Раскаты грома: мифы и реальность

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Раскаты грома: мифы и реальность

Моисеенко В.Е. 1
1МБОУ "СОШ №13"
Колодина А.З. 1
1МБОУ "СОШ №13"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды летом я играла со своими друзьями на детской площадке. Дело было к вечеру, заигравшись, мы не обратили внимания на то, как небо начало заволакивать тёмные тучи. Вдруг раздался такой грохот, что мы от ужаса даже вскрикнули. Мы все знали, что это гремит гром и скоро будет дождь. Ребята закричали, что нужно срочно бежать домой и что опасно во время грома находится на улице.

За свою не такую уж и длинную жизнь я впервые слышала такие раскаты грома. Мы все бежали домой, а гром так грохотал, и казалось, что за моей спиной что-то взрывается. Грохот то усиливался, то ослабевал…. Я никогда так не боялась ничего, как этого грома и, прибежав, домой я ещё долго не могла прийти в себя.

И теперь, когда спрашивают: «Чего ты боишься больше всего?» Я отвечаю, не задумавшись: «Грома».

Когда учитель предложила мне написать исследовательскую работу, то я решила, что со своими страхами надо бороться или как говорят: «Надо уметь смотреть страху в лицо».

Так родилась тема моей исследовательской работы «Раскаты грома: мифы и реальность»

Актуальность работы:каждый человек с раннего детства должен знать об этом явлении природы, для того чтобы защитить свое здоровье и жизнь.

Объект исследования: гром

Предмет исследования: причины возникновения грома

Гипотеза: мы предполагаем, что гром может быть опасным для человека природным явлением.

Цель исследования: узнать насколько гром опасен для жизни и создать книжку-малышку.

Задачи:

1. Узнать, что такое гром

2. Выяснить отношение грома в мифологии

3. Провести опрос среди учащихся.

4. Познакомится с устойчивыми выражениями и пословицами о громе

5. Узнать, опасен ли гром для жизни человека

4. Создать книжку - малышку «Раскаты грома: мифы и реальность»

Практическая значимость - информация, собранная в данном исследовании, может быть использована уроках окружающего мира.

Сроки проведения исследования: сентябрь 2022-февраль 2023

I. Теоретическая часть исследования

    1. Гром. Научные сведения.

Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.

Если заглянуть в словарь Ожегова, то можно найти следующие определения слова «гром»:

  1. Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию во время грозы. 

  2. Сильный шум, звуки ударов. 

Гром представляет собой колебания воздуха под влиянием очень быстрого повышения давления на пути молнии, вследствие нагревания приблизительно до 30 000 °C. Молния мгновенно нагревает воздух и тот расширяясь дает хлопок.

Некоторые люди путают понятия гром и гроза. Это разные понятия. Разница примерно как между радугой и дождем. Гроза - явление природы, при котором образуются грозовые тучи, идет сильный дождь, сверкают молнии, гремит гром. А гром - это только звук от электрических разрядов в атмосфере и его многократном отражении - если гром раскатистый.

Оказывается, мы можем услышать настоящий «мини» гром, когда включаем электрический чайник. ТЭН, имеющийся в чайнике, начинает резко нагреваться, что вызывает резкое расширение жидкой воды. И мы слышим звук, похожий на гром. На самом деле, это и есть гром, только в гораздо меньшем масштабе.

Таким образом, мы выяснили, что гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Возникает в результате очень быстрого повышения давления на пути молнии, вследствие нагревания воздуха электрическим током. Гром является взрывной волной, которая при удалении от разряда молнии вырождается в звуковую волну.

    1. Гром в мифологии и религии

Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали первобытных людей. Когда они наблюдали зигзаги молний и слышали раскаты грома, они считали, что это гнев богов, один из способов наказания первобытного человека.

Наиболее известные боги-громовержцы:

Юпи́тер (лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян.

Тор — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии.

Лэйгун («громовник»), в китайской мифологии бог грома. У него тело дракона, человечья голова, и он бил по своему животу, как по барабану.

Лэйгуна часто изображали с черными крыльями летучей мыши, с птичьими когтями и головой, синим человеческим туловищем. Бог был одет обычно только в штаны, па плечах — связка барабанов, в правой руке — деревянный молоток, которым громовник Лэйгун бьет по ним. Лэйгун путешествовал в повозке, в которую были впряжены баран и свиньи. Крылатый бог бил в барабаны и насылал молнии. Лэйгун почитался как бог, помогающий людям, поскольку был связан с божествами дождя, от которых зависел урожай.

