Физические явления в танце

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Физические явления в танце

Зайцева А.О. 1Кириллова Д.Г. 2
1БМАОУ «ЛИЦЕЙ № 7»
2БМАОУ «Лицей №7» имени А.А. Лагуткина
Леонова М.В. 1
1БМАОУ «Лицей № 7»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самых ранних лет мы занимаемся хореографией, и для нас танцы стали неотъемлемой частью жизни. Каждую свободную минутку мы отдаем танцам. В 5 классе в нашем учебном плане появился новый интересный курс – Моделирование физических процессов, благодаря которому мы задумались о том, что пока еще не очень нам понятная наука физика имеет определенное значение при выполнении движений в танце. Исходя из этого мы решили провести исследование некоторых физических явлений, которое может помочь научиться танцевать правильно, выполнять сложные и красивые движения танца и добиться определенных успехов.

Актуальность исследуемого вопроса в том, что танцы очень популярны в современном мире, они помогают поддерживать себя в хорошей физической форме, помогают расслабиться, почувствовать свое тело и получать позитивные эмоции посредством искусства.

Цель проекта: исследовать некоторые физические явления, позволяющие нам хорошо и красиво танцевать. Объяснить в чем заключается физика в танце. Что дает физика танцу.

Цель может быть достигнута благодаря решению ряда задач:

  1. Изучить историю появления танца.

  2. Систематизировать существуют виды танцев.

  3. Познакомиться с физическими явлениями, которые используются в танцевальных движениях.

  4. Применить полученные знания на практике.

Объект исследования: физические явления. Предмет исследования: танцевальные движения через призму физических явлений.

Гипотеза:с помощью знаний физических явлений мы можем уверенно, красиво и правильно танцевать.

Основная часть

    1. История появления танца

Танец – ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свою радость или грусть посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного и другое.

Изначальная функция танца – выражение эмоциональной жизни, используя слаженные движения. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении и т. д. Танцевальные движения ведут свое происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в пары традиционных танцев.

Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и выполнение основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряжённости движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности.

Темп – простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка, и подчинён законам определённой музыкальной системы.

У каждого народа со временем формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми, которые исполняют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют напоказ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.

Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4-2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться в Древнем Риме (2-1 века до н.э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2-5 веках нашей эры. Пантомима – вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика.

В 15-16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись Морески – сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.

1.2. Виды танцев

Существует множество видов танцев, такие как: бальные, народные, балет, брейк-данс, эстрадные, современные, уличные, классические и множество других. Больше всего нам нравится хореография.

Хореография – искусство или практика проектирования последовательностей движений физических тел, в которых они заданы движением или формой. Хореограф – это тот, кто создает хореографию.

Бальные танцы – группа различных парных танцев, которые делятся на 2 направления: латину и стандарт, некоторые из которых имеют народные истоки. Из огромного разнообразия как элитных, так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся двумя признаками: 1. все бальные танцы являются парными; 2. пару составляют мужчина и женщина.

Народный танец – фольклорный бытовой танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Фольклорный танец – проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом – для зрителя.

Брейк-данс – спортивный стиль уличных танцев, созданный в США афроамериканской и пуэрто-риканской молодёжью в начале 1970-х годов.

Уличный танец (англ.streetdance) – танцевальный стиль, который развивался вне танцевальной студии, в любом доступном открытом пространстве, например на улицах, танцевальных вечерниках, в парках, школьных дворах и ночных клубах. Этот термин используется для описания местных танцев в городском понимании.

Каждый человек выбирает тот танец, какой ему по душе. Танцами можно и нужно заниматься вне зависимости от возраста. Танец помогает нам держать тело в прекрасной физической форме, быть здоровым, а также повышает настроение.

1.3. Физические явления

Физические явления – это процессы в природе, при которых могут изменяться размеры, форма тел, состояние веществ, но по составу вещества остаются прежними, не превращаясь в другие.Примерами физических явлений являются следующие: испарение воды, свечение электрической лампочки, звучание струн музыкального инструмента и т. д. Физических явлений в природе существует очень много. В своем проекте рассмотрим только некоторые из тех, которые очень часто используются в танцевальных движениях.

1. Трение – процесс механического взаимодействия соприкасающихся тел при их относительном смещении в плоскости касания (внешнее трение), либо при относительном смещении параллельных слоёв жидкости, газа или деформируемого твёрдого тела (внутреннее трение, или вязкость). Изучением процессов трения занимается раздел физики, который называется механикой взаимодействия.

2. Инерция – свойство тела оставаться в некоторых системах отсчёта в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения в отсутствие внешних воздействий.

