Введение
Совсем недавно мне пришлось испытать на себе зубную боль. Она возникала, когда я кушала, пила холодную воду. Оказалось, что у ребят из моего класса тоже были такие проблемы.
На классном часе учительница рассказала, что зубная боль чаще всего бывает от повреждения эмали зуба, а эмаль портят конфеты.
Я задала себе вопрос «Может быть можно прожить без конфет?». Но ведь конфеты любят все и взрослые и дети. Ни один праздник не обходится без них. А когда приходит Новый год, то Дед Мороз обязательно приходит с мешком самых разных сладостей.
В нашем классе есть традиция – в день рождения именинник угощает всех сладостями – конфетами.
Неужели нужно совсем отказаться от сладкого? А может быть, просто есть сладости в небольших количествах? Или может быть нужно, выбрать «правильные» конфеты?
Чтобы найти ответы на вопрос - что такое конфеты, как и когда они появились, полезны или вредны эти сладости для нашего здоровья, я решила провести исследование. И назвала свою работу «Польза или вред нам от сладеньких конфет».
Актуальность работы заключается в том, чтобы рассмотреть полезное и вредное действие конфет, заставить задуматься ребят, какие сладости и в каких количествах им нужно употреблять.
Новизна работы: в наше время на всех прилавках магазинов очень большой ассортимент конфет. По телевидению рекламируют разные сладости, я захотела выяснить влияет ли это на покупательскую способность? Какие конфеты покупают родители и сами ребята, какие желательно покупать без вреда для здоровья?
Поставила перед собой цель: выяснить, почему все так любят конфеты, ответить на вопрос вредны или полезны конфеты.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной теме.
Узнать историю возникновения конфет.
Выяснить, какие заболевания могут появиться у ребенка при большом употреблении конфет и сладкого.
Исследовать, состав конфет и выяснить, какие добавки вредны для организма.
Научиться изготавливать конфеты в домашних условиях.
Я выдвинула гипотезу: предположим, конфеты приносят нам радость, польза или вред для организма зависит от их состава и количества.
Объект исследования: конфеты.
Предмет исследования: влияние конфет на здоровье школьника.
Методы: метод сравнения, обобщения и систематизации информации, опрос, сравнительный анализ, наблюдения, сравнения и эксперименты.
Формы работы:
опрос обучающихся 2 классов;
анкетирование родителей и учителей;
беседы с учителями школы;
интервью с продавцами магазинов;
поиск информации в сети Интернет;
создание презентации и памятки для ребят;
Практическая значимость исследования – можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях. Проведя исследование, я смогу дать рекомендации детям и взрослым что делать, чтобы сладости шли на пользу, а не во вред.
Теоретическое исследование проблемы
Прежде чем начать исследование, мы с классным руководителем составили вопросы и провели анкетирование учащихся 2-Б класса (Приложение 1). После анкетирования, я поняла, что ребята моего класса очень любят сладости, но не
знают какой вред и польза от конфет (Приложение 2). Опросив родителей и учителей нашей школы, я пришла к выводу, что они хоть и знают, что конфеты вредны, все равно не могут отказаться от этого удовольствия (Приложение 3)
Я поняла, что тема затронула всех опрашиваемых, и материал, полученный в результате ее изучения, может пригодиться и взрослым, и детям.
В поисках нужной информации я обратились в школьную и районную библиотеки, в книгах нашла много того, что касается моей работы. Пользовалась сайтами в Интернете (Приложение 3).
1.1Что такое конфета
Много информации о том, как появились первые сладости, я нашла в Интернете.
Слово "конфета" произошло от латинского (конфектум) –"изготовлено".
Я узнала, что конфеты раньше продавались в аптеках, были лекарством.
Все конфеты делятся на группы: карамель, шоколад, мармелад, пастила, зефир, халва, ирис, драже, восточные сладости.
1.2 Из истории конфет
Много интересного я узнала о появлении первых конфет (Приложение 4).
На Руси конфеты готовили из меда и кленового сиропа. Вместо конфет сладостями были варенные в меду яблоки, груши, клюква и малина в сахарной глазури.
Открытием для меня стала информация о том, что конфетти, которое мы используем на Дни рождения, не зря так называется. Раньше на праздниках люди осыпали друг друга не кусочками цветной бумаги, а настоящими конфетами!
1.3 Самые знаменитые конфетные фабрики России
Я расспросила свою бабушку, и она рассказала, что в ее детстве были совсем другие конфеты. Она сказала, что были конфеты всего нескольких кондитерских фабрик. В интернете мы с ней нашли эти фабрики, которые до сих пор выпускают сладости. Я узнала, что в России много новых конфетных фабрик (Приложение 5).
