Легко ли быть левшой

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Легко ли быть левшой

Шарафеева П.А. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Буравлева С.В. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С детства я часто слышу, что я - левша. Я, действительно, всё делаю левой рукой, а все мои близкие – правой. Мне стало интересно, почему так происходит?

С раннего возраста я сталкивалась с проблемами. Впервые это возникло, когда я взяла в руки ножницы. Оказалось, как бы я не пыталась что-то вырезать, у меня ничего не получалось. Держать карандаш в правой руке было неудобно. Я заметила, что мне неудобно даже открывать и закрывать дверь, так как она предназначена для правой руки. Меня заинтересовал вопрос - почему некоторым людям удобнее пользоваться левой рукой? Почему я родилась левшой?

Я решила узнать, много ли таких, как я – левшей? Может ли леворукость влиять на мою жизнь? Нужно ли переучивать леворуких людей? Поэтому тема моей исследовательской работы «Легко ли быть левшой?»

Актуальность темы: я обратила внимание на то, что иногда на уроках пишу в зеркальном отображении. В начальной школе было сложно, когда учитель говорила: «Положите тетрадь с наклоном!». В моем классе много обучающиеся, которые держат ручку в правой руке, а я в левой. А еще неудобно сидеть справа, так как сосед всегда подталкивает мою руку. В классе есть мальчик, он тоже левша. Я увидела, что и ему левая рука доставляет неудобства. Мне стало интересно, много ли таких же, как я – леворуких в школе?

Новизнаработы заключается в том, чтобы доказать: леворукость – это не патология, а вариант нормы. Леворукие дети такие же, как и праворукие.

Цель работы: – выявить причины возникновения леворукости, и узнать есть ли проблемы, с которыми сталкивается левша в окружающей его среде.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

- выявить причины возникновения леворукости;

-провести опрос ивыяснить отношение моих сверстников и их родителей,

учителей к леворуким детям;

- рассмотреть способы адаптации в праворуком мире;

- провести эксперименты с целью выявления левшей среди сверстников;

- разработать рекомендации родителям и учителям по работе с леворукими детьми;

- выяснить, есть ли предметы, вещи для леворуких людей?

Гипотезы исследования:

-считаю, что леворукие дети сталкиваются в жизни с определёнными трудностями;

-леворукость не является недостатком человека, она - признак гениальности.

Объект исследования – леворукие дети.

Предмет исследования - способы адаптации леворуких детей в праворуком мире.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что после её завершения я отвечу на вопрос: нужно ли переучивать левшей, смогу дать рекомендации ребятам, родителям и учителям о том, как относится к проблеме леворукости.

При проведении своей работы я использовала следующие методы и приёмы:

-анализ литературы;

-работа в сети интернет;

- беседы, интервью;

-анкетирование;

I. Теоретическое исследование проблемы

1.1. Понятие леворукости.

Если верить толковому словарю С. И. Ожегова, то левша это — человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.

Работу я начала с того, что решила выяснить, что ребята и взрослые нашей школы о проблеме леворуких людей? (Приложение 1)

1.2 Происхождение леворукости.

Мы с мамой, через интернет, познакомились с разными версиями происхождения леворуких людей. Объяснить происхождение левшей не могут до сих пор, ученые выдвигают гипотезы, одну невероятнее другой, но доказательств найти не могут (Приложение 2).

1.3 Отличие левши от правшей.

Я прочитала в энциклопедии, что у ребёнка – левши лучше развито правое полушарие, а значит и лучше развиты:

  • левая рука и глаз;

  • абстрактное мышление;

  • образная память;

  • интуитивный подход к решению задач;

  • ритм, восприятие музыки и интонации;

  • ориентирование в пространстве;

1.4 Трудности леворуких детей

Весь мир устроен для правшей, поэтому леворукому человеку, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, всё рассчитано на «большинство». Когда левша переходят дорогу, сначала смотрят направо, а потом налево.

Леворукий ребенок и читать пытается справа налево.

Ещё одна проблема маленького левши – ориентирование по часам: ему трудно запомнить направление хода стрелок.

Дети учатся на примере своих родителей: мама чистит картофель, вяжет, а дочь смотрит и повторяет её движения, учится. Но левша не понимает, как сделать, то - же самое, но левой рукой.

Левшей становится больше. И никакой дискриминации по отношению к леворукому человеку в настоящее время нет. Во-первых, левшей уже не переучивают.