3. Движение – называют изменение пространственного положения тела или его частей относительно других тел с течением времени.

4. Перемещение – изменение положения физического тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

5. Динамика – раздел механики, в котором изучаются причины изменения механического движения. А способы описания движения тел изучает кинематика. В классической механике причинами изменения механического движения являются силы. Динамика оперирует также такими понятиями, как масса, импульс, момент импульса, энергия.

6. Ускорение – физическая величина, определяющая быстроту изменения скорости тела. Ускорение является векторной величиной, показывающей, на сколько изменяется вектор.

7. Сила тяжести – сила, действующая на любое физическое тело вблизи поверхности астрономического объекта (планеты, звезды) и складывающаяся из силы гравитационного притяжения этого объекта и центробежной силы инерции, вызванной его суточным вращением.

8. Сила упругостиэта сила возникает в результате деформации (изменения первоначального состояния вещества) тела и направлена противоположно ей.

9. Вес тела – это сила, с которой предмет воздействует на опору или подвес вследствие притяжения тела к Земле.

10. Гравитация – взаимодействие между материальными телами, обладающими массой.

11. Звук – физическое явление, представляющее собой распространение упругих волн в газообразной, жидкой или твёрдой среде.

1.4. Физические явления в танце

Чаще всего в танцах используются физические явления, которые сопровождают нас во всём танце: динамика, ускорение, сила тяжести, сопротивление, сила трения, звук и движение.

Любые движения рук, ног, головы, корпуса осуществляются с помощью физики тела. И их можно объяснить с помощью физическиз законов и закономерностей. Рассмотрим некоторые часто встречающиеся танцевальные движения.

Шене – следующие друг за другом слитные, быстрые повороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперед, в сторону или назад. Чтобы сделать шане, надо встать, разводя руки во вторую позицию, закрепив их на мышцы, а кисти собрать в кулак, чтобы большой палец был снаружи, также руки можно поставить на пояс, смотря как вам удобнее. Ноги надо поставить на ширине плеч, и ногу за которой вы пойдёте выдвинуть в сторону, поставив её на носок. Голова тоже выполняет действие. Её нужно приподнять и повернуть туда, куда вы собираетесь двигаться, найдя точку, по которой вы собираетесь передвигаться.

Когда вы приготовились, можно передвигаться по первой позиции, сделав ноги вместе, приподнявшись на носочки. Руки остаются в том же положении, не уводятся назад. Голова передвигается быстрее всех, смотря в ту же самую точку. Если потерять точку, то вы можете сразу потерять равновесие и упасть, что приведет к серьёзной травме. Если же у вас начинает кружиться голова, то следует присесть и отдохнуть, это означает, что вы выполняете правильно.

Устойчивость – основа танца, умение сохранять необходимое положение тела в равновесном состоянии. Чтобы устойчиво стоять в какой-либо позе, нужно корпус подать немного вперёд.

Aрабеск – одна из основных поз классического танца.Это положение тела, в котором танцор стоит на одной опорной ноге, а другая нога вывернута и вытянута за туловищем. Обе ноги прямые.

Дроби танцевальные – это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Чтобы выполнить дроби нужно обязательно сесть в плие. При выполнении нужно подпрыгивать, отрываясь от пола, стуча каблуком об пол, нужно издавать звук.

Ключи – похожие движения на дроби. Ключи бывают разные: первый ключ, второй ключ, третий ключ, неправильный ключ и другие. При выполнении ключей и дробей должен работать корпус.

Связки – несколько танцевальных движений (3-5), разучив которые, впоследствии можно использовать как элемент постановочного танца или как вставку в произвольной комбинации.

Фуэте – фигура классического танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги.

Практическая часть

В практической части своего проекта мы хотим описать некоторые танцевальные движения с физической точки зрения, а также продемонстрировать их.

  1. Шене (Приложение 1)

Уверенно стоять на ногах, а зачастую даже на одной, поможет соблюдение простого правила: вертикальная проекция центра тяжести должна находиться внутри площади опоры. Если же центр тяжести исполнительницы смещается, то приходится переступить и принять новую позу. При исполнении вращения главным помощником танцовщицы является закон сохранения углового момента – чтобы повысить скорость вращения нужно снизить массу или приблизить ее к оси вращения. Это достигается, прижиманием ноги к телу.

  1. Aрабеск (Приложение 2)

В этом движении учитывается центр тяжести. Центр тяжести – неизменно связанная с твёрдым телом точка, через которую проходит равнодействующая сил тяжести, действующих на частицы этого тела при любом положении тела в пространстве.

