Польза или вред нам от сладеньких конфет?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Польза или вред нам от сладеньких конфет?

Вайс Э.С. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Буравлева С.В. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Совсем недавно мне пришлось испытать на себе зубную боль. Она возникала, когда я кушала, пила холодную воду. Оказалось, что у ребят из моего класса тоже были такие проблемы.

На классном часе учительница рассказала, что зубная боль чаще всего бывает от повреждения эмали зуба, а эмаль портят конфеты.

Я задала себе вопрос «Может быть можно прожить без конфет?». Но ведь конфеты любят все и взрослые и дети. Ни один праздник не обходится без них. А когда приходит Новый год, то Дед Мороз обязательно приходит с мешком самых разных сладостей.

В нашем классе есть традиция – в день рождения именинник угощает всех сладостями – конфетами.

Неужели нужно совсем отказаться от сладкого? А может быть, просто есть сладости в небольших количествах? Или может быть нужно, выбрать «правильные» конфеты?

Чтобы найти ответы на вопрос - что такое конфеты, как и когда они появились, полезны или вредны эти сладости для нашего здоровья, я решила провести исследование. И назвала свою работу «Польза или вред нам от сладеньких конфет».

Актуальность работы заключается в том, чтобы рассмотреть полезное и вредное действие конфет, заставить задуматься ребят, какие сладости и в каких количествах им нужно употреблять.

Новизна работы: в наше время на всех прилавках магазинов очень большой ассортимент конфет. По телевидению рекламируют разные сладости, я захотела выяснить влияет ли это на покупательскую способность? Какие конфеты покупают родители и сами ребята, какие желательно покупать без вреда для здоровья?

Поставила перед собой цель: выяснить, почему все так любят конфеты, ответить на вопрос вредны или полезны конфеты.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Узнать историю возникновения конфет.

  3. Выяснить, какие заболевания могут появиться у ребенка при большом употреблении конфет и сладкого.

  4. Исследовать, состав конфет и выяснить, какие добавки вредны для организма.

  5. Научиться изготавливать конфеты в домашних условиях.

Я выдвинула гипотезу: предположим, конфеты приносят нам радость, польза или вред для организма зависит от их состава и количества.

Объект исследования: конфеты.

Предмет исследования: влияние конфет на здоровье школьника.

Методы: метод сравнения, обобщения и систематизации информации, опрос, сравнительный анализ, наблюдения, сравнения и эксперименты.

Формы работы:

  • опрос обучающихся 2 классов;

  • анкетирование родителей и учителей;

  • беседы с учителями школы;

  • интервью с продавцами магазинов;

  • поиск информации в сети Интернет;

  • создание презентации и памятки для ребят;

Практическая значимость исследования – можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях. Проведя исследование, я смогу дать рекомендации детям и взрослым что делать, чтобы сладости шли на пользу, а не во вред.

  1. Теоретическое исследование проблемы

Прежде чем начать исследование, мы с классным руководителем составили вопросы и провели анкетирование учащихся 2-Б класса (Приложение 1). После анкетирования, я поняла, что ребята моего класса очень любят сладости, но не

знают какой вред и польза от конфет (Приложение 2). Опросив родителей и учителей нашей школы, я пришла к выводу, что они хоть и знают, что конфеты вредны, все равно не могут отказаться от этого удовольствия (Приложение 3)

Я поняла, что тема затронула всех опрашиваемых, и материал, полученный в результате ее изучения, может пригодиться и взрослым, и детям.

В поисках нужной информации я обратились в школьную и районную библиотеки, в книгах нашла много того, что касается моей работы. Пользовалась сайтами в Интернете (Приложение 3).

1.1Что такое конфета

Много информации о том, как появились первые сладости, я нашла в Интернете.

Слово "конфета" произошло от латинского (конфектум) –"изготовлено".

Я узнала, что конфеты раньше продавались в аптеках, были лекарством.

Все конфеты делятся на группы: карамель, шоколад, мармелад, пастила, зефир, халва, ирис, драже, восточные сладости.

1.2 Из истории конфет

Много интересного я узнала о появлении первых конфет (Приложение 4).

На Руси конфеты готовили из меда и кленового сиропа. Вместо конфет сладостями были варенные в меду яблоки, груши, клюква и малина в сахарной глазури.

Открытием для меня стала информация о том, что конфетти, которое мы используем на Дни рождения, не зря так называется. Раньше на праздниках люди осыпали друг друга не кусочками цветной бумаги, а настоящими конфетами!

