Здоровые зубы каждому любы, или зачем нам чистить зубы

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровые зубы каждому любы, или зачем нам чистить зубы

Ратникова Е.А. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Гончарова Е.В. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Защиту своей работы мне хотелось бы начать с загадки. Что это?

Когда мы едим – они работают.

Когда не едим – отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят.

Правильно, зубы. Моя исследовательская работа посвящена зубам.

Умывание и чистка зубов – это обязательная гигиеническая процедура, которую каждый цивилизованный и уважающий себя человек должен выполнять утром и вечером. Люди начали уделять внимание гигиене полости рта очень давно. Археологи исследовали останки зубов возрастом более 1,8 миллиона лет и установили, что небольшие, изогнутые углубления в них - результат воздействия примитивных зубных щёток.

Всем известно, что в здоровье нашего организма зубы играют немаловажную роль. Поскольку зубов, казалось бы, так много (в постоянном прикусе должно быть 28 – 32 зуба), люди не заботятся о них должным образом. Пародонтоз, зубные отложения, аномалии прикуса и, к сожалению, никому не удается избежать таких заболеваний полости рта, как кариес, или, как его называли в давние времена «костоеда». Болезнь древняя, но и сегодня очень распространённая. В некоторых странах 90% населения страдает от кариеса. Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна не только среди взрослых, но и детей. Именно поэтому свою работу я решила посвятить теме: «Здоровые зубы каждому любы, или зачем нам чистить зубы».

Объект исследования: здоровье младших школьников.

Предмет исследования: состояние здоровья зубов у учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования: регулярный гигиенический уход за полостью рта является важным условием сохранения здоровья зубов учащихся младшего школьного возраста.

5Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

Цель исследования: в ходе исследования выяснить, действительно ли необходимо беречь зубы и ежедневно чистить их.

Для реализации цели мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся научную литературу по данной теме;

  2. Провести анкетирование среди детей младшего школьного возраста;

  3. Взять интервью у врача-стоматолога;

  4. Опытным путём проверить, как защищает зубная паста наши зубы;

  5. Обработать и проанализировать результаты;

  6. Сделать выводы и подготовить буклет с рекомендациями по сохранению здоровья зубов.

Методы исследования:

Теоретический - работа с информацией.

Практические - эксперимент; анкетирование; интервью; анализ.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они вносят вклад в развитие знаний о проблемах здоровья детей младшего школьного возраста.

Практическая ценность моего исследования связана с возможностью использования методики, а также полученных результатов исследования в практике профилактической здоровьесберегающей работы с учащимися школы.

6Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

1. Основная часть

1.1 Краткие сведения о строении и значении зубов

У новорожденных детей нет зубов. Они появляются на первом году жизни. Эти первые зубы называются молочными. (Приложение 1). К двум-трём годам у ребёнка уже 20 зубов. Молочные зубы – это не пробные или запасные зубы, они очень важны для развития и формирования челюсти. Именно они создают фундамент для постоянных зубов. Ранняя потеря молочных зубов из-за кариеса может нарушить правильный рост и формирование челюсти и постоянных зубов. Кроме того, зачатки постоянных зубов располагаются прямо под молочными зубами, что облегчает проникновение инфекции внутрь челюсти и разрушение зубов. В этом случае зубы могут вырасти кривыми, недоразвитыми или даже вовсе погибнуть.

После шестилетнего возраста молочные зубы сменяются постоянными: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. На каждой челюсти есть четыре резца, ими мы легко перегрызаем морковь, 2 клыка, они помогают нам откусить кусок чего-нибудь твёрдого или вязкого, и 10 коренных зубов, их задача перемалывать пищу. Последними (к 14-20 годам) прорезываются зубы мудрости – крайние в двух рядах, но они могут не прорезываться совсем, оставаясь скрытыми внутри челюсти.

Зубы у человека сменяются только один раз. Если потерян постоянный зуб, то новый зуб не вырастет.

Зубы - самая твёрдая часть нашего организма. Слой белой эмали, которым они покрыты, не уступает в твёрдости слоновой кости. А ведь из этого материала изготавливают бильярдные шары, которые выдерживают даже самые сильные удары. Под слоем эмали лежит слой дентина, который менее твёрдый, но очень прочный. Вот его и высверливает острым бором стоматолог, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку прочной цементной пломбой. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа, в которой проложены кровеносные сосуды, питающие зуб, как и другие части тела.

7Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

В анатомии - строении зуба – выделяют коронку, шейку и корень. Коронкой зуба называют ту его часть, которая частично или полностью выступает над десной после прорезывания. Корень зуба находится в углублении челюсти. Количество корней варьируется от зуба к зубу. Корень закрепляется с помощью соединительной ткани. Между коронкой и корнем, посередине, располагается шейка зуба.

Зубы выполняют разные функции, поэтому различаются по форме.

    1. Почему возникает кариес

Но какими бы крепкими ни были наши зубы, как и другие части тела, они очень боятся опасных микробов. После каждого приёма пищи в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. (Приложение 2). А в пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьём, и в воздухе, которым мы дышим, всегда много зловредных микробов. Очутившись вместе с крошками в «уютных» щёлочках между зубами, они чувствуют себя там комфортно, постепенно превращаясь в зубной налет. Зубной налёт – скопление бактерий в виде плёнки, образующейся на поверхности зуба. Слюна не может смыть этот налёт, в котором размножаются микробы и выделяют вредное для зубов вещество - кислоту. Она разрушает эмаль, проникает в дентин и добирается до пульпы. Нерв реагирует на это, и зуб начинает болеть.

Зубы подвержены ряду заболеваний. Самым распространённым из них является кариес. Суть кариеса заключается в разрушении тканей зуба микробами и вырабатываемых ими кислотой.

Одним из способов профилактики кариеса является очистка зубов и полоскание ротовой полости после приёма пищи. Это предотвращает образование зубного налёта.

    1. Из истории ухода за зубами

8Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

Зубная щётка прошла долгий путь с момента своего появления. (Приложение 3). В ходе раскопок археологи не раз находили приспособления человечества, используемые для очистки зубов. Это является доказательством того, что забота людей о гигиене ротовой полости осуществлялась всегда. Первая зубная щётка представляла собой пучок травы, которым древние люди тёрли зубы. Чуть позже для чистки зубов стали применять веточки эфирного дерева, один конец которых был заострён, а другой размочален. Острым кончиком очищали рот от остатков пищи, а налёт с зубов помогал снимать другой конец, который надо было жевать. До сих пор в некоторых арабских странах для этой цели применяют сивак – это небольшие веточки дерева арак, которые при разжёвывании распадаются на множество волокон, напоминающих щетинки зубных щёток.

На протяжении веков чем только не чистили зубы! Особенно в древние времена существовало множество рецептов. Среди веществ, входящими в эти рецепты, были пепел растений, каменная пыль, толчёное стекло, шерсть, пропитанная мёдом, и многие другие неожиданные вещи.

Первая зубная щётка была изобретена в XV веке. Её родиной считается Китай. Ручка делалась из кости или бамбука, а для щетины брались волосы с загривка дикого кабана, которые при холодном климате становилась жёстче. Поэтому, когда щётка попала в Европу, её материал не очень понравился жителям этих стран. В Европе отдали предпочтение конскому волосу и стали применять его в изготовлении своих щёток.

Пётр I на свои знаменитые ассамблеи приказывал всем обязательно приходить с начищенными зубами. Он предписывал: «Для того берите тряпицу и мел, толчёный в ступе.»

В XX веке синтетические волокна заменили натуральную щетину. Первоначально они были слишком жёсткими и повреждали дёсны, поэтому их усовершенствовали. Также в XX веке появились первые зубные щётки, которые работали от сети, а потом и от батареек. Позже появились щётки с крутящейся головкой и щётка с видеокамерой, позволяющей видеть все труднодоступные участки и основательно их почистить.

9Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

2. Практическая часть

2.1 Анализ тестирования учащихся

Я провела исследование среди учащихся 4-х классов МБОУ ОЦ «Флагман». Анкетирование проводилось с целью выяснить, насколько школьники понимают необходимость соблюдения норм личной гигиены. В анкетировании приняли участие 70 человек.

Результаты анкетирования были занесены в таблицу. (Приложение 4)

Из анкеты узнали, что большая часть ребят чистят зубы каждый день, утром и вечером (58 человек). 9 учащихся чистят зубы только вечером или утром, а 3 человека чистят зубы очень редко. 37 учеников считают, что чистка зубов предотвращает кариес, а 33 - так не считают. Большинство детей (63 человека) считают, что жевательная резинка не может заменить чистку зубов зубной пастой. И почти все учащиеся (68 человек) уверены в том, что сладости вредны для зубов.

