Глобус - модель Земли

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Глобус - модель Земли

Гайдомак А.Д. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №13
Головинская Е.А. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №13
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Первое знакомство с глобусом произошло в моем дошкольном детстве, когда бабушка подарила невероятный предмет с подсветкой. Это был глобус, его я видел лишь в книге на картинке. И началось мое изучение глобуса. Сначала я изучал страны и их столицы, материки и океаны. Играл с глобусом, представляя себя путешественником: закрывал глаза,крутил глобус и случайным образом останавливал его, а потом, изучал выбранное место и придумывал историю своего путешествия.

Продолжились мои открытия в школе на уроках окружающего мира. Мы изучали тему «На что похожа наша планета?» На уроке я узнал историю возникновения глобуса. А потом нам предложили самим сделать глобус. Мы делали маленький макет Земного шара из пластилина, но в этот раз, мне очень хотелось, чтобы макет был похож на настоящий глобус. О своем желании я сказал Елене Анатольевне. И она предложила поучаствовать в проекте «Глобус-модель Земли».

Цель:расширить знания о глобусе и создать модель Земли своими руками.

Задачи:

1. Определить главное отличие глобуса от карты.

2. Определить в ходе анкетирования уровень знаний о глобусе обучающихся разных возрастных категории.

3. Сделать модель глобуса своими руками методомPapercraft (полигональная модель)

Объект исследования:Глобус (модель земного шара).

Предмет исследования: метод Papercraft (полигональная модель)

Методы исследования:

1. Информационные ресурсы: литература, интернет-ресурсы.

2. Метод статистической обработки данных, полученных при анкетировании.

3. Проведение экспериментов

Глава 1. Из истории возникновения глобуса.

Сферичность Земли была установлена ​​греческими астрономами в III в. до н. э., но земных глобусов античности не сохранилось. Примером сохранившегося небесного глобуса является часть скульптуры «Атлант Фарнезе», сохранившейся в римской копии II-го в. н. э. в Археологическом музее Неаполя. (см. Приложение 1 рис.1)

До XV в. не было задокументированных попыток создания глобуса. Самый ранний из сохранившихся глобусов до наших дней является глобус «Земное яблоко», официальным изобретателем которого признан немецкий географ Мартин Бехайм. Он был изготовлен в 1493—1494 годах для городского совета Нюрнберга, где и хранится в настоящее время. Это глиняный шар диаметром в 507 мм разделенный на 24 сегмента, обтянутый тканью и разрисованный красками. На глобусе изобразили два полюса, экватор, меридианы, Европу, Азию и Африку ₋ это все что знали о Земле в конце XV века. (см. Приложение 1 рис.2)

Глобусы очень быстро распространились в Европе, став символами просвещенности. Их изготавливали из различных материалов: меди, бронзы, где гравировались созвездия и звезды, и это всё было сложно, трудоемко и дорогостояще. Драгоценные глобусы украшали гостиные и кабинеты богатых людей.  Позднее появились  деревянные глобусы с наклеенными на него листами-картами.

Первый глобус в России появился при царе  Алексее Михайловиче Романове. Голландские послы привезли его в подарок.

 А в 1714 году Пётру I был подарен немецким герцогом  глобус-планетарий, получивший название «Готторпский». Этот глобус, сверху являлся моделью Земли, а изнутри – картой неба. Внутри глобуса могло разместиться 12 человек. Основные детали каркаса и несущие конструкции крепились на деревянную платформу, а поверхности глобуса были облицованы медными листами. Уникальная конструкция позволяла внешнему глобусу (с картой Земли) и внутреннему (с небесными созвездиями) вращаться одновременно, что создавало некую иллюзию путешествия сквозь пространство и время. В 1747 во время пожара глобус почти весь сгорел, русскими инженерами была сделана точная копия, которую назвали Большой академический глобус, он хранится в Кунсткамере. К большому сожалению мне не удалось увидеть этот глобус во время экскурсии, т.к этаж в Кунсткамере был закрыт на реставрацию. (см. Приложение 1 рис. 3). Но мне удалось узнать об экспедициях путешественников, которые предпочитали брать в свои путешествия не только карты, но и глобус. (см. Приложение 1 рис. 4). Я заинтересовался. Почему? И ответил на свой вопрос исследованием.