Во – вторых, во многих странах делают все необходимое для того, чтобы левши

не чувствовали себя изгоями. Просматривая статьи на сайтах, в журналах мы нашли информацию о различных предметах, которые предлагаются для леворуких (Приложение 3).

2.Практическая часть

2.1. Опрос учащихся, родителей и учителей.

Следующим шагом в моей работе было узнать, что знают об этом ученики нашей школы, учителя и родители. С учительницей мы подготовили вопросы и провели анкетирование.

Результаты опроса приведены в виде диаграмм (Приложение 4)

2.2 Беседы и консультации

Проанализировав опрос, я пришла к выводу, что проблема леворуких людей, существует.

1. А вы никогда не задумывались, почему некоторые люди предпочитают левую руку? Мама говорит, что я с раннего детства брала ложку в левую руку. Подрастая, и рисовать стала левой рукой. Когда я пошла в 1 класс, мама пыталась меня переучить, но видя мои мучения при этом, и замечая, что левой рукой у меня всё получается гораздо лучше, она сдалась. Так почему же изначально я хотела делать всё левой рукой? А вот мой старший брат, к примеру, ему 19 лет, всё делает правой рукой с рождения. А ведь его никто не учил этому.

Пытаясь ответить на эти вопросы, мы с классным руководителем нашли информацию в интернете. Оказалось, причина кроется в том, как устроен человек, а точнее его головной мозг (Приложение 5).

Чтобы узнать больше, мы со Светланой Викторовной составили список тех людей, у которых я могу получить ответы на свои вопросы.

2. В первую очередь я обратилась за помощью в районную поликлинику. Беседуя с педиатром Набока Г. В. я узнала, как в раннем детстве можно определить левша или правша ребенок (Приложение 6)

3. Мне стало интересно, сколько леворуких детей в нашей школе? Этот вопрос

я решила задать директору школы – Проскуриной Наталье Алексеевне. Она рассказала, что в нашей школе обучаются ребята, которые пишут левой рукой, но учет таких детей не ведется. Она попросила ознакомить ее с результатами моей работы (Приложение 7)

4. Учитель биологии Крушинская Елена Александровна объяснила мне, что у правшей главная левая часть мозга, а у левшей – правая. Кроме того, есть люди, которые хорошо владеют обеими руками - амбидекстры.

Елена Александровна сама относится к таким людям (Приложение 7).

5. Я получила консультацию у педагога – психолога – Пилявской Евгении Владимировны. Она рассказала, что в каждом классе нашей школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при выполнении разных видов деятельности левую руку. Но у некоторых к 5 классу меняется рука. Отношение к ним как со стороны педагогов, так и со стороны учеников абсолютно такое же, как и к другим детям. Она познакомила меня с тестом, который я рекомендую родителям.Я провела этот тест для ребят нашей школы (Приложение 8).

6. Я узнала, что в нашей школе за учебную работу отвечает завуч Пучкова Галина Николаевна. Я задала ей вопросы: сколько леворуких учеников в нашей школе? Она ответила, что никто не задавался такими вопросами, и попросила, после исследования рассказать ей о результатах. А еще предложила поинтересоваться у школьного фельдшера, возможно, она знает количество ребят – левшей. (Приложение 9).

7. Мы со Светланаой Викторовной побывали у школьного фельдшера. Она, конечно же, знает, что в школе есть леворукие ребята, но никакого специального учета – не существует (Приложение 9)

8. Следующим шагом моего исследования было - пройти по классам и выяснить – сколько левшей в нашей школе. А так же составить таблицу их успеваемости (Приложение 10)

9. Затем я посетила, детский сад «Рябинушка» в с. Поспелиха. Я побеседовала с воспитателями Шандер Е. Н. и Криневой Т. И., они рассказали, что леворуких детей с каждым годом становится больше (Приложение 11).

10. Мне захотелось узнать – какие товары для леворуких есть в наших магазинах? Для этого мы побывали в разных магазинах с. Поспелихи и пообщались с продавцами (Приложение 12).

2.3 Наблюдения, тестирование.

1. Опрос учеников – левшей нашей школы.

Я выяснила, с какими трудностями сталкиваются леворукие обучащиеся в нашей школе (Приложение13).

