МУСОРУ МЕСТО В КОНТЕЙНЕРЕ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МУСОРУ МЕСТО В КОНТЕЙНЕРЕ

Дюба С.Р. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Иванова С.Н. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

Россия – страна богатая разнообразной природой. В нашей стране очень много лесов как диких, так и изведанных людьми. Особенно хорошо изучены леса, находящиеся рядом с населенными пунктами: городами, поселками, деревнями. Такими лесами очень часто пользуются жители, живущие поблизости. Они ходят за грибами и ягодами, зимой катаются на лыжах, просто гуляют или устраивают летом пикники. Каждый лес обитаем, и в каждом лесу живет очень много лесных жителей от крупных животных до самых маленьких, от млекопитающих до насекомых. Но замечаем ли мы жителей леса, когда туда заходим? И вспоминаем ли мы о следах нашего пребывания, посетив лес?

Объект исследования: процесс создания информационного плаката

Предмет исследования: фауна лесного сообщества

Проблема

Если леса Подмосковья разнообразны своей фауной, то может ли человек заботиться о ней? Надо ли соблюдать такие же правила поведения в лесу, как и в остальных местах жизнедеятельности человека?

Гипотеза

Создать самостоятельно доступный информационный плакат о важности соблюдения чистоты в лесу – возможно.

Цель работы

Ознакомиться с проблемой загрязнения леса исоздать информационный плакат о защите леса от загрязнения бытовыми мусорными отходами.

Задачи
1. Обобщить информацию о фауне леса, используя первое исследование.
2. Изучить информацию о скорости разложения мусора в природе.
3. Изучить информацию о влиянии мусора на жизнь животных.
4. Создать информационный плакат о защите леса от мусора.
5. Сделать выводы по исследовательской работе.
6. Систематизировать материал и создать презентацию.

Методы исследования

  • сбор и анализ справочной и энциклопедической информации;

  • наблюдение за фауной леса;

  • обобщение и систематизация изученного материала;

  • создание презентации.

Этапы исследовательской работы

1. 2021- 2022: я собирала информацию из различных источников о фауне Подмосковных лесов. Я нашла много источников на эту тему в интернете, в нескольких энциклопедиях у меня дома, а также в документальных телевизионных фильмах про природу и животных, я провела исследование леса рядом с моим домом самостоятельно, а также с помощью профессионального фото оборудования.

2. сентябрь - декабрь 2022: я нашла различные данные о влиянии мусора на животных. Изучила данные о скорости разложения различных материалов (бумага, пластик, стекло) в естественной среде. Провела опрос среди одноклассников.

3. январь 2023: я занималась созданием плаката, с помощью компьютерного графического приложения Ibis Paint X.

4. февраль 2023: основываясь на собранных материалах и информации, полученной в ходе наблюдения за жизнью животных леса, я подготовила презентацию на тему: «Мусору место в контейнере».

Результат исследования

Мне удалось узнать много новой информации о разных видах животных Подмосковных лесов. Также я узнала, как влияет бытовой мусор на птиц и животных, живущих в лесу. В результате полученной информации я создала плакат, который хочу предложить вешать на информационные стенды в нашем поселке (возле школы, детского сада, леса), а также, оформив этот же плакат в виде брошюрок, я раздала своим одноклассникам в школе.

1.Разнообразная фауна Подмосковных лесов.

В прошлом году я готовила исследовательскую работу, в которой доказала, что в лесу рядом с человеком живет много разнообразных животных, в том числе и крупных хищников.

Из первичных источников: энциклопедий и интернета, я узнала о том какие животные обитают в Подмосковных лесах. В настоящее время фауна Московской области насчитывает 60-70 видов млекопитающих, и из них 16 видов хищников, а также 301 вид птиц, 11 видов земноводных, 6 видов пресмыкающихся и 50 видов рыб.

Наглядным доказательством того, что наши близлежащие к городам и селам леса обитаемы, стало мое наблюдение за жизнью леса с помощью фотооборудования. Фотоохоте научил меня мой дедушка. Я вместе с ним изучила, что такое фото-ловушки и научилась ставить камеры так, чтобы их не замечали животные и не боялись. Дедушка очень давно занимается фотоохотой и знает, что необходимо подкладывать животным еду, что бы они прибежали именно в место съемки камеры. В течение прошлого учебного года мы ставили фото-ловушки в разных местах леса. Так же на этих прогулках нам удавалось вживую повстречать животных и сфотографировать их на фотоаппарат.