Можно сделать следующие вывoд: почти все ученики знают, что за зубами обязательно надо ухаживать, чистить их два раза в день и обязательно посещать стоматолога, но есть и такие, которые не ходят к врачу и не чистят зубы, или забывают это делать.

2.2 Беседа со стоматологом

Папа нашего одноклассника работает стоматологом в клинике «Все свои». Мы с классным руководителем решили пригласить его в наш в класс с целью узнать о правильном уходе за зубами. Азизов Магамед Абдулазизович при встрече много рассказал о здоровье зубов младших школьников. (Приложение 5). Что за последние 2 года младшие школьники обращались на приём с различными проблемами: лечение, удаление зубов или просто профилактика.

Магамед Абдулазизович рассказал о том, что на здоровье зубов влияют следующие факторы:

наследственность;

содержание фтора в питьевой воде;

болезни в детском возрасте;

э

10Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

кология;

характер питания.

От врача-стоматолога я узнала, что для сохранения здоровья и красоты зубов важно правильно за ними ухаживать. Это значит чистить зубы утром и вечером, обязательно полоскать рот после еды, при первых признаках неблагополучия обращаться к врачу.

Очень важно чистить зубы вечером. Для этого необходимо в течение 2-3 минут тщательно чистить зубы.

Магамед Абдулазизович рекомендовал посещать стоматолога два раза в год, даже если зубы не беспокоят, правильно питаться.

Я попросила стоматолога подробнее рассказать о жевательной резинке, так как большинство детей жуют её. Как выбрать правильную?

Жевательная резинка не должна содержать консервантов, сахара и красителей. Жевательную резинку следует жевать только в том случае, если нет возможности почистить зубы пастой. Использовать жевательную резинку можно только после приёма пищи в течение 15 – 20 минут.

Как же правильно питаться, чтобы сохранить зубы? Оказывается, необходимо обязательно употреблять фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу, снизить употребление сахара. Вредны для зубов и резкие перепады температур (например, после мороженого пить горячий чай).

Вывод: на здоровье зубов влияют наследственность, болезни в детском возрасте, содержание фтора в питьевой воде, экология, характер питания; чистить зубы нужно дважды в день в течение 2-3 минут; ограничить употребление сахара и резкие перепады температур; жевательную резинку употреблять только в том случае, если нет возможности почистить зубы после еды.

2.3 Анализ эксперимента №1

Зубная паста с фтором защищает зубную эмаль. Многие зубные пасты содержат фтор – это особый минерал, который укрепляет зубы, делая их эмаль более устойчивой и невосприимчивой к воздействию кислоты. Фтор так же снижает выработку кислоты бактериями.

 

11Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

Для доказательства этого были взяты два куриных яйца, сваренных вкрутую, так как состав зубной эмали и яичной скорлупы схож. (Приложение 6). Поверхность одного яйца была обработана зубной пастой, содержащей фтор, и яйцо помещено в стакан с раствором лимонной кислоты, имитирующую среду, возникшую в ротовой полости после еды. В другой стакан с раствором лимонной кислоты было помещено куриное яйцо, не обработанное пастой. Через некоторое время скорлупа яйца, не обработанного зубной пастой, начала разрушаться. А скорлупа обработанного яйца, напротив, осталась без каких-либо повреждений.

Вывод: чистить зубы утром и вечером пастой, в состав которой входит фтор.

2.4 Анализ эксперимента №2

Эксперименты с камнями проводились для решения следующей проблемы: моему брату Андрею попался твёрдый орех. Но как достать ядро? Он ответил: «Разгрызть зубами, потому что зубы крепкие». Он ассоциативно сравнил зубы с камнем, не предполагая, что камень тоже разрушается при определённых условиях.

Это было наглядно продемонстрировано в экспериментах с камнем. (Приложение 7). Камень нагревали на огне, затем погружали в холодную воду. После нескольких чередований таких действий камень без труда разрушился.

Вывод: при воздействии высоких и низких температур камень разрушается. Так же и зубам вредны холодная и горячая пища: зубы разрушаются.

2.5 Анализ эксперимента №3

Следующий эксперимент был проведён для того, чтобы узнать, какие факторы вредны для зубов, и что может произойти с гладким блестящим камнем, если поцарапать его острым предметом. (Приложение 8).