А еще бабушка рассказала мне о кондитерской фабрике, которая находится в г. Барнауле. Очень хочу побывать на ней.
2 Практическая часть
2.1 Первоклассники и конфеты
Проанализировала ответы на вопросы анкеты ребят, пришла к выводу, что:
а) Больше всего ребята любят конфеты – скитлс, шоколадные и чупа - чупсы.
б) Реклама влияет на покупательскую активность детей. Покупая товар, взрослые и дети зависят от рекламы.
2.2 Интервью с продавцами магазинов. Анализ ассортимента конфет
Встретившись с продавцами магазинов, я задавала им вопросы, ответы приведены ниже (Приложение 6)
Проведя анализ, пришла к выводу, что во всех магазинах богатый ассортимент конфет, но цены ниже всего в магазине «Фикс прайс» (Приложение 7)
3 Эксперименты и опыты
1) Я предложила одноклассникам на выбор одновременно мандарин, яблоко или конфету. Из 22 человек, конфету выбрали -19 человек (Приложение 8).
2) С ребятами моего класса мы исследовать состав конфет, которые мы любим больше всего, по этикеткам. Оказалось, что в состав конфет входят разные вредные вещества (Приложение 9). А еще удивило, что на некоторых этикетках, вообще отсутствует состав конфет.
3) За помощью я обратилась к учителю биологии Крушинской Елене Александровне. Она рассказала о влиянии конфет на организм (Приложение 10)
3) Несколько опытов мы провели вместе с учителем химии Пучковой Г.Н.
Опыт 1. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде.
В колбу налили горячей воды, опустили небольшой кусочек шоколада, подогрели.
Дождались полного растворения шоколада и добавили несколько капель йода. Мы увидели, что отвар окрасился в синеватый цвет. Значит, в шоколад добавлены мучнистые или крахмалистые вещества (Приложение 11).
Опыт 2. Обнаружение жирных кислот
Кусочек шоколада обернули фильтровальной бумагой и подержали в ладонях. На бумаге появились жировые пятна. Во всех трех шоколадках присутствуют жиры ( Приложение 11).
Опыт 3. Обнаружение углеводов
В пробирки насыпали шоколад, добавили воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнули. Добавили 1 мл раствора едкой щелочи и 3 капли медного купороса. Встряхнули пробирку и увидели ярко – синее окрашивание. Галина Николаевна пояснила, что такое произошло, потому, что в шоколаде есть сахароза (Приложение 11)
Опыт 4. Обнаружение белка
В пробирки насыпали шоколад, добавили воды. Встряхнули и отфильтровали. Галина Николаевна, соблюдая осторожность, добавила 0,5 мл азотной кислоты.
Смесь нагрели. Увидели желтое окрашивание, доказали, что состав шоколада входят белки (Приложение 11).
Опытным путём мы доказали, что в состав шоколада входят: жиры, углеводы, белки. Галина Николаевна рассказала, для чего они нужны организму.
Жиры -улучшают работу мозга и сердца. Борются с усталостью и депрессией.
Углеводы - поднимают настроение.
Белки – создают новые клетки.
Я сделала вывод, что шоколадприносит пользу организму, если в нем нетвредных примесей.
4) Светлана Викторовна предложила некоторые эксперименты провести вместе с ребятами в классе.
а) Мы провели эксперимент с конфетами «Скитлс». Доказали, что в состав конфет входят пищевые красители. Пищевой краситель нужен для того, чтобы продукт был красивым, ярким. Привлекал больше покупателей (Приложение 12).
Полезен ли краситель, я попытаюсь выяснить и расскажу ребятам.
б) Дальше мы решили узнать, какая конфета растворится, во рту, быстрее остальных и меньше всего навредит зубам. Победил – шоколад (Приложение 13).
в) Вместе с ребятами, использовав, йод и бумагу ,увидели, что в конфетах есть жир и крахмал (Приложение 14).
г) Следующий опыт доказал, что в состав конфет входит кислота, которая тоже вредна для зубов (Приложение 14).
5) Светлана Викторовна предложила провести дома опыт, проверив, качество мармелада. Мы взяли по 4 разные мармеладные конфеты, положили их в разную среду и увидели, что во всех видах мармелада есть красители, а удивило то, что некоторые мармеладины не растворились ни в одном из растворов за 24 часа. Значит, это произойдет и в нашем желудке!?
