Химия красоты

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Химия красоты

Карёва А.Е. 1
1МОУ Ухтуйская СОШ
Астапова С.В. 1Петрова А.В. 1
1МОУ Ухтуйская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мне накрасить губы надо, я же выглядеть должна.

Где там мамина помада? Очень мне она нужна.

Надо взять румяна тоже, да и пудру заодно.

На актрису я похожа из вчерашнего кино.

Только мама отругала, да и есть за что ругать.

Мне она не разрешала, не спросив, помаду брать.

(Евгения Урусова «Помада»)

Актуальность нашей темы в том, что настоящее время на прилавках магазинов огромный ассортимент детской косметики и разобраться в правильном ее использовании – очень важно. Многие девочки пользуются маминой косметикой. Ведь для малышки мамина косметичка таит в себе целый мир, море неизведанных позитивных эмоций. Это увлекательная игра во взрослую жизнь. Поэтому девочкам так хочется иметь собственную косметику. Косметика – это возможность почувствовать себя взрослой, что очень важно для юной леди. Огромное количество девочек, видя рекламу по телевидению и подражая своей маме или любимой певице, хотят пользоваться косметикой, выглядеть ярче и привлекательной.

Родители поддерживают желание дочерей и покупают им детскую косметику. Девочки с удовольствием играют в «Салон красоты», нанося макияж своим подругам и куклам.

Я выбрала тему «Химия красоты», потому что в нашей школе ученицы старших и младших классов пользуются косметикой и выглядят ярко и даже вызывающе. Мне захотелось узнать, нужна ли детям косметика или от нее только вред. Можно ли использовать мамину косметику?

Цель работы: изучить пользу и вред косметики при использовании девочками в возрасте 7 лет.

Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- проанализировать информацию по проблеме исследования;

- определить виды детских косметических средств;

- провести опрос мам и девочек в данной области;

- определить химические показатели губной помады (исследовать на вредность).

Объект исследования: детская косметика.

Предмет исследования: вся косметика.

Гипотеза: предположим, что каждый ребенок в возрасте с 7 лет должен пользоваться специальной детской косметикой, потому что косметика для взрослых им не подходит.

Методы исследования:

- теоретический,

- анкетирование,

- эксперимент.

I. Теоретическая часть

1.1 История возникновения косметики

Существует мнение, что зародилась косметика в Древнем Египте. Именно древние египтяне первыми поняли, что лицо с подведенными глазами выглядит намного привлекательнее. У них существовали специальные сосуды с черной краской для глаз. Она носила название «мастим» или «стим», что в переводе означало «цвет, делающий глаза говорящими». Черная краска наносилась узкой полоской от уголков глаз, благодаря чему глаза выглядели более удлиненными и крупными. Существовала специальная кисточка, с помощью которой подкрашивались ресницы. Роль косметологов исполняли жрецы, уже тогда люди хотели быть красивее. (Приложение 1, рис. 1)

Первыми письменами, сохранившими для нас косметические советы, стал «Папирус Эберта», в котором написан рецепт приготовления краски для волос. Рецепт принадлежал египетской царице Сес и считается первым записанным рецептом, в котором в качестве краски для волос применялась хна. Знаменитая египетская царица Клеопатра написала трактат «Лекарство для кожи», где приводит свои косметические советы. (Приложение 1, рис. 2, 3)

Непреодолимое желание людей быть красивее, скрывать недостатки и подчеркивать достоинства продолжало повышать популярность использования косметических средств.

Так в Древней Греции для производства косметических средств пользовались всевозможными природными средствами. Жительницы Эллады в качестве пудры использовали толченые бобы, губную помаду делали из кошенили, а тушь для ресниц из сажи. (Приложение 1, рис. 4, 5, 6)

1.2. Виды детской косметики

Вся детская косметика по уходу за кожей делится на гигиеническую (уходовую) и декоративную. Самый популярный бренд детской косметики – это «Принцесса». Образ принцессы был взят не просто так, 95% маленьких девочек, возрастом от 5 до 12 лет хотят стать принцессами. Кроме удачного названия и дизайна, бренд косметики безопасен для ребенка.

Гигиеническую линию косметики производит компания Красная линия. Косметические средства серии предназначены для девочек от 3 до 12 лет и созданы специально с учетом особенностей детской кожи. Они содержат натуральные масла и экстракты растений, мягко ухаживающие за детской кожей. В составе этой косметики нет вредных компонентов, консервантов, гормонов, спирта и ГМО, а также веществ, вызывающих аллергию. Все средства декоративной косметики не стойкие и легко смываются просто водой с мылом. 