1.3 Самые знаменитые конфетные фабрики России

Я расспросила свою бабушку, и она рассказала, что в ее детстве были совсем другие конфеты. Она сказала, что были конфеты всего нескольких кондитерских фабрик. В интернете мы с ней нашли эти фабрики, которые до сих пор выпускают сладости. Я узнала, что в России много новых конфетных фабрик (Приложение 5).

А еще бабушка рассказала мне о кондитерской фабрике, которая находится в г. Барнауле. Очень хочу побывать на ней.

2 Практическая часть

2.1 Первоклассники и конфеты

Проанализировала ответы на вопросы анкеты ребят, пришла к выводу, что:

а) Больше всего ребята любят конфеты – скитлс, шоколадные и чупа - чупсы.

б) Реклама влияет на покупательскую активность детей. Покупая товар, взрослые и дети зависят от рекламы.

2.2 Интервью с продавцами магазинов. Анализ ассортимента конфет

Встретившись с продавцами магазинов, я задавала им вопросы, ответы приведены ниже (Приложение 6)

Проведя анализ, пришла к выводу, что во всех магазинах богатый ассортимент конфет, но цены ниже всего в магазине «Фикс прайс» (Приложение 7)

3 Эксперименты и опыты

1) Я предложила одноклассникам на выбор одновременно мандарин, яблоко или конфету. Из 22 человек, конфету выбрали -19 человек (Приложение 8).

2) С ребятами моего класса мы исследовать состав конфет, которые мы любим больше всего, по этикеткам. Оказалось, что в состав конфет входят разные вредные вещества (Приложение 9). А еще удивило, что на некоторых этикетках, вообще отсутствует состав конфет.

3) За помощью я обратилась к учителю биологии Крушинской Елене Александровне. Она рассказала о влиянии конфет на организм (Приложение 10)

3) Несколько опытов мы провели вместе с учителем химии Пучковой Г.Н.

Опыт 1. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде.

В колбу налили горячей воды, опустили небольшой кусочек шоколада, подогрели.

Дождались полного растворения шоколада и добавили несколько капель йода. Мы увидели, что отвар окрасился в синеватый цвет. Значит, в шоколад добавлены мучнистые или крахмалистые вещества (Приложение 11).

Опыт 2. Обнаружение жирных кислот

Кусочек шоколада обернули фильтровальной бумагой и подержали в ладонях. На бумаге появились жировые пятна. Во всех трех шоколадках присутствуют жиры ( Приложение 11).

Опыт 3. Обнаружение углеводов

В пробирки насыпали шоколад, добавили воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнули. Добавили 1 мл раствора едкой щелочи и 3 капли медного купороса. Встряхнули пробирку и увидели ярко – синее окрашивание. Галина Николаевна пояснила, что такое произошло, потому, что в шоколаде есть сахароза (Приложение 11)

Опыт 4. Обнаружение белка

В пробирки насыпали шоколад, добавили воды. Встряхнули и отфильтровали. Галина Николаевна, соблюдая осторожность, добавила 0,5 мл азотной кислоты.

Смесь нагрели. Увидели желтое окрашивание, доказали, что состав шоколада входят белки (Приложение 11).

Опытным путём мы доказали, что в состав шоколада входят: жиры, углеводы, белки. Галина Николаевна рассказала, для чего они нужны организму.

Жиры -улучшают работу мозга и сердца. Борются с усталостью и депрессией.

Углеводы - поднимают настроение.

Белки – создают новые клетки.

Я сделала вывод, что шоколадприносит пользу организму, если в нем нетвредных примесей.

4) Светлана Викторовна предложила некоторые эксперименты провести вместе с ребятами в классе.

а) Мы провели эксперимент с конфетами «Скитлс». Доказали, что в состав конфет входят пищевые красители. Пищевой краситель нужен для того, чтобы продукт был красивым, ярким. Привлекал больше покупателей (Приложение 12).

Полезен ли краситель, я попытаюсь выяснить и расскажу ребятам.

б) Дальше мы решили узнать, какая конфета растворится, во рту, быстрее остальных и меньше всего навредит зубам. Победил – шоколад (Приложение 13).

в) Вместе с ребятами, использовав, йод и бумагу ,увидели, что в конфетах есть жир и крахмал (Приложение 14).

г) Следующий опыт доказал, что в состав конфет входит кислота, которая тоже вредна для зубов (Приложение 14).

