Удивительный ластик

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удивительный ластик

Куляпина С.С. 1
1МБОУ СОШ № 91
Семакина Т.В. 1
1МБОУ СОШ №91
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Однажды я услышала такую загадку «Если ей работу дашь – зря трудился карандаш». Я сразу нашла ответ: это ластик, или стирательная резинка. Меня сразу заинтересовало, каким образом ластик стирает линии, может ли он бесследно стереть написанное шариковой ручкой? Какие ещё предметы могут стирать карандашные линии? Эти вопросы легли в основу данной исследовательской работы. 

Цель: изучить материалы на интересующую тему, экспериментальным путем определить свойства ластика.

Гипотезы:

  1. Ластик может одинаково легко удалять с бумаги след, оставленный и карандашом, и шариковой ручкой;

  2. Ластик можно изготовить своими руками.

Задачи:

1. Изучить историю ластика;

2. Узнать разновидности ластика;

3. Провести исследование взаимодействия ластика с простым и цветным карандашом, шариковой ручкой.

4. Изготовить ластик своими руками;

5. Сделать выводы на основе полученных данных.

Методы работы:

1. Изучение литературы по данной теме;

2. Наблюдение за объектом исследования;

3. Проведение опытов;

4. Анализ результатов и выводы по проведенному исследованию.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАСТИКА

В Толковом словаре русского языка Н.Ожегова дается следующее определение «Ластик - кусочек специально обработанной резины для стирания написанного, нарисованного».

История ластика, при помощи которого стираются карандашные надписи, насчитывает уже более двух веков. Ранее данную функцию исполнял хлебный мякиш.

Первооткрывателями ластика можно назвать ацтеков и народы майя. Они собирали смолу, которую вырабатывало вечнозеленое растение гевея (см. рис.1).

Рисунок 1

Туземцы называли его «плачущим деревом», а выделяемую ими смолу – «слезами Каа-о-чу» и использовали для крепления украшений на тело и изготовления посуды.

В конце 15 века в Европу и Америку впервые завез каучук Христофор Колумб из своих экспедиций (см. рис.2).

Рисунок 2

15 апреля 1770 года британский ученый Джозеф Пристли случайно заметил, что натуральный каучук способен стирать следы карандаша (см. рис.3).

Рисунок 3

В 1839 году американец Чарльз Гудьир смешал каучук с серой и получил резину. Именно после этого резиновый ластик получил широкое распространение (см. рис.4).

Рисунок 4

В наше время ластики по-прежнему делаются из каучука, но только искусственного. Его добывают не из сока тропических деревьев – тогда ластики были бы очень дорогими, - а из обыкновенной картошки или опилок. Делают каучук и из нефти. Чтобы ластики лучше стирали, к каучуку примешивают мел.

Каким образом ластик стирает карандаш?

Следы карандаша – не что иное, как мельчайшие частицы графита. При трении резинки о бумагу возникает электростатическое напряжение. Благодаря чему к частицам ластика и прилипают графитовые частицы (см. рис.5).

Рисунок 5

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАСТИКА

  1. Каучуковые (резиновые) ластики (см. рис.6).

Они обычно предназначены для удаления линий, оставленных черно-графитовыми или цветными карандашами, и для удаления чернильных линий. Для карандашей мягкие и крошащиеся, чтобы маленькие кусочки ластика отделялись во время стирания. Для удаления чернильных линий ластик должен быть твердым.

Все каучуковые ластики со временем становятся тверже. Чем больше ластик находится на открытом воздухе или на солнце, тем быстрее это происходит.

  1. Синтетические ластики (см. рис.6).

Иногда их называют «пластиковыми», изготавливаются из мягких материалов. Такими ластиками можно стирать простой и цветные карандаши. Для удаления линий с поверхности требуется меньшее количество движений, а сами частички легко смахиваются с рабочей поверхности.

Рисунок 6

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛАСТИКА С ПРОСТЫМ И ЦВЕТНЫМ КАРАНДАШОМ, ШАРИКОВОЙ РУЧКОЙ

Опыт 1. Ластик и карандаш.

Цель: исследовать взаимодействие ластика с карандашным грифелем (см. рис.7).

ШАГ 1. Пишу на листе бумаги свое имя и рассматриваем под микроскопом.

ШАГ 2. При помощи микроскопа мы хорошо видим волокна бумаги и следы, оставленные на них грифелем карандаша. Эти следы состоят из мельчайших частичек графита, которые застряли в верхнем слое бумаги.

ШАГ 3. Беру стирательную резинку и прохожусь пару раз по своей надписи. Снова рассматриваем бумагу под микроскопом.

