Введение
Всегда хотел узнать больше о пчёлах, как пчёлы делаю мёд, особенности поведения. Мне посчастливилось, у меня есть собственная пасека, и я готов поделится своими наблюдениями и информацией полученной из научной литературы.
В те времена, когда ещё не были известны способы производства сахара, единственным сладким продуктом являлся мёд. Он имел очень важное значение в питании населения, широко использовался для приготовления различных кушаний.
Цель исследования: выяснить, действительно ли мёд можно проверить на натуральность, не имея особых приспособлений.
Задачи исследования:
Найти информацию о пчёлах
Выяснить из кого состоит пчелиная семья
Выяснить, как общаются пчёлы
Провести эксперименты по определению натуральности мёда
Объект исследования: магазинный мёд
Предмет исследования: свойства мёда
Методы исследования: анализ информации, проведение экспериментов, обработка данных
Гипотеза: если мёд поддельный, то его можно определить в домашних условиях
Как пчёлы делают мёд?
Мёд, который мы покупаем в магазине - продукт производимый пчёлами. Пчёлы предварительно делают восковые соты в дуплах деревьев, также пчёлы могут жить в специальных ульях, которые строит для них пчеловод. Пчеловод затем достаёт мёд из улья запасённый пчёлами в сотах и откачивает его. В каждом улье живёт от 20 до 60 тысяч пчёл. У каждого своя роль. Матка – единственное назначение откладывать яйца, несколько трутней – самцов и десятки тысяч рабочих пчёл, все они самки. Самые молодые рабочие пчёлы в возрасте нескольких дней убирают улей и кормят личинок только, что вылупившихся из яиц. В возрасте 10 дней рабочие пчёлы начинают принимать груз пищи, который доставляют в улей другие пчёлы, называемые полевыми. Некоторые полевые пчёлы выполняют более квалифицированную работу – служат разведчиками. Разведчики разыскивают в поле источники пищи – цветочную пыльцу и нектар, когда они находят подходящие цветы, то возвращаются в улей. В улье разведчики исполняют сложный танец, который указывает полевым пчёлам направление и расстояние до медоносного участка. В нектаре 80% воды, в которой растворены сложные сахара – это прозрачная жидкость вытекающая из медоносного цветка когда его отрывают от черенка. Пчёлы собирают нектар с растений, деревьев и кустарников. Нектар из цветов пчёлы высасывают длинным свёрнутым в трубочку языком. У пчёл два желудка – один для собственного питания, второй для хранения нектара. Во втором желудке пчёлы приносят нектар в улей. Чтобы наполнить нектарный желудок пчела должна облететь – 1000 -1500 цветков. Ёмкость желудка – 70млгр, но это почти равно весу самой пчелы. К моменту возвращения в улей пчела полностью загружена сладким нектаром. Когда полевая пчела возвращается домой, то она передаёт собранный нектар рабочим пчёлам, которые высасывают своими языками нектар из рта полевой пчелы. Иногда нектар идёт в пищу личинкам и взрослым пчёлам, но чаще из него предварительно приготавливают мёд. Сначала рабочие пчёлы в течение 30 мин пережёвывают нектар, как мы жевачку. Ферменты пчелиной слюны медленно ращепляют сложные сахара нектара на более простые, это помогает сделать нектар более усвояемым и предохраняет его от порчи бактериями, когда его откладывают про запас. Затем обработанный нектар пчёлы раскидывают в соты, вода из нектара медленно испаряется и образуется густой сироп. Чтобы ускорить высыхание нектара пчёлы обдувают его с помощью крыльев, используя их как вентилятор. Когда сироп в сотых достигает нужной консистенции , т.е то это уже мёд. Ячейки с мёдом пчёлы запечатывают воском. Белый воск выделяются хлопьями из восковых желез. Готовый мёд хранится про запас и используется в пищу. В течение года колония пчёл съедает от 60 до 100 кг мёда.
Фото 1
Экспериментальная часть
Для проведения опытов был приобретён мёд в магазине - образец№1, проверку его подлинности производили с помощью сравнения, с мёдом с собственной пасеке - образец №2. Купленный продукт имел жидкое состояние, а наш мёд густое (фото 3), поэтом образец №2 поместили в тёплую воду, чтобы его растопить (фото 2).
Фото 2 Фото 3
Опыт №1
В тарелку налить ложку мёда, залить холодной водой и начать растворять. Мёд в холодной воде не растворяется. Через некоторое время в мёде появится кристаллическая форма (биологическая память мёда)
Образец №1
Образец №2
Опыт №2
Нанести капельку мёда на руку (настоящий мёд не растекается из -за теплоты тела) и ладонью втираем в руку. Рука не липкая, если липкая - сахар.
Образец №1 Образец №2
Опыт №3
На кусочек бумаги нанести полоску мёда и поджечь, настоящий мед не сгорит, а сахар сгорит
Образец №1 Образец №2
Образец №1 Образец №2
Опыт №4
В ёмкость с мёдом опустить ложку, немного его зачерпнуть и поднять вверх, он будет долго тянуться, стекая ровной струйкой, не разрываясь и образуя горочку. Последняя капля отпружинивает и подтягивается обратно к ложке, у некачественного мёда нет.
Образец №1 Образец №2
Образец №1 Образец №2
Опыт №5
Поместить образцы с мёдом в холодильник. Через некоторое время настоящий мёд загустел (ненастоящий мёд не загустевает)
Образец №1 Образец №2
Вывод: проведя опыты я выяснил, что подлинность мёда можно проверить не имея особых приспособлений. Так же я понял, что зная свойства мёда можно безошибочно распознать его натуральность. Магазинный мёд - натуральный.
Моя гипотеза, что поддельный мёд можно определить в домашних условиях, подтверждена.
Заключение
Пчёлы настолько важны, что для них существует специальная наука. Апиология – это наука, изучающая медоносных пчёл. Невозможно переоценить пользу, которую приносят пчёлы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растений мира давно бы исчезли.
Список литературы
1. Виноградов В. П., Нуждин А. С., Розов С. А. Основы пчеловодства. — Колос, 1966
2. Котова Г.А., Воробьев Б.Л. Пасека, пчелы, мед. Издательский дом МСП, 2005.- 224с.
3. Комаров А.А. Пособие пчеловода – любителя. – М.: Цитадель-тренд, 2004. – 560 с.ил.
4. Тименский П.И. Приусадебная пасека. – М.: Агропромиздат, 1988. – 271 с.: ил.
5. Таранов Г.Ф. Корма и кормление пчёл. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 160 с., ил
6. Учебник пчеловода/ А.С. Нуждин, Г.Ф. Таранов, В.И. Полтев и др. – М.: Колос, 1984. – 415 с., ил
7. Учебник пчеловода. Изд. 5-е, перераб. И доп. Уч – к для сельск. Проф. – техн. Училищ. М., «Колос», 1973.
PAGE \* MERGEFORMAT8