Введение
Актуальность проекта: когда я пришла учиться в школу в первом классе на первом уроке я увидела церемонию поднятия флага России. Каждый понедельник начинается с “Разговоров о важном”, мы слушаем гимн, учитель рассказывает нам о России, какая это большая страна, о людях, которые в ней проживают. Я узнала, что флаг и гимн – символы государства. Я заметила, что флаги других стран, похожи на российский флаг, и узнала, что цвета флага и порядок их расположения имеют большое значение и есть другие трехцветные флаги.
В школе у меня появилось увлечение – бисероплетение. Мне очень нравится изготавливать фигурки из бисера. Бисер – сам по себе прекрасен, напоминает маленькие разноцветные драгоценные камешки, а изделия из него всегда получаются оригинальные и красивые. Тема одного из занятий была посвящена изготовлению российского флага из бисера. Я изготовила его, он получился очень красивый (Приложение 4) и мне захотелось сделать из бисера флаги других стран.
Проблема проекта: Трехцветные флаги разных стран похожи друг на друга, их легко перепутать.
Гипотеза: предполагаю, что если я изготовлю трёхцветные флаги из бисера, то смогу запомнить какой стране они принадлежат.
Цель проекта: изучить трехцветные флаги, как символы государств и изготовить их из бисера.
Задачи проекта:
1. Исследовать источники по теме проекта.
2. Провести опрос среди одноклассников.
3. Сплести из бисера трехцветные флаги стран.
4. Сделать альбом с флагами.
6. Рассказать о своём проекте.
Ресурсы проекта:
Информационные: литература, электронные ресурсы сети интернет.
Материальные: Крафтовая бумага для альбома, мелкий бисер разных цветов, проволока для плетения диаметром 0,3 мм, ножницы, тарелочки для бисера.
Трудовые: помощь родителей в создании альбома и вклейке туда сплетенных мной флагов, а также в поиске и печати информации о флагах в альбом.
Сроки разработки и реализации проекта:
Первый этап –январь 2023 года. Уточнение проекта, составление плана.
Второй этап –до 15.02. 2023 года. Изучение теоретического материала.
Третий этап –15-27.02. 2023 года. Практический этап.
Четвертый этап –март 2023 года. Подведение итогов.
Объект исследования: государственная символика государств.
Предмет исследования: трехцветные флаги государств и их значение.
Методы исследования:
1.Теоретический.
2.Аналитический.
3.Практический метод структурирования полученной информации.
Теоретическая значимость: изучение исторического наследия государств, в которых в настоящее время флаги триколор.
Практическая значимость: с помощью альбома наглядно показать значимость флага для каждого государства, как одного из главных символов, как он выглядит и что означает.
Степень изученности: описания флагов и их значения уже достаточно изучены и доступны, что касается классификаций флагов по каким-то определенным категориям – данной информации нет в свободном доступе.
Характеристика личного вклада автора: для того, чтобы выбрать все трехцветные флаги, я смотрела флаг каждой страны и записывала трехцветные флаги в отдельный список. Затем, я, согласно списку, плела из бисера миниатюру каждого флага, мне нужно было правильно подобрать цвета флага и сплести их согласно схеме. Чтобы изготовить один флаг из бисера мне требуется 2-3 часа кропотливой работы.
Теоретическая часть
1.1. Что такое флаг
В словаре Ожегова сказано: “Флаг — это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой”. [3]. Прочитав энциклопедию, я узнала, что флаги впервые люди использовали, как опознавательные знаки на кораблях. Встретятся два корабля в открытом море и не знают, к каким странам они принадлежат, а яркий, развевающийся флаг, расположенный вверху мачты, расскажет принадлежность корабля к государству.
Символы государства… Что это? Сразу не ответишь на этот вопрос. Ответы, могут быть, разные. Кто-то вспомнит широкие просторы: поля или море тайги; другие вспомнят о балалайке и шапке-ушанке. Но, все непременно подумают о своей малой Родине – то месте, где родились, где живут родители. Государственные символы – герб, флаг и гимн –это, конечно, что-то большее. В всех странах государственные символы соединяют народ в единую страну.
