Плесень. Вред или польза для человека?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плесень. Вред или польза для человека?

Коряковская В.А. 1
1БОУ ВО Вологодский многопрофильный лицей
Рогалева З.В. 1
1БОУ ВО Вологодский многопрофильный лицей
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Моя исследовательская работа возникла в результате наблюдения за пищевыми продуктами. Купленные в магазине хлеб, апельсины, сыр, помидоры и др. продукты через некоторое время покрываются странным налетом, хотя все продукты были упакованы в отдельные целлофановые пакеты. Папа сказал, что на продуктах выросла плесень, и такие продукты человеку есть нельзя.

А что такое плесень? При каких условиях она образуется и растет? Почему продукты с таким налётом не используются в пищу? Почему в магазине продают сыр с плесенью? Что будет если я съем продукты с плесенью?

Цель исследования:

выяснить, что такое плесень, вред или пользу она приносит человеку.

Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое плесень, ее виды.

  2. Какой вред или пользу она приносит людям.

  3. Почему образуется, при каких условиях, на каких продуктах.

  4. Узнать методы борьбы с плесенью.

План работы:

  1. Провести анкетирование среди одноклассников и учителей/работников лицея.

  2. Изучить теоретический материал по данной теме, используя различные источники (словари, энциклопедии, интернет).

  3. Наблюдение и исследованием плесени с помощью опытов.

  4. Узнать методы борьбы с плесенью.

  5. Узнать интересные факты о плесени.

  6. Сделать выводы по результатам исследовательской работы.

Методы исследования:

  1. Анкетирование.

  2. Сравнительный анализ.

  3. Изучение различных источников.

  4. Наблюдение.

  5. Эксперименты.

  1. АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование одноклассников и учителей проводилось по следующим вопросам (форма анкеты в Приложении 1):

Где вы видели плесень?

Какого цвета она была?

Имела ли запах?

Плесень – это растение, животное, гриб или бактерия?

Плесень полезна или вредна человеку?

Если полезна, то где используют. Если вредна, то какой вред наносит человеку?

Результаты анкетирования одноклассников (обработано 13 анкет) и учителей/работников лицея (обработано 6 анкет) представлены в Приложении в таблицах 1,2.

По большинству ответов одноклассников делаем вывод, что плесень – это гриб (приложение, диарамма 1), растет она на продуктах, имеет зеленый цвет (приложение, диаграмма 2) и не имеет запаха (приложение, диаграмма 3), одновременно вредна и полезна для человека (приложение, диаграмма 4), как бороться с ней большинство одноклассников не знает (приложение, диаграмма 5).

По большинству ответов учителей/работников лицея делаем вывод, что плесень – это гриб (диаграмма 1), растет она на продуктах и в сырых помещениях, имеет разные цвета (диаграмма 2), имеет неприятный запах (диаграмма 3), больше вредна для человека, чем полезна (диаграмма 4), заплесневелые продукты нужно выкидывать, влажные помещения и подвалы нужно проветривать и просушивать, при появлении плесени обрабатывать специальными средствами (диаграмма 5).

  1. ГИПОТЕЗЫ

  1. Плесень - это гриб.

  1. Плесень может быть разных цветов и не имеет запаха.

  1. Плесень – это больше вред, чем польза.

  1. Плесень образуется при определённых условиях.

  1. Плесень образуется на любых продуктах за 7 дней.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Что такое плесень?

В толковом словаре С. И. Ожегова: ПЛЕ́СЕНЬ, -и, жен. Образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-н. гниющем, сыром.

В толковом словаре Д. Н. Ушакова: ПЛ’ЕСЕНЬ, плесени, мн. только научн., жен. Мицелий гриба, появляющийся в сырых местах (в виде зеленовато-сероватых или желтоватых пятен) на различных предметах и органических телах и вызывающий их порчу. От сырости плесень завелась.