2.Определение ведущей руки учащихся, учителей, родителей

Из научной литературы я выяснила, что у любого человека не только одна рука «ведущая», но и один глаз «ведущий», а другой – «подчинённый», одно ухо воспринимает больше и более активно, а другое меньше. Существуют специальные тесты для выявления левшей. И я провела их среди своих сверстников, родителей и учителей нашей школы. Вы тоже можете пройти тестирование. Возможно, результаты удивят вас!

Данные тестирования фиксировались в таблице (Приложение 14,15,16,17)

Заключение

Я приступила к исследовательской работе потому, что хотела выяснить, есть ли еще левши в нашей школе и как им живется в мире правшей. Закончив свою работу, я понимаю, что лишь коснулась этой проблемы, поэтому считаю, что работу нужно продолжить.

Во время исследования я узнала много нового.13 августа празднуется День левшей, много гениальных людей было левшами. узнала кто из российских знаменитостей является леворуким (Приложение 18)

Познакомилась с историей трёх тульских мастеров, которые подковали миниатюрную блоху (Приложение 19).

Я узнала, что и в мире животных есть левши (Приложение 20).

Удивило меня и то, что мои домашние питомцы - левши (Приложение 20).

Выполняя работу, пришла к выводу, что левша – это не отклонение, а норма, в некоторых случаях уникальность и талант. А проблема адаптации левшей в праворуком мире -в неприспособленности для них быта. Следовательно, моя гипотеза о том, что леворукие дети сталкиваются в жизни с определёнными трудностями, подтвердилась.Но так же я поняла, что леворукость не обязательно является признако гениальности.

Цель работы: выявить причины возникновения леворукости, и узнать есть ли проблемы, с которыми сталкивается левша в окружающей его среде – достигнута.

Практическая значимость исследования: 

Нужно больше рассказывать о леворуких людях. Для детей, которые не могут определиться, кто они, можно проводить специальные тесты. Думаю, что советы, которые я предлагаю в работе, помогут родителям леворуких учащихся (Приложение21). Я предлагаю тест, который поможет разобраться левша или правша человек (Приложение 22).

Материалы исследования выставлю на школьный сайт.

Свою работу я обязательно буду продолжать, поэтому определила для себя
следующие задачи:

- выяснить существуют ли различия между развитием мальчиков и девочек – левшей;

- узнать есть ли данные о количестве левшей среди населения земного шара;

- выявить левшей из с. Поспелихи, которые добились успехов в жизни.
Хочу добавить: мир не был бы интересен, если бы все люди были бы одинаковыми. 

Список литературы и источников

1. Семенович А. В. Эти невероятные левши/ Семенович А. В. – М.: Генезиз, 2009 – 250 с.

2. Безруких М.М. Если ваш ребенок – «левша» / Безруких М.М., Князева М.Г. – Тула: Актоус, 1996. – 78 с.

3. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 1998.

4. Журнал «Наука и жизнь» №8 2002г. Не переучивайте левшу./ М Шорох-Троцкая.

5. Подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста: Игровые занятия / Авт. – составитель И. Л. Жарченко. – Мозырь: Белый ветер, 2004. ISBN 765 – 24315 – 654 – 61

Адреса интернет-магазинов, в которых можно приобрести продукцию для левшей:

http://www.lefthandwriting.ru/   канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики и т.д.

http://www.levo.labms.ru/   товары для левшей, ножи, штопоры, прописи, наборы для школьников

http://www.lefthandshop.ru/  магазин товаров для левшей

Приложения

Приложение 1

Провёла анкетирование среди учеников1, 4 , 6 классов, желая выяснить, понимают ли ребята, кто такие левши и как живётся им в мире правшей.

(Опрошено 60 человек)

Результаты опроса:

1.В опрошенных классах несколько учеников не знают, кто они – левши или правши.

2. Если чуть больше половины ребят уже в 1 и 4 классах понимают, что жить леворуким людям в мире праворуких сложно, то в шестом классе почти все уверены в этом.

4. А большинство утверждают, что слышали и знают о предметах для левшей.

Такие же вопросы задавала родителям и учителям.

(опрошено 35 человек)

Опрос для учителей и родителей дал такие результаты:

  1. Все знают кто правша, а кто левша. 25 родителей и 15 учителей понимают, что жить леворуким людям в мире праворуких сложно. А детям в школе сложнее всего.

  2. Удивило то, что многие родители (15 из 25 опрошенных) считают, что действовать левой рукой – это дурная привычка и с ней нужно бороться. Учителя же все уверены, что переучивать ребят не нужно.

