Традиционные и экзотические растения моего участка

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиционные и экзотические растения моего участка

Домашенко Д.Е. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА ДОНЕЦКА"
Боровинская Е.В. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА ДОНЕЦКА"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Окружающий нас мир природы удивительно красив, разнообразен, увлекателен. С самого рождения человек познаёт живую и неживую природу, постоянно соприкасается с ней, получая не только воду, пищу, одежду, но и огромное количество положительных эмоций.

В 1980 году моему прадедушке дали участок в садовом обществе около Макеевки. С того времени уже четвертое поколение занимается выращиванием полезных и вкусных овощей и фруктов для семьи. Изначально мои родственники заложили сад и высаживали самые неприхотливые растения, но с каждым годом добавлялось количество выращиваемых культур. И они становились всё более разнообразных сортов и видов. Когда я начала подрастать, то тоже заинтересовался выращиванием овощей, фруктов, ягод и цветов. В сезон выращивания растений в грунте я помогаю взрослым, а перед сезоном активно участвую в посеве и выращивании рассады. Также интересуюсь выбором семян и саженцев. Увидев в одной из детских энциклопедий фото неизвестных мне растений, я очень заинтересовалась и захотела более подробно изучить эти растения. Также мы с мамой решили попробовать вырастить на своих 6 сотках внешне очень понравившиеся мне батат, брюссельскую капусту и актинидию.

Любому растению нужно определенное внимание и правильный уход. Поэтому, чтобы вырастить новое растение, очень важно знать, как ухаживать за ним. Я стала изучать дополнительную литературу. Мне помогали моя мама Татьяна Сергеевна и учитель Елена Викторовна. Также я рассказала своим одноклассникам о моём увлечении. Данный проект предназначен для всех любознательных, целеустремлённых и трудолюбивых ребят, которые не боятся трудностей, кто любит экспериментировать, наблюдать, ухаживать за растениями.

Актуальность исследовательского проектазаключается в том, что на одном и том же участке можно выращивать как традиционные (помидоры, огурцы), так и экзотические (актинидия, батат, брюссельская капуста) растения, чтобы дарить людям пользу для их здоровья, красоту и радость..

Цель исследовательского проекта: Выяснить происхождение актинидии, батата, брюссельской капусты в естественной среде, изучить условия выращивания традиционных и экзотических растений на дачном участке.

Объекты исследовательского проекта: процесс выращивания актинидии, батата, брюссельской капусты, помидоров, огурцов..

Предмет исследования:актинидия, батат, брюссельская капуста, помидоры, огурцы..

Задачи исследовательского проекта:

  1. Изучить информационные источники (энциклопедические книги, информацию на сайтах, в сетях Интернет).

  2. Выяснить, откуда родом актинидия, батат, брюссельская капуста, в каких условиях произрастают эти растения в естественной среде.

  3. Ознакомиться с различными сортами помидоров, огурцов.

  4. Выявить наличие полезных свойств плодов актинидии, батата, помидоров, огурцов, брюссельской капусты для организма человека.

  5. Исследовать условия выращивания вышеперечисленных растений в нашей местности.

  6. Узнать, возможно ли вырастить экзотические растения на дачном участке, условия из выращивания.

Гипотезазаключается в том, что если я смогу вырастить актинидию, батат, брюссельскую капусту на своём участке, то я смогу утверждать, что при соблюдении определённых условий вышеуказанные растения приспособлены к нашим климатическим условиям.

Методы: наблюдение, анкетирование, опрос, фотографирование, сравнение.

Методы исследования:

  • теоретические – изучение информационных источников (энциклопедические книги; информацию на сайтах, в сетях Интернет);

  • практическая деятельность – выращивание традиционных и экзотических растений ( помидоров, огурцов, актинидии, батата, брюссельской капусты ) на дачном участке, фотосъемка.

В ходе исследовательской деятельности младшие школьники могут узнать, возможно ли вырастить на дачном участке не только традиционные, но и экзотические растения; смогут выработать навыки ухода за растениями на приусадебном участке.Таким образом, через реализацию данного проекта обучающиеся начальных классов будут вовлечены в активную исследовательскую деятельность, позволяющую расширять процесс экологического воспитания, очень актуальный в наше время.

Описание проекта:

Выявление проблемы, определение мотивов к деятельности по проблеме, постановка ключевых и тематических вопросов происходит на первом этапе проекта.

Ключевой вопрос:

Какие условия необходимы для выращивания на дачном участке традиционных и экзотических для нашей местности растений?

Тематические вопросы:

-Какие растения являются традиционными для выращивания в наших климатических условиях ?