В Энциклопедии природы Ж.Деляроша, перевод с французкого Б.Д.Васильевой: ПЛЕСЕНЬ – грибы, которые портят продукты, но они же используются в «голубых» сортах сыра и вырабатывают пенициллин – антибиотик, очень эффективный против некоторых заболеваний. Плесневелые грибы специально выращивают в лабораториях.

В энциклопедии для детей Аванта+ Исмаиловой С. Биология, том 2: ПЛЕСЕНЬ - это грибница (мицелий) - разветвлённая, похожая на паутину сеть, расползающаяся по заплесневевшему продукту или заболевшему растению, пронизывающая почву. Биологи подсчитали, что в 1 куб. см почвы может содержаться до двух километров нитей грибницы.

В Большой Медицинской Энциклопедии: ПЛЕСЕНЬ - характерные пушистые, бархатистые, шерстисто-клочковатые, паутинные налеты различной окраски, образуемые микроскопическими грибками на продуктах питания, зерне, кормах, растительных и животных остатках, бумаге, дереве, коже, металлах, резине, бензине и нефтепродуктах, пластмассах, лаках, красках, стекле и на других материалах.

В Википедии: ПЛЕСЕНЬ - это одна из структур, которые могут образовывать определенные грибы. Похожий на пыль, окрашенный внешний вид плесени обусловлен образованием спор, содержащих вторичные метаболиты грибов. Споры являются единицами распространения грибов.

Таким образом, согласно изученным литературным источникам, подтверждается гипотеза, что ПЛЕСЕНЬ – ЭТО ГРИБ.

Существуют различные виды плесени. Она может различаться по цвету, строению и влиянию на здоровье человека.

Чёрная плесень зачастую пугает людей больше всего, так как она является более заметной на многих поверхностях (фото 1). Ее появление обусловлено высоким уровнем влажности, плохой вентиляцией, перепадами температур. Черные или темно-серые пятна чаще всего появляются в ванных, на потолках или стенах в подвалах, на балконах. Данный вид плесени один из наиболее агрессивных, быстро размножающихся и опасных для человека разновидностей. Она вызывает заболевания дыхательных путей, кожные и суставные болезни, аллергию.

 Зелёная плесень (пеницилл) – это довольно многочисленная группа грибков, часть из которых считается условно патогенными, тогда как другая часть относится к токсичным (фото 2). К этому виду плесени относится известнейший пеницилл, который используют при производстве антибиотика пенициллина.

Грибки выглядят как светло-зелёный налёт с неровной поверхностью. Нередко зелёная плесень поражает овощи и фрукты, а также другие продукты (особенно кисломолочные). Она довольно быстро развивается и почти сразу проникает вглубь тканей, тем самым заражая их полностью. Именно поэтому употребление испорченных фруктов может привести к серьёзным отравлениям. Нередко зелёная плесень обосновывается на строительных материалах (особенно на дереве) и начинает постепенно разрушать их. Зелёная плесень довольно прихотлива, так как любит повышенную влажность, а также относительное тепло.

Белая плесень (мукор) - это еще один распространенный вид. Грибки выглядят как белый налёт с множеством переплетений тончайших нитей (фото 3). 

Чаще всего она поражает растения, некоторые продукты (хлебобулочные изделия, сыр, фрукты и ягоды), встречается на почве, в помещениях. Белая плесень выглядит как светлый пух, покрывающий пораженный участок. Она не так агрессивна, как черная, но может спровоцировать сильную аллергию. Некоторые виды белой плесени полезны. Их используют в пищевой промышленности (например, при производстве элитных сыров, сыровяленых колбас, картофельного этанола), в фармацевтической промышленности (для изготовления антибиотиков).

