Введение
Природа – это единственная книга с
великим содержанием на каждом листе.
Иоганн Гёте
На уроках окружающего мира мы говорили о планетах. Меня удивило, что все они имеют разный цвет: Венера - жемчужно-белая, Марс - темно-красный, а Земля - сине-зелёная. Позже мы выяснили, что синий цвет - это океаны и моря, то есть вода, а зелёный - это леса, луга и поля, на которых растут разнообразные растения (Приложение 1). Стало понятно, что зеленый наряд наша планета приобретает из-за растений, которых насчитывается более 1,5 миллионов различных видов. На уроке мы много задавали вопросов учителю, например: что произойдет, если растения исчезнут? Почему осенью листочки теряют свой привычный зелёный окрас, а становятся желтыми или красными? Актуальность проекта:
Я часто помогаю бабушке ухаживать за комнатными растениями. Вместе с ней мы их поливаем, рыхлим и подкармливаем. Бабушка часто переживает из-за того, что листики становятся тусклыми и растение теряет свою яркую окраску, хотя мы регулярно ухаживаем за растениями.
В нашей школе тоже есть много разных растений. Все они имеют различную форму и размер листьев. Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что у одних растений листья большие, а у других маленькие; у одних гладкие, а у других шероховатые; есть листья широкие, а есть тонкие, как ленточки; есть листья – иголки и даже листья с дырочками. Но, несмотря на всё это многообразие их объединяет то, что все они зелёного цвета. И я, как и все юные биологи, заинтересовалась и решила выяснить «Кто этот волшебник, что красит листья в зеленый цвет?». Мой сосед пошутил, что возможно листья красят волшебники, а из проведенного анкетирования одноклассников выяснилось, что большинство ребят вообще не понимают из-за чего листики зелёного цвета. Папа утверждает, что это солнышко помогает растениям стать зелеными. Тогда я решила поподробнее узнать, что содержится в листиках, и что случится с их окраской, если солнце исчезнет?
Проблема проекта состоит в том, недостаток знаний по теме проекта мешает выяснить причину исчезновения зеленого цвета листьев.
Цель проекта: выяснение влияния солнечного света на зеленую окраску листьев.
Задачи проекта:
1. познакомиться со строением листа;
2. изучить влияние солнечного света на окраску листьев;
3. провести опыт по влиянию солнечного света;
4. разработать рекомендации по уходу за растениями.
Мы выдвинули гипотезу, что в клетках растений есть вещество зелёного цвета, количество которого зависит от освещенности.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались материалы печатных изданий и сети Интернет, сравнение, анализ, практическая работа и обобщение.
Сроки разработки и реализации работы
1 этап – сбор и анализ информации по теме проекта (январь-февраль 2023);
2 этап – практическая работа по сравнению веток березы под влиянием солнечного света и его отсутствием (февраль-апрель 2023);
3 этап – обобщение собранных материалов, результатов опытов и создание презентации (март 2023).
Ресурсы работы
Материальные - две ёмкости с водой, две веточки березы, фотоаппарат.
Информационные – материалы печатных изданий, материалы сети Интернет.
Предполагаемый результат работы
Получение информации о влиянии солнечного света на окраску листьев, увеличение знаний в области окружающего мира
Продукт работы: создание брошюры с рекомендациями ухода за растениями и результатами опыта, которые помогут узнать одноклассникам о правилах ухода за комнатными растениями.
1 Теоретическая часть
Если бы не было растений, жизнь на земле была бы невозможна. Растения - это пища и кислород для живых существ. Каждое утро в школьной столовой мы едим кашу, часто пьем яблочный сок, носим одежду – это всё сделано из растений. Столы и стулья изготавливают из древесины. А некоторые люди используют древесину, как источник топлива. Когда мы болеем, мы используем лекарства, которые изготовлены тоже из растений. А сколько людей занимаются разведением цветов! Большое количество садоводов работают на своих участках, выращивая овощи и фрукты. У всех растений - от самых маленьких до гигантских деревьев – есть уникальная способность улавливать и использовать энергию солнечного света. [1]
1.1. Строение и функции листа
Листья – это зеленые плоские боковые отростки у растений. Они бывают разных форм и размеров, обычно сплюснутые и тонкие. Лист состоит из: листовой пластинки, жилки, черешка, прилистника и основания (Приложение 2). Листья фактически называют «кухней растения», так как это главный орган, через который растение производит свою энергию, то есть пищу.
