Вторая жизнь бумаги

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вторая жизнь бумаги

Ланцова М.Д. 1
1МБОУ "СОШ №13"
Колодина А.З. 1
1МБОУ "СОШ №13"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как то я нашла статью о том, что известный актёр Вуди Харрельсон основал фирму, производящую бумагу из пшеничной соломы. Он считает, что бумага из соломы помогает более эффективно защищать природу.

Вот чудеса! Меня заинтересовала эта статья. Я задумалась, а из чего еще можно сделать бумагу, при этом не нанести вред природе?!

На уроках технологии мы изготавливаем поделки из цветной бумаги. Остается много ненужных отходов, которые нельзя использовать при изготовлении поделок. Каждый день мы выкидываем бумажные упаковки из под различных продуктов, прочитанные газеты, исписанные тетради.

Мы задались вопросом, а можно ли вообще изготовить бумагу в домашних условиях из этого материала?

Так родилась тема моего исследования «Вторая жизнь бумаги»

Актуальность: каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. Мне жалко деревья, которые много лет могут приносить такую пользу для всего живого, умирают ради газет и журналов, а мы, люди, прочитав их, просто выбрасываем.

Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).

Предмет исследования: производство бумаги из вторичного сырья

Гипотеза: мы полагаем, что можно в домашних условиях переработать макулатуру и получить бумагу.

Цель: изучить способ получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения бумаги.

  2. Узнать, как использует человек бумагу в современном мире.

  3. Найти информацию о том, как влияет макулатура на экологию.

  4. Провести опрос среди учащихся.

  5. Создать бумагу из макулатуры.

Методы исследования:

  • Теоретические методы: описательный, аналитический.

  • Эмпирические методы: опрос, эксперимент.

Сроки проведение исследования: сентябрь 2022-февраль 2023

  1. Теоретическая часть исследования

    1. История возникновения бумаги

Бумага – это искусственный материал, придуманный и созданный людьми.

Но существовала она не всегда. В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма.

С изобретением письменности люди для письма стали использовать камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, которые покрывались воском. На этих дощечках писали специ­альными заостренными палочками.

Их сменил па­пирус, который растет в болотистых местах Эфиопии и Египта. Папирус до сих пор называют «дедушкой бумаги».

Русское слово «бумага» произошло от итальянского «бамбаджио», что означает «хлопок», потому что первым сырьем после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей.

А через много-много лет был найден более прочный материал для письма - пергамен­т, который изготавливали из ко­жи животных (овец, коз, телят).

В самом начале нашего летосчисления, т. е. почти 2000 лет назад, на смену папирусу и пергаменту пришла бумага. Об изобретении бумаги существуют несколько легенд.

Первыми бумагу начали делать китайцы из стеблей бамбука и луба тутового дерева. Данное сырье гасили гашеной известью, затем полученную массу натягивали на шёлковую сетку, прессовали и сушили.

Чтобы сохранить в тайне секрет изготовления бу­маги, за разглашение её полагалась смертная казнь, но всё же секрет этот был раскрыт: и по китайскому способу стали изготавливать бумагу в Корее, затем в Японии. Японская бумага превзошла по качеству даже китайскую.

История бумаги в России берет свое начало со времени царствования Ивана Грозного. Однако бумага собственного производства не получила тогда широкого распространения. В Россию ее завозили из Франции и Италии. Только при Петре I было налажено промышленное производство бумаги в России. Машинное производства бумаги в России было начато в 1817 г., когда на Петергофской бумажной фабрике была установлена первая бумагоделательная машина. В 1825 году в России было уже 88 бумажных фабрик и бумагу перестали ввозить в страну из-за границы. Древесину для изготовления бумаги стали использовать с 1850 года.

Таким образом, для изготовления бумаги человек использует древесину, примерно, 173 года.

1.2. Использование бумаги в современном мире

Если много лет назад бумагу использовали в основном для письма, то в современном мире она заменяет нам тканевые носовые платочки и полотенца на кухне.

Специальная бумажная упаковка с внутренним слоем полимера позволяет хранить в ней молочные продукты и соки (упаковка tetrapak).

Бумагу, которая прошла специальную обработку при изготовлении, используют для выпечки кондитерских изделий в духовых шкафах. Она может выдержать температуру до плюс 230 градусов.