Оранжевая плесень встречается довольно редко (фото 4). Некоторые ученые считают, что это относительно новый вид, появившийся в процессе мутации уже известных плесневых грибов. Оранжевая плесень иногда обнаруживается на сырых стенах, хлебобулочных изделиях, некоторых продуктах. Сразу после появления, налет пастообразный, но со временем высыхает, превращаясь в порошок, похожий на ржавчину, и начинает издавать неприятный запах. Этот вид грибка относится к высокотоксичным.

Розовая плесень (трихоцетий) выглядит как светло-розовый матовый или слегка пушистый налёт (фото 5). Она поражает растения (семена и плоды), в частности зерновые культуры, корнеплоды. Кроме того, розовый грибок представляет опасность для животных и человека, вызывая токсикозы, дерматиты. У людей после употребления зерна, зараженного розовой плесенью, может развиться септическая ангина.

Голубая плесень выглядит как голубой налет и имеет две разновидности (фото 6). Одна из них – голубая, так называемая «благородная» плесень, которую нередко используют в пищевой промышленности, например, для изготовления пикантных сыров. Голубая плесень встречается на растениях, на почве, на разлагающейся органике. Другой вид – это грибок синевы, который в основном развивается внутри древесины, вызывая не только изменение цвета, но и гниение. Он часто поражает деревянные конструкции в домах, мебель и изделия из дерева.

Серая плесень тоже относится к опасным, высокотоксичным разновидностям (фото 7). Чаще всего этот грибок развивается на растениях, особенно тех, которые содержат большое количество глюкозы. Серая плесень быстро размножается, вызывает гниение самого растения и его плодов. Для человека серая плесень опасна из-за высокого риска отравления, негативного влияния на иммунную систему.

Желтую плесень (аспергилл) иногда можно обнаружить на молочных продуктах, рыбе, хлебе, арахисе (фото 8). Изредка желтая плесень развивается на стенах в сырых помещениях, чаще всего на штукатурке или обоях. Эта разновидность очень опасна, особенно для детей и пожилых людей. Контакт с желтой плесенью может стать причиной аллергии, нарушения работы желудочно-кишечной системы и печени.

На сегодняшний день насчитывается около 100 тысяч разновидностей плесневых грибов. Ученые постоянно обнаруживают новые виды, обладающие уникальными свойствами. С большой долей вероятности можно утверждать, что на Земле существует еще немало видов плесени, о которых ученым ничего не известно, так что вполне возможно, что все самые интересные открытия еще впереди.

Таким образом, подтверждается гипотеза, что ПЛЕСЕНЬ – МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ.

    1. Вред плесени

Очень долго считали, что плесень для человека безвредна. Но это не так. Из энциклопедий я узнала, что плесень вредна и опасна для человека. Всем известно, что нельзя употреблять в пищу несъедобные грибы. Плесень является причиной многих болезней и отравлений. Споры плесени снижают иммунитет. Наиболее опасна желтая и белая плесень – Мукор. Она развивается в виде белого пушка и оставляет споры, которые разлетаются во все стороны и быстро размножаются. Плесень наносит вред продуктам, здоровью человека и приводит к гибели животных, растений и портит запасы и урожай, наносит вред прочным материалам, таким как кирпич, бетон и железо. Всему что нас окружает!

Люди обычно относятся пренебрежительно к явлению плесень. Срезают пораженный участок хлебной корки, снимают белесую верхнюю плёнку с варенья и спокойно съедают то, что осталось, даже не подозревая, насколько это опасно. Если же часть продукта поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь продукт.

    1. Польза плесени

Но плесень может быть и полезной для человека. Столетия тому назад люди придумали использовать плесени для приготовления разных пищевых продуктов. В Европе плесень используют при изготовлении благородных сыров - рокфора, камамбера, бри. Плесень, используемая для производства сыров безопасна для употребления в пищу.  В странах Востока, в Японии плесени издавна применяют при производстве спиртных напитков, при приготовлении продуктов питания из сои, а также разнообразных соусов. А так пугающая всех чёрная плесень, начиная с 30-х годов XX века, во всём мире до сих пор широко применяют в пищевой и фармацевтической промышленности, как основа для производства лимонной кислоты.