У каждой страны свой флаг. И все они разные: одного цвета и разноцветные, с полосами и орнаментом, со звёздочками и крестами. Каждый элемент что-то обозначает, рассказывает о чём-либо.
Государственные флаги — это опознавательные знаки, символы разных стран. [5].
1.2. История государственного флага России [1].
История нашего флага насчитывает более трёх столетий. Трёхцветный флаг (бело-сине-красный) появился в России тогда, когда появился морской флот. В первый раз его подняли на корабле «Орёл» в 1668 году, в то время был царь – Романов Алексей Михайлович. Царь Пётр Первый приказал поднимать этот флаг на всех российских кораблях (Приложение 1).
Позднее, в 1858 году во времена Александра Второго флаг поменяли. Флаг стал таким: вверху полоска чёрная, посередине – жёлтая, внизу – белая. (Приложение 2, рис. 1). Решили, что флаг должен быть похож на герб (Чёрный орёл в золотом поле и белый всадник).
В 1896 году опять вернулись к сине-бело-красному цветам. В 1918 году в Советской России заменили его красным знаменем. (Приложение 2, рис.2). Сначала, на флаге было написано РСФРС, а потом в 1924 году - флаг СССР. (Приложение 2, рис. 3).
Когда Советский Союз распался, в 1991 году в Москве подняли «триколор». Флаг был принят и по конституции, флаг России, это "прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - лазоревого цвета и нижняя - алого цвета". (Приложение 2, рис. 4).
В 1993 году президент Борис Ельцин дал определение цветам российского флага, изменил лазоревый на синий цвет, алый на красный. 25 декабря 2000 года президент Владимир Путин подписал закон "О Государственном флаге Российской Федерации". (Приложение 2, рис.5).
Цвета полосок отечественного флага имеют значение: белый — мир, свобода, благородство и чистота, синий — вера, постоянство и духовность, красный — державность, энергия, сила и кровь, пролитая за Отечество.
Вывод: Флаг – главный государственный символ, в нём отражается история родины. Флаг объединяет народы России, помогает защитить и укрепить нашу страны, представляет нашу родину среди других стран.
1.3. Трехцветные флаги других стран [2]
Флаг Армении (Приложение 3, рис.1). Это прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полосок: красная, синяя и нижняя – оранжевая. Синий цвет обозначает ясное небо, желание жителей жить в мире и согласии. Значение оранжевого — трудолюбие народа. Красный цвет – борьба армянского народа за независимость страны.
Бельгия (Приложение 3, рис.2).
Флаг - прямоугольное полотнище из одинаковых полос - чёрной, жёлтой и красной.
Черный — земля. Желтый — богатство, радость. Красный — кровь, пролитая в борьбе за независимость.
Бенин (Приложение 3, рис.3).
Флаг этой страны состоит из двух горизонтальных полос жёлтого и красного цветов и зеленой полоски, расположенной вертикально. Зелёный цвет – символ надежды, красный мужество предков, а жёлтый - сокровища нации.
Болгария (Приложение 3, рис.4). Флаг из трёх одинаковых горизонтальных полос: верхняя - белая, средняя - зелёная и нижняя - красная. Белый цвет – символизирует мир и свободу; Зеленый цвет – леса страны. Красный цвет – символизирует кровь, пролитую в борьбе за свободу.
Венгрия (Приложение 3, рис.5). Также флаг состоит из трёх равновеликих горизонтальных полос: красной, белой и зелёной. Красный цвет символизирует кровь венгерских солдат. Белый цвет - символ чистоты. Зелёный цвет — символ надежды на лучшее будущее страны.
Габон (Приложение 3, рис.6). Полотнище флага также разделено на три горизонтальные полосы зелёного, жёлтого и синего цветов. Зеленый цвет – леса страны. Синий цвет –океан; Желтая полоса – солнце.
Гвинея (Приложение 3, рис.7). На этом флаге полосы расположены вертикально: красная, жёлтая и зелёная. Красный цвет флага символизирует кровь, пролитую в борьбе за свободу, жёлтый — цвет золота и солнца, зелёный — африканскую природу.