5) Светлана Викторовна предложила провести дома опыт, проверив, качество мармелада. Мы взяли по 4 разные мармеладные конфеты, положили их в разную среду и увидели, что во всех видах мармелада есть красители, а удивило то, что некоторые мармеладины не растворились ни в одном из растворов за 24 часа. Значит, это произойдет и в нашем желудке!?

Только мармелад, купленный на развес, растворился во всех ёмкостях. Его и можно считать самым безопасным для организма (Приложение 15)

6) Так как во время работы я поняла, что во все конфеты добавляют красители, то узнала, что красители бывают: натуральные и искусственные.

Искусственный краситель изготавливают с использованием химических веществ, а натуральный - из ягод, овощей, фруктов (малина, смородина, апельсины, свекла, морковь).

Я проверила действие красителей на организм, взяв цветы, которые подарили мне на день рождения (Приложение 16)

Искусственный краситель – вреден для организма человека.

7) Я узнала, как приготовить полезные конфеты своими руками. В интернете оказалось много рецептов. Для их приготовления используются натуральные продукты: орехи, сухофрукты, мед, творог, семечки молоко.

Моя бабушка подсказала мне «свой» рецепт. Я приготовила конфеты. Вкуснотища!!! Но, конфеты очень сладкие и много их не съешь (Приложение 17)

Заключение

В ходе моего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много

литературы, узнала значения непонятных мне слов, провела анкетирование среди учащихся своего класса по теме исследования. Выяснила предпочтения ребят своего класса. Узнала историю появления конфет, выяснила, какую пользу и вред могут нанести организму сладости, подтвердила это экспериментами и опытами. С классным руководителем мы разработали модель правильного выбора конфет, наименее вредящих здоровью зубов (Приложение 18).

Проведя исследование, я могу сделать выводы:

Моя гипотеза полностью подтвердилась: конфеты приносят нам радость, польза или вред для организма зависит от их состава и количества. Я ответила на интересовавшие меня вопросы:

1.Доказала, что конфеты могут приносить и пользу, и вред, во всем должна быть мера.

2. Выяснила, какие конфеты покупают родители и сами ребята, какие желательно покупать без вреда для здоровья.

3. Узнала, почему все так любят конфеты.

4. Научилась изготавливать конфеты в домашних условиях.

Считаю, что практическая значимость моей работы большая. Материалы можно использовать при подготовке к разным мероприятиям. Работа с ребятами в команде, оказала на всех большое влияние. Это помогает нам сдружиться.

Я поняла, что работа, которую я начала выполнять, ещё не закончена. Я много узнала, но, сколько еще тайн мне не открылось. Я планирую продолжить работу:

- более подробно разобраться с составом конфет;

- составить список «вредных» сладостей;

- узнать какой шоколад полезнее горький или молочный;

- собрать коллекцию фантиков из конфет Барнаульской фабрики;

- научиться делать поделки из фантиков.

Список литературы:

  1. Ликум А. Все обо всем. Энциклопедия для детей. Москва: Филологическое общество "СЛОВО", 1994 г.

  2. Энциклопедия для детей. Москва: издательство "Аванта", 2000 г.

  3. Статья "Вкусные конфеты". Развивающий журнал для детей "Лунтик" № 10, 2014 г.

  4. Орлова Н. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. История вещей. – М.: «Семейная библиотека», 1998

Интернет источники:

http://www.cultureclub.ru/announce/aid129.html

http://www.interesnaya…zdorove_zubov

https://www.abcfact.ru/2703.html

https://eco-recept.ru/domashnie-pp-konfety-nizkokaloriynye-konfety-svoimi-rukami

Приложения

Приложение 1

  1. Анкета для обучающихся:

  1. «Как часто вы употребляете конфеты?»:

  1. «Знаете о пользе конфет?»:

  2. «Знаете о вреде конфет?»:

  3. «Знаете ли, о составе конфет?»

  4. «Ваши самые любимые конфеты? - шоколадные - , – чупа – чупс - ,– ирис - ,

- мармеладные - , - скитлс - ,

Ответы на вопросы анкеты для ребят

Какие конфеты любят ребята моего класса

Приложение 2

Анкета для родителей и учителей

  1. Какие сладости покупаете чаще всего?

  2. Есть ли у вас любимые конфеты?

  3. Отдаете ли предпочтение при покупке конфет тем, которые показывают в рекламе?

  4. Выбираете дешевле, или те, что любите?

  5. Когда вы идете в гости, берете с собой конфеты?

  6. Любите ли получать в подарок конфеты?

Было опрошено 20 родителей, 8 педагогов.

При покупке конфет - остановитесь на тех, которые рекламируют или вам все равно?

