Введение
Современное общество сталкивается с рядом экологических проблем, которые требуют немедленного решения. Среди главных проблем можно выделить ухудшение качества окружающей среды, истощение природных ресурсов, изменение климата и нарушение биоразнообразия. В этой связи особое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию населения, начиная с раннего детства.
Экологическое образование и воспитание являются важной составляющей системы общего образования. Оно направлено на формирование у школьников экологической культуры, понимания значимости природных ресурсов, осознанного отношения к природе и ответственности за ее сохранение [1].
Вместе с тем, как показывает практика, учителя начальной школы уделяют экологическому образованию не достаточное внимание.
Цель данного исследования – изучить опыт экологического образования и воспитания младших школьников на уроках «Окружающий мир» в начальной школе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать теоретические подходы к экологическому образованию и воспитанию младших школьников;
описать практические методы и приемы, используемые учителями на уроках окружающий мир;
определить эффективность экологического образования и воспитания младших школьников на уроках окружающий мир.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью учащихся; беседа; анализ продуктивной деятельности учащихся; педагогический эксперимент.
Основная часть
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [6] уделяет особое внимание экологическому образованию и воспитанию младших школьников. Согласно ФГОС НОО, целью экологического образования является формирование у младших школьников экологической культуры, осознанного отношения к природе и ответственности за ее сохранение.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, на уроках «Окружающего мира» младшие школьники осваивают: основы экологии; виды природных объектов; биологическое разнообразие; экологические проблемы современности; природопользование и его последствия; экологический мониторинг.
Целью экологического образования является формирование у детей бережного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.
Экологическое сознание – это очень важная и глубокая форма постижения человеком окружающего мира и его действительности. Люди с таким сознанием знают очень многое о экологических проблемах окружающей среды и ищут пути их решения. Поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать уже с младшего школьного возраста. Следовательно перед учителями стоят ряд задач, такие как:
- понимание современных проблем окружающей среды;
- развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;
- умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
В решении этих задач следует выделить принципы экологического воспитания:
1) принцип единства окружающей среды, формирующий у детей осознание целостности окружающего мира;
2) принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
3) принцип непрерывности, дающий возможность использовать любой возрастной период;
4) принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, содействующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
5) принцип направленности, содействующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Курс «Окружающий мир» в экологическом образовании младших школьников имеет большое значение, поскольку он является одним из основных инструментов формирования экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде.
Во-первых, курс «Окружающий мир» помогает детям узнать о природе, ее законах и происхождении. Они знакомятся со свойствами растений и животных, учатся различать виды и определять их характеристики. Это позволяет им не только расширить свой кругозор, но и стать более ответственными за сохранение природы.
Во-вторых, курс «Окружающий мир» помогает детям понять важность экологических проблем и научиться работать с ними. Они учатся о том, какие проблемы существуют в окружающей среде, какие есть способы их решения и как каждый может внести свой вклад в сохранение природы.
В-третьих, курс «Окружающий мир» способствует развитию навыков наблюдения и анализа. Дети учатся замечать изменения в окружающей среде, анализировать их причины и следствия, а также предлагать свои решения проблем.
В рамках экологического образования проходят не только учебные занятия, но и внеурочные мероприятия, направленные на формирование экологических компетенций у учеников [5]. К таким мероприятиям относятся: наблюдения за природой, экскурсии в парки и заповедники, экологические игры и конкурсы, участие в экологических проектах и т.д.
Для достижения целей экологического образования в арсенале учителя различных формы и методы обучения: дидактические игры, презентации, проектная деятельность, обсуждение проблем и поиск решений в коллективе, самостоятельная работа учеников и т.д. [2].
Существует несколько теоретических подходов к экологическому образованию и воспитанию младших школьников. Один из них - это интегративный подход, который предполагает объединение экологических знаний с знаниями из других предметных областей. Это позволяет показать связь между разными явлениями и процессами в природе и повысить интерес учеников к изучению экологии.
Учителя начальных классов используют различные методы и приемы для обучения младших школьников основам экологии. К таким методам относятся: наблюдение за жизнью растений и животных в естественных условиях, экскурсии в парки и заповедники, проведение экспериментов, чтение научной литературы, просмотр документальных фильмов и т.д.