Индра - бог-громовержец, царь богов и тот, кто дает дождь, это божество-охранитель вселенной и хозяин восточной стороны, Индра представляется с крепко сложенным телом золотого или красноватого цвета.

Индра изображается в различных формах.

Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.

Перу́н -бог-громовержец в славянской мифологии.

Таким образом, мы убедились, что в различных религиях и мифологиях считалось, что гром, это одно из проявлений гнева богов. Таких богов часто называли громовержцами. У каждого народа был свой бог грома.

1.3. Гром. Устойчивые выражения. Пословицы.

«Разрази меня гром!». Впервые это выражение встречается в конце XIX-го века и предполагает выражение удивления или недоверия. Происхождение его, предположительно, связано с сотрясением корабля при ударе о подводную скалу, настолько сильном, что весь корпус корабля начинает вибрировать («shiver»).

Впервые это выражение встречается не в документальной, а в художественной литературе у Роберта Льюиса Стивенсона в романе «Остров сокровищ». Позже его скопировали авторы других пиратских романов и фильмов.

Доказательств того, что это живописное выражение использовали настоящие пираты, пока не имеется.

Как гром среди ясного неба - о чем-либо неожиданно и тяжелом, неприятном

Как громом поразить (или ошеломить, оглушить и т. п.) - внезапно сильно удивить, привести в состояние замешательства

Метать громы и молнии - говорить гневно, раздраженно, угрожать, обвинять в чем-либо и т. п.

Пока гром не грянет - пока не случится что-либо тяжелое, важное и т. п.

Оказывается со словом «гром» существуют разные поговорки и пословицы.

  • От грома и в воде не скроешься.

  • Когда человек горячится, он не слышит грома и не видит молнии.

  • Кто все имел и все потерял, тому и гром не страшен.

  • Гром и народ не заставишь умолкнуть

  • До первого грома земля не очищается

  • До первого грома лягушка не квакает

  • Иному гром не гром, а страшен барабан

  • Пока гром не грянет, мужик не перекрестится

  • Туча не без грома, а хозяин не без гнева

  • Чистое небо не боится ни молнии, ни грому

  • Где гром, тут и вёдро.

Так же с громом существуют разные приметы –суеверия.

  • Где молния, там и гром.

  • Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет.

  • После грома всегда бывает дождь.

  • При сильном громе дождь идет недолго.

  • Первый гром при северном ветре, холодная весна; при восточном, сухая и тёплая; при западном, мокрая; при южном, тёплая, но много будет червя, насекомых.

  • Если вы хотите, чтобы у вас весь год не болел живот — при звуках первого грома необходимо мгновенно упасть на пол и кататься по нему, держась за туловище и корчась, как будто у вас действительно очень сильная боль.

Огромное количество поэтов написали прекрасные стихотворения об этом природном явлении. Мое любимое стихотворение И.Тютчева «Люблю грозу в начале мая». Мне нравится, как он в своём стихотворении описывает гром.

Мы убедились, что со словом «гром» существуют разные пословицы, поговорки, устойчивые выражения. Об этом природном явлении написано много стихотворений.

1.4. Опасен ли гром?

Гром опасности для человека и других живых существ не представляет. Это миф. Опасно для всех нас явление, вызывающее раскаты грома. Опасна молния. Это реальность.

Услышав раскаты грома, мы узнаём о приближающемся опасном явлении.

Гром предупреждает нас о приближающейся опасности и призывает укрыться от неё.

Получается, что гром не только не опасен, но и полезен. Он сигнал опасности. Берегись!

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, гром - не опасен для человека. Опасна молния.

Энергия искрового разряда - молнии и возникающие при этом токи очень велики и представляют большую опасность для человека, животных, строений.

Для снижения опасности от поражений молний устраивается молниезащита в виде молниеотвода.

Молниеотвод (громоотвод) — устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии.

Считается, что молниеотвод был изобретён Бенджамином Франклином в 1752 году, хотя есть свидетельства о существовании конструкций с молниеотводами и до этой даты.

II. Практическая часть исследования

2.1.Опрос

В практической части нашей работы, мы хотели узнать у обучающихся 3-х классов, какими знаниями они обладают о громе. В связи с этим был проведен опрос.

Мы провели опрос, попросили ответить учащихся 3-х классов (82 чел.) на следующие вопросы:

1. Боишься ли ты грома?

2. Опасен ли гром?