Покупка товара

Покупаю то, что рекламируют

Покупаю, то, что дешевле

Покупаю то, что люблю есть.

Родители

15

12

9

Учителя

5

-

8

Все ответили, что покупают конфеты часто. Любимыми у взрослых оказались шоколадные конфеты. Но родители признались, что чаще покупают те сладости, которые едят дети.

Все любят получать конфеты в подарок. Когда идут в гости, то часто берут с собой конфеты, особенно в коробках.

Со Светланой Викторовной анализируем анкеты

Приложение 3

В районной библиотеке Поиск информации в интернете

Опрос учителей


Красова Ирина Викторовна Крушинская Елена Александровна

Торопова Наталья Сергеевна

Приложение 4

Из истории появления конфет

Первые кондитеры появились в Древнем Египте. Древние египтяне случайно смешали мед, инжир и орехи – так появились самые первые в мире конфеты.

На Востоке конфеты делали из миндаля и фиги. По сей день, арабские страны славятся своим небывалым разнообразием сладостей. Именно арабы впервые стали варить сахар для получения новых видов кондитерских изделий.

В Древнем Риме рецепт конфет держался в строжайшей тайне.

В Париже делали конфеты, придавая им форму фруктов, зверей и птиц. У каждого кондитера был свой секрет: один добавлял в конфеты лимон, другой – апельсин, третий – еще какой-нибудь экзотический продукт. 

У конфет богатая история и много интересных фактов. Приведу только некоторые:

Самая большая конфета – это конфета по прозвищу Медведь Хаги-Бой высотой в 1,68 метра и весом 633 килограмма.

Самаябольшая коробка для шоколадных конфет имеет длину 2,5 метра, а ширину 1,5 метра

Самой космической конфетой был признан Чупа-Чупс.

Приложение 5

Бабушка рассказала о конфетах своего детства

 

Оказалось, что эти старинные фабрики до сих пор выпускают продукцию.

Современные российские фабрики

Барнаульская кондитерская фабрика

Приложение 6

Встретившись с продавцами магазинов, я задавала им вопросы:

  1. Какой товар предпочитают приобретать покупатели?

Ответ был, очевиден – больше всего покупают товар:

- тот, который рекламируется.

2) Какие конфеты вы любите сами.

- ответы оказались разными6 шоколад, карамель, мармелад.

3) Когда больше всего продается конфет?

-конечно под Новый год.

Интервью у продавцов магазинов

В магазине «Кристалл» В магазине «Ассорти вкуса»

В магазине «Славянский»

Приложение 7

В магазине «Кристалл»

В магазине «Фруктовый рай»

В магазине «Фикс прайс»

Конфеты

Кристалл

Ассорти вкуса

Фруктовый рай

Славянский

Фикс прайс

Карамель

250

250

230

250

220

Шоколад

480

470

430

480

390

Ирис

320

290

270

320

220

Мармелад

240

230

240

250

220

Самые низкие цены в магазине «Фикс прайс»

Приложение 8

Что выберут ребята: конфету или фрукт

 


Большинство ребят выбрали конфеты.

Приложение 9

Исследование состава конфет

Исследовав состав конфет, мы заметили букву Е, и рядом с ней цифры. Мы, с помощью интернета, нашли ответ на свой вопрос. Приведу несколько:

Пищевая добавка

Конфета

Вред

Е – 110

Образец 1

Может вызывать насморк, тошноту, боли в животе

Е-104

Оразец 2

Воспаление кожи, повышает активность детей.

Е - 476

Образец 3

Может привести к увеличению печени и почек

Е - 162

Образец 4

Может содержать нитраты. Вредны для детей.

Больше всего удивило, что в составе конфет, чего только не оказалось: сыворотки, ароматизаторы, крахмал, молочный жир, масло пальмовое. Думаю, что в следующей работе, нужно разобраться с этими добавками.

Приложение 10

Крушинская Елена Александровна о пользе и вреде сладостей

Польза конфет:

1. Повышают настроение.

3. Углеводы, жиры и белки заряжают энергией и бодростью.

4. Шоколад положительно влияет на иммунитет.

5. Стимулирует работу мозга.

Вред:

1.Сладкое портит фигуру. Может привести к ожирению.

2. Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.

3. Чрезмерное употребление конфет может привести к сахарному диабету.

4. При большом употреблении конфет, может появиться аллергия.

Важно помнить одно: употребление любого продукта сверх меры может нанести непоправимый вред.

Приложение 11

О пыт №Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде.

