестками, т.к. на интернете-ресурсах мы прочитали, что они лучше поддаются воздействию красителей. Результаты всех экспериментов приведены в сводной таблице в Приложении. (Приложение 2)

Для получения различных оттенков мы использовали пищевые красители для яиц трех цветов: синего, красного и желтого. Цветы, предварительно подрезав их стебли под косым углом, помещали в красящий раствор. Уже через некоторое время наблюдали, как идет процесс окрашивания.

Чем дольше цветок стоит в подкрашенной воде и чем концентрированнее раствор, тем более яркий и насыщенный получается цвет.

На просторах интернета очень много информации и фотографий с искусственно окрашенными цветами: розами, гвоздиками, хризантемами, гипсофилами. (Приложение 3)

Мы решили не повторяться и попробовать «перекрасить» те цветы с белыми лепестками, которые сейчас можно найти в наших квартирах и приусадебных участках. Выбор был небольшой, но он был! Начали мы с садовых…

Сейчас, в апреле, на участках распускаются первоцветы, белые цветы имеют галантусы (подснежники).

Мы развели в воде пищевые красители и опустили туда стебельки цветов галантуса, предварительно сделав срез стебля. Через определенное время лепестки цветов приобрели оттенок окрашенного раствора.

Вывод: первые признаки окрашивания растений галантуса стали заметны через 3-6 часов после начала (стали окрашиваться внутренние жилки лепестков растений). Весь процесс окрашивания цветов продолжался от 12 до 24 часов. Быстрее всего подействовал краситель синего цвета, желтый окрасил не только жилки, но и лепестки, процесс с красным происходил медленнее и не дал такого яркого результата. (Приложение 4)

Затем мы решили провести эксперимент с окрашиванием цветков орхидеи белого цвета. Так как цветы этого растения располагаются на коротких стебельках, отходящих от главного стебля, для удобства мы поместили их в специальные пластиковые капсулы, которые применяются во флористике, при составлении букетов. В капсулы мы налили воду, с растворенными в ней синим и красным красителями.

Первые результаты стали немного видны на цветке в капсуле с раствором синего цвета через сутки, цветок в красном растворе остался практически без изменений. Через двое суток окрасились края лепестков и центр цветка растения, находящегося в растворе синего цвета. У цветка, в растворе красного цвета слегка розоватый оттенок наблюдался только в центре. (Приложение 5)

Вывод: у орхидеи более плотный стебель, поэтому окрашивание проходило медленнее.

Следующим был проведен эксперимент по окрашиванию белых лепестков сенполии (домашней фиалки).

Стебельки цветов были погружены в растворы синего, красного и желтого цвета.

Синий краситель дал интересный мраморный окрас лепесткам, желтый окрасил лепестки в нежно-бежевый, красный краситель явного результата не показал. (Приложение 6)

Также был проведен опыт с окрашиванием лепестков на белой пеларгонии. Края лепестков окрасились через 8 часов. Через сутки некоторые цветы приобрели красивую мраморную окраску. (Приложение 7)

Нас заинтересовала информация, что можно покрасить живые цветы в несколько разных оттенков одновременно. Для этого подойдет очень простой, но достаточно эффективный способ. Он заключается в расщеплении стебля внизу на несколько частей и опускания их в емкости с красителями разных цветов. В зависимости от способности растения поглощать влагу, а также особенностей и скорости ее распределения, можно получить очень оригинальный цветок.

Мы решили провести такой опыт на белой пеларгонии (герани).Стебель внизу расщепили канцелярским ножом на две части, каждую часть расположили в емкости с красителями синего и красного цвета.

Мы уже убедились в том, что быстрее остальных красителей действует синий, поэтому края лепестков сначала окрасились в синий, и лишь спустя сутки в центре цветков появился розовый оттенок. (Приложение 8)

Вывод: нам удалось получить цветок с лепестками, окрашенными в два цвета.

Такой способ применяется во флористике для окрашивания в несколько цветов одновременно роз, гортензий, хризантем, гвоздик, гипсофил.

  1. Заключение.

Природа — самый известный художник, который не боится смешивать краски, создавая неповторимые по яркости и пестроте растения. Но даже она не обладает бесконечными возможностями, и ее способности ограничены.

Казалось бы, в мире растений существуют все возможные краски. Но человек всегда хотел не только познать природу, но и внести изменения в ее творения.