К ним относятся гигиенические помады и бальзамы для губ, тальк и присыпки, солнцезащитные средства, кремы, защищающие от мороза, увлажняющие гели и эмульсии для лица и рук. В их состав входят исключительно натуральные компоненты. Они успокаивают кожу малыша, не раздражая ее и не вызывая аллергии. Такие косметические средства изготавливают из целебных растений, натуральных масел, экстрактов и морских водорослей. (Приложение 2, рис. 1)

Декоративная линия косметики Принцесса производится компанией Гамма Косметик. Средства данной линии в большей части основаны на растительных компонентах.

К ее выбору следует подходить серьезно, учитывая возраст и тип кожи ребенка. К ним относятся тонированные бальзамы и помады для губ, румяна, тени, тушь для ресниц и лаки для ногтей. Девочкам не стоит использовать пудру, тональные кремы и корректоры - за исключением сценического или карнавального макияжа. 

Лаки для ногтей производятся на основе фруктовых смол и были разработаны французскими специалистами. Благодаря этому сотрудничеству они имею яркий блеск как обычные лаки, но смываются обычной водой. Но чтоб не обделять девочек постарше была разработана линия лаков более стойких. 

На сегодняшний день под брендом «Принцесса» выпускаются массу миленьких детских побрякушек: браслетиков, колечек, диадем, сумочек и прочих аксессуаров. (Приложение 2, рис. 2)

При создании декоративной косметики для девочек производители учитывают проблемы и особенности детской кожи, поэтому ее делают щадящей и очень легкой, с минимальным содержанием синтетических компонентов или вовсе без них.

Декоративную косметику для девочек предлагают такие известные фирмы, как «Дисней», «Барби», а также «Маленькая фея». Многие другие бренды тоже стремятся попасть в косметичку юных модниц. Поэтому косметика для девочек всегда ярко и необычно упакована. (Приложение 2, рис. 3, 4, 5)

1.3 Мнение специалистов

Детские педиатры и аллергологи утверждают, что кожа ребенка отличается от кожи взрослого человека, так как она более нежная и чувствительная.

Чтоб ответить на вопрос, а полезна ли декоративная косметика для детей, мы обратились за советом к специалистам.

Мастер-косметолог считает: «В стремлении девочек пользоваться декоративной косметикой, нет ничего плохого. Но лучше, если они будут это делать под присмотром мамы». (Приложение 3, рис. 1)

Школьный психолог -Бутенко Л.В. считает: «Приобретая косметику для девочек, родители способствуют развитию вкуса и стиля у своих дочурок. Декоративная косметика для девочек – это очередная приятная игрушка, которая помогает хотя бы немного приобщиться к миру взрослых. Радуйте своих детей и радуйтесь вместе с ними. А самый большой плюс для мамы состоит в том, что, получив собственную помаду и духи, дочка перестанет разорять ее косметичку». (Приложение 3, рис. 2)

Школьная медсестра - Синицына В.А. советует: «Декоративную косметику не желательно применять девочкам до 16-ти лет, так как в косметике есть вещества, которые отрицательно влияют на гормональное развитие, но допускает возможность применения в особых случаях (выступлениях на сцене)». (Приложение 3, рис. 3)

II. Проведение эксперимента

2.1 Анкетирование девочек и мам «Использование детской косметики» 
Мною была разработана анкета и вопросы для мам и девочек, которые помогут мне разобраться и выявить статистику использования косметики девочками 7-8 лет и отношения их мам к этому. Для анкетирования были выбраны ученицы 2-х классов "Ухтуйской СОШ". В анкетировании участвовало 15 девочек и 13 мам. 

Обработав ответы, я получила следующие результаты… (Приложение 4, рис. 1, 2)

По результатам анкетирования видно, что девочки 2-х классов пользуются детской косметикой, могут отличить гигиеническую косметику от декоративной. Многим нравится наносить макияж куклам, но затрудняются ответить, что детская косметика вредна для кожи.

Наши мамы считают, что гигиеническая косметика не вредна детям, а декоративная – вредна. Многие разрешают в редких случаях пользоваться декоративной косметикой и в повседневной жизни.

2.2 Экспериментальная часть

Я решила узнать, почему нельзя использовать мамину помаду. Для этого пронумеровала помады.

Для физического анализа я использовала микроскоп. Изучила структуру помады.

Из таблицы видно: (Приложение 5, рис. 1)

 

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Образец 4

Внешний вид

поверхность гладкая, ровная

поверхность гладкая, ровная

поверхность гладкая, ровная

поверхность гладкая, ровная

Мазок

Ровный, однородный

Ровный, однородный

Ровный, однородный

Ровный, однородный

Запах

фруктовый

земляничный

нет

кофейный

Цвет

бесцветная

бесцветная

коричневый

темно-розовый

Я пришла к выводу, что внешняя оболочка помады покрыта жирным веществом, пчелиным воском.

Под руководством учителя химии, Ирины Александровны Чернышевой, я провела опыты.