Глава 2. Результаты исследования

Исследование 1. Почему путешественники использовали в экспедициях карту и глобус?

Гипотеза: я предположил, что глобус более удобен в использовании, чем карта.

Изучая энциклопедические источники, я подтвердил свои догадки. Но в чем же глобус лучше карты?

Проведем эксперимент:для этого возьмем апельсин, маркер, лист бумаги и нож.

Предположим, что апельсин – это модель Земли. Нарисуем маркером на нем континенты. Апельсин надрезаем по секциям от полюса до полюса на две части – неглубоко, едва касаясь мякоти. Снимаем кожицу и пробуем ее расположить на листе бумаги ровно без складок и разломов. Оказалось, что нельзя.

Тогда я решил разделить воображаемый глобус на 4 части, а потом и на 8 частей. И повторил эксперимент. Как не старался, а из выпуклого плоское без разломов – разрезов сделать не возможно. Результат подтвердился еще раз. (см. Приложение 2 рис. 1)

Вывод: нельзя перенести на плоскую поверхность то, что находится на выпуклой поверхности, без искажений. А значит, на глобусе более точная информация, чем на карте. Вот поэтому путешественники брали с собой не только карту, но и глобус. (см. Приложение 2, рис.2)

Исследование 2. Из каких материалов делают современные глобусы, и на сколько, они популярны в наши дни.

Гипотеза:современныйглобус востребованный предмет, его можно изготовить из разных материалов и в разной технике.

Конечно, глобус из апельсина меня не очень впечатлил. Хотя благодаря

фрукту я открыл загадку путешественников. Поэтому я решил узнать, из каких материалов делают современные глобусы, и на сколько, они популярны в наши дни.

Изучая энциклопедические источники, я узнал, чтов наше время современные глобусы производят в основном из плоского термопластика или специального картона – с наклеенной на него картой. Шаблон пропускают несколько раз через специальный пресс: сначала он приобретает форму цветка, а затем форму купола – так получают одну полусферу. Каждую половинку помещают в металлическую форму для получения выпуклостей всех стран и материков. (см. Приложение 2 рис.3)

Из выше изученного мной материала следует, что глобус на протяжении многих веков является ценным предметом.

Последние несколько лет можно заметить рост популярности таких дизайнерских направлений, как ретро, модерн и винтаж. Поэтому и в настоящее время глобусы относятся к числу наиболее востребованных винтажных аксессуаров, а изготовить его можно из различных материалов и в разной технике.

Чтобы мой глобус выглядел современным, я решил выполнить его технике Papercraft (бумажное моделирование). Papercraft (в дословном переводе Paper – бумага, craft – ремесло) – это объемные модели, заготовками для которых, служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея.

В этой технике, я уже выполнял работу для ребят своего класса и учителя, а так же работу на конкурс поделок. (Приложение 2 рис.4) Получится ли у меня модель глобуса в технике Papercraft?

Проведем эксперимент: для эксперимента возьмем, выкройку на которой нанесена карта полушарий, фотобумагу, ножницы и клей.

За основу я использовал выкройку Марины Булычевой, которая является автором огромного количества работ в данной технике. (Приложение 2, рис.5)

Первый этап:

  • распечатать выкройку, с нанесенным рисунком на плотной фотобумаге и вырезать её.

Второй этап:

  • пробиговать клапаны (продавить тонкую полоску для сгиба) выкройки и сложить по пунктирным линиям, имеющие разную сторону сгиба. В народе называющиеся «горка» и «канавка». (Приложение 2, рис.6)

Третий этап:

  • нужно склеить по кругу все клапаны, которые пронумерованы с внутренней стороны, создавая глобус.

Вывод: У меня получился глобус шириной 245 мм, его высота составляет 238 мм, длина – 245 мм, в технике Papercraft. Его я могу использовать на уроках окружающего мира и как необычный аксессуар в моей комнате.(Приложение 2, рис.7)

Исследование 3. Анкетирование

По ходу работы над проектом мной был проведен опрос среди обучающихся 1-11 классов «Что я знаю о глобусе». Анкета состояла из пяти вопросов. (Приложение 3, рис.1)

Выводы:

1.Было опрошено 100 человек.32 человека возрастной категории 7-8 лет, 31 человек категории 9-10 лет, 16 человек относятся к возрастной категории 11-12 лет, 12 человек – 13-14 лет и 9 человек 15-16 лет.