Германия (Приложение 3, рис.8). На этом флаге одинаковой ширины полосы расположены горизонтально. Верхняя – чёрная, посередине – красная, внизу – золотая.
Чёрный — символ прошлого Германии. Красный — это кровь народа, пролитая за свободу и величие страны. Золотой — символ настоящего, это солнце справедливости Германии.
Ирландия (Приложение 3, рис.9). Флаг состоит из вертикальных полос: зелёной, белой и оранжевой. Эти цвета обозначают, что народы принадлежат разным религиям.
Италия (Приложение 3, рис.10). У этой страны одинаковые вертикальные полосы: слева полоса изумрудно-зеленого, в середине – белого, справа– красного цвета.
Красный цвет обозначает любовь, белый - надежду, а зеленый – веру в светлое будущее.
Йемен (Приложение 3, рис.11).
Триколор, состоит из трех равных по длине и ширине полос. Вверху красная полоса, посередине – белая, снизу – черная. Полоса красного цвета на флаге символизирует кровь, пролитую за свободу страны. Белый цвет – это символ светлого и будущего, а черный, напротив, означает темное и мрачное прошлое.
Колумбия (Приложение 3, рис.12). Полосы жёлтого, синего и красного цветов расположены на этом флаге горизонтально. Жёлтая занимает верхнюю половину флага, синяя и красная поменьше, расположены внизу. Желтый цвет –это золото Колумбии.
Синий цвет – символизирует моря. Красный цвет – символизирует кровь, пролитую героями страны.
Кот-д’Ивуар (Приложение 3, рис.13). Флаг имеет вертикальные полосы: оранжевую, белую и зелёную. Оранжевый –обозначает плодородие земли. Белая – единство и мир.
Зеленая – леса юга и надежду.
Литва (Приложение 3, рис.14). Флаг Литвы имеет равные горизонтальные полосы: жёлтую, зелёную и красную. Желтый цвет символизирует солнце и процветание, зеленый- сельскую местность, свободу и надежду, а красный-кровь и мужество тех, кто погиб за Литву.
Люксембург (Приложение 3, рис.15). Триколор, в котором горизонтальные полосы -
верхняя - красная, средняя - белая, и нижняя - светло-синяя. Красная означает пролитую кровь за независимость и свободу. Белая – символизирует благородство и чистоту помыслов. Голубая – честность и красоту.
Мадагаскар (Приложение 3, рис.16). Состоит из трёх одинаковых полосок –вертикальной, – белая, и двух горизонтальных справа– красной и зелёной. Зелёный – надежда на светлое будущее. Красный и белый –стремления к мирной жизни.
Мали (Приложение 3, рис. 17). Флаг состоит из трёх вертикальных полосок: зелёной, золотой и красной. Зеленый – символ надежды и природы страны. Желтый (золотой) – символ золота. Красный – память о погибших в борьбе за независимость.
Нидерланды (Приложение 3, рис.18). Полосы расположены вертикально – красная, белая и синяя полосы. Красный символизирует кровь, пролитую в борьбе за независимость;
Белый отождествляют со свободой и независимостью; Синий – разумеется, море.
Румыния (Приложение 3, рис.19). Вертикальные полосы – синяя, жёлтая и красная.
Цвета на флаге Румынии означают: Синий цвет –символизирует свободу; Желтый–закон; Красный цвет – символизирует братство.
Сьерра-Леоне (Приложение 3, рис.20). Флаг состоит из трёх горизонтальных равновеликих полос зелёного, белого и синего цветов. Зелёный цвет символизирует природу, синий — символ надежды, что наступят мирные времена. Белый цвет олицетворяет единство и законность.
Франция (Приложение 3, рис.21). Флаг состоит из трёх вертикальных равновеликих полос: синей, белой, красной. Этот флаг очень похож на российский. Синий цвет означает свободу, белый - равенство, а красный - братство.
Чад (Приложение 3, рис.22). Флаг состоит из трех вертикальных полос разной ширины: синей, золотой и красной. Синий цвет символизирует небо, надежду и воду.
