Введение
Мы с семьей очень любим смотреть различные фильмы и сериалы. Мой самый любимый фильм – «Пираты Карибского моря». Действия разворачиваются на Карибах в первой половине 18 века. Уже в те времена были огромные корабли и судна на которых велись бои, но они были настолько крепкие, что держались на плаву даже после обстрелов. Меня это очень впечатлило и я задалась вопросом: «Почему же они не тонут?» Как такой большой корабль может удержаться на поверхности воды. Поэтому тема моего проекта: «Почему корабли не тонут?»
Цель: выяснение причин, позволяющих кораблям не тонуть.
Гипотеза: предположим, что корабли не тонут потому, что имеют особую форму строения, материал и воздух внутри корабля.
Задачи:
Узнать об истории кораблестроения.
Выяснить, от каких факторов зависит плавучесть корабля.
Провести опыты, объясняющие, почему корабли не тонут.
Основная часть
Для начала разберемся, что же такое корабль?
Корабль – это крупное морское судно, которое возит пассажиров, грузы или служит для военных целей.
История возникновения и развития кораблестроения.
Плот |
Это связанные между собой брёвна. С помощью плота люди могли переплывать широкие реки и передвигаться с одного берега на другой. Но плот был не управляемый. Если дул ветер, то его уносило. |
Челн,каяк |
При помощи камня люди выдалбливали в дереве углубление и заостряли концы. Так у них получалась лодка. Называли её чёлн. А эскимосы и чукчи натягивали звериные шкуры на каркас из веток. |
Ладья |
Затем люди решили сделать лодку побольше. Они взяли много досок и скрепили между собой. Придумали также парус, который помогал тянуть судно вперед. Такая большая лодка называлась ладья. На ней уже можно было плавать не только по рекам, но и в открытом море, а также увезти несколько десятков войнов. |
Корабль |
Затем суда стали строить ещё больше. На них уже отправлялись очень далеко на много месяцев. Такие громадные лодки стали называть кораблями. Корабли вмещали в себя уже сотни человек. Морские корабли были разными и назывались все поразному: каравеллы, фрегаты, шхуны, бригантины. У них уже было много парусов, которые располагались один над другим на высоких мачтах. |
Пароход |
Ветер хороший помощник для передвижения по морям-океанам, но для этого требовалось много матросов. Тогда люди придумали паровую машину, которая без парусов двигала корабль по воде. Кочегары кидали уголь в топку, вода закипала в специальных котлах, превращалась в пар, и под его давлением начинали крутиться огромные колеса-лопасти. Так корабль двигался вперед. Судно так и стало называться пароход. |
Теплоход |
В наше время пароходов уже нет. Их заменили теплоходы, электроходы и атомоходы. Вместо колес-лопастей у него гребной винт, который на много быстрее двигает судно. |
Военный крейсер |
Есть мощные военные крейсеры. У них толстая и крепкая броня. Они ходят по морским границам нашей страны и охраняют территорию от контрабандистов, браконьеров и других нарушителей. Есть громадные ледоколы. Они прокладывают путь другим кораблям своим тяжелым носом, ломая лёд, словно стекло. Есть корабли- пожарные, которые, если загорится нефть на море, тут же приплывут и потушат пожар. |
Корабль -кран |
Есть даже корабли - подъёмные краны, которые строят причалы и нефтяные вышки в море. |
Строение корабля и принцип его работы
У каждого корабля есть основные части:
Корпус корабля имеет продолговатую форму, напоминающий глубокую тарелку.
Дно или днище - это нижняя часть корабля.
Палуба- это пол на корабле. Она закрывает корабль, как крыша.
Трюм- это нижнее помещение, которое находится между днищем и палубой.
Используется для размещения груза, запасов, судовых механизмов.
Надстройка - это закрытое сооружение, которое располагается от борта до борта на палубе корабля. Она защищает палубу от волн. У неё водонепроницаемые двери и люки.
Нос- это передняя часть корпуса корабля.
Корма – это задняя часть корпуса. Она делится на две части- подводную и надводную.
Борт- это боковые части корабля. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом, левый – бакбортом.
Якорь- это железная конструкция. Его опускают в воду, когда необходимо удерживать корабль на месте.
Гребной винт - это движитель корабля.