2.У 68% учащихся дома есть глобус числа опрошенных. Из них у младших школьников 41%, учащихся средних и старших классов 27%.

3.Имя изобретателя первого глобуса знают 21 человек,21%. Начальные классы: 14 человек (14 %);средних и старших только 7 человек (7%). Думаю, что такой результат обусловлен тем, что данный вопрос как раз изучается в школе в 1-2 классе и дети, на только что полученных знаниях давали правильных ответ, что не скажешь о средних и старших классах, которые не помнят этого.

4.Актуальность использования глобуса в наше время подтвердили 82 человека, (82%). Отрицательные ответы были прокомментированы доступность сети интернет и обусловлены тем, что в нем можно найти любую карту. Тут думаю надо более детально изучить отличия карты от глобуса.

5.Последним вопросом анкеты я узнал у ребят, можно ли сделать глобус своими руками и какой материал для этого подойдет лучше всего. Больше половины всех учащихся, а это 80 человек, (80%) ответили «да» на этот вопрос. При этом материал для изготовления глобуса называли разнообразный ₋ бумага, пластилин, картон, дерево, папье-маше, пенопласт, пластик, 3д ручка.

Результаты анкетирования я представил в диаграмме. Такие диаграммы мы научились выполнять на уроках функциональной грамотности. (Приложение 3, рис.2)

Заключение

В ходе исследования мне удалось решить все задачи.

Я узнал:

  • одно из главных отличий глобуса от карты.Поскольку глобус – это шар, он более точно отображает расположение географических объектов. А объекты, нанесенные на карту, в любом случае будут искажены. 

  • выяснил, что глобус являлся востребованным предметом на протяжении веков, а так же и в наше время это подтвердили 82 человека из 100, что составило 82%

  • узнал, что глобус можно изготовить из разных материалов, а для этого использовать разные техники, даже самые необычные для круглого предмета.

Результаты анкетирования повлияли на решение представить проект для школьников с целью расширения знаний учащихся о глобусе.

Одноклассникам я представил свою модель глобуса в технике Papercraft и познакомил ребят со своими исследованиями. Ребята поддержали мой проект и выполнили свои модели глобусов в разных техниках. Теперь в нашем классе 23 глобуса! (Приложение 3, Рис 3.)

Наши модели мы можем использовать на уроках окружающего мира или географии, и даже в современном дизайне квартир.

В дальнейшем я хочу узнать, какие виды глобусов существуют в наше время и где их используют.

А также более детально изучить отличия карты от глобуса.

Список литературы

1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля. 1 часть [Текст] / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. ₋ Просвещение, 2015.–144 c.

2. Всемирная география в школе и дома. [Текст] ₋ Москва: Росмен, 2019. 304 с.

3. Лучшая энциклопедия для будущих отличников. [Текст] ₋ Ростов-на-Дону: Владис, 2020. ₋ 344с

4. Маркин В.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. [Текст] / В.А. Маркин. ₋ Москва: АСТ, 2015. ₋ 398 с.

Приложение 1

Рис. 1 Скульптура «Атлант Фарнезе»

Рис.2 Создатель первого глобуса Мартин Бехайм и его «Земное яблоко»

Рис.3 Большой академический глобус. Кунсткамера, 4 этаж.

Рис.4 Изучение экспедиций путешественников.

Приложение 2

Рис.1. Эксперимент с апельсином.

Рис.2. Глобус и карта.

Рис.3. Изготовление глобуса

Рис.4.Работы в технике Papercraft.

Рис.5 Элемент выкройки глобуса.

Рис.6 Образцы сгибов.

Рис.7 Готовый глобус в технике Papercraft

Приложение 3

Рис.1.Вопросы анкеты.

Рис.2. Диаграмма результатов анкетирования

Рис.3. 23 глобуса нашего класса

Просмотров работы: 186