Жёлтый цвет, это пустыня и солнце. Красный цвет - единство, а также кровь, пролитую за независимость Чада.
Эстония (Приложение 3, рис.23). Флаг - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полосок: верхней - синего, средней - чёрного и нижней - белого цвета. Синий — цвет неба и моря; Чёрный — цвет земли; Белый — цвет снежных вершин.
Вывод: в мире насчитывается 195 разных государств. У каждого из них свой символ – флаг. При этом, у 24-х государств (в том числе и у России) – трехцветный флаг. Флаги этих государств отличаются цветами, расположением цветов, шириной полос, расположением полос (горизонтально, вертикально, по диагонали). Думаю, каждый житель любой страны гордится и почитает свой флаг!
Практическая часть.
2.1. Изготовление флагов – миниатюр из бисера
Для меня флаги из бисера – миниатюры с разным графическим рисунком. Мы с преподавателем решили выполнить флаг по схеме. (Приложение 4, рис.1).
Технология изготовления российского флага
Техника изготовления: метод перекрёстного плетения на проволоке. (Приложение 4, рис.2).
1. Подготовка необходимого материала, подбор бисера;
2. Изучение схемы флага;
3. Закрепление начала работы посередине проволоки;
4. Изготовление самого флага по схеме;
5. Разглаживание, придание формы. (Приложение 4, рис.3).
На изготовление флага было затрачено примерно 40-60 минут. По такой же технологии были изготовлены другие флаги.
Вывод: изготовление флагов из бисера действительно помогло мне лучше запомнить флаги. Плетение из бисера развивает мелкую моторику, а значит развивает речь, мышление и память.
Все свои флаги я оформляю в альбоме (Приложение 6). Мне помогают родители.
2.2. Проведение опроса среди одноклассников.
Мне стало интересно, что знают одноклассники о символах государства. Я провела опрос среди трёх первых классов (90 человек). (Приложение 5, рис.1).
Результаты опроса показали, что на первый вопрос ответили правильно 84%, на второй вопрос правильно ответили 65% опрошенных, на третий вопрос правильно ответили всего 22%, на четвертый вопрос ответили 59%, причем в ответе на четвертый вопрос 48 человек нарисовали флаг Украины, 15 человек флаг Японии, 18 человека флаг Китая и по одному флагу Белоруссии и Америки. (Приложение 5, таблица 1).
Опрос показал, что ребята, в целом, знают цвета российского флага, но не знают значения цветов. Правильные значения всех трех цветов флага России не написал ни один ученик из опрошенных. По знанию флагов других государств лидирует флаг Украины.
Вывод: Ребятам сложно запоминать флаги других государств, тем более значение цветов флагов (даже значение флага России еще не все запомнили), а бисероплетение может помочь запомнить флаги лучше и быстрее, т.к. помимо развития моторики рук, памяти, речи оно еще развивает образное мышление. Я в этом убедилась сама, когда я плету флаг, у меня возникает определенный образ страны и ее народа, который легче запомнить.
Заключение
Изучение флагов государств – интересное, познавательное занятие. Флаги – государственные символы, их яркие цвета оказывают воздействие на восприятие и сознание человека. Флаги рассказывают о культуре, обычаях, религии, государственном строе. Разглядывая флаги, можно почувствовать прикосновение к другой культуре, другому народу. Они свидетельствуют о неразрывной нити времён, связывают между собой разные поколения, представляют историю народа и страны.
Мне было интересно работать по данной теме исследования. Работа над проектом позволила лучше познакомиться с символом нашей страны – российским флагом. Я узнала много нового и интересного о трехцветных флагах других государств и теперь, смотря на каждый флаг, я понимаю, что за ним стоит важный смысл для граждан этой страны, посыл о своей стране, который они несут в мир.
Российский флаг, значение цветов в нём необходимо знать каждому, независимо от того, взрослый ты или ребёнок! Флаг России достался нам в наследство от наших предшественников, он воплотил в себе славную историю и традиции нашего Отечества. К тому же, символы России мы изучали на уроке окружающего мира.