  3. Многие родители не слышали о предметах для левшей. 10 из 15 учителей видели предметы для леворуких людей.

Приложение 2

Происхождение леворукости.

Первая теория связана с учениями Дарвина. Наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой – подносили пищу ко рту, шло время, менялся климат, люди спустились на землю и правую руку стали использоваться для более точных движений – метания копья при охоте. Так как этим чаще занимались мужчины, то левшей среди них меньше.

Другая теория: женщины прижимали левой рукой ребенка к сердцу, чтобы он слышал его стук и успокаивался, правой рукой.

Еще одна очень интересная история, «щита и меча» говорит о том, что в древние времена и левшей, и правшей было поровну, но поскольку леворукие держали щит в правой руке, а меч в левой, их сердце оставалось незащищено, и они в большинстве своем гибли на войнах.

На Руси, левшей тоже не особо любили, ведь по библейским канонам за левым плечом стоял черт, а за правым ангел. (Отсюда привычка плевать через левое плечо). Тех, кто крестился левой рукой, называли богохульниками, а ребенок, тянувшийся к миске «не той» рукой, получал ложкой по лбу.

А вот в древней Греции левшей считали счастливчиками.

Я нашла информацию в книгах

Понятие «Левша» на разных языках.

Исторически сложилось, что быть правшой, так же, означает «быть квалифицированным, умелым, ловким». Латинское слово «dexter» («правый») обозначает правшу как ловкого.

Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister-tra-trum», имеет смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый.

Немецкое слово «links» обозначает «слева». Прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой».

Левша должен был быть не только неудачником, а также неуклюжим и неловким, что показывают Французское «gauche» (левый, неловкий).

Поскольку все данные слова являются очень старыми, то они подтверждают теории, указывающие, что господство праворуких является чрезвычайно древним явлением.

В древнем Китае, левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый» означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)».

Русское слово «левый» не сулит ничего хорошего. Вспомним также, что во всех русских сказках, поверьях и приметах «левое» – это всегда плохо.

В общем, ученые установили, что на разных языках слово правый созвучно словам правильный, в то время как левый похоже на такие слова, как зловещий и разбитый. Вот на левшей всегда и смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм.

Факты из истории.

Начнем с Древнего Рима. Левша на латыни именовался как "sinister", что переводится как "зло", а правша "dexter" - добро, умение. Возможно, с этим связана небольшая легенда о рукопожатии.

Обычай рукопожатия в качестве приветствия зародился именно в Древнем Риме и означал добрые намерения. Таким образом, человек показывал, что у него в руке нет оружия, например, меча или стилета. В примере с рукопожатием левша мог протянуть правую руку, а в левой - спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника и левой рукой наносил смертельные раны. Естественно, левшей не любили и считали, что они приносят несчастье.

В Древней Греции все колдовские обряды совершали в двух направлениях: влево, против часовой стрелки – стремясь причинить зло, и вправо, по часовой стрелке – стремясь сделать добро.

В Японии до самого недавнего времени муж, обнаруживший, что его супруга – левша, немедленно разводился с несчастной и никакой суд не мог возразить при наличии такого серьезного основания.

В средние века, считали, что все леворукие - ведьмы.

По мусульманской традиции запрещается, есть или умываться "нечистой" рукой.

В конце XX века стала популярной другая теория. На основе того, что многие выдающиеся исторические деятели, художники, изобретатели, актеры были левшами, это явление стало рассматриваться как признак гениальности.

Приложение 3

Я узнала из ИНТЕРНЕТА, что выпускаются ножницы и штопоры, действующие «наоборот», линейки со шкалой, расположенной в другую сторону, специальные компьютерные «мышки», хирургические принадлежности, спорттовары и даже музыкальные инструменты. 

Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, специальные карандаши, левосторонние линейки (нумерация справа налево), левосторонние точилки для карандашей, левосторонние записные книжки и блокноты, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей.

Товары для леворуких

Приложение 4

1. Проведя опрос среди ребят 3Б, 4А, 5Б нашей школы (всего 60 человек), я узнала, что они по – разному относятся к леворуким людям.

- На вопрос «Как ты относишься к леворуким людям?», большинство ответили: «Положительно».

- На вопрос: «Если бы в вашем классе учился ребёнок-левша, помогали бы вы ему?» большинство ответили – да.