Только мармелад, купленный на развес, растворился во всех ёмкостях. Его и можно считать самым безопасным для организма (Приложение 15)
6) Так как во время работы я поняла, что во все конфеты добавляют красители, то узнала, что красители бывают: натуральные и искусственные.
Искусственный краситель изготавливают с использованием химических веществ, а натуральный - из ягод, овощей, фруктов (малина, смородина, апельсины, свекла, морковь).
Я проверила действие красителей на организм, взяв цветы, которые подарили мне на день рождения (Приложение 16)
Искусственный краситель – вреден для организма человека.
7) Я узнала, как приготовить полезные конфеты своими руками. В интернете оказалось много рецептов. Для их приготовления используются натуральные продукты: орехи, сухофрукты, мед, творог, семечки молоко.
Моя бабушка подсказала мне «свой» рецепт. Я приготовила конфеты. Вкуснотища!!! Но, конфеты очень сладкие и много их не съешь (Приложение 17)
Заключение
В ходе моего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много
литературы, узнала значения непонятных мне слов, провела анкетирование среди учащихся своего класса по теме исследования. Выяснила предпочтения ребят своего класса. Узнала историю появления конфет, выяснила, какую пользу и вред могут нанести организму сладости, подтвердила это экспериментами и опытами. С классным руководителем мы разработали модель правильного выбора конфет, наименее вредящих здоровью зубов (Приложение 18).
Проведя исследование, я могу сделать выводы:
Моя гипотеза полностью подтвердилась: конфеты приносят нам радость, польза или вред для организма зависит от их состава и количества. Я ответила на интересовавшие меня вопросы:
1.Доказала, что конфеты могут приносить и пользу, и вред, во всем должна быть мера.
2. Выяснила, какие конфеты покупают родители и сами ребята, какие желательно покупать без вреда для здоровья.
3. Узнала, почему все так любят конфеты.
4. Научилась изготавливать конфеты в домашних условиях.
Считаю, что практическая значимость моей работы большая. Материалы можно использовать при подготовке к разным мероприятиям. Работа с ребятами в команде, оказала на всех большое влияние. Это помогает нам сдружиться.
Я поняла, что работа, которую я начала выполнять, ещё не закончена. Я много узнала, но, сколько еще тайн мне не открылось. Я планирую продолжить работу:
- более подробно разобраться с составом конфет;
- составить список «вредных» сладостей;
- узнать какой шоколад полезнее горький или молочный;
- собрать коллекцию фантиков из конфет Барнаульской фабрики;
- научиться делать поделки из фантиков.
Список литературы:
Ликум А. Все обо всем. Энциклопедия для детей. Москва: Филологическое общество "СЛОВО", 1994 г.
Энциклопедия для детей. Москва: издательство "Аванта", 2000 г.
Статья "Вкусные конфеты". Развивающий журнал для детей "Лунтик" № 10, 2014 г.
Орлова Н. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. История вещей. – М.: «Семейная библиотека», 1998
Интернет источники:
http://www.cultureclub.ru/announce/aid129.html
http://www.interesnaya…zdorove_zubov
https://www.abcfact.ru/2703.html
https://eco-recept.ru/domashnie-pp-konfety-nizkokaloriynye-konfety-svoimi-rukami
Приложения
Приложение 1
Анкета для обучающихся:
«Как часто вы употребляете конфеты?»:
«Знаете о пользе конфет?»:
«Знаете о вреде конфет?»:
«Знаете ли, о составе конфет?»
«Ваши самые любимые конфеты? - шоколадные - , – чупа – чупс - ,– ирис - ,
- мармеладные - , - скитлс - ,
Ответы на вопросы анкеты для ребят
Какие конфеты любят ребята моего класса
Приложение 2
Анкета для родителей и учителей
Какие сладости покупаете чаще всего?
Есть ли у вас любимые конфеты?
Отдаете ли предпочтение при покупке конфет тем, которые показывают в рекламе?
Выбираете дешевле, или те, что любите?
Когда вы идете в гости, берете с собой конфеты?
Любите ли получать в подарок конфеты?
Было опрошено 20 родителей, 8 педагогов.
При покупке конфет - остановитесь на тех, которые рекламируют или вам все равно?
Покупка товара |
Покупаю то, что рекламируют |
Покупаю, то, что дешевле |
Покупаю то, что люблю есть. |
Родители |
15 |
12 |
9 |
Учителя |
5 |
- |
8 |
Все ответили, что покупают конфеты часто. Любимыми у взрослых оказались шоколадные конфеты. Но родители признались, что чаще покупают те сладости, которые едят дети.