  1. Дроби танцевальные (Приложение 3)

В этом движении учитывается центр тяжести и сила издаваемого звука.Звуковые удары  возникают при ударе каблуков о пол. Ударная волна, соответствующая этим звукам, представляет собой единичную волну.

  1. Фуэте

Это движение можно сравнить с вращением волчка. Волчком называют твердое тело, которое вращается около какой-то оси, имеющей неподвижную точку. В этом движении присутствует физический закон «Закон сохранения момента импульса тела». Закон сохранения момента импульса: момент импульса замкнутой системы тел относительно любой неподвижной точки, не изменяется с течением времени. В законе сохранения присутствует следствие симметрии пространства-времени.

При совершении фуэте танцовщица поднимает руки в 3 позицию, из-за чего она начинает вращаться быстрее. В этом и заключается секрет правильного выполнения упражнения. Опытные танцоры прекрасно знают, что такую фигуру тем легче выполнить, чем быстрее вращение.

  1. Поддержки (Приложение 4)

Поддержки это самые сложные танцевальные элементы, т.к. исполнение зависит от двух партнёров, которые должны чувствовать друг друга. Иногда очень сложно представить, как человек не падает при некоторых поддержках. Но на самом деле все просто – необходимо сохранить равновесие. Центр тяжести первой партнерши находится точно над животом второй. Выходит так, что вертикальные проекции двух центров тяжестей совпадают и попадают на площадь опоры. Если баланс нарушиться то танцовщица упадёт.

Перед выполнением данной работы, мы задали несколько вопросов по исследуемой теме нашему руководителю по хореографии. Нам было очень интересно узнать мнение профессионала. Было задано четыре вопроса.

  1. Знаете ли вы физику?

  2. Какие движения очень тесно связаны с физикой?

  3. Как физика нам помогает правильно и красиво танцевать?

  4. Возможны ли травмы при не соблюдении физики в танце?

На вопрос знаете ли вы физику, наш руководитель ответил положительно, ведь данный предмет все изучали в школе и в нынешнее время активно применяют эти знания на практике.

Какие движения тесно связаны с физикой? На этот вопрос руководитель ответил не задумываясь. Практически все движения тела связаны с физикой: любые манипуляции рук, ног, головы, корпуса, перемещение в пространстве, вращение, устойчивость и др.

На вопрос как физика помогает нам правильно и красиво танцевать, мы получили следующий ответ: танец – совокупность физических законов, используемых в танцевальных движениях. Мы сами того не подозревая используем законы физики, тем самым делаем разнообразней любой танец более сложными и насыщенными связками.

Возможны ли травмы при не соблюдении физики в танце? Травмы всегда получаются, если нарушаются законы физики (не только в танце), например, падение, растяжение связок, ушибы и т. д.

Проанализировав ответы нашего руководителя и исходя из нашего танцевального опыта, мы убедились, что физика действительно тесно связана с танцами.

Заключение

Изучив дополнительную литературу по теме данного проекта и рассмотрев различные танцевальные движения с точки зрения физики, нам удалось сделать маленькие открытия в сфере хореографии. Теперь, выполняя определенные движения, мы смотрим на них глубже, чем обычно, нам стала понятнее каждая наша манипуляция.

Целью нашего проекта было исследовать, как физика нам помогает хорошо и красиво танцевать. Объяснить в чем заключается физика в танце. Что дает физика танцу. Цель мы достигли благодаря решению ряда задач, а именно:

- нами была изучена история появления танца. Мы выяснили, что танец зародился в глубокой древности.

- узнали множество разновидностей танца, познакомились с каждым из них подробно.

- узнали, что такое физические явления, и как они применяются в танце.

- применили свои теоретические знания на практике.

Физика – неотъемлемая часть всех наших танцевальных движений, а движения – жизнь.

Список использованной литературы

  1. Савчук О., Бойдакова Н., Картовых Н. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет. СПб: Ленинградское издательство, 2009

  2. Чуянов В.А - Энциклопедический словарь юного физика.  — М.: Педагогика, 1995.

  3. Интернет ресурсы: http://www.fizika.ru

  4. Интернет ресурсы:http://ru.wikipedia.org

  5. Интернет ресурсы:http://www.gallery.balletmusic.ru

Приложение 1

Шене

Положение рук в шене


Направление головы

Положение ног в шене


В движении

Приложение 2

Арабеск


Функция ног Положение тела

Стойка рук

Приложение 3

Дробь

Положение корпуса

Прыжок

Приложение 4

Поддержка

14

Просмотров работы: 160