- Мешал бы тебе левша, если бы ты сидел с ним за одной партой?

47 человек ответили – да.

- Смог бы ты помогать такому ребенку в учебе?

Почти все ответила – да.

  1. Проведя опрос среди взрослых, я узнала об их отношении к леворуким.

На вопрос «Как относитесь к леворуким детям», все 35 опрошенных ответили – положительно.

Удивил ответ на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок был левшой?»

25 человек ответили – нет, 10 – да, но все же не желательно.

Таким образом, анализ результатов анкетного опроса позволил мне сформулировать следующие выводы:

  • большая часть опрошенных учащихся испытывает желание помочь в той или иной ситуации;

  • взрослые же относятся к леворукости, как к проблеме.

Диаграммы представлены далее:

Опрос учащихся

Как ты относишься к леворуким людям?

Положительно – 50 чел., отрицательно – 3чел., все равно -7 человек

Если бы в вашем классе учился ребёнок-левша, помогали бы Вы ему?

Да - 55 чел., не знаю -5 чел.

Он бы мешал тебе, если бы ты сидел с ним за одной партой?

Да – 47 человек, нет – 13 человек

Смог бы ты помогать такому ребенку в учебе?

Да – 51 человек, Не знаю - 9 человек

Опрос родителей и учителей

Как относитесь к леворуким детям

Хорошо, как ко всем людям - 35 человек

Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок был левшой?

Да – 10 человек Нет – 25 человек

Приложение 5

Я все делаю левой рукой

Со Светланой Викторовной ищем информацию в интернете.

(правша)

Приложение 6

На встрече с педиатром Набока Галиной Николаевной

(правша)

Некоторым внимательным родителям удаётся уже у годовалого ребёнка заметить признаки преобладания активности одной из рук: ребёнок берёт и удерживает предметы этой рукой, сильнее сжимает их, выполняет более точно мелкие движения. Специалисты заметили, что сила, с которой ребёнок сжимает кулачёк в возрасте 17 дней от роду, различна на правой и левой руке. Следовательно, определив степень сжатия кулачка у младенца, можно предположить, что на одной руке хватательный рефлекс будет более выражен, чем на другой. Прогноз позволяет сделать и характерная «поза фехтовальщика»: полуторамесячный ребёнок, лёжа на спине, длительно удерживает голову повёрнутой влево, а его левая нога и рука находятся в распрямленном положении, в то время как правые конечности согнуты. Следующей «контрольной точкой» в определение рукости может стать возраст 3 – 4 месяца. У маленького левши левая рука становится более подвижной, ребёнок начинает ей активнее играть с игрушками. Стойкое предпочтение руки проявляется к 4 – 5 – летнему возрасту.

Приложение 7

На вопросы отвечает директор школы

Проскурина Наталья Алексеевна

(правша)

Беседа с учителем биологии

Крушинской Еленой Александровной

(амбидекстр)

Приложение 8

Консультация у педагога - психолога

Пилявской Евгении Владимировны

(правша)

Она познакомила меня с тестом, который я рекомендую всем родителям.

Я провела этот тест для ребят среди учеников 1Б, 4А и 7Б классов (60 человек) нашей школы.

Испытуемым предлагались задания:

1. Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).

2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

3. Отвинтить гайку, накрученную на болт.

4. Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

5. Вдеть нитку в иголку.

6. Показать, как зажигают спичку.

7. Открыть (отвинтить) крышку на пузырьке.

8. Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).

Выводы:40 детей — правши, 7- левши, из общего числа испытуемых – 7 человек оказались потенциальными левшами. 6 детей –амбидекстры, в той или иной степени, использующие обе руки.

Некоторые признались, что в детстве их переучивали и дома и в садике.

Приложение 9

Получаю консультацию у завуча школы

Пучковой Галины Николаевны.

(правша)

В кабинете у школьного фельдшера

Гуреевой Ларисы Анатольевны

(правша)

Приложение 10

Таблица успеваемости леворуких ребят в ПСОШ №2

Класс

Количество левшей

На «5»

На «4-5»

На «4-3»

На «2»

2

       

2

       

1

1

     

-

       

1

 

1

   

4

 

4

   

3

2

1

   

3

1

1

1

 

5

2

2

1

 

3

 

2

1

 

2

1

1

   

4

 

2

2

 

4

 

2

2

 

3

 

1

2

 

1

 

1

   

4

1

2

1

 

2

   

2

 

1

 

1

   

3

 

3

   

10

2

1

 

1

 

11

2

 

2

   

Всего:

52

9

26

13

 

Из данной таблицы видно, что умственные способности ученика не зависят от того левша он или правша. Леворукие дети успевают по предметам точно так же, как и праворукие. Думаю, на успеваемость оказывает влияние множество других факторов (помощь родителей, склад ума ребёнка, желание учиться, ответственность и т.д.)