Все любят получать конфеты в подарок. Когда идут в гости, то часто берут с собой конфеты, особенно в коробках.
Со Светланой Викторовной анализируем анкеты
Приложение 3
В районной библиотеке Поиск информации в интернете
Опрос учителей
Красова Ирина Викторовна Крушинская Елена Александровна
Торопова Наталья Сергеевна
Приложение 4
Из истории появления конфет
Первые кондитеры появились в Древнем Египте. Древние египтяне случайно смешали мед, инжир и орехи – так появились самые первые в мире конфеты.
На Востоке конфеты делали из миндаля и фиги. По сей день, арабские страны славятся своим небывалым разнообразием сладостей. Именно арабы впервые стали варить сахар для получения новых видов кондитерских изделий.
В Древнем Риме рецепт конфет держался в строжайшей тайне.
В Париже делали конфеты, придавая им форму фруктов, зверей и птиц. У каждого кондитера был свой секрет: один добавлял в конфеты лимон, другой – апельсин, третий – еще какой-нибудь экзотический продукт.
У конфет богатая история и много интересных фактов. Приведу только некоторые:
Самая большая конфета – это конфета по прозвищу Медведь Хаги-Бой высотой в 1,68 метра и весом 633 килограмма.
Самаябольшая коробка для шоколадных конфет имеет длину 2,5 метра, а ширину 1,5 метра
Самой космической конфетой был признан Чупа-Чупс.
Приложение 5
Бабушка рассказала о конфетах своего детства
Оказалось, что эти старинные фабрики до сих пор выпускают продукцию.
Современные российские фабрики
Барнаульская кондитерская фабрика
Приложение 6
Встретившись с продавцами магазинов, я задавала им вопросы:
Какой товар предпочитают приобретать покупатели?
Ответ был, очевиден – больше всего покупают товар:
- тот, который рекламируется.
2) Какие конфеты вы любите сами.
- ответы оказались разными6 шоколад, карамель, мармелад.
3) Когда больше всего продается конфет?
-конечно под Новый год.
Интервью у продавцов магазинов
В магазине «Кристалл» В магазине «Ассорти вкуса»
В магазине «Славянский»
Приложение 7
В магазине «Кристалл»
В магазине «Фруктовый рай»
В магазине «Фикс прайс»
Конфеты |
Кристалл |
Ассорти вкуса |
Фруктовый рай |
Славянский |
Фикс прайс |
Карамель |
250 |
250 |
230 |
250 |
220 |
Шоколад |
480 |
470 |
430 |
480 |
390 |
Ирис |
320 |
290 |
270 |
320 |
220 |
Мармелад |
240 |
230 |
240 |
250 |
220 |
Самые низкие цены в магазине «Фикс прайс»
Приложение 8
Что выберут ребята: конфету или фрукт
Большинство ребят выбрали конфеты.
Приложение 9
Исследование состава конфет
Исследовав состав конфет, мы заметили букву Е, и рядом с ней цифры. Мы, с помощью интернета, нашли ответ на свой вопрос. Приведу несколько:
Пищевая добавка |
Конфета |
Вред |
Е – 110 |
Образец 1 |
Может вызывать насморк, тошноту, боли в животе |
Е-104 |
Оразец 2 |
Воспаление кожи, повышает активность детей. |
Е - 476 |
Образец 3 |
Может привести к увеличению печени и почек |
Е - 162 |
Образец 4 |
Может содержать нитраты. Вредны для детей. |
Больше всего удивило, что в составе конфет, чего только не оказалось: сыворотки, ароматизаторы, крахмал, молочный жир, масло пальмовое. Думаю, что в следующей работе, нужно разобраться с этими добавками.
Приложение 10
Крушинская Елена Александровна о пользе и вреде сладостей
Польза конфет:
1. Повышают настроение.
3. Углеводы, жиры и белки заряжают энергией и бодростью.
4. Шоколад положительно влияет на иммунитет.
5. Стимулирует работу мозга.
Вред:
1.Сладкое портит фигуру. Может привести к ожирению.
2. Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
3. Чрезмерное употребление конфет может привести к сахарному диабету.
4. При большом употреблении конфет, может появиться аллергия.
Важно помнить одно: употребление любого продукта сверх меры может нанести непоправимый вред.
Приложение 11
О пыт №Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде.