-Что представляют собой актинидия, батат, брюссельская капуста? К какому виду растений они относятся ?

- Какие страны являются родиной вышеуказанных экзотических растений ?

- Приносят ли пользу помидоры, огурцы, актинидия, батат, брюссельская капуста здоровью человека ? Если «да», то какую ?

- Можно ли вырастить актинидию, батат, брюссельскую капусту у себя на дачном участке ?

Затем необходимо изучить информацию, систематизировать её, запланировать деятельность по реализации проекта.

Практическая деятельность:

Теоретическое исследование вопроса – изучение информационных источников (энциклопедические книги; информацию на сайтах, статьи в сетях Интернет); анализ и систематизация материала.

Практическое исследование – выращивание помидоров, огурцов, актинидии, батата, брюссельской капусты на участке в 6 соток, фотосъемка.

Итоговая презентация – результат работы над проектом «Традиционные и экзотические растения на моём участке»

Вид проекта - по доминирующей в проекте деятельности – творческий исследовательский проект, по количеству задействованных образовательных предметов – метапроект. В нём доминирует естественно-научные исследования.. По длительности реализации данный проект является среднесрочным.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

План мероприятий

  1. Анкетирование обучающихся 2 классов.

  2. Теоретическое исследование вопроса – изучение информационных источников (энциклопедические книги; информацию на сайтах, статьи в сетях Интернет); анализ и систематизация материала.

  3. Практическая деятельность – выращивание традиционных и экзотических растений на дачном участке, фотосъемка.

  4. Итоговая презентация – результатов работы над проектом «Традиционные и экзотические растения на моём участке»

Этапы реализации проекта:

Первый этап – выявление проблемы. Анкетирование обучающихся 2 классов.

Определение мотивов к деятельности обучающейся по проблеме.

На первом этапе проекта я провела анкетирование среди обучающихся 2 классов (46 человек) с целью выяснить их знания о растениях, которые произрастают на дачных участках в наших климатических условиях. Результаты показали, что большинство ребят знают только традиционные для наших широт овощи, фрукты и ягоды (картофель, морковь, свёклу, помидоры, огурцы, белокочанную капусту, лук, перец, яблоки, груши, сливы, абрикосы, малину, смородину, клубнику) ; некоторые из них (32%) вместе с родителями выращивают их на своих приусадебных участках, большинство (97%) считают, что ежедневное употребление овощей и фруктов необходимо для здоровья каждого человека; 13 % опрошенных пробовали брюссельскую капусту, знакомы с данным овощем, знают о его пользе ; 9% ( 4 человека) знают определённую информацию о батате, 2 человека ( 4%) знают о таком растении, как актинидия, пробовали его плоды, большинство ребят (76%) считают, что практически невозможно вырастить актинидию, батат и брюссельскую капусту в наших климатических условиях.

Второй этап–организация работы над проектом. Теоретическое исследование вопроса – изучение информационных источников (энциклопедические книги; информацию на сайтах, статьи в сетях Интернет); анализ и систематизация материала.

Традиционные растения

Кроме сада и многолетних ягодных кустарников мы выращиваем разнообразные овощные культуры.

Интересной для выращивания культурой является огурец. Огурец — одна из самых древних и популярных овощных культур. Это один из немногих овощей, которые употребляют в пищу недозрелыми — чем зеленее и меньше его плоды, тем они вкуснее. Активно культивировать огурцы люди начали еще в античные времена, около шести тысяч лет тому назад. Греки называли этот овощ «агурос», что в переводе означает «несозревший и неспелый», именно отсюда и произошло название — огурец. В Европу он был привезен из Индии, где произрастает его прародитель — дикий огурец — тропическая лиана с длинными ветвями-плетьми, растущая в лесах.

Также хочется коснуться темы выращивания томатов. Их существует огромное разнообразие сортов, расцветок и форм. Томат или помидор выращивается ради съедобных плодов — сочных ягод различной формы (от плоско-округлой до цилиндрической; могут быть мелкими (масса до 50 г), средними (51—100 г) и крупными (свыше 100 г, иногда до 800 г и более) и окраски (от бледно-розовой до ярко-красной и малиновой, от белой, светло-зелёной, светло-жёлтой до золотисто-жёлтой). Но кроме традиционных для нашего региона овощей, мы проводим успешные эксперименты по выращиванию овощей и ягод, которые пока еще не сильно распространены.