Из бумаги делают бумажные мешки и пакеты.

Бумагу используют в строительстве: с ее помощью делают гипсокартон – это строительный материал, состоящий из двух листов картона, между которыми помещается гипс. Гипсокартон используют для перегородок и для выравнивания стен в квартирах.

На бумажной основе сделан такой материал как гетинакс. Это специальный пластик, который получают путем прессования бумаги, пропитанной специальными химическими веществами. Его используют при изготовлении электрических приборов и различной аппаратуры. Он выдерживает температуру от минус 65 до плюс 120 градусов.

И, конечно же, бумажные обои в наших квартирах, которые создают уют и определенную атмосферу в комнатах.

Таким образом, бумага широко используется человеком в его хозяйственной деятельности. Мы перечислили далеко не все области, где человек использует бумагу.

Если предположить, что бумага вдруг исчезнет из нашей жизни, то, на наш взгляд, найти ей замену будет очень сложно.

    1. Влияние макулатуры на экологию.

Природных ресурсов на земле остаётся всё меньше. Чтобы и дальше пользоваться благами цивилизации, необходимо заниматься сбором, переработкой и использованием вторичного сырья.

Самым распространённым видом вторичного сырья является макулатура. Она составляет примерно 2/5 от всех образованных твёрдых бытовых отходов.

Использование макулатуры позволяет экономить древесину, которая идёт на изготовление бумаги, а результат этого – сохранение лесов.

Подсчитано, что 54 кг газетной бумаги позволяет сохранить одно дерево, а тонна макулатуры заменяет собой четыре кубометра древесины.

Только в одном Китае на производство поздравительных открыток ежегодно вырубается около 10 тысяч деревьев, а сколько таких открыток выпускается по всему миру?

Представляете, сколько можно сэкономить деревьев, используя бумагу как вторичное сырьё.

В советские времена заготовка макулатуры проводилась различными способами. Активное участие в этом деле принимали школы, для которых были установлены годовые нормы сбора макулатуры. Активно принимало участие в сборе макулатуры и население.

В наше время основными источниками образования макулатуры являются промышленные предприятия, типографии, крупные торговые сети.

Лес можно сберечь, не только охраняя его от вырубания, несанкционированных свалок и пожаров, но и экономно используя его ресурсы и перерабатывая использованное сырьё. Проблема переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается экологами.

Что касается бумажных отходов (макулатуры), то их вторая жизнь позволяет сохранить немалое количество деревьев, а это очень актуально для окружающей нас природной среды, которую чистой и благополучной в данное время назвать нельзя.

Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу, люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды.

Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил.

Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете. Известно, что 1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, 30000 литров воды, 2000 Квт/ч электроэнергии.

  1. Практическая часть исследования

    1. Опрос

Своё исследование я начала с опроса в классе, чтобы выяснить, что знают о бумаге мои одноклассники.

Ребятам я задавала следующие вопросы:

  1. Из чего создают бумагу?

  2. Скапливаются ли у вас дома различные бумажные отходы?

  3. Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?

Было опрошено 30 человек. Результаты представлены в виде диаграмм. (Приложение №1)

Опрос показал, что  ребятам известно, из чего изготавливают бумагу.

У всех скапливаются дома различные бумажные отходы.

А отвечая на последний вопрос (Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?), мнения ребят разделились:

Можно – ответили 10 учеников

Нельзя – 15 учеников

Не знаю – 5 учеников

Опрос показал, что проблема скапливания различных бумажных отходов существует. Выявлено, что большая часть одноклассников считает, что нельзя изготовить бумагу в домашних условиях.

В конце своей работы, я обязательно расскажу одноклассникам о возможности получения бумаги из отходов в домашних условиях.

2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях

Изучив литературу, я решила сделать бумагу в домашних условиях.

Я решила переработать в домашних условиях старую газетную бумагу, использованные школьные тетради и получить из нее бумагу. (Приложение №2)

Для реализации поставленной цели были проведены следующие этапы работы изготовления бумаги в домашних условиях: (Приложение №2)

  1. Порвать на мелкие клочки много ненужной бумаги.

  2. Замочить макулатуру в ведре или тазу холодной воды на ночь.