Подготовить место для эксперимента мне помогает учитель химии
Пучкова Галина Николаевна
Взяла 3 шоколадки: «Образец 1», «Образец 2», «Образец 3».
Опыт показал, что только в образце 2 нет посторонних примесей.
Опыт 2. Обнаружение жирных кислот
Во всех шоколадках содержится жир
Опыт 3. Обнаружение углеводов
Встряхнули пробирку и увидели ярко – синее окрашивание. В шоколаде есть сахароза.
Опыт 4. Обнаружение белка
В пробирки насыпали шоколад, добавили воды. Встряхнули и отфильтровали. Галина Николаевна, соблюдая осторожность, добавила 0,5 мл азотной кислоты.
Смесь нагрели. Увидели желтое окрашивание, доказали, что состав шоколада входят белки (Приложение 9).
Насыпаем шоколад Добавляем кислоту
Нагреваем Доказано – есть белок!
Приложение 12
Положили «Скитлс» на снег, на снегу остались разноцветные пятна. А в руках – белые конфетки.
Рассасывали конфеты. Язык окрасился.
Долго держали в зажатых ладошках. Ладошки тоже окрасились.
Завернули в белую мокрую салфетку. На салфетке появились разноцветные пятна.
Приложение 13
Мы решили узнать, какая конфета растворится, во рту, быстрее остальных и меньше всего навредит зубам.
Для эксперимента мы взяли несколько видов конфет:
• леденцовая карамель
• обычная карамель,
• шоколадная конфета,
• ирис.
Ребятам понравился эксперимент, потому, что все конфеты они, с удовольствием, съели.
Быстрее всего растворился шоколад за 1м 30сек.
Карамель растворилась за 3м.
Леденцовая карамель растворялась долго – 10 минут.
Ирис растворяться не хотел, а только лип к зубам, растворился полностью за 2 минуты.
Из этого опыта я поняла, что карамель растворяется во рту очень долго. И все это время во рту образуется кислота, разрушающая зубы
Меньше всего навредит зубам – шоколад, это показал наш эксперимент.
Приложение 14
Доказали, что в составе конфет присутствует жир и крахмал
Чтобы доказать, что в состав конфет входит кислота, взяли 3 разные конфеты:
Карамель с ягодным вкусом, леденцовую карамель, ирис. Налили воды, размешали, добавили пищевой соды. Увидели, что вода вспенилась в стакане, где находилась карамель и леденец. Это доказывает, что в состав входит кислота.
Приложение 15
Какой мармелад самый полезный
Мы положили мармеладные конфеты в простую воду, в мыльный раствор, в раствор перекиси, в жидкость для снятия лака, в солевой раствор, лимонную кислоту.
Название раствора |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Образец 4 |
простая вода |
Разбух, растворился, окрасил. |
Разбух, не растворился, окрасил. |
Разбух, растворился, окрасил. |
Разбух , не растворился, окрасил . |
мыльный раствор |
Без изменений. |
Без изменений. |
Без изменений. |
Без изменений. |
раствор перекиси |
Увеличился, окрасился, растворился, |
Увеличился, окрасился, не растворился. Стал прозрачным. |
Увеличился, окрасился, растворился. |
Увеличился, окрасился, растворился. Стал прозрачным. |
жидкость для снятия лака |
Разбух, растворился. |
Разбух, не растворился |
Разбух, растворился |
Разбух, растворился |
солевой раствор |
Разбух, растворился, окрасил. |
Разбух, не растворился, окрасил. |
Разбух, растворился, окрасил. |
Разбух, не растворился, окрасил. |
лимонная кислота |
Растворились полностью. |
За 24 ч. не растворились. |
Растворились полностью. |
За 24 ч. не растворились. |
Вывод сделала такой: самый полезный образец 1.
Приложение 16
Влияние красителей на живые организмы
Я взяла два одинаковых цветка, поставила одновременно в воду. Цветы завяли на 15 день.
Два других цветка я тоже одновременно поставила в воду, но в один стакан добавила пищевой краситель. Цветок в стакане с красителем, завял через 4 дня.
Вывод: пищевые красители вредны для живых организмов.
Приложение 17
Конфеты по бабушкиному рецепту, приготовила сама
Вкуснейшие конфеты!!!!
Приложение 18
Как правильно выбрать конфеты:
Конфета:
Должна как можно меньше по времени находиться во рту, пока ее ешь.
Не должна быть кислой.
Не должна прилипать к зубам.
Должна содержать мало сахара.
Может содержать много какао.
Может содержать фрукты, ягоды или сухофрукты