При внимательном изучении листа под лупой, можно увидеть, что он окрашен в зелёный цвет не снаружи, а изнутри (Приложение 3). Если же рассмотреть лист под микроскопом при многократном увеличении, мы заметим, что в клетках растений содержатся миллионы зелёных частиц – хлорофилловых зёрен. Хлорофилловое зерно недолговечно. Ученые утверждают, что образовываться оно может только при условии хорошего освещения. Именно благодаря этим зёрнам, лист имеет зелёную окраску. Для понимания, хлорофилл –(от греческого chloros — зеленый и phyllon — лист) – зеленое вещество растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют процесс, благодаря которому происходит образование питательных веществ и выделения кислорода в атмосферу. С его помощью вырабатываются важные питательные вещества: крахмал, сахар, белок – строительный материал любого живого организма, в том числе человека и животных. [2]
1.2 Влияние солнечного света
На нашей планете был найден самый мощный и сильный источник энергии. Это Солнце. Весь живой мир, а именно растения, научились использовать энергию солнца
в своих целях. Благодаря Солнцу растения научились выживать в природе. Как это происходит? Листочек вбирает в свои клетки углекислый газ и воду, а в процессе фотосинтеза - выделяет в воздух кислород. Хлорофилл в растениях играет очень важную роль. Он необходим растению для процесса фотосинтеза, так как поставляет питание во все клетки растения. Если бы не было хлорофилла, то растение не смогло бы поглощать из внешнего мира углекислый газ, а в свою очередь выделять кислород. Кислород, как всем известно, нужен для дыхания всего живого мира. Весь живой мир вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ. Растения же делают все наоборот. Вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород. Всего бы этого не было, если бы не самый главный пусковой механизм. Для запуска этого процесса нужен солнечный свет. В результате данного процесса все полученные продукты растения используют для питания.
2 Практическая часть
2.1. Анкетирование
Сначала было решено провести анкетирование среди обучающихся 1 класса «А» МОУ ИРМО «Марковская СОШ» на тему: «Знаете ли вы, кто окрашивает листочки в зелёный цвет». В анкетировании приняли участие 32 человека (Приложение 4).
В результате анкетирования выявлено, что большинство из опрошенных не знают, почему листья зелёного цвета. Всего 5 человек из класса ответили, что знают, но объяснить как это происходит не смогли.
Вывод: анализ анкетирования показал, что вопрос «Знаете ли вы, кто окрашивает листочки в зелёный цвет» недостаточно изучен, ученики не могут объяснить этот процесс, но данная проблема заинтересовала моих одноклассников (Приложение 5).
2.2 Выявление красящих частичек в листе
Вторым этапом нашей работы стало изучение листа герани. Для этого мы с бабушкой вместе провели опыт - рассмотрели лист герани при помощи лупы. При внимательном рассмотрении, мы увидели, что лист состоит из множества прожилок. Кажущийся гладким, лист неровный, на его поверхности имеются волоски. Цвет листа меняется от светло-зеленого до тёмно-зелёного. Мы аккуратно протерли листовую пластину ватным диском. На нем мы не обнаружили зеленого вещества.
Вывод: лист окрашен вовсе не снаружи, а изнутри (Приложение 6).
Чтобы убедиться в своем выводе, мы обратились к учителю биологии Чикильдиной Ольге Владимировне и более внимательно рассмотрели лист герани под микроскопом. При многократном увеличении выяснилось, что в клетках растений содержатся миллионы зелёных частиц.
Ольга Владимировна рассказала, что в зеленом листе, в его клетках с хлорофиллом работает удивительная фабрика. Она исправно работает только тогда, когда на лист падает свет. Упал на лист свет — и началась великая работа жизни. Нет света — и прекращает работать фабрика зеленого листа. Если исчезнет зеленый лист, тогда на планете Земля все вымрет.
Вывод: важные питательные вещества и кислород вырабатываются в зеленом листе.
Мы перешли к следующему опыту, цель которого: выяснить на практическом уровне, есть ли в листьях частички зелёного цвета. Мы взяли два листочка от комнатных растений герани и поместили в специальное вещество (спиртовой раствор) (Приложение 7). Жидкость в стакане не имела цвета и была прозрачна. Через некоторое время жидкость приобрела зеленоватый оттенок, а лист герани стал грязно- желтого цвета. Можно предположить, что если бы в листьях растений не было бы зелёных зёрнышек, то все бы живые насаждения: листья на деревьях, трава на лугах и полях не были бы зеленого цвета.
Вывод: в листьях есть частички, которые делают их зелёными.
2.3 Опытное выявление влияния солнечной энергии на окрас листьев
Получив информацию из разных источников о влияние солнечной энергии на окрас листьев, мы приняли решение проверить это на практике. Мы взяли две почти одинаковых веточки березы и обе веточки поставили в воду (Приложение 8). Одну веточку с водой мы поставили на подоконник (самое солнечное место в нашем доме), вторую веточку с водой мы поставили в шкаф, который не пропускал солнечный свет. Воду приходилось доливать по мере необходимости.
Через 2 недели мы сравнили растения. Веточка, которая стояла на подоконнике, куда очень активно попадал солнечный свет, пустила свои маленькие листочки. Веточка, которая стояла в шкафу и была лишена солнечного света, не пустила листочки, но почки набухли.
Еще через неделю мы опять провели сравнение веточек. Веточка, которая стояла на подоконнике имела яркие и красивые листочки, а веточка из шкафа имела листочки бледно-бледно зелёного цвета.