Человеку впору поклониться плесени за то, что именно из неё в середине ХХ века, совершенно случайно, был получен первый антибиотик — пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей.

В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг, выращивал колонии бактерий в чашках, обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью – грибом Пенициллом. Вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии стафилококка. В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый антибиотик.

Таким образом, плесень – это явление, с которым мы сталкиваемся постоянно, но либо не замечаем, либо избавляемся от нее. Плесень – это грибы, представители совершенно отдельного и огромного царства, которое в сравнении с животными и растениями еще очень плохо изучено. Плесень всеядна и вездесуща, но страшнее всего то, что плесень редко бросается в глаза.

Таким образом, не подтверждается гипотеза, что ПЛЕСЕНЬ – ЭТО БОЛЬШЕ ВРЕД, ЧЕМ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. ПЛЕСЕНЬ - ЭТО И ВРЕД, И ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для того, чтобы разобраться какие условия нужны для образования плесени на продуктах питания, я провела несколько экспериментов. Я выбрала два продукта питания: белый хлеб и апельсин (фото 9), разделила на 5 кусочков каждый и положила в пластиковые контейнеры (фото 10,11). Контейнеры разместила в разных местах:

контейнеры №1 – на кухонном столе

контейнеры №2 – в темном месте

контейнеры №3 – в холодильнике

контейнеры №4 - под батареей

контейнеры №5 – в душевой кабине

Наблюдала за плесенью в течение 12 дней, результаты наблюдений представлены в таблице (Приложение 2, фото 12-18).

    1. ЭКПЕРИМЕНТ 1: свет или темнота нужны плесени?

В ходе исследования, заполняя таблицу наблюдений, я выяснила, что плесень образуется не только при свете, но и в полной темноте. В темноте плесень росла медленнее, чем при свете. Именно росла, значит это - живой организм. А большинству растений нужен солнечный свет, а бактерии наоборот предпочитают темноту, то скорее всего плесень не относится ни к растениям, ни к бактериям. Тогда предположим, что плесень – это животное, значит, она должна заглатывать частицы пищи и двигаться. Но плесень питалась за счет кусочков хлеба и апельсина, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью. У животных ограничен рост, а плесень в ходе опытов росла и росла. Значит, плесень не относится к животным.

Также я узнала, что некоторые бактерии имеют жгутики, с помощью которых они движутся. А выращенная мной плесень не неподвижна и напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек. Значит, плесень не относится к бактериям.

Таким образом, подтверждаются гипотезы, что ПЛЕСЕНЬ – НИ РАСТЕНИЕ, НИ ЖИВОТНОЕ, НИ БАКТЕРИЯ, А ЗНАЧИТ – ЭТО ГРИБ, и ПЛЕСЕНЬ ПРЕДПОЧИТАЕТ СВЕТ.

    1. ЭКСПЕРИМЕНТ 2: тепло или холод нужны плесени?

В ходе исследования я выяснила, что на кусочке апельсина в холодильнике плесень начала образовываться через 12 дней, а на образце под батареей плесень появилась на 2 день. Так как большинству растений нужно тепло, а зимой ничего не растет и не цветет, значит плесень не относится к растениям.

Таким образом, подтверждаются гипотезы, что ПЛЕСЕНЬ – ЭТО ГРИБ и ПЛЕСЕНИ НУЖНО ТЕПЛО.

    1. ЭКСПЕРИМЕНТ 3: сухость или влажность нужны плесени?

В ходе исследования я выяснила, что на образцах, расположенных в месте повышенной влажности плесень появилась раньше, чем в холодильнике и на кухонном столе. Кроме того, во все опытные образцы с кусочками хлеба на восьмой день я добавила столовая ложку воды. На следующий день на образце №4, расположенного под батареей появилась плесень, а через день на образце №5, расположенном в душевой кабине тоже выросла плесень.