Подготовить место для эксперимента мне помогает учитель химии

Пучкова Галина Николаевна

Взяла 3 шоколадки: «Образец 1», «Образец 2», «Образец 3».

Опыт показал, что только в образце 2 нет посторонних примесей.

Опыт 2. Обнаружение жирных кислот

Во всех шоколадках содержится жир

Опыт 3. Обнаружение углеводов

Встряхнули пробирку и увидели ярко – синее окрашивание. В шоколаде есть сахароза.

Опыт 4. Обнаружение белка
В пробирки насыпали шоколад, добавили воды. Встряхнули и отфильтровали. Галина Николаевна, соблюдая осторожность, добавила 0,5 мл азотной кислоты.

Смесь нагрели. Увидели желтое окрашивание, доказали, что состав шоколада входят белки (Приложение 9).

 

Насыпаем шоколад Добавляем кислоту

Нагреваем Доказано – есть белок!

Приложение 12

Положили «Скитлс» на снег, на снегу остались разноцветные пятна. А в руках – белые конфетки.

Рассасывали конфеты. Язык окрасился.

Долго держали в зажатых ладошках. Ладошки тоже окрасились.

Завернули в белую мокрую салфетку. На салфетке появились разноцветные пятна.

Приложение 13

Мы решили узнать, какая конфета растворится, во рту, быстрее остальных и меньше всего навредит зубам.

Для эксперимента мы взяли несколько видов конфет:

• леденцовая карамель

• обычная карамель,

• шоколадная конфета,

• ирис.

Ребятам понравился эксперимент, потому, что все конфеты они, с удовольствием, съели.

Быстрее всего растворился шоколад за 1м 30сек.

Карамель растворилась за 3м.

Леденцовая карамель растворялась долго – 10 минут.

Ирис растворяться не хотел, а только лип к зубам, растворился полностью за 2 минуты.

Из этого опыта я поняла, что карамель растворяется во рту очень долго. И все это время во рту образуется кислота, разрушающая зубы

Меньше всего навредит зубам – шоколад, это показал наш эксперимент.

Приложение 14

Доказали, что в составе конфет присутствует жир и крахмал

Чтобы доказать, что в состав конфет входит кислота, взяли 3 разные конфеты:

Карамель с ягодным вкусом, леденцовую карамель, ирис. Налили воды, размешали, добавили пищевой соды. Увидели, что вода вспенилась в стакане, где находилась карамель и леденец. Это доказывает, что в состав входит кислота.

Приложение 15

Какой мармелад самый полезный

Мы положили мармеладные конфеты в простую воду, в мыльный раствор, в раствор перекиси, в жидкость для снятия лака, в солевой раствор, лимонную кислоту.

Название раствора

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Образец 4

простая вода

Разбух, растворился, окрасил.

Разбух, не растворился, окрасил.

Разбух, растворился, окрасил.

Разбух , не растворился, окрасил .

мыльный раствор

Без изменений.

Без изменений.

Без изменений.

Без изменений.

раствор перекиси

Увеличился, окрасился, растворился,

Увеличился, окрасился, не растворился. Стал прозрачным.

Увеличился, окрасился, растворился.

Увеличился, окрасился, растворился. Стал прозрачным.

жидкость для снятия лака

Разбух, растворился.

Разбух, не растворился

Разбух, растворился

Разбух, растворился

солевой раствор

Разбух, растворился, окрасил.

Разбух, не растворился, окрасил.

Разбух, растворился, окрасил.

Разбух, не растворился, окрасил.

лимонная кислота

Растворились полностью.

За 24 ч. не растворились.

Растворились полностью.

За 24 ч. не растворились.

Вывод сделала такой: самый полезный образец 1.

Приложение 16

Влияние красителей на живые организмы

Я взяла два одинаковых цветка, поставила одновременно в воду. Цветы завяли на 15 день.

Два других цветка я тоже одновременно поставила в воду, но в один стакан добавила пищевой краситель. Цветок в стакане с красителем, завял через 4 дня.

Вывод: пищевые красители вредны для живых организмов.

Приложение 17

Конфеты по бабушкиному рецепту, приготовила сама

Вкуснейшие конфеты!!!!

Приложение 18

Как правильно выбрать конфеты:

Конфета:

Должна как можно меньше по времени находиться во рту, пока ее ешь.

Не должна быть кислой.

Не должна прилипать к зубам.

Должна содержать мало сахара.

Может содержать много какао.

Может содержать фрукты, ягоды или сухофрукты

Просмотров работы: 34