Третье сравнение веток березы мы провели еще через неделю. Веточка с подоконника продолжала радовать нас своими яркими зелёными листьями. Ветка, которая стояла в тёмном месте - погибла. Все листья засохли (Приложение 9). Результат данного эксперимента вполне подтверждает наше предположение: без достаточного количества солнечного света хлорофилл не активен, поэтому молодые листья появились жёлтыми, а на свету эти клетки начинают работать, и листья имеют зелёную окраску.
Вывод: солнечный свет очень важен для растений. Он оказывает влияние на рост и развитие растений. А его отсутствие может стать причиной гибели растения.
2.4 Создание буклета
После проведенных опытов, мы решили помочь цветоводам и создать для них буклет «Как ухаживать за растениями» (Приложение 10). В этом буклете мы собрали 10 простых советов по уходу за комнатными цветами. Обратили внимание цветоводов на то, что необходимо обзавестись специальными инструментами для ухода (лейки, инструмент для рыхления почвы), регулярно поливать, опрыскивать и рыхлить почву растений. На сайте мы нашли специальные средства для подкормки и ухода за растениями, которые и порекомендовали для ухода. Чтобы буклет получился красивым, мы использовали рисунки из сети Интернет. Буклет получился простой и удобный в использовании.
Заключение
Работая над проектом, мы выяснили, что растения - источник пищи и кислорода для людей и животных. Мы познакомились со строением листа и узнали много нового о том, какое значение имеет солнечная энергия на образование питательных веществ.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась: в листьях растений есть зелёные частички – хлорофиллы, и на их образование влияет солнце. Вот поэтому цветы в нашем классе, трава и листья на деревьях имеют зеленый окрас. Все зелёные растения являются «лёгкими» нашей планеты и имеют огромную роль в поддержании жизни на Земле!
Цель проекта достигнута. Мы выяснили влияние солнечного света на зеленую окраску листьев. Без солнечного света хлорофилл в растениях не образуется. Образование зеленого пигмента хлорофилла в растениях, полностью зависит от солнечного света. При отсутствии достаточного количества солнечной энергии, растение теряет свой привычный зелёный окрас.
Проблема проекта решена. Знания, полученные в ходе проекта, помогли выяснить причину исчезновения зеленого окраса листьев.
В результате работы над проектом поставленные задачи можно считать выполненными.
Результаты нашего исследования раскрывают секреты зеленого листа, а собранные советы помогут ребятам и их родителям в правильном уходе за растениями.
Для настоящего исследователя завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало новой работы. Мне очень бы хотелось выяснить, как растение получает питательные вещества, как они перемещаются по нему. А знания, полученные в ходе работы над этим проектом, помогут нам добиться результата и в следующей работе.
Список использованной литературы
Мансурова С.Е. Учебник биологии. М.: Просвещение, 2022. 128с.
Потапова, Л.М. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.М. Потапова// Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 224 с. – ил. – ISBN 5-9285-0125-0
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М.: Просвещение, 2015. 223с.
Сетевой ресурс:
Старт в науке [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия URL: ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА РОСТ РАСТЕНИЙ (school-science.ru) (дата обращения: 15.03.2023).
Хочу всё знать [Электронный ресурс] // Детская энциклопедия URL: Природа - Детская онлайн энциклопедия «Хочу всё знать» (ya-uznayu.ru) (дата обращения: 18.03.2023).
Приложения
Приложение 1 Рисунок 1 Карта мира |
Приложение2 Рисунок 2 Схема строение листа |
Приложение 3 |
Приложение 4 Анкетирование |
Анкета 1. Знаете ли вы, почему листочки зелёного цвета? ________________ 2. Знаете ли вы, кто окрашивает листочки в зелёный цвет? ___________ |
Приложение 5 Рисунок 4 – Диаграммы распределения ответов на вопросы анкеты |
|
Приложение 6 Рисунок 5 Опыт1 Рассмотрим лист герани |
|
Рассмотрим лист герани под лупой |
Рассмотрим лист герани под микроскопом |
Приложение 7 Рисунок 6 Опыт2 Выявление красящих частичек |
||
Налили жидкость в стакан , положили листы цветов |
Через час жидкость окрасилась в зеленый цвет |
А листик потерял зеленую окраску |
Приложение 8 Рисунок 8 Опыт3 Влияние солнечных лучей на рост и развитие растений |
||
Веточки березы. Начало эксперимента |
Веточка березы. окончание эксперимента |
Веточка березы. окончание эксперимента |
Приложение 9
Таблица1 Сравнение веток березы
Дата проведения опытного сравнения |
Веточка, которая стоит на подоконнике (солнечное место) |
Веточка, которая стоит в шкафу (темное место) |
06.03.2023г |
ветка березы без листьев поставлена в воду |
ветка березы без листьев поставлена в воду |
27.03.2023г |
ветка пустила свои маленькие листочки. |
ветка не пустила листочки, но почки набухли. |
03.04.2023г |
ветка имеет яркие и красивые листочки |
ветка имеет листочки бледно-бледно зелёного цвета. |
10.04.2023г |
листья продолжают развиваться |
листья на ветке засохли |
Приложение 10
Б уклет «Как ухаживать за растениями»