Я хочу вам показать результаты нашего наблюдения за жизнью леса, которые представлены на слайдах (Приложение 1). В лесу несложно встретить вживую белок, различных птиц и грызунов. А если зайти подальше от вытоптанных людьми тропинок и прогуляться там тихо, то можно встретить и редко попадающихся животных: нам посчастливилось увидеть бобра, гадюку, водяную крысу, редкого черного дятла, прошлой зимой мы заметили ласку. Разбирая с дедушкой видео, которые наснимали наши фото-ловушки, я обнаружила, что жизнь в лесу активна и днем, и ночью, и летом, и зимой. На видео (представлены в презентации) вы видите пару енотов, лисиц, куницу в разное время дня и сезонов. Очень редким сюжетом для нашей охоты стало запечатление на камеру волков. Так же на камеру попадались и такие обитатели леса, которые нам встречаются очень часто: белочка, дятел.

2. Человек и лес.

2.1. Человек в лесу.

Города Московской области окружены множественными лесами. И конечно же очень много людей предпочитают планировать свой отдых и прогулки именно там. Но, заходя в лес, не многие задумываются о том, что человек в лесу всего лишь гость, а хозяева там птицы и звери. И, к сожалению, люди не всегда следят за порядком в лесу: оставляют после себя мусор, жгут костры, вырубают деревья, ломают ветки и шумят.

Гуляя в лесу и собирая материал для прошлого исследования, я заметила, что лес не обходится, к сожалению, без мусора. В кустах, в траве, то и дело попадались пластиковые бутылки, пакеты, консервные и даже стеклянные банки, много различных фантиков. На слайде (Приложение 2) я показала наглядно как выглядят места, где побывал человек. К сожалению, не всегда, после пикников, люди убирают за собой. Даже если люди пытаются сжечь весь мусор в костре, то не всё сгорает до конца. А мусор возле водоемов, часто попадает в воду и среди него будут плавать утки, лебеди и рыбы, а также загрязнится сама вода ядовитыми веществами. В своем новом исследовании я решила изучить проблему загрязнения леса подробнее и создать информационный плакат о соблюдении чистоты в лесу.

2.2. Проведение анкетирования

Мне стало интересно как долго весь мусор, что я увидела, будет находиться в природе. Я узнала из интернета, что почти весь мусор (кроме бумажного) разлагается очень долго, столетиями, а некоторый мусор (пластик, батарейки) даже может окислять почву и портить окружающую среду своими ядами. Я решила проверить знания и предположения об этом у моих одноклассников (Приложение 3,4).

Я провела анкетирование, в котором задала вопрос о скорости разложения различных материалов. Всего в опросе участвовало 23 человека. На каждый вопрос ребятам было предложено 3 варианта ответа, один из них правильный. Вот какие результаты получились в итоге:

Бумага разлагается 3 месяца. 5 человек ответили правильно, остальные думают, что ей понадобится больше времени: пол года и год (по 9 человек).

Пластиковая бутылка разлагается 100-200 лет. Почти половина (11 человек) об этом знали, семеро ответили 5-10 лет, 5 человек считают от 400 до 500 лет.

Полиэтиленовый пакет – 200лет. Всего 6 человек ответили правильно на этот вопрос. 8 человек посчитали, что пластик разлагается всего за 3 года, 9 человек – 50 лет.

Алюминиевые банки разлагаются 500 лет. Всего 3 человека знали ответ на этот вопрос. 15 человек предположили, что банки разлагаются за 155 лет и 5 человек -10 лет.

Непищевой пластик разлагается за 4 столетия. 4 человека думают, что всего за 1 год, 10 человек посчитали, что целых 800 лет, 9 ответили правильно.

Стекло полностью разлагается за 1000 лет. С этим вопросом справилось всего 3 человека. 9 думают, что стекло разлагается всего за 25 лет, 11 – 500 лет.

Можно сделать вывод, что большинство одноклассников не знают сколько на самом деле нужно времени для разложения различных материалов. Чаще всего ребята давали ответы, где были варианты с более коротким сроком разложения, чем на самом деле.

Вот сколько должно пройти времени на самом деле, чтобы упаковка из различных материалов разложилась:

Материал

Время

Бумага

до 3 мес.

Пластиковые бутылки

от 100 до 200 лет

Полиэтиленовые пакеты, пленка

200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Непищевой пластик

400 лет

Стекло

1000 лет

2.3. Животные и мусор.