Экзотические растения. Батат

Второе название батата — сладкий картофель, хотя к картофелю, по большому счету, он никакого отношения не имеет, поскольку принадлежит к семейству вьюнковых, а картофель — к пасленовым. Эти овощи считают «родственниками», хотя батат по своим пищевым и полезным ценностям во многом превосходит картофель, его вкусовые качества тоже имеют отличие — в зависимости от сорта и способа приготовления клубни батата по вкусу напоминают сахарную свеклу, тыкву, дыню, банан и даже каштаны. Богат витаминами А и В. Вырастить батат совсем несложно. Однако, в его агротехнике есть своя специфика, которую необходимо учитывать. Сладкий картофель размножается в основном ростками, полученными из корнеплодов. Батат отличается устойчивостью к различным неблагоприятным условиям, однако стоит помнить о необходимости вовремя поливать ростки. Полив должен быть обильным и регулярным. Батат считается устойчивым к вредителям и болезням растением. Клубни батата широко используют в пищу. Родиной батата являются Перу и Колумбия.

Брюссельская капуста

Брюссельская капуста появилась всего около 250 лет назад в западной Европе. Её стали активно выращивать в окрестностях Брюсселя. Впервые в источниках она упоминается в 1759 году. Брюссельская капуста образует маленькие кочанчики. Листья длинные на длинных черешках от зеленого до темно-зеленого цвета, имеют различную степень пузырчатости и никогда не бывают гладкими. Осенью на стебле в пазухах листьев появляются маленькие кочанчики. На одном растении может быть от 20 до 80 кочанчиков. Эта миниатюрная капуста богата различными ценными питательными веществами. Данные научных исследований указывают на то, что брюссельская капуста обладает многими преимуществами для здоровья. В первую очередь, в состав входят витамины группы В, С,А и другие. Помимо этого брюссельская капуста содержит кальций, магний, железо, йод, фосфор, натрий, калий. Брюссельская капуста оказывает благотворное воздействие при сахарном диабете, является помощником лечения заболеваний сосудов и сердца, а её сок восстанавливает функции поджелудочной железы. Также употребление брюссельской капусты полезно для зрения и позволяет предотвратить онкологическое заболевания. Данный овощ – вкусный и полезный диетический продукт.

Актинидия. Эта замечательная ягода никого не оставляет равнодушным. Растение актинидия относится к роду деревянистых лиан семейства актинидиевые. В природе лиана актинидия произрастает в Гималаях, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке и насчитывает около 70 видов. Нам хорошо известен плод одного из видов растения актинидии деликатесной – киви. Родиной этого растения считают Китай, а в Европе плоды актинидии появились только в 1958 году.

В свое время, примерно в 1910 году в актинидию буквально влюбился Иван Владимирович Мичурин. Культурой этой он занимался всю свою жизнь и восхвалял актинидию настолько, что считал второстепенными и требующими замены на актинидию такие культуры, как крыжовник и виноград. Актинидия ценна большим количеством минералов, витаминов и микроэлементов. В составе зрелого плода актинидии содержится большое количество воды, клетчатка, крахмал, каротин, редуцирующие сахара, пектиновые вещества, сахароза, красители и органические вещества. Именно благодаря своему химическому составу актинидия представляет собой концентрат витамина С, ведь по уровню содержания этого витамина в плодах она превосходит лимоны, апельсины и черную смородину. Актинидию применяют при заболеваниях пищеварительной системы, при цинге, коклюше, анемии, заболеваниях легких. Также её плоды регулируют обменные процессы в организме и устраняют авитаминоз. Отвары применяют при кариесе.

Третий этап – практическая деятельность по решению проблемы. Практическая деятельность – выращивание традиционных и экзотических растений на дачном участке.

Из литературы я узнала много интересного о помидорах, огурцах, актинидии, батате, брюссельской капусте. И решила, что в этом году больше внимания буду уделять выращиванию именно этих растений.

Мы выращиваем огурцы и помидоры рассаднымметодомПосев семян огурца на рассаду производим примерно за месяц до высадки на участок. Семена огурца предварительно замачиваем и проращиваем - это ускоряет появление всходов. Непосредственно в открытый грунт рассаду огурцов высаживаем, когда почва достаточно прогреется (примерно в конце мая). Почва для огурцов должна быть в меру рыхлая, хорошо удерживающая влагу и очень плодородная. Поскольку корневая система огурца небольшая, то органические удобрения вносим прямо в посадочные ямки, перемешиваем с почвой, в которую высаживаем огурцы. Место для выращивания огурцов мы выбрали хорошо освещённое солнцем и чтобы растение было защищено от ветра. Поливали огурцы достаточно часто тёплой водой, т.к. холодная вода приводит к угнетению роста и возникновению серой гнили. Плоды собирали регулярно, часто , что  способствовало более обильному плодообразованию, замедляя старение растения и увеличивая урожайность. (Приложение 2)