Приложение 11

Кавыршина Г.В. рассказала о том, что в детских садах перестали насильственно переучивать леворуких малышей. Детей - левшей становится в детском саду все больше. Уже в ясельном возрасте становится известным, что ребенок левша. Многие – амбидекстры, но они потом становятся левшами.

А еще она сказала, что очень важно определить ведущую руку именно в подготовительной группе. Ребёнок учится правильно держать ручку, учится писать, и очень важно, чтобы он делал это ведущей рукой, ведь переучивание может привести к нарушениям здоровья и трудностям в первом классе.

По наблюдениям воспитателей:

  1. средняя группа – 3 левши;

  2. средняя группа – 3 амбидекстра;

старшая группа – 1 левша.

Беседа с воспитателями Криневой Т. И. и Шандер Е. Н

(правши)

Приложение 12

В магазине «Левушка»

(правша)

Продавец – Олеся рассказала, что товары для левшей приобретаются не часто. В основном в ассортименте магазина – канцелярские ножницы, ручки.

Приложение 13

Анкетирование леворуких учащихся нашей школы

Вопрос

Вариант ответа

Количество детей

  1. Сталкиваешься ли ты с какими-то трудностями в школе из-за того, что ты леворукий?

Если да, то, какими?

Нет трудностей

15

Не хватает места на парте

12

Не понимаешь то, что говорят или делают на уроке

3

Неудобно писать на доске

14

Не то освещение, синие руки от пасты

25

Отношение людей к твоей леворукости?

Вопрос

Вариант ответа

Количество детей

  1. Каково к тебе отношение одноклассников?

Понимание

20

Осуждение

0

Никто не обращает внимания на леворукость

25

  1. Каково к тебе отношение учителей?

Понимание

18

Осуждение

0

Переучивание

0

Никто не обращает внимания на леворукость

14

Повезло ли тебе быть леворуким?

Да – 33 человека

Нет – 4 человека

Не знаю – 5 человек

Приложение 14

Тесты для определения ведущей руки.

«Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

«Апплодирование» при аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей.

Игра «Сорока- ворона»

Тесты для определения ведущего глаза.

Тест «карта с дыркой»

В листе плотной бумаги вырезается в центре отверстие; держа эту карту на расстоянии 30-40 см. Испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Тест «рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.

Тест для определения ведущего уха.

Тест «тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз к уху.

Тесты для определения ведущей ноги.

Посмотреть, с какой ноги начинает идти. Эта нога и будет ведущей.

Закидывание ноги на ногу – ведущая нога сверху.

Приложение 15

Данные тестирования 7 – Б класса

Фамилия ученика

Ведущая рука

Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая нога

Результат

1

Будовских Тимофей

П

П

П

П

Правша

2

Дурманов Давид

П

П

П

П-Л

Правша

3

Книс Ульяна

П

П

Л

П-Л

Частичн.

4

Кузнецова Елизавета

П

П

П

П

Правша

5

Курочкина Кира

П

П

П

П

Правша

6

Латкина Анастасия

П

П

П

П

Правша

7

Лобачев Илья

Л

Л

Л

Л

Левша

8

Лобкова Диана

П

Л

П

П

Правша

9

Малахов Артем

П

Л

Л

П

Частичн.

10

Недопекина Дарья

П

П

П

П-Л

Правша

11

Носов Виктор

П

П

П

П

Правша

12

Ольховский Дмитрий

П

Л

П

П

Правша

13

Павленко Кирилл

П

П

Л

Л

Частичн.

14

Пашков Кирилл

П

П

П

П

Правша

15

Петрова Дарья

П

П

П

П

Правша

16

Попов Сергей

П

П

Л

Л

Частичн.

17

Правдин Ярослав

П

П

П

П

Правша

18

Селютин Леонид

П

Л

П

Л

Частичн.

19

Сердюков Артем

П

Л

Л

П

Частичн.