Опыт 1. Обнаружение витамина А – ускоряет заживление трещин.

1. Берем кусочек помады.

2. Помещаем в чашечку с растворителем.

3. Добавляем несколько капель уксусной кислоты, сульфата железа и серной кислоты.

4. Нагреваем на горелке.

5. Отмечаем изменения: в образце 1, 3, 4 появилось розовое окрашивание.

Вывод: образец 1, 3, 4 – обнаружен витамин А, образец 2 – нет. (Приложение 6, рис. 1)

Опыт 2. Обнаружение фенолаэто токсичное вещество, вредит здоровью.

1. Берем кусочек помады.

2. Помещаем ее в чашечку с растворителем.

3. Добавляем несколько капель хлорида железа.

4. Нагреваем на горелке.

5. Отмечаем изменения: у образца № 2 появилось фиолетовое окрашивание,

Вывод: образец помады 1, 3, 4 – нет фенола; в образце 2 – обнаружен фенол. (Приложение 6, рис. 2)

Опыт 3. Обнаружение катионов железаэто биоактивная добавка, плохо оказывает влияние на  кожу губ.

1. Берем кусочек помады.

2. Помещаем в чашечку с растворителем.

3. Добавляем несколько капель гидроксида натрия.

4. Размешиваем.

5. Отмечаем изменения: в образцах 1, 2, 3, 4 белого осадка не наблюдалось, значит, катионов железа нет. (Приложение 6, рис. 3)

Заключение

Работая над исследовательским проектом, я узнала много интересного из истории косметики и о современных косметических средствах. В ходе нашей работы выявлено, что использование детской декоративной косметики – это нужная и полезная процедура, но пользоваться ею необходимо разумно и осторожно. Но покупая косметику, надо смотреть на ее состав, а то могут быть вредные вещества, как в образце 2 фирма «Nivea» - детская гигиеническая помада.

Я убедилась, что в маминой помаде нет вредных веществ, но красится ей еще рано, так как девочки, пользуясь косметикой, выглядят старше своих лет.

Моя гипотеза не подтвердилась.

Список используемых источников и литературы:

1. Волчек Н.М. Современная энциклопедия для девочек. Мн.: «Современный литератор», 1999г.

2. Землянская М. Новейшая энциклопедия для девочек. Мн.: Современная школа, 2005г.

3. Шатилова М.Ю. Детская косметика: за и против. //Электронное пособие. М.: «Учитель», 2009г.

4. Интернет-ресурсы: 

1.http://beautyclab.ru/blog/Uroki_makiyazha/147966_Kak_sdelat_gubnuyu_pomadu_v_domashnih_usloviyah.html

2. http://www.velvet.by/shopwindow/krasota/makiyazh-gimnastki 

3. http://supermams.ru/dekorativnaya-kosmetika-dlya-devochek.htm 

4. http://luxcosmetics.com/istoriya.html 

5. http://5000.net.ua/articles/istoriya-poyavleniya-kosmetiki-/ 

Приложения

Приложение 1

История возникновения косметики

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Мастим

Царица Сес

Царица Клеопатра

     

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Толченные бобы

Кошенили

Сажа

     

Приложение 2

Бренд детской косметики «Принцесса»

Рисунок 1

Рисунок 2

Гигиеническая косметика

Декоративная косметика

   

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Дисней

Барби

Маленькая фея

     

Приложение 3

Мнение специалистов

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Мастер-косметолог

Школьный психолог

Школьная медсестра

     

Приложение 4

Рисунок 1. Анкетирование девочек «Использование детской косметики» 

1. Пользуешься ли ты косметикой?

2. Вредна ли детская косметика для кожи? 

3. Ты можешь отличить гигиеническую и декоративную детскую косметику?

4. Нравится ли тебе наносить макияж кому-то? (маме, подруге, бабушке, куклам?)

Рисунок 2. Анкетирование мам «Использование детской косметики» 

1. Вредна ли гигиеническая косметика для кожи? 

2. Вредна ли декоративная косметика для кожи?

3. Разрешаете ли вы пользоваться декоративной косметикой ребенку? Как часто можно использовать декоративную косметику ребенку в повседневной жизни? 

Приложение 5

Рисунок 1 Таблица «Структура помады»

 

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец № 4

Внешний вид

поверхность гладкая, ровная

поверхность гладкая, ровная

поверхность гладкая, ровная

поверхность гладкая, ровная

Мазок

ровный, однородный

ровный, однородный

ровный, однородный

ровный, однородный

Запах

фруктовый

земляничный

нет

кофейный

Цвет

бесцветная

бесцветная

коричневый

темно-розовый

Приложение 6

Экспериментальная часть

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Обнаружение витамина А

Обнаружение фенола

Обнаружение катионов железа

     
Просмотров работы: 24