Люди во все времена стремились вывести новые виды цветов, имеющие определенные свойства. И особенно необычную окраску, которой данный цветок не обладает в природе.

Моя исследовательская работа была очень интересной и увлекательной.

Благодаря этому проекту я приобрела новые знания и умения, прочитала в литературных источниках и интернете много интересного о цветах, узнала о строении и питании растений; предположила, что можно использовать их природные свойства для изменения окраски цветка; убедилась в этом на практике и получила желаемые оттенки экспериментальным путем.

Гипотеза подтвердилась – цветы приобрели окраску соответствующего красителя!

Экспериментальным путем доказано, что разным цветам для окрашивания необходимо разное время. Время окрашивания также зависит от строения стебля, и от цвета красителя.

Окрашивание лепестков происходило неравномерно. Первыми окрасились жилки, по которым проходит вода. Только затем наступила частичная окраска лепестков. Также мы обратили внимание, что окрасились не только лепестки цветков, но также его листья и стебель.

Быстрее всего проникает в цветы краситель синего цвета, желтый окрасил не только жилки, но и лепестки, процесс с красным происходил медленнее, не дал такого яркого результата и подействовал не на всех растениях

В процессе экспериментов я узнала:

- как вода поднимается по стеблям цветка и питает лепестки;

- что цветы, лишённые корней, также имеют возможность поглощения воды;

- как и благодаря чему можно изменить цвет лепестков у цветов.

На основе теоретических знаний нами было проведено исследование о движении воды в растениях, на практике изучили строение стебля на опыте с белокопытником. Были проведены эксперименты с окрашиванием садового и комнатных цветов с белыми лепестками в разные цвета, с помощью искусственного окрашивания пищевыми красителями. Результаты экспериментов были продемонстрированы учащимся начальной школы.

В результате поставленная цель была достигнута: мы получили цветы такой окраски, которая не существует в природе, используя при этом естественные свойства растения.

Я узнала секреты техники искусственного окрашивания лепестков и решила продолжить эксперименты в этой области.

Совсем скоро у нас на Сахалине зацветут нарциссы и тюльпаны, которые легко можно окрасить в желаемый цвет, и даже в несколько оттенков одновременно. И тогда я сама смогу создать букет из цветов невероятной окраски. Пожелайте мне творческих успехов!

Список литературы

  1. Ишмухаметова Е.К. Опыт искусственного окрашивания цветов в домашних условиях // Старт в науке. – 2017. – № 5-1. – С. 52-53;

  2. Лаврова С. Г. Занимательная химия. М.: Белый город, 2013. -128 с.

  3. Саан, Анита ван.Веселые эксперименты для детей. Биология / А. ван Саан; [пер. с нем. О. Кныш]. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 55 с. : цв. ил.; 26 см.; ISBN 978-5-459-00598-1 (в пер.)

  4. 3.Спивак А., Феданова Ю. Эксперименты и опыты для детей. Увлекательная энциклопедия. – Ростов н/Д.: Владис, 2014. – 128 с.

  5. Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылёвой - Москва: ЗАО « Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»», 2005.-260 с.

  6. Познавательные опыты в школе и дома/ Под ред. Элистер Смит; Пер. с англ. В. А. Жукова - Москва: ООО «Росмэн-Издат», 2001. -96 с.

  7. http://strana-sovetov.com

  8. http://t-fakt.ru/10-samyih-neobyichnyih-tsvetov-mira

  9. flowersdi.ru

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Дата

НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТА

(стебель опущен

в краситель)

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ

ОКРАШИВАНИЕ

синий

красный

желтый

синий

красный

желтый

Галантус

(подснежник)

12.04

15.00

18.00

21.00

19.00

     

13.04

       

15.00

21.00

17.00

Орхидея

12.04

15.00

21.00

         

13.04

   

Нет результата

Не применялся

     

Сенполия

(фиалка)

14.04

10.00

14.00

 

15.00

     

15.04

             

16.04

       

10.00

Нет результата

10.00

Пеларгония

(герань)

20.04

11.00

(окрашивание

в два цвета)

16.00

Нет результата

Не применялся

   

Не применялся

21.04

       

19.00

   

22.04

       

окрашивание

в два цвета

9.00

 

Приложение 4.

П риложение 5

П риложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Просмотров работы: 30