Хлеб-всему голова!

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Хлеб-всему голова!

Алиева С.Д. 1
1МБОУ СОШ №15
Джафарова Л.А. 1
1МБОУ СОШ №15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Я часто слышу от взрослых « Не оставляй кусочек хлеба», « Не выбрасывай хлеб». Мне стало интересно, почему они так говорят и я решила узнать, чем полезен хлеб, как он приходит на наш стол. Чтобы разобраться во всем этом я решила провести исследование. Тема моего исследования«Хлеб – всему голова».

Актуальность исследования: В мире есть понятия, ценность которых ни в чем не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Народная мудрость назвала хлеб всему головой. Не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Цель проекта:

- узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи проекта:

- изучить историю возникновения хлеба;

- узнать, чем полезен хлеб;

- узнать, как хлеб приходит на наш стол;

- посетить хлебопекарню поселка Бреды;

- выпекаем хлеб в домашних условиях;

- провести анкетирование среди учащихся класса.

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: Хлеб и хлебобулочные изделия, выпускаемые на хлебопекарни .

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, подбор информации в литературе и на сайтах сети Интернет, анализ и синтез полученной информации.

История возникновения хлеба.

Ученые считают, что хлеб впервые появился на земле более 15000 лет назад. Жизнь наших предков в далеком прошлом была нелегкой. Их главной заботой было пропитание. В поисках пищи они обратились к злакам. Долгое время люди ели зерно в сыром виде, но позже научились перемалывать его в муку с помощью каменной мельницы и варить. Так появились первые жернова, первая мука и первый хлеб.

Первый хлеб был похож на жидкую кашу. Случайно люди обнаружили, что поджаренные зерна гораздо вкуснее каши, приготовленной из сырых зерен. Это было второе открытие хлеба. Однажды при варке каши часть ее вылилась и превратилась в красноватую плоскую буханку хлеба. Он удивил людей приятным ароматом, аппетитным видом и вкусом. Тогда наши далекие предки стали выпекать из густой каши- плоскую форму хлеба.

Спустя долгое время произошло еще одно чудо. Древние египтяне научились делать хлеб из заквашенного теста.

Чем полезен хлеб?

Обычный хлеб содержит практически все необходимые человеку питательные вещества. Хлеб содержит витамины группы В: B1,B2,B3,B6,B9 и витамин PP. Из минеральных веществ в нем присутствуют фосфор, магний, железо и цинк. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. Но самое главное, хлеб обладает тем необычным свойством, что он никогда не надоедает и не приедается людям.

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности и сохраняет полезность, даже если его не сразу употребляют. Даже если хлеб зачерствел, он все равно пригоден к употреблению.

Сегодня мы удовлетворяем в хлебе почти половину потребностей

Как хлеб приходит на наш стол.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Мы обратились к специалистам пекарни с вопросом : «Как делается хлеб?»:

Он ответил!

1.сначала землю удобряют, вспахивают, навоз перемешивают с почвой.

2.Затем проводят борону, чтобы не было комков земли.

(Борона- это орудие, которое разрыхляет почву, чтобы через нее могли проходить воздух, влага и тепло).

Теперь почва мягкая, послушная и рыхлая.

3.Теперь можно высевать семена!

4.После посева почву необходимо постоянно обрабатывать, чтобы защитить посевы от вредителей.

5.Пшеница проросла. Летом пшеница созревает в колосьях.

В это время года поля очень красивы.

6.Но теперь зерно созрело. Начинается жатва.

На поле выходит большая машина, называемая комбайном.

Комбайн- собирает колосья, вытряхивает из них зерно, а зерно по специальным длинным шлангам ссыпается в грузовики, которые потом это зерно доставляют в пекарню. И тут мы делает тот самый хлеб!

Экскурсия по хлебопекарне.

Чтобы узнать как выпекают хлеб специалисты, я отправилась на хлебопекарню г.Дербент.

Тут мне поэтапно рассказали процесс выпечки хлеба:

-на первом этапе происходит прием сырья (муки, дрожжи, соль, сахар и

другие ингредиенты). Муку просеивают специальной машиной. В

лаборатории проводят анализ качества сырья.

-Затем качественное сырье поступает в производство.

-Из сырья замешивают тесто в тестомесительной машине.

-Следующий этап специалист делится тесто на определенные массы

куски и раскладывает в формы для выпекания.

-Затем происходит процесс округления тестовых заготовок - закатка -

формовка - расстойка (в расстойке тестовая заготовка увеличивается в

объеме и получается форма готового изделия).

-Перед выпечкой происходит отделка продукта (например смазка,

нарезы на батонах, делаются для того, чтобы вышел углекислый газ, чтобы корка была мягкой).