Таким образом, подтверждаются гипотезы, что ПЛЕСЕНИ НУЖНЫ ТЕПЛО И ВЛАЖНОСТЬ.

    1. ЭКСПЕРИМЕНТ 4: имеет ли плесень запах?

Все образцы, на которых образовалась плесень, имеют неприятный запах. Запах не зависит от вида и цвета плесени. Чем больше образец поражен продукт, тем сильнее запах.

Таким образом, не подтверждается гипотеза, что ПЛЕСЕНЬ – НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.

    1. ЭКСПЕРИМЕНТ 5: плесень образуется за 7 дней?

Из данных таблицы наблюдений видно, что на одних образцах плесень образовалась за второй день, а на других на 12 день, а на некоторых образцах так и не появилась. Сроки образования плесени зависят от вида продукта питания, его состояния и условий среды в которой находится данный продукт.

Таким образом, не подтверждается гипотеза, что ПЛЕСЕНЬ ОБРАЗУЕТСЯ ЗА 7 ДНЕЙ.

4.6. ЭКСПЕРИМЕНТ 6: на всех ли продуктах может образоваться плесень?

В результате проведенных опытов, плесень образовалась на обоих продуктах: и на апельсине, и на белом хлебе. Таким образом, подтверждается гипотеза, что ПЛЕСЕНЬ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ОБРАЗУЕТСЯ НА ЛЮБЫХ ПРОДУКТАХ.

    1. ЭКСПЕРИМЕНТ 7: определение вида плесени с помощью микроскопа.

Я решила узнать строение плесени под микроскопом, положила на предметное стекло кусочки плесени, которую я вырастила. Я увидела, что плесень на хлебе состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Из энциклопедии я узнала, что все грибы имеют грибницу, которая представляет собой переплетенные тонкие нити, которые называются гифами (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина»), а шляпки – спорангия. И что у гриба пеницилла на конце гифов расположены кисточки. На хлебе выросла белая плесень – гриб мукор (фото 17), белые ниточки с черными спорангиями на концах, а на апельсине – зеленая плесень (фото 18), но с уверенностью сказать что это пеницилл я не могу, так как, кисточек под микроскопом я не увидела (фото 19-22).

В результате изучения литературы и наблюдений, я пришла к следующим выводам:

  1. Плесень - это гриб.

  1. Плесень образуется везде, но растет быстрее при определённых условиях: свет, тепло и влажность.

  1. Плесень может быть разных цветов и имеет неприятный запах.

  1. Плесень образуется на любых продуктах, но с разной скоростью.

  1. Плесень – это и вред, и польза для человека.

  1. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ПЛЕСЕНЬЮ

Согласно, ранее проведенному анкетированию одноклассников и учителей лицея, я выяснила, что 35% опрошенных не знают, как бороться с плесенью (Приложение, таблица 1,2, диаграмма 5)

    1. Методы борьбы с плесенью на продуктах питания:

Закрывать готовую пищу в пленку, чтобы защитить от спор плесени из воздуха.

Хранить остатки пищи в холодильнике.

Категорически не принимать поврежденную плесенью пищу.

Продукты не покупать впрок.

Фрукты и овощи хорошо промывать, просушивать, держать в холодильнике.

    1. Методы борьбы с плесенью в помещениях:

Устранить источники влаги в помещении (протечки труб и кранов), просушивать и проветривать помещения.

Отапливать зимой все комнаты в доме.

Следить за состояние вентиляционных каналов в доме.

Обязательно утеплить снаружи или изнутри промерзающие и холодные стены.

  1. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЛЕСЕНИ

Плесень – один из самых древних живых организмов на Земле. Она появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе. Она спасает жизни и способна убить.