20

Спицина Злата

П

П

П

П

Правша

21

Сюткин Иван

П

Л

Л

П

Частичн.

22

Тюмина Екатерина

П

П

П

П

Правша

23

Чернобай Милана

П

П

П

П

Правша

24

Чумак Михаил

П

П

П

П

Правша

25

Чуманов Александр

П

П

П

П

Правша

26

Шарафеева Полина

Л

Л

Л

Л

Левша

27

Юрышева Екатерина

П

П

П

П

Правша

Всего обследовано

Абсолютный правша

Абсолютный левша

Частично

правша-левша

27 чел.

18

2

7

В моем классе –27 учеников.

Присутствующие на момент исследования – 27 учеников.

«Абсолютные правши» – 18 учеников.

«Частичные левши» – 7 учеников.

«Абсолютные левши» – 2 ученика. В это число вхожу и я.

Приложение 16

Данные тестирования родителей 7 Б класса

Фамилия ученика

Ведущая рука

Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая нога

Результат

1

Будовских Марина Анатольевна

П

Л

П

Л

Частичн.

2

Лобачев Евгений Павлович

П

П

П

П

Правша

3

Недопекина Анжела Александровна

П

Л

П

Л

Частичн.

4

Носова Юлия Александровна

П

П

П

П

Правша

5

Ольховский Сергей Александрович

П

П

П

П

Правша

6

Правдина Елена Владимировна

П

Л

П

Л

Частичн.

7

Сердюкова Анжела Олеговна

Л

Л

Л

Л

Левша

8

Малахова Марина Алексеевна

П

Л

П

Л

Частичн.

9

Чуманова Елена Викторовна

Л

Л

Л

Л

Левша

10

Шарафеева Евгения Сергеевна

П

П

П

П

Правша

Всего обследовано

Абсолютный правша

Абсолютный левша

Частично

правша-левша

10 чел.

4

2

4

Приложение 17

Данные тестирования учителей школы № 2

Фамилия ученика

Ведущая рука

Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая нога

Результат

1

Буравлева Светлана Викторовна

П

П

П

П

Правша

2

Варивончик Ирина Николаевна

П

П

П

П

Правша

3

Кузнецов Александр Анатольевич

П

П

П

П

Правша

4

Крушинская Елена Александровна

П.Л

П

П.Л

П.Л

Амбидекстр

5

Сапрыкина Ирина Валерьевна

П

П

П

П

Правша

6

Красова Ирина Викторовна

П

П

П

П

Правша

7

Правдина Людмила Викторовна

П

П

П

П

Правша

8

Петрова Анна Николаевна

П

П

П

П

Правша

9

Мойсиевская Наталья Викторовна

П

П

П

П

Правша

10

Глазкова Светлана Владимировна

П

П

П

П

Правша

11

Шевергина Ирина Григорьевна

П

П

П

П

Правша

12

Торопова Наталья Сергеевна

П

П

П

П

Правша

13

Стабров Александр Петрович

П

П

П

П

Правша

14

Попова Ольга Владимировна

П.Л

Л

П

П

Частично

15

Пучкова Галина Николаевна

П

П

П

П

Правша

Всего обследовано

Абсолютный правша

Абсолютный левша

Частично

правша-левша

Амбидекстр

15 чел.

13

-

1

1

Протестированы были так же 10 родителей и 15 учителей.

«Абсолютные правши» – 4 родителя и 13 учителей.

«Частичные левши» – 4 родителя и 1 учитель .

«Абсолютные левши» - 2 родителя.

«Амбидекстры» - 1 учитель

Приложение 18

13 августа празднуется День левшей - теперь все люди, которым удобнее действовать левой, а не правой рукой, могут вздохнуть свободно - мир принял их особенность и стал относится к ней с уважением.

Я узнала, что много гениальных людей было левшами. Но мне захотелось узнать, а кто именно из знакомых мне российских знаменитостей является леворуким? В интернете мы с учительницей нашли интересующие нас факты.

Звезда сериала «Склифосовский» тот факт, что он левша, считает привлекательной особенностью. Неудивительно, что роль в сериале «Глухарь» досталась именно ему. Главный герой, также, как и Максим – левша. К слову, эта особенность нисколько не мешает ему в быту. Однако чистить картошку левой рукой Максим так и не научился.