Камень был поцарапан ногтем.

Рассмотрен через лупу.

Зафиксирован результат: на камне не осталось следов.

Поверхность камня была поцарапана острым предметом (шурупом).

РПривлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

ассмотрена через лупу.

Зафиксирован результат:на поверхности остались царапины и трещинки.

Вывод: поверхность камня, как и зуба, достаточно прочная, но при механических повреждениях разрушается. Не следует грызть зубами острые, твёрдые предметы.

2.6 Требования к зубной щётке

Стоматологи дают следующие рекомендации относительно зубных щёток (приложение 9):

Во-первых, головка должна быть не более двух сантиметров. Чем меньше головка, тем легче добраться до скрытых уголков полости рта.

Во-вторых, щетина должна быть средней жёсткости, не очень частой. Синтетическими зубными щётками рекомендуют пользоваться не более двух месяцев, а из натуральной щетины два-три месяца, после чего щётку следует заменить.

В-третьих, выбирайте зубную щётку с изогнутой ручкой. Это помогает добраться до самых маленьких промежутков между зубами и всех поверхностей зубов. Мойте зубную щётку водой с мылом и храните в стаканчике щетиной вверх.

Практические советы

Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, необходимо соблюдать несколько правил. Был разработан буклет с советами по сохранению здоровья зубов (Приложение 10):

1. Не ковыряться в зубах металлическими предметами! В аптеках продаются специальные зубочистки. Металлическим предметом можно поцарапать зуб, он начнёт разрушаться, и может образоваться кариес.

2. Не класть в рот и не держать в зубах твёрдые предметы, такие как иголки и гвозди. Не откусывать зубами нитки и проволоку. От этого зубы быстро разрушатся.

3. Не класть в рот после холодной пищи горячую, и наоборот. В противном случае в зубах могут образоваться трещины, и зубы начнут разрушаться.

 

13Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

4. Больные зубы нужно немедленно лечить. Проверять зубы не реже двух раз в год. При обнаружении их аномального роста обращаться к стоматологу.

 

14Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

Заключение

В результате исследования считаю, что моя гипотеза подтвердилась. При правильном уходе за зубами и здоровом питании ваша улыбка будет оставаться красивой, а зубы - крепкими и здоровыми. Почти все дети понимают, как важно и нужно сохранять зубы здоровыми. Для этого за зубами нужно правильно ухаживать, правильно питаться и избегать излишнего употребления сладкого. Здоровые зубы - залог правильного произношения звуков и, следовательно, красивой речи. Они также сохраняют красоту лица человека. Таким образом, чтобы на долгое время сохранить здоровье и красоту зубов, необходимо постоянно соблюдать простые правила гигиены и профилактики:

ежедневно чистить зубы не менее двух раз в день;

полоскать рот водой после каждого приема пищи;

посещать стоматолога каждые шесть месяцев;

своевременно лечить зубы, чтобы предотвратить их полное разрушение или удаление.

Этой работой было привлечено внимание детей к данной проблеме, многие из них решили посетить стоматолога в ближайшем будущем.

 

15Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

Библиографический список литературы

Печатные источники:

  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. - М.; изд-во АСТ 2000. – 456 с.

  2. Журнал «Здоровье школьника» - М.; периодическое издание, 96 с.

  3. Ослепительная улыбка на всю жизнь / Кузьмин Э. М.; изд-во Медио Сфера, 1996. - 38с.

  4. Сохрани улыбку / Улитовский С.Б. - СПБ, 1997. - 230с.

5. Справочник по детской стоматологии / под ред. А. Камерона, Р. Уидлера - М.: Мед. пресс - Информ, 2010. – 391 с.

Интернет - ресурсы:

6. Правильная гигиена полости рта и зубов

https://www.beauty-shop.ru/info/pravilnaya-gigiena-polosti-rta-i-zubov/

7. Кариес: причины и профилактика

https://www.u-lekar.ru/content/view/970/11/

8. Сивак. Способ его использования. https://dentamed.club/gigiena/chistka/misvak-sivak-palochk-chistk-zubov.html

9. Функции, развитие и строение зубов. http://www.dentalmechanic.ru/fundamentals/tooth/

\

16Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

Приложение 1

Молочные и постоянные зубы

Анатомическое строение зуба

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Таблица результатов анкетирования

Результаты анкетирования

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

П риложение 9

Приложение 10

Просмотров работы: 75