Один из эффективных методов – это игровые формы обучения. Игры помогают заинтересовать учеников в изучении экологии и запомнить полученные знания. Например, можно использовать игры-викторины, игры на запоминание названий животных и растений, игры на определение свойств различных предметов и материалов.
Эффективность экологического образования и воспитания младших школьников может быть оценена по нескольким критериям. Один из них - это знаниевый, а второй поведенческий. У де тей младшего школ ьного воз раста не обходимо сформировать пред ставления о красоте родной при роды, дать им на чальную информацию об эколог ии, связи чело века и при родной сред ы, от ветственности каждого чело века за со хранность на шей план еты.
Изучение взаимосвязей, существующих в окружающем мире, имеет боль шое значение в форм ировании эколог ически воспитанной личности школ ьника, в ста новлении от ветственного от ношения его к при роде. Это до лгий и сложный про цесс. Его смысл не только в осваивании эколог ических знаний и уме ний, но и в раз витии мышления, эмоций де тей, их де ятельности по за щите, уходу и преобразованию окружающей сред ы. Кроме того, об общающие урок и вы полняют и контрольно-оценочную функцию.
Помимо это го, на об общающих урок ах есть воз можность ис пользовать межпредметные связи, раз нообразный дидактический материал, тех нические сред ства об учения, что по вышает акт ивность уча щихся, а, след овательно, ре зультативность урок а. Завершением урок а мож ет бы ть, на пример, на писание мини-со чинения, со здание вы ставки по делок из при родного материала и др.
Ведущими методами изучения окружающего мира должны статья: наблюдение, моделирование, эксперимент. Данные мет оды определяют форм ы орган изации учебной де ятельности де тей младшего школ ьного воз раста, индивидуальные для дан ного учебного пред мета. Существуют раз личные форм ы про ведения урок ов в на чальной школ е: урок и в форм е со ревнований и игр (КВН, викторины, дидактические игры), урок и в форм е мер оприятий (экскурсии, про гулки), урок и с групп овыми форм ами раб оты, урок и творчества, урок и-бес еды.
Интегрированный курс «Окружающий мир» в начальной школе играет важную роль в экологическом образовании младших школьников. Он помогает им развивать экологическую культуру, осознанное отношение к окружающей среде, навыки наблюдения и анализа, а также формировать гражданскую позицию по вопросам охраны природы.
Заключение
Интегрированный предмет «Окружающий мир» в экологическом образовании младших школьников имеет большое значение, поскольку он является одним из основных инструментов формирования экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде.
Во-первых, курс «Окружающий мир» помогает детям узнать о природе, ее законах и происхождении. Они знакомятся со свойствами растений и животных, учатся различать виды и определять их характеристики. Это позволяет им не только расширить свой кругозор, но и стать более ответственными за сохранение природы [4].
Во-вторых, курс «Окружающий мир» помогает детям понять важность экологических проблем и научиться работать с ними. Они учатся о том, какие проблемы существуют в окружающей среде, какие есть способы их решения и как каждый может внести свой вклад в сохранение природы.
В-третьих, курс «Окружающий мир» способствует развитию навыков наблюдения и анализа. Дети учатся замечать изменения в окружающей среде, анализировать их причины и следствия, а также предлагать свои решения проблем [3].
Таким образом, интегрированный курс «Окружающий мир» играет большое значение в экологическом образовании обучающихся начальной ступени образования. Он помогает развивать экологическую культуру младших школьников, осознанное отношение к окружающей среде, навыки наблюдения и анализа, а также формировать гражданскую позицию по вопросам охраны природы.
Список литературы:
Агузарова И.Г. Кокаева И.Ю. Концепция формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов – будущих учителей начальной школы: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2015. 44 с.
Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию экологической культуры и здорового образа жизни младших школьников // Тенденции и перспективы развития науки ХХI века: Выпуск 24. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 56-59.
Кокаева И.Ю Формирование исследовательских компетенций у младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира» // Повышение качества подготовки педагогических кадров: Проблемы. Инновационные технологии. Опыт: cборник материалов Международной научно-практической конференции: Сев.-Осет. гос.ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019. с. С.244-248.
Кокаева И.Ю. Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения // Начальная школа: плюс до и после. 2013. №7. С. 3 7.
Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. 2-е из д., пере раб. и до п. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 251 с.
Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для сред него профессионального образования / В. И. Максакова. 2-е из д., ис пр. и до п. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 206 с.