Рассаду помидоров высаживали, когда температура воздуха была достаточно высокая, т.к. это теплотребовательная культура, оптимальная температура для роста и развития растений составляет +22…+25 °C. Высаживали на хорошо освещённом участке, потому что томаты требовательны к свету. При его недостатке задерживается развитие растений, листья бледнеют, образовавшиеся бутоны опадают, стебли сильно вытягиваются. Это растение плохо переносит повышенную влажность воздуха, но требует много воды для роста плодов. В начале периода после посадки, когда ночи ещё прохладные, мы избегали полива после захода солнца, так как это могло вызвать ещё большее охлаждение земли. Я поливала помидоры утром, пока не было палящего солнца. Когда кусты подросли, мы их подвязывали мягкими ленточками к кольям и натянутым верёвкам, чтобы плоды не оказались на земле.

Я вместе с родителями не первый год экспериментирую с этой культурой. В современной селекции сортов томатов существует огромное разнообразие окрасок плодов, которые мы уже попробовали выращивать – оранжевые, желтые, малиновые, красные, полосатые всех оттенков и даже белые. По форме тоже большой выбор для любителей этой культуры – огромные круглые, в форме сердца, капельки похожие на лампочки, грозди. Выращивание крупноплодных сортов тоже очень удивительно. Нам удалось вырастить гигант весом более 800г. (Приложение 3).

Для размножения батата мы используем черенки. Черенки срезаем с предварительно пророщенных клубней. Перед проращиванием сладкий картофель дезинфицируем в специальном растворе медного купороса. Далее целые или разрезанные наполовину клубни вдавливаем в горшки с влажной рыхлой почвой с песком и перегноем. Регулярно поливаем. И через 3-6 недель появляются побеги. Каждые 7-10 дней с клубня срезаем по несколько ростков. Каждый росток укореняем. Когда почва на участке прогреется, высаживаем их на открытом солнечном участке, защищенном от ветра. Грядки мы заранее перекапываем и удобряем. Высаживаем ростки на расстоянии полуметра друг от друга. До сбора урожая в среднем проходит от 100 до 120 дней. Батат поливаем регулярно и обильно в первые два месяца. Дальше – меньше. А за две недели до сбора урожая сладкий картофель прекращаем поливать вовсе. (Приложение 4)

Брюссельскую капусту мы выращиваем из рассады (рассаду - из семян). Сначала растение представляем собой просто толстый стебель, высотой около полуметра. Затем по всей длине стебля образуются небольшие кочанчики в количестве двух-четырёх десятков на одном таком стебле. И это и есть плоды брюссельской капусты. Я заметил, что для роста брюссельской капусты наиболее благоприятной является температура выше 10 градусов. Мы высаживаем это растение в подготовленную почву, чтобы грядка была хорошо освещена солнцем. Поливаем почву настоями трав, куриного помёта, добавляем навоз. Капусту систематически пропалываем и поливаем. За нашу заботу растение одаривает нас вкусными и полезными кочанчиками. (Приложение 5)

Саженец актинидии мы купили в питомнике в 2019 году. Посадили растение возле дома, в мало освещённом месте, потому что актинидия не любит яркий свет. Рядом с ней уже растут другие лиственные деревья, которые дают необходимую актинидии тень, а также защищают её от сильного ветра, града и солнца. Также мы соблюдаем обязательное условие для хорошего роста и плодоношения актинидии - мульчирование (укрываем приствольный круг травой, сеном, соломой). Это жизненно важно для этого экзотического растения! Ещё мы оберегаем это растение от весенних, осенних и зимних заморозков. Для этого кусты актинидии укрываем на зиму еловыми веткамилапами, особенно молодые растения, так как у них понижена зимостойкость. Летом же уход за актинидией ограничивается частым поливом, опрыскиванием и регулярными подкормками. Остальной уход не отличается от ухода за другими плодовыми растениями: своевременная борьба с вредителями, регулярная прополка, рыхление и удобрение.

Уход за актинидией не представляет из себя ничего очень уж сложного. По своей сути – это стандартные процессы: рыхление почвы, удаление сорняков, поливы, подкормки, обрезка, укрытие, сбор урожая. Актинидия любит влагу, но умеренную, переувлажнять почву ни в коем случае нельзя. Не стоит допускать и чрезмерного пересыхания грунта. Поливы желательно проводить в засуху, выливая под растение по 2-3 ведра воды. Любит актинидия и купаться, примерно раз в неделю можно в вечернее время хорошо полить ее дождеванием, смочив максимум листовой поверхности. Главное – стараться не поливать в период цветения, это может ухудшить опыление. После посадки примерно месяц нужно притенять саженец от прямых солнечных лучей и беречь от кошек, они любят аромат актинидии и могут буквально съесть саженец.