Результаты представлены в виде диаграмм (Приложение №1)

Результаты показали, что 80 % одноклассников бояться грома, и 78% учащихся считают, что гром опасен.

Таким образом, результаты исследования показали, что у обучающихся 3-х классов недостаточный объем знаний о громе.

Мы посетили школьную библиотеку и изучили все учебники окружающего мира за курс начальной школы и выяснили, что темы «Гром» не предусмотрено по программе.

Своё маленькое исследование я хочу провести не только из-за личного интереса, но возможно моё сообщение о природном явлении позволит ребятам в доступной форме понять, что это такое. И, конечно же, я хотела ответить на вопрос: «Опасен ли гром?».

    1. Создание книжки-малышки

Мне хотелось бы, чтобы моя работа получилась интересной, а может быть и полезной для моих сверстников. Поэтому мы решили создать книжку-малышку «Раскаты грома: мифы и реальность».

Работу над книжкой мы начали в несколько этапов.

  1. Составление содержание

  2. Подбор материала

  3. Подбор иллюстраций

  4. Составление заданий

  5. Продумали дизайн обложки

  6. Печать книжки-малышки

  7. Прошивка книжки-малышки

Первый этап «Составление содержания». Придумали, о чем мы бы хотели рассказать в своей книжке-малышке. Придумали название разделов.

Второй этап «Подбор материала». С помощью интернета находили подходящую информацию.

Третий этап «Подбор иллюстраций». С помощью интернета находили иллюстрации к каждому разделу.

Четвертый этап «Составление заданий». С помощью интернета, детских журналов находили задания. Некоторые задания придуманы самостоятельно.

Пятый этап «Дизайн книжки-малышки». Здесь было много идей и трудно было, что то выбрать одно.

Шестой этап «Печать книжки-малышки». Данный этап не такой легкий, как может показаться. Нужно было правильно располагать листы при печати.

Седьмой этап «Прошивка книжки-малышки». Напечатанную книжку нужно было сложить в определенном порядке, проделать дырочки для креплений и скрепками сшить работу.

Каждый этап занимал определенное время. Самым трудным было для меня оформить работу. Самым интересным для меня был поиск информации для содержания книжки.

В создании книжки-малышки мне помогала моя мама.

Заключение

Подводя итоги нашей работы, можно утверждать, что мы добились поставленной цели: узнали, насколько гром опасен для жизни.

В ходе исследования были реализованы следующие задачи

  1. Узнали, что такое гром.

Узнали, что гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Возникает в результате очень быстрого повышения давления на пути молнии, вследствие нагревания воздуха электрическим током. Гром является взрывной волной, которая при удалении от разряда молнии вырождается в звуковую волну.

  1. Выяснили отношение грома в мифологии.

Мы убедились, что в различных религиях и мифологиях считалось, что гром, это одно из проявлений гнева богов. Таких богов часто называли громовержцами. У каждого народа был свой бог грома.

  1. Провели опрос среди учащихся.

Результаты исследования показали, что у обучающихся 3-х классов недостаточный объем знаний о громе. Они так же как и я считают, что гром –опасное явление.

4. Познакомились с устойчивыми выражениями и пословицами о громе

Мы убедились, что со словом «гром» существуют разные пословицы, поговорки, устойчивые выражения. Об этом природном явлении написано много стихотворений.

5. Узнали, опасен ли гром для жизни человека

Убедились, что гром никакой опасности для человека не представляет. Это всего лишь звук. Но какой же он угрожающий!

6. Создали книжку - малышку «Раскаты грома: мифы и реальность»

В процессе работы была создана книжка – малышка, где собрали интересный, полезный материал для учащихся начальной школы.

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась: гром никакой опасности для человека не представляет.

В результате своего исследования мы пришли к выводу: что гром не опасен для человека, а в некоторой степени полезен. Он предупреждает нас о приближающейся опасности.

Мы не хотим останавливаться, и в дальнейшем хотим узнать: опасна ли для человека молния. А возможно даже экспериментальным способом создать молнию. Но это уже другая история!

Список использованных источников и литературы

  1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – «Начальная школа», № 9, 2005, с. 55 – 58.

  3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия. Работы учащихся. - М.: Учитель, 2009. - 138 с.

  4. Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002

  5. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима, -М.:Правда, 1988

  6. Обухова Е.А. Изучение окружающего мира средствами субъективизации. – «Начальная школа», № 11, 2007

  7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

Приложение №1

Боишься ли ты грома?

Опасен ли гром?

Приложение №2

(книжка –малышка)

Просмотров работы: 272