Умная плесень. В 2000 году японский ученый Тошуки Накагаки провел эксперимент, поместив у входа в лабиринт плесневой гриб, а на выходе кусочек сахара. Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте, раздваиваясь на каждом перекрестке. Как только какой-нибудь из отростков попадал в тупик, он поворачивал обратно и искал путь в другом направлении. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару.

Но, что самое интересное, когда у уже прошедшего лабиринт грибного мицелия отщипнули кусок и вновь поставили у входа в лабиринт, положив в конце сахар, – один из ростков безошибочно выбрал самый короткий путь к выходу из лабиринта и сахару, а второй пр

осто «вскарабкался» по стенам лабиринта и пополз по потолку. Таким образом, простая плесень обнаружила не только зачатки памяти, но и способности к нестандартному способу решения задач, что говорит о наличие у гриба интеллекта.

Проклятие Тутанхамона. Один из видов плесени был обнаружен в египетских гробницах. Самый известный случай связан с гробницей Тутанхамона, при вскрытии которой присутствующие заразились спорами, что повлекло череду смертей. Сначала говорилось о проклятии, но спустя годы было доказано, что причиной гибели археологов стала агрессивная плесень.

Непобедимая плесень. Одно из основных и самых опасных свойств плесени является ее вездесущность. В зоне отчуждения в районе Чернобыльской АЭС через несколько лет были обнаружены огромные разрастания плесени. Как выяснилось после, плесень перерабатывает радиацию в энергию и развивается. Она разрасталась в местах с наибольшим радиационным фоном.

Космическая плесень. Плесень исследовалась космонавтами в космосе. Но это не все, споры были обнаружены на обшивке корабля. Через полгода выяснилось, что грибы приспособились к внешним условиям и научились выживать и развиваться в условиях невесомости.

Опасная плесень. Африканское племя банту употребляет продукты с плесенью и считает их деликатесом. Ученые считают, что именно из-за этого в этом племени часто встречается рак печени. Представители народности редко доживают до 40 лет.

Вкусная плесень. Соевый соус, один из основных компонентов азиатской кухни - это, по сути, жидкость, выделившаяся из заплесневевших и начавших разлагаться соевых бобов. «Испорченные» продукты стали основой многих блюд японской кухни. Одно из самых любимых кушаний - натто, клейкая отвратительно пахнущая масса, иными словами, гнилые бобы, покрытые липкой густой белой пленкой. Да и подающийся в любом японском ресторане планеты суп мисо приготовлен из риса, сои или пшеницы, зараженных все тем же плесневелым грибком.

Другой популярный продукт, получаемый с помощью плесени – французское вино. Для его изготовления виноград поражают «благородной гнилью» — плесневелым грибком, из-за которого кожица ягоды сморщивается, но содержимое при этом становится более концентрированным. «Шато д’Икем», любимое вино русской аристократии XIX века, сегодня одно из самых дорогих вин мира.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате своей исследовательской работы я пришла к выводам, что плесень относится к царству грибов. Она вредна для человека, но человек научился извлекать из нее пользу. Плесень активно используют в пищевой промышленности и в фармакологии, спасая человеческие жизни. Не нужно бояться плесени, а нужно учиться налаживать свой быт так, чтобы поддерживать здоровье и экологическое благополучие.

В результате проведенных экспериментов, у меня получилось вырастить настоящую плесень. Также мне удалось подтвердить или опровергнуть поставленные в начале исследования гипотезы:

  1. Плесень - это гриб. ПОДТВЕРЖДЕНА.

  1. Плесень может быть разных цветов. ПОДТВЕРЖДЕНА. Плесень не имеет запаха. НЕ ПОДТВЕРЖДЕНА.

  1. Плесень – это больше вред, чем польза. НЕ ПОДТВЕРЖДЕНА.

  1. Плесень образуется при определённых условиях. ПОДТВЕРЖДЕНА.

  1. Плесень образуется на любых продуктах за 7 дней. НЕ ПОДТВЕРЖДЕНА.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.: Ключ, 1994.

  2. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина  Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г.