ШАГ 4. Под микроскопом хорошо видим, что следов на бумаге практически не осталось.

ВЫВОД: стирательная резинка может бесследно удалить следы простого карандаша на бумаге.

Рисунок 7

Опыт 2. Ластик и цветные карандаши.

Цель: исследовать взаимодействие ластика с цветными карандашными грифелями (см. рис.8).

ШАГ 1. Пишу на листе бумаги слово цветным карандашом и рассматриваем под микроскопом.

ШАГ 2. При помощи микроскопа мы хорошо видим волокна бумаги и следы, оставленные на них грифелем карандаша.

ШАГ 3. Беру стирательную резинку и прохожусь пару раз по надписям. Снова рассматриваем бумагу под микроскопом.

ШАГ 4. Под микроскопом хорошо видим, что следов на бумаге практически не осталось.

ВЫВОД: стирательная резинка может практически бесследно удалить следы цветного карандаша на бумаге.

Рисунок 8

Опыт 3. Ластик и шариковая ручка.

Цель: Исследовать взаимодействие ластика с чернилами шариковой ручки (см. рис.9).

ШАГ 1. Делаю надпись на листе бумаги шариковой ручкой.

ШАГ 2. При помощи микроскопа хорошо видим волокна бумаги и следы, оставленные на них чернилами от шариковой ручки. Эти следы глубоко впитались в бумагу.

ШАГ 3. Беру ластик и провожу им пару раз по своей надписи. Без микроскопа видно, что следы чернил остались. Чтобы их удалить, мы приложили много сил, но полностью следы удалить не получилось.

ВЫВОД: Обычная стирательная резинка не может полностью удалить след от чернил шариковой ручки.

Рисунок 9

    1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛАСТИКА СВОИМИ РУКАМИ

Эксперимент 1

В интернете мы увидели очень интересный рецепт изготовления ластика. Для него нам понадобились: силиконовый герметик, кукурузный крахмал (можно заменить картофельным), гуашь, перчатки (чтобы не испачкать руки).

Должна получиться однородная масса, из которой можно сформировать любую желаемую форму будущего ластика и оставить высыхать. Мне очень хотелось сделать ластик красивый, интересный, необычный. Вот что у нас получилось (см. рис.10).

Рисунок 10

С задачей стереть линию, проведенную карандашом, ластик справился не очень хорошо, а линия, проведенная ручкой, не стерлась совсем.

Эксперимент 2

Еще один интересный способ изготовления ластика из клеевого пистолета мы увидели тоже в интернете. Можно нанести каплю раствора термоклея на кончик карандаша и получится карандаш с резинкой на кончике или придать с помощью термоклея любую форму будущему ластику и дать время высохнуть (см. рис.11).

С задачей ластик справился достаточно неплохо. Но для этого необходимо приложить усилия, а линия проведенная ручкой, не стерлась.

Рисунок 11

Эксперимент 3

Как сделать ластик из меламиновой губки, мы подсмотрели в интернете. Нам понадобились: сама губка, ножницы, немного воды.

Из губки надо вырезать ластик, смочить совсем чуть-чуть водой – ластик готов! В источнике обещали, что такая губка справится не только с карандашом, но и удалит чернила от шариковой ручки (см. рис.12).

Действительно, стирает все. Вместе с верхним слоем бумаги.

Рисунок 12

Наши гипотезы подтвердились частично. Ластики можно изготовить своими руками, но по своим качествам они сильно уступают фабричным стирательным резинкам. Ластик не может одинаково легко удалять с бумаги след, оставленный и карандашом, и шариковой ручкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные нами задачи выполнены: изучив специальную литературу, мы узнали историю появления ластика. Цели в работе достигли: выявили основные свойства ластика, узнали, как происходит процесс стирания ластиком карандашной линии и линии, выполненной шариковой ручкой, провели практическую работу. Не все наши гипотезы подтвердились. Но мы точно узнали, что только резиновые предметы могут стирать карандашные линии.

В благодарность ластику в Японии действует даже специальный музей, где представлено более 400 видов стирательных резинок. А в Соединенных Штатах Америки стоит памятник ластику (см. рис.13)..15 апреля всех нас можно поздравлять с праздником – Международным днем Днем ластика.

Рисунок 13

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=12920

2. http://zanimayka.ru/stati-dlya-roditeley/istorija-sozdanija-lastika-ili-slezy-kaa-o-chu/

3. https://ru.strephonsays.com/pen-and-vs-pencil-7309

4.http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/glazami_rebjonka/pochemu_lastik_stiraet_karandash/6-1-0-70

Просмотров работы: 48