Всё лето и начало осени я ухаживала за моими растениями, наблюдала за их ростом и развитием, фотографировала с мамой изменения, вместе с учителем мы записывали интересные факты из жизни растений.

Четвёртый этап – подготовка и оформление презентации. Презентацию проекта мне помогла сделать учитель Елена Викторовна.

Пятый этап – защита проекта.

Конечный продукт – презентация теоретических исследований и находок, демонстрация выращенных плодов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гипотеза исследования подтвердилась. Мне удалось вырастить помидоры, огурцы, актинидию, батат, брюссельскую капусту на дачном участке размером в 6 соток. Мой исследовательский проект показал, что при соблюдении определённых условий даже экзотические для нас растения можно вырастить на дачном участке, несмотря на отличие в климатических условиях произрастания в природе. Я угостила зрелыми ягодами актинидии своих одноклассников, вкус плодов ребятам понравился. А блюдами, приготовленными из батата и брюссельской капусты мои друзья полакомились, когда были у меня в гостях дома. Некоторые одноклассники тоже захотели вырастить на своих участках эти экзотические растения.

Мои наблюдения: -для высаживания в грунт необходимо брать самую «сильную» рассаду, так как более слабая может погибнуть;

-поливать все растения надо регулярно(учитывая температуру воды для каждого вида растений индивидуально), не допуская пересыхания и перелива. И обязательно учитывать количество воды, необходимое именно этому растению;

-растения должны быть хорошо освещены солнцем, но не перегреты, защищены от ветра.

-удобрять почву необходимо регулярно, используя определённые вещества, индивидуально для каждого вида растений.

С малых лет человек должен познавать природу, любить её, оберегать, разумно пользоваться, быть созидательной, а не разрушающей частью мира. А всё начинается с детства. Экологическое воспитание нужно начинать как можно раньше, когда сердце ребенка открыто для добра. Сколько бы не говорили по радио и телевидению о необходимости беречь природу, только прививание любви к природе и забота о растениях может зародить в ребенке трепетное отношение ко всему живому. И тогда еще многие поколения смогут пользоваться и любоваться дарами удивительной природы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. О. Б. Бондарева, Е. Ю. Гончарова «Экзотические растения» Серия «Энциклопедия комнатного цветоводства» Издательство «Мир книги», 2006.

2. Ю.К. Школьник Тропические растения. Удивительная флора жарких стран Серия: Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний. Издательство «Эксмо», 2014.

3. . https://foodandhealth.ru/ovoshchi/bryusselskaya-kapusta/ -Брюссельская капуста. Польза и вред.

4.https://foodandhealth.ru/ovoshchi/bryusselskaya-kapusta/ - Брюссельская капуста. Её свойства

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%82 – Википедия. Батат.

6. https://zen.yandex.ru/media/azbukaogorodnika/chto-takoe-batat-poleznye-svoistva-i-kak-vyrascivat-60071d55d5d729006df0bb3f - Что такое батат, полезные свойства и как выращивать

7. https://edaplus.info/produce/tomato.html - Помидоры - полезные свойства, состав.

8.. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82 – Википедия. Томат.

9. https://matveychev-oleg.livejournal.com/10453283.html - История каждого овоща. Огурцы.

10. https://www.forumhouse.ru/entries/14484/ - Актинидия – все о выращивании чудо-ягоды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

  1. Какие традиционные овощные культуры выращивают в наших климатических условиях ?

  2. Выращиваете ли вы растения на своих дачных участках ? Если «да», то какие ?

  3. Как вы думаете, необходимо ли человеку ежедневное употребление овощей, фруктов и ягод для здоровья ?

  4. Знакомы ли вы с бататом ? Что это такое?

  5. Вы его видели или пробовали на вкус? Откуда родом это

  6. А что вы знаете о брюссельской капусте ? Пробовали ли вы её ?

  7. Слышали ли вы слово «актинидия» ? Что оно обозначает ?

  8. Что вы знаете об этом экзотическом растении ?

  9. Можно ли вырастить экзотические растения на наших дачных участках ?

  10. Хотели бы вы вырастить экзотических растения на своих 6 сотках ?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выращивание огурцов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выращивание помидоров

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Урожай батата

П РИЛОЖЕНИЕ 5

Выращивание брюссельской капусты

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Плоды актинидии

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Презентация проекта и выращенного растения

Просмотров работы: 13