  3. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 1. М.: АСТ, 2005

  4. Исмаилова С. Энциклопедия для детей т.2, Биология. Аванта+, 1995г.

  5. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. -  М.: ООО «Издательство  АСТ - ЛТД». -  1997г.

  6. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». -  1997г.

  7. https:// plesneveet.ru /

  8. http://www.livt.net /  «Живые существа»  Электронная иллюстрированная энциклопедия.

  9. http://ru.wikipedia.org/wik

Приложение 1

АНКЕТА

к исследовательскому проекту

«Вред и польза плесени для человека»

  1. Вы ученик или учитель/работник (нужное подчеркнуть).

  1. Где вы видели плесень? ________________________________________

______________________________________________________________

  1. Какого цвета она была? _________________________________________

  1. Имела ли запах? _______________________________________

  1. Как вы думаете плесень – это растение, животное, гриб или бактерия? (нужное подчеркнуть).

  1. Плесень полезна или вредна человеку? (нужное подчеркнуть).

Если полезна, то где используют: _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Если вредна, то какой вред наносит человеку: ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если знаете, то укажите способ борьбы с плесенью _________________

______________________________________________________________

Спасибо за участие и ответы.

Таблица 1: «Результаты анкетирования одноклассников (обработано 13 анкет)»

Вопрос

Ответы

Где можно увидеть плесень?

на продуктах - 10 , в сырых помещениях - 1, в лесу - 1, на краске и кистях - 1

Какого цвета плесень?

белого - 2, зеленого – 9, черного - 1, синего -1

Имеет ли плесень запах?

нет – 9, да - 4

Что такое плесень?

растение - 2, животное - 0, гриб - 9, бактерия - 2

Плесень полезна или вредна человеку?

полезна - 2, вредна -3, вредна и полезна - 8

Чем полезна?

используют в продуктах (сыр) – 6, используют в медицине - 2, убивает вредные бактерии - 1, не знаю - 2

Почему вредна?

вызывает отравление – 7, портит продукты -3, не знаю -1

Способы борьбы с плесенью

сразу съедать продукты и не хранить - 3, специальными препаратами -1, просушивать помещения -1, не знаю - 8

Таблица 2: «Результаты анкетирования учителей/работников (обработано 6 анкет)»

Вопрос

Ответы

Где можно увидеть плесень?

на продуктах - 5 , в сырых помещениях – 4

Какого цвета плесень?

белого - 3, зеленого – 3, черного - 4, голубого -2

Имеет ли плесень запах?

нет – 2, да – 4

Что такое плесень?

растение - 0, животное - 0, гриб - 6, бактерия - 0

Плесень полезна или вредна человеку?

полезна - 1, вредна -3, вредна и полезна - 2

Чем полезна?

используют в продуктах (сыр) – 2, используют в лекарствах – 3

Почему вредна?

вызывает отравление, аллергию – 5

Способы борьбы с плесенью

проветривать и просушивать помещения - 4, дезинфекция специальными препаратами -2, выкидывать продукты с плесенью – 3, обрабатывать лимоном с содой, нашатырным спиртов -1

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

П риложение 3

Фото 1. Черная плесень.

Фото 2. Зеленая плесень (пеницилл)

Фото 3. Белая плесень (мукор).

Фото 4. Оранжевая плесень.

Фото 5. Розовая плесень (трихоцетий).

Фото 6. Голубая плесень.

Фото 7. Серая плесень.

Фото 8. Желтая плесень.

Фото 9,10,11. Образцы. Первый день эксперимента.

Фото 12,13. Образцы. Пятый день эксперимента.

Фото 14,15. Образцы. Восьмой день эксперимента.

 

Фото 16,17,18. Образцы. Двенадцатый день эксперимента.

Фото 19,20. Подготовка образцов для исследования под микроскопом.

Фото 21,22. Образцы плесени под микроскопом

Просмотров работы: 44