Великий русский писатель Лев Толстой (1828-1910) был амбидекстром – он одинаково хорошо владел обеими руками. Нет сведений, чтобы Толстого переучивали в детстве; зато сохранилось множество свидетельств о том, что писатель мог без проблем писать и левой, и правой.

Великая балерина Майя Плисецкая (1925-2015) была левшой, но явно пострадала от переучивания – если бытовые дела она делала левой рукой, то писала только правой.

Приложение 19

Интересные факты.

Все полярные медведи – левши.

Свой знаменитый «маленький шаг одного человека – и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нил Армстронг сделал левой ногой.

Левши чаще рождаются во второй половине года.

Левши под водой видят лучше, чем правши.

Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу.

Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1.4 млн. лет назад.

Памятник знаменитому Левше в г. Туле

В Туле в 2009 году был открыт памятник знаменитому Левше. Легендарный мастер изображён в полный рост, в одежде, которую носили тульские оружейники, волосы подвязаны тесьмой, в руке у Левши – кузнечный молоток. Левша выполнил виртуозную работу: выковал крохотные гвоздики и прибил ими подковку к лапкам стальной блохи.

Приложение 20

Животные – левши

Оказывается, что левши и правши есть и в животном царстве.

Например, среди птиц, которые спят, стоя на одной ноге, или же держатся лапой за ветку дерева, можно без труда выявить левшей и правшей по тому, какую из конечностей они чаще всего используют. Кроме того, птицы-правши складывают крылья так, что правое будет накладываться на левое, а у левшей — наоборот. Кстати, как установили ученые, птиц-левшей и птиц-правшей у разных видов примерно одинаковое количество.

Мои домашние питомцы - левши

Барни Уголек

Приложение 21

Рекомендации родителям и учителям

1. Не настаивайте на переучивании ребенка-левши. Это может привести к серьезным нарушениям здоровья, которые корректируются с большим трудом.

2. Научите ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Свет должен падать справа.

3. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается. Не подгоняйте, не ограничивайте его во времени. Для левшей катастрофа, если ему сказали, что время ограничено — его продуктивность сразу падает на 70%.

4. Если ваш ребенок-левша идет в первый класс, скажите учителю, чтобы он посадил его с левой стороны и у окна, чтобы его никто не толкал. Самый неблагоприятный момент, когда ребенок сидит на проходе: левши сильно отвлекаются на окружающую обстановку.

5. Ребенок-левша более эмоционально неблагополучен, чем правша. Его правое полушарие воспринимает в основном негативную информацию, поэтому в первую очередь он выделяет из окружающего мира мрачные оттенки. Поэтому любая отрицательная оценка для него болезненна и ранима. Сохраняйте положительный тон и настрой, поддерживайте ребенка во всех его начинаниях.

6. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не, потому что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим

Приложение 22

Игровой тест, разработанный М.Г.Князевой и В.Л. Вильдавским

1.Рисование.

Ребёнку предлагается нарисовать предмет по выбору. После выполнения задания ребёнок рисует тот же предмет другой рукой. Определяется, какой рукой рисунок выполнен более качественно: чёткое, пропорциональное изображение, ровные линии, отсутствие дополнительных штрихов, разорванных линий.

2.Открытие спичечного коробка.

Предлагается найти спичку в одной из коробок. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

3.Складывание колодца из палочек (спичек).

Ведущая рука используется более активно.

4.Игра в мяч.

Ребёнок берёт со стола теннисный мяч, бросает взрослому и ловит несколько раз. Бросок и ловля меча выполняется ведущей рукой.

5.Вырезание ножницами по контуру рисунка.

Ребёнку предлагается вырезать по контуру рисунок (цветок, зайчика, узор). Ведущая – более активная рука, причём это необязательна та рука, в которой ребёнок держит ножницы, т. К. ребёнок может поворачивать рисунок, а ножницы держать не подвижно.

6.Нанизывание бисера (пуговиц) на иголку с ниткой (на шнурок).

Ведущей считается та рука, которая выполняет движение, даже если ребёнок держит иголку или шнурок в другой руке

7.Выполнение вращательных движений.

Ребёнку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Рука, активно выполняющая движение - ведущая.

8.Развязывание узелков.

Используется шнурок средней толщины с заранее неплотно завязанными узелками. Ведущей рукой ребёнок развязывает узел, а другой его держит.

9.Построение из кубиков по образцу.

Даётся задание построить дом (ограду) с опорой на образец. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая детали постройки.

Просмотров работы: 99