Изготовить флаги из бисера — это необычно, увлекательно. Получается очень красиво. Рассматривая мои флаги, можно представить страну, символом которой он является. Это возможность мысленно совершить путешествие в эту страну, представить, какие народности там проживают, чем они занимаются, какие есть особенности у этой страны.
Считаю, что гипотеза, выдвинутая в начале моего исследования, нашла своё подтверждение. Задачи решены и цель достигнута.
Мой альбом будет находиться в нашем классе, и учитель сможет показывать флаги на уроках окружающего мира.
Свою работу я продолжу, мне интересно ознакомиться и изготовить из бисера флаги других государств, а также очень интересна символика гербов государств. В работе мне помогали мои мама и папа, большое спасибо им за это.
Список использованной литературы.
1. Голованова, М. П. Герб, флаг, гимн России [Текст]/ М. П. Голованова. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. - 48 с.: цв. ил.
2. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. — М.: Панорама, 1993. — 208 с.
3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 11, ст. 1088.
4. Флаги Европы // Флаги. Всемирная энциклопедия / Знамиеровский А.; [пер. И. Комаровской]. — Москва: Эксмо, 2009. — 256 с.
5. Что такое Родина / Окружающий Мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч1. А.А. Плешаков. – 2 изд. – М.: Просвещение. – 2011. – 95 с. (стр.10)
Электронные ресурсы.
1. tass.ru: сайт. – URL: https://tass.ru/info/12185765 (дата обращения 13.02.2023).
2.dorogavrim.ru: сайт. – URL: https://www.dorogavrim.ru/articles/flagi_stran_mira/ (дата обращения 25.02.2023).
3. flagistrany.ru: сайт. – URL: https://www.flagistrany.ru/azbuka (дата обращения 05.03.2023).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Первый корабль с флагом триколор
Рис.1 — Первый русский корабль «Орел» с бело-сине-красным полотнищем.
Приложение 2. Флаг России в разные периоды истории
Рис.1 — Флаг России 1868 года
Рис.2 — Флаг РСФСР 1918 г.
Рис.3 — Флаг СССР 1924 г.
Рис.4 — Флаг России (1991-1993 гг.)
Рис.5 — Флаг России с 1993 года
Приложение 3. Трехцветные флаги других государств
Рис.1 — Флаг Армении
Рис.2 — Флаг Бельгии
Р ис.3 — Флаг Бенина
Р ис.4 — Флаг Болгарии
Рис.5 — Флаг Венгрии
Рис.6 — Флаг Габона
Рис.7 — Флаг Гвинеи
Рис.8 — Флаг Германии
Рис.9 — Флаг Ирландии
Рис.10 — Флаг Италии
Рис.11 — Флаг Йемена
Рис.12 — Флаг Колумбии
Рис.13 — Флаг Кот-д'Ивуар
Р ис.14 — Флаг Литвы
Рис.15 — Флаг Люксембурга
Рис.16 — Флаг Мадагаскара
Рис.17 — Флаг Мали
Рис.18 — Флаг Нидерландов
Рис.19 — Флаг Румынии
Рис.20 — Флаг Сьерра-Леоне
Рис.21 — Флаг Франции
Рис. 22 — Флаг Чада
Рис. 23 — Флаг Эстонии
Приложение 4. Изготовление российского флага из бисера
Рис.1 — Схема для изготовления российского флага
Рис.2 — Метод перекрестного плетения на проволоке
Рис.3 — Мой российский флаг
Приложение 5. Анкетирование
Р ис.1 — Анкета для опроса
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
|
Ответило ребят в % из 90 опрошенных |
84% |
65% |
22% |
59% |
Таблица 1 — Результаты анкетирования обучающихся 1 «А», 1 «Е», 1 «И»
Рис.2 — Анкетирование 1 «А»
Приложение 6. Изготовление флагов из бисера
Рис. 1 — Это я, за работой.
Рис.2 — Альбом «Трёхцветные флаги, как символы государств».
Рис.3 — Разворот одной из страниц альбома.