  3. Размолоть блендером бумагу так, чтобы можно было различать мелкие кусочки или волокна бумаги.

  4. Разбавить массу водой.

  5. Процедить массу через рамку с натянутой сеткой.

  6. Распределяем бумажную массу по поверхности сетки так, чтобы вода стекала в миску.

  7. Осторожно переворачиваем рамку с сеткой на ткань, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.

  8. Губкой удаляем лишнюю жидкость.

  9. Через несколько часов лист бумаги высохнет.

В результате нашей практической работы мы сделали следующие выводы:

1. Изготовить бумагу в домашних условиях можно, но это энергозатратно, требует много времени и терпения. Чтобы изготавливать бумагу необходимого размера, например А4, необходимо специальное оборудование - сетчатые рамки. И самое главное, для изготовления качественной бумаги нужен навык.

2. Количество полученной бумаги и ее качество не может удовлетворить потребности современного человека. Поэтому человек не откажется от промышленного производства бумаги.

3. Из старых газет можно получить только серую бумагу, т.к. в домашних условиях нельзя очистить бумажную пульпу от типографской краски. 4.Полученная бумага может использоваться для изготовления подарков для родных и близких, для участия в творческих выставках, можно сделать картины для оформления интерьера комнаты.

Ручная работа несет в себе частичку души автора, что делает ее уникальной и востребованной в узком кругу общения.

Заключение

Подводя итоги нашей работы, можно утверждать, что мы добились поставленной цели: изучили способ получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.

Нам удалось решить следующие задачи:

  1. Изучили историю возникновения бумаги.

Узнали, что бумага прошла огромный путь развития.

  1. Узнали, как использует человек бумагу в современном мире.

Пришли к выводу, что если бумага вдруг исчезнет из нашей жизни, то, на наш взгляд, найти ей замену будет очень сложно.

  1. Нашли информацию о том, как влияет макулатура на экологию.

Выяснили, что переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете.

  1. Провели опрос среди учащихся.

Выяснили, знают ли мои одноклассники, из чего делают бумагу, выяснили, что у всех скапливаются дома различные бумажные отходы и узнали, что многие ребята считают, что создать бумагу в домашних условиях невозможно.

  1. Создали бумагу из макулатуры.

Составили этапы работы приготовления бумаги в домашних условиях.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: можно в домашних условиях переработать макулатуру и получить бумагу.

Создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс. А какой потрясающий результат: эксклюзивная бумага вашего собственного дизайна!

Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается  из макулатуры и не требует денежных затрат.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить семейный бюджет и  природные ресурсы. 

У нас возник интерес к изготовлению бумаги из тополиного пуха, но это совсем другая история! Возможно, это будет продолжением моей работы.

Список использованных источников и литературы

  1. Википедия. /wiki.

  2. Дацкевич В. П. Как делают книгу / В. П. Дацкевич. М.: Издательство «Детская литература», 1987.- 24 с.

  3. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей / А. Ликум .- М.: ТКО АСТ, 1994. - 246 с.

  4. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96

  5. Орлова Н.Д. Я познаю мир/ Н.Д. Орлова.- М.: издательство АСТ, 2000.- с.97.

  6. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.

  7. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002.– 32 с

  8. Черныш И.М. Удивительная бумага. / И.М.Черныш. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.- 150 с.

Приложение №1

Из чего создают бумагу?

С капливаются ли у вас дома различные бумажные отходы?

Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?

Приложение №2

Фото. 1 этап: порвать на мелкие клочки много ненужной бумаги.

Фото. 2 этап: замочить макулатуру в ведре или тазу холодной воды на ночь.

Фото. 3 этап: размолоть блендером бумагу так, чтобы можно было различать мелкие кусочки или волокна бумаги.

Фото. 4 этап: разбавить массу водой.

Фото. 5 этап: процедить массу через рамку с натянутой сеткой.

Фото. 6 этап: распределяем бумажную массу по поверхности сетки так, чтобы вода стекала в миску.

Фото. 7 этап: осторожно переворачиваем рамку с сеткой на ткань, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.

Фото. 8 этап: губкой удаляем лишнюю жидкость.

Фото. 9 этап: через несколько часов лист бумаги высохнет.

Просмотров работы: 32