Существует большая опасность, что брошенный мусор попадется когда-нибудь животному. Животное может привлечь запах остатков еды в банке или стаканчике, блеск предмета, да и просто оно может не заметить и угодить в западню и запутаться, испугавшись. К сожалению, животному потом очень сложно, а чаще всего невозможно выбраться из ловушки обратно. У них застревают лапы, головы, хвосты, и даже все тело. В таком виде животные могут проходить всю оставшуюся жизнь пока не умрут от голода, истощения или ран. В интернете я нашла много разных статей с фотографиями, которые мне наглядно показали, какую опасность представляет наш мусор для братьев наших меньших. (Приложение 5)

Например: ежики и белки могут застревать мордочкой в стаканчиках и бутылках в поисках вкусной пищи; птицы и рыбы легко запутываются в сетях, пакетах и нитках; черепахи путают пластиковые пакеты с едой (медузами) и проглатывают их; воздушные шарики являются смертельной ловушкой для всех животных леса и водоемов.

2.4. Не бросайте мусор в лесу!

Собрав всю информацию об угрозе мусора животным, я начала создавать плакат, который был бы яркий, привлекающий внимание к проблеме загрязнения леса и призывающий людей следить в нем за порядком и чистотой (Приложение 6). Для создания плаката я использовала приложение IbisPaint Х. Я подобрала специально яркий и привлекающий внимание цвет текста и его шрифт. Поместила на плакате наглядные фотографии с животными, которые, как я считаю, еще больше позволяют задуматься о том, что мусор животным вредит. Этот плакат я планирую предложить использовать на школьных стендах, и стендах возле леса, что бы о важности соблюдения чистоты в лесу знало, как можно большее количество детей и взрослых. Так же я распечатала свой плакат в виде брошюр, и раздала каждому своему однокласснику.

Заключение.

В продолжении своей исследовательской работы я хотела создать такой плакат, который бы привлекал внимание к проблемам мусора в лесах. Его действительно очень много, и он действительно опасен для всех обитателей леса, а также для растительного мира. Каждый человек должен следить за чистотой того места, где он гуляет, отдыхает, устраивает пикники. Мусорить в лесу нельзя! Мусору место не в кустах! Не оставляйте мусор в лесу, заберите его и выбросьте в мусорный контейнер! Каждый человек может заботиться сам о чистоте вокруг себя и в среде обитания животных. Гораздо приятнее войти и прогуляться в чистом лесу, посидеть и полюбоваться на уток и лебедей, плавающих в чистой воде, а не среди бутылок и фантиков.

Человек в лесу гость и нам стоит об этом помнить каждый раз, отправляясь туда на прогулки!

Список литературы.

  1. Бологова В., «Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия», Азбука-Аттикус, 2016

  2. «Пушистые, но опасные: кто живёт в лесах Москвы», статья, 03.03.2021, https://www.mos.ru/news/item/87290073/

  3. «Животный мир Московской области», статья, 29.05.2014, https://www.ecorodinki.ru/moskovskaya_oblast/zhivotniy_mir/

  4. «Киты слабее пластика. Почему умирают животные», статья, 17.11.2020

https://greenpeace.ru/blogs/2020/11/17/kityslabeeplastika/?ysclid=le1m6dwddo2678426

  1. «Как мусор убивает животных и нашу планету», статья

https://about-planet.ru/blog/165

Приложение 1

Фото из личного архива

Бобёр Выдра

Ужи Гадюка

Ласка Чайка

Кулик-щеголь Чеглок

Дятел

Приложение 2

Наблюдение за местами отдыха человека в лесу

Приложение 3

Опросник учащихся

ОПРОСНИК учащегося 4 «Б» класса

Как вы думаете, сколько времени понадобится природе, чтобы разложить эти вещи?

  1. Бумага

а) 1 год б) 6 месяцев в) 3 месяца

2. Пластиковая бутылка

а) 5-10 лет б) 100-200 лет в) 400-500 лет

3. Полиэтиленовый пакет

а) 200 лет б) 50 лет в) 3 года

4. Алюминиевые банки

а) 10 лет б) 500 лет в) 155 лет

5. Непищевой пластик

а) 1 год б) 800 лет в) 400 лет

6. Стекло

а) 25 лет б) 500 лет в) 1000 лет

Приложение 4

Анкетирование

Приложение 5

Фото из интернет источников о животных в мусорных ловушках

Приложение 6

Мой плакат

Просмотров работы: 20