-И, наконец, процесс выпечки в огромных шкафах (печах), где батоны

выпекаются в течение – 23 минут, а хлеб – 58 минут.

Печем хлебобулочные изделия в домашних условиях.

В этом разделе я расскажу как приготовить хлеб в домашних условиях

Нам необходимы основные ингридиенты:

Основные

мука

225 г

дрожжи сухие

½ ч. л.

молоко

50 мл

вода

110 мл

соль

1 ч. л.

сахар

½ ст. л.

подсолнечное масло

30 мл

-В миску просеиваем муку, добавляем сахар, соль, дрожжи и все хорошо перемешиваем. Молоко смешиваем с водой (жидкость должна быть теплой), добавляем к сухим ингредиентам и перемешиваем. Затем добавить растительное масло и замесить нежное тесто.

-Миску смазать растительным маслом, переложить в нее тесто, накрыть пленкой, полотенцем и поставить в теплое место на 1 час. Спустя 1 час обмять тесто и оставить еще на один час.

-Спустя указанное время переносим тесто на рабочую поверхность, растягиваем его аккуратно, затем сворачиваем три раза.

-Потом еще три раза, у нас должен получиться пухлый кусочек. Затем тесту придаем круглую форму.

-Форму застелить бумагой для выпечки, слегка присыпать мукой, положить в нее тесто, накрыть полотенцем и оставить в теплом месте еще на 30 минут. Пока тесто подходит, нагреваем духовку до 220°С. Спустя 30 минут делаем на тесте надрез, смазываем водичкой и посыпаем хлопьями. Выпекаем хлеб 10 минут с паром при 220°С, затем убавляем до 190°С и выпекаем без пара еще 40-50 минут.

-Готовый хлеб полностью остудить на решетке.

Дегустация.

Я провела дегустацию испеченного мной хлеба в своем классе.

В ходе проведения дегустации было выявлено следующее:

100% приготовленного хлебобулочного изделия было съедено, что говорит о том, что  все любят изделия из муки.

-все были сыты и довольны хлебобулочным изделием.

На здоровье мои дорогие друзья!

Проводим опрос среди учащихся класса.

Перед тем как закончить свою работу я решила провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе.

1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

-Пшеничный

-Ржаной

-Пшенично-ржаной

-Никакой не любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

-Да

-Нет

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

-Да

-Нет

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

Результаты анкетирования показали, что в нашем классе все ребята любят хлеб, особенно пшеничный. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.

Хлеб военных лет. 

Хлеб войны… Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт. Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку!

ПОМНИТЕ!!!

Хлеб – не просто дар природы, хлеб – наш труд, не забывай!

Береги же наш народный драгоценный каравай!

У хлеба долгая память, он не прощает неряшливости и безответственного к себе отношения.

Я со своими одноклассниками приняла участие в акции «Блокадный хлеб».

 

Заключение.

Наши исследования привели к множеству новых открытий. Мы узнали, каким долгим и трудным может быть путь хлеба к нам на стол. Мы узнали, что хлеб очень полезен и содержит почти все необходимые нам питательные вещества. Хлеб- это не просто еда. Это то, над созданием чего трудились тысячи людей, вкладывая в хлеб - душу и любовь, надеясь, что плоды принесут радость и благополучие каждой семье.

Роль хлеба в жизни человека неизмерима. Хлеб-продукт, богатый незаменимыми и полезными веществами, является частью истории всего человечества.

Это основа питания, важнейший продукт и источник жизни. Люди любят хлеб и относятся к нему очень бережно. Хлеб-это душа народа, душа страны, судьба и труд многих людей.

Во время посещения пекарни я узнала, как происходит приготовление теста для хлеба - как получают качественное сырье, из которого замешивают тесто, разливают его в специальные формы и выпекают. Результаты опроса показали, что хлеб был и остается одним из основных продуктов питания человека. Таким образом, мы достигли цели нашего исследования и получили представление о значении хлеба в жизни человека. Это исследование помогло нам осознать ценность хлеба. Отныне мы будем больше ценить хлеб и делиться им с друзьями.

Список использованной литературы.

1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Страны. Народы, Цивилизации.

Том 13. – М.: Аванта , 2002.-704с.

2. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2003.- 255с.

3. Лауро М.Энциклопедия. Хочешь знать почему?– М.: Махаон, 2006. - 256с.

5. Подшибякина. С.Ю. Хоровод круглый год .- Волгоград .Учитель, 2004.112стр.

Интернет ресурсы:

http://www.prohleb.ru/indexИстория создания хлеба

http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь

http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб

Приложения.

Просмотров работы: 16