Руль - это пластина, которая поворачивается вокруг. Находится в кормовой части корабля. Служит для поворота корабля в разные стороны.
Ватерлиния – это специальная линия на корпусе корабля. Это контрольная линия, до которой можно загружать судно. Если она видна над поверхностью воды, то беспокоится не стоит. А если линия скрылась под водой, то корабль может затонуть.
Подробно изучив информацию, мне до сих пор осталось непонятно:
Почему под водой мы поднимаем камень очень легко, а воздухе – с трудом?
Когда я плаваю в бассейне или море, мое тело выталкивает на поверхность какая-то сила. Как можно объяснить это явление?
Как же такие большие корабли, которые сделаны из металла и перевозят ещё и грузы, плавают и не тонут?
Поэтому я решила провести опыты и доказать гипотезы, поставленные мною и ответить на мой главный вопрос.
Практическая работа.
Опыт №1 «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»
Для проведения опыта я взяла кусочек дерева, железную монету и пластмассовую крышку. Налила воду в емкость. Начала опускать предметы в воду. Монета утонула, а дерево и пластмасса - нет. А ведь современные корабли сделаны из металла!
Вывод: Плавучесть корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.
Опыт №2 «Влияет ли форма корабля на его плавучесть?»
Я взяла кусок пластилина. Опустила его в воду и увидела, что он утонул. Потом я сделала из пластилина кораблик. Также опустила его в воду и увидела, что он держится на воде и не тонет.
Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму.
Опыт №3 «Влияет ли воздух внутри корабля на его плавучесть?»
Я взяла воздушный шарик и опустила его в воду. В него попала вода, и он начал тонуть. Потом я надула воздушный шарик. И также опустила его в воду. Надутый шарик не утонул, даже если я нажимала на него сверху рукой.
Вывод: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.
Наблюдение: «На корабль действует какая-то сила, которая не дает ему утонуть»
Я очень люблю плавать в бассейне и море. И я заметила, когда я ныряю и пытаюсь задержаться на дне, то ничего не получается, вода выталкивает меня наверх.
Что это такое? Какая-то сила? Мне стало интересно, и я начала искать информацию в книгах и интернете.
О казывается, когда-то давно учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел. Он сформировал один из основных законов физики.
«На тело, которое погружено в воду, действует выталкивающая сила, которая равна весу воды, вытесненной этим телом».
Эта сила называется силой Архимеда.
Если сила тяжести больше силы Архимеда, тело будет тонуть и опускаться на дно. Если сила тяжести меньше силы Архимеда или равна ей, то тело будет плавать и не тонуть.
Опыт №4 «На корабль действует какая-то сила, которая не дает ему утонуть»
Значит, на корабль в воде действует сила Архимеда, которая позволяет ему держаться на плаву. Я взяла пластиковый стакан, опустила его в кастрюлю с водой. Взяла монетки 1рубль и потихоньку начала класть их в стакан. Наблюдала, как плавает стакан с монетками, а из кастрюли начала выливаться вода. При добавлении 69 монетки, стакан утонул. Затем я взвесила стакан с монетами и стакан с водой, которая вылилась. И увидела, что вес стакана с монетами больше.
Поэтому на корабль вдоль корпуса наносится специальная линия-ватерлиния. Это отметка, до которой можно загружать корабль, чтобы он не утонул.
Вывод: Корабль не будет тонуть, если его вес будет меньше или равен весу вытесняемой им жидкости. В этом случае на корабль будет действовать выталкивающая сила, это сила Архимеда.
Заключение
Таким образом, моя гипотеза: предположим, что корабли не тонут потому, что имеют особую форму строения, материал и воздух внутри корабля подтвердилась.
В моей исследовательской работе я нашла ответ на свой главный вопрос: «Почему корабль не тонет?»
Благодаря проведённым исследованиям, я выяснила, что:
Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму и плавучесть корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.
Воздух внутри корабля держит его на плаву.
На корабль действует сила Архимеда. Корабль не будет тонуть, если его вес будет меньше или равен весу вытесняемой им жидкости.
Список использованной литературы и источников.
Новая детская энциклопедия “РОСМЭН” 2005г.
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка» М. «Педагогика», 1991 – 160